Урок русского языка во 2 классе "Составление текста по названию и опорным словам". Программа "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Волошина Людмила Алексеевна

Урок русского языка во 2 классе на тему:"Составление текста по названию и опорным словам". Программа "Начальная школа XXI века" На данном уроке обобщаются знания учащихся о тексте и его основных признаках, закрепляются такие  понятия как «текст», «тема текста», «главная мысль», «опорные слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk._yazyka_voloshina.doc82 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.93 МБ
Файл kartochki_s_zadaniyami.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

                                                                  Конспект урока по русскому языку

во 2в классе

Тема урока:

«Составление текста по названию и опорным словам»

                                                                                                                                                                                        Подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Волошина Людмила Алексеевна

                                                                                           

                                                                   

г. Энгельс

2016

Учебный предмет- русский язык

Класс – 2

УМК «Начальная школа XXI век»

Тема: «Составление текста по названию и опорным словам»

Дидактическая цель: создать благоприятные условия для обобщения знаний учащихся о тексте и его основных признаках, закрепления понятий «текст», «тема текста», «главная мысль», «опорные слова»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи: 

  образовательная:

- закреплять умение работать с текстом;

-учить кратко излагать текст, выделяя ключевые слова, и составлять свой текст с предложенным заголовком и ключевыми словами;

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 - осуществлять синтез как составление целого из частей

  развивающая:

-развивать умения устно выражать свои мысли,

-развивать умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-развивать мыслительную деятельность, культуру речи, воображение;

- формулировать собственное мнение и позицию

  воспитательная:

-воспитывать любовь к родному языку, природе,

       -побудить учащихся задуматься о том, что нельзя просто так вторгаться в мир природы;    

       - воспитывать нравственно-эстетические основы гражданственности и  человечности.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): формировать умение составлять текст по опорным словам, готовить к работе над планом текста;

Личностные (Л): содействовать сознанию ценностей изучаемого предмета; наличие мотивации к бережному отношению к природе, высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя ; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Методы обучения: словесный, иллюстративный  и практический

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,  индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения:

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко JI.B., Романова В.Ю. Учебник «Русский язык» для 2 класса, – М.: Вентана – Граф, 2013.-Ч.1,2

- ИКТ: мультимедийный проектор,  презентация к уроку.

       - карточки для индивидуальной работы  (№1 и №2)

       -творческие работы учащихся

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Доброе утро, ребята!
Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. - Вот с таким настроением мы и начнем нашу работу.

Подготовка класса к работе.

2.

3

Актуализация знаний

и  фиксация затруднений в деятельности

(постановка учебной задачи)

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности .

1.  Введение в тему урока. 

Тест «Верные и неверные высказывания».

- Я вам буду читать высказывания, а вы должны определить верное это высказывание или неверное.

1. Текст состоит из предложений.                                                                                        +

2. К тексту нельзя придумать заглавие.                                                                               –

3. Все предложения в тексте имеют границы.                                                                     +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.                          –

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.                                                           +

6. Текст можно разделить на части.                                                                                      +

7. Каждая часть текста записывается с  красной строки.                                                    +

 

2. Определение признаков текста.

-Послушайте … Слайд №1

Берегите всё живое на Земле!

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

 Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

 Ведь небо без птиц - не небо,

а море без рыб не море,

а земля без зверей не земля.

-Докажите, ребята, что перед вами текст, а не просто набор предложений.

Слайд №2.

 -Продолжи предложения:

Текст имеет…

В тексте всегда есть…

Текст можно…

Текст можно разделить на…

Предложения и части текста…

Слайд №3-4

Загадка.

В густом лесу под ёлками,

осыпанным листвой,

лежит клубок с иголками,

колючий и живой.

Слайд №5.

               Ёжик.

  • Гриша, Вася, в лесу
  • нашли, ёжика
  • взяли, домой
  • стал, скучать, ничего, не ел

- Что вы видите?

-Сколько частей будет в нашем тексте?

 Как он называется? Какова его основная мысль?

Устное выполнение теста учащимися (фронтальная работа)

Чтение текста подготовленным учащимся

Дети доказывают, что перед ними текст. Слайд №1

Высказывания детей.

Дети подводят итог, продолжая предложения о тексте

Слайд №2.

Чтение учащимися загадки, отгадывание

Слайд №3-4

4.

5.

6.

7.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Первичное закрепление во внешней речи.

Самостоятельная работа учащихся.

Рефлексия деятельности (итог урока)

1. Формирование умений по ключевым словам, заглавию и основной мысли восстанавливать текст. Выполняется фронтально.

2. Постановка учебной задачи.

-Вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока?

 -Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его задачи.

3. Составление устного  текста по заглавию и опорным словам

-А что мы называем опорными словами?

Слайд №7.

Прочитайте опорные слова первой части.

Какие предложения мы можем составить?

Гриша и Вася были в лесу. Ребята собирали грибы.

Слайд №8.

Под старым пнем, они нашли ёжика.

Слайд №9.

Мальчики взяли его домой.

Слайд №10.

Ёж  стал скучать. Он ничего не ел.

Слайд №11

Составление заключительного предложения.

4. Составление заключительного предложения.

Слайд №12 - 13

Составление заключительного предложения.

Ребята отнесли ёжика обратно в лес.

До свидания, колючий друг!

5. Словарная работа. Слайд №14

  • Гриша, Вася, в лесу    
  • нашли, ёжика
  • взяли, домой
  • стал, скучать
  • ничего, не ел

  • были, и
  • они
  • мальчики, его
  • ёж
  • он
  • ёжика

Ребята отнесли ёжика обратно в лес

До свидания, колючий друг!

6. Подведём итоги первого этапа урока.

Слайд №15

5. Практическая работа. Учащиеся самостоятельно записывают текст.

6.Чтение творческих работ, выполненных детьми  

7 Работа в парах.

- Выбери, какая пословица подходит к этому тексту?

  • Хорошо в лесу, береги его красу.
  • Кто лес любит и знает, тому он помогает.
  • Сгубить легко, да душе каково?
  • Лес без зверей, что изба без людей.

2. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Мне понравилось…. Я доволен своей работой.
- Мне было трудно…

3. Выставление оценок.

4. Домашнее задание

Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).

Дети читают, отвечают устно, затем сравнивают свой ответ с написанным на слайде определением опорных слов.

Составление текста учащимися с использованием опорных слов и наводящих вопросов учителя.

Учащиеся строят свои предположения, каким может быть заключительная часть текста.

.

Физминутка.

Дети читают примерный текст, который они только что коллективно составили.

Самостоятельно записывают текст с использованием опорных слов (КАРТОЧКА №1)

Учащиеся работают в парах. (КАРТОЧКА №2)

Дети выбирают пословицу, объясняют свой выбор

Используемые источники:

1..Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко JI.B., Романова В.Ю. Учебник «Русский язык» для 2 класса, – М.: Вентана – Граф, 2013.-Ч.1,2

2.  Методические пособия по русскому языку  "Русский язык. 2 класс. Комментарии к урокам. ФГОС" Иванов, Кузнецоваs/29

/ 3.d3a27a19f085c59140f6199662cebad5

4. http://www.sochuroki.com/poslovicy-i-pogovorki-o-zhivotnyx/

5. 32_2030_b31db9355ce5e67a1a02a49aa4f3f81b


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Загадка В густом лесу под ёлками, осыпанным листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой.

Слайд 5

Ёжик. Гриша, Вася, в лесу нашли, ёжика взяли, домой стал, скучать ничего, не ел

Слайд 6

Опорные слова - слова, по которым можно догадаться о содержании текста

Слайд 7

Как связываются предложения в тексте?

Слайд 8

Гриша, Вася, в лесу

Слайд 9

нашли, ёжика

Слайд 10

взяли, домой

Слайд 11

стал, скучать ничего, не ел

Слайд 12

Составление заключительного предложения

Слайд 13

Ребята отнесли ёжика обратно в лес. До свидания, колючий друг!

Слайд 14

Ёжик Г риша, В ася, в л е су н а шли, ёж и ка взяли, д о мой стал, скуч а т ь н и ч е го, н е е л были, и о ни мал ь чики, е го ё ж он ёж и ка Р е бята о тнесли ёж и ка о братн о в лес. До св и дани я , к о лючий дру г !

Слайд 15

Ёжик Гриша и Вася были в лесу. Ребята собирали грибы. Под старым пнем они нашли ёжика. Мальчики взяли его домой. Ёж стал скучать. Он ничего не ел. Ребята отнесли его обратно в лес. До свидания, колючий друг!



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА№1

Ёжик.

  • Гриша, Вася, в лесу    
  • нашли, ёжика
  • взяли, домой
  • стал, скучать
  • ничего, не ел

  • были, и
  • они
  • мальчики, его
  • ёж
  • он
  • ёжика

Ребята отнесли ёжика обратно в лес.

КАРТОЧКА№1

Ёжик.

  • Гриша, Вася, в лесу    
  • нашли, ёжика
  • взяли, домой
  • стал, скучать
  • ничего, не ел

  • были, и
  • они
  • мальчики, его
  • ёж
  • он
  • ёжика

Ребята отнесли ёжика обратно в лес

КАРТОЧКА№1

Ёжик.

  • Гриша, Вася, в лесу    
  • нашли, ёжика
  • взяли, домой
  • стал, скучать
  • ничего, не ел

  • были, и
  • они
  • мальчики, его
  • ёж
  • он
  • ёжика

Ребята отнесли ёжика обратно в лес

КАРТОЧКА№2

- Выбери, какая пословица подходит к этому тексту?

  • Хорошо в лесу, береги его красу.
  • Кто лес любит и знает, тому он помогает.
  • Сгубить легко, да душе каково?
  • Лес без зверей, что изба без людей.

КАРТОЧКА№2

- Выбери, какая пословица подходит к этому тексту?

  • Хорошо в лесу, береги его красу.
  • Кто лес любит и знает, тому он помогает.
  • Сгубить легко, да душе каково?
  • Лес без зверей, что изба без людей.

КАРТОЧКА№2

- Выбери, какая пословица подходит к этому тексту?

  • Хорошо в лесу, береги его красу.
  • Кто лес любит и знает, тому он помогает.
  • Сгубить легко, да душе каково?
  • Лес без зверей, что изба без людей.

КАРТОЧКА№2

- Выбери, какая пословица подходит к этому тексту?

  • Хорошо в лесу, береги его красу.
  • Кто лес любит и знает, тому он помогает.
  • Сгубить легко, да душе каково?
  • Лес без зверей, что изба без людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен прилагательных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: познакомить с правилом о правописании О/Е в окончаниях прилагательных после шипящих....

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Составляем текст по плану».На уроке  будут отрабатываться умения продолжать текст по заданному плану при наличии пе...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Учимся составлять план текста».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Учимся составлять план текста». На этом уроке русского языка для 2 класса мы будем продолжать работу над составлением пл...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Знакомство с буквой Б" УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Знакомство с буквой Б" УМК "Начальная школа XXI века"...

Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст по заголовку и ключевым словам текста и абзацев; развитие умен...