Конспект урока русского языка "Словосочетания" - 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по теме для расширения кругозора учащихся. Цель урока: учащиеся смогут научится отличать словосочетания от сочетаний слов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Словосочетания»
- Организационный момент.
Поприветствуем всех, кто нашёл время и пришёл к нам на урок и с хорошим настроением принимаемся за работу.
Начинаем наш урок
Всё пойдёт сегодня впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
Девиз нашего урока (СЛАЙД) - Наблюдать, думать, изучать, запоминать.
2.Актуализация знаний
-Посредством чего мы с вами общаемся- (с помощью речи)
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения из слов)
Любые слова образуют предложение? (связанные по смыслу грамм. признаками)
Как называются слова, связанные по смыслу подчинительной связью? (Словосочетания)
Как мы узнаём словосочетание? (от главного слова задаём вопрос к зависимому слову) САМООЦЕНКА -Как вы ответили на все мои вопросы-покажите мне условным цветом.
Введение в тему. Прочитайте записи (СЛАЙД)
словосочетания сочетания слов
Как вы думаете, эти термины обозначают одно и то же? Как записаны? (предположения детей: сложное слово из 2ух корней, в 2 слова)
- Как вы думаете,все ли соединения слов являются словосочетаниями?
- Мнения разные, следовательно, ответить на этот вопрос мы пока не можем, что необходимо для этого? (получить новые знания)
-Попробуйте определить тему нашего урока – Словосочетание
Какие же задачи перед нами будут стоять? - СЛАЙД
1.Продолжить наблюдение за словосочетаниями
2.Узнать какие соединения слов не являются словосочетаниями
3.Открытие нового знания.
Что записано, прочитайте (предложение)
- Ласковый и тёплый лучик солнца заглянул в класс.
Спишите в тетрадь и дайте характеристику этого предложения (повест., невоскл., распр., с однор. чл.)-Провеим
Вспомним, что такое словосочетание?- СЛАЙД
Я выписала соединения слов. Все ли эти они – являются словосочетаниями?СЛАЙД
Работаем в паре, обсуждаем и выписываем словосочетания.
Проверяем: лучик тёплый
лучик ласковый
лучик солнца
заглянул в класс
Докажите, что это словосочетания - есть главное слово, от которого задаём вопрос к зависимому слову.
-Прочитайте те соединения слов, которые не выписали:ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ
лучик заглянул – грамматическая основа
ласковый и тёплый – (слова отвечают на один и тот же вопрос, одно от другого не зависит) – однородные члены предложения
Можно ли назвать однородные члены словосочетаниями? Ваше мнение…
Проверим ваши предположения.
-Учебник стр.109.-рубрика «Давай подумаем»
Выписываем:
рассказ и стихотворение
бросил, но не попал
смех и голоса
Читаем правило. Вывод: однор.чл. предложения -не являются словосочетаниями, они связаны сочинительной связью–СЛАЙД
3.Применение знаний стр.110 упр.2
1 ряд-1столбик; 2-2; 3-3 (у доски 3 человека)
Проверка на доске, в тетрадях САМООЦЕНКА.
Физ. минутка
Мы немного отдохнём, и на всё ответ найдём.
На носочки встанем, ручки вверх потянем.
Прочитайте стихотворение СЛАЙД
Марк у доски повесил нос, Готов сквозь землю провалиться.
Краснеет до корней волос. О чём же думал он вчера,
Он в этот час, как говорится, Когда баклуши бил с утра?
Найдите фразеологизмы и объясните их значение Проверка - СЛАЙД
Повесил нос – расстроился, огорчился, опечалился
Краснеет до корней волос - стыдится
Сквозь землю провалиться -спрятаться
Бил баклуши – бездельничал, ленился
Какую цель преследовал автор, используя фразеологизмы? Для чего фразеологизмы используют в речи? (речь яркая, образная, точная, знание фразеологизмов повышает культуру речи)
Как вы думаете, являются ли фразеологизмы словосочетаниями?
Обратимся за разъяснениями к учебнику – рубрика «Давай подумаем»
Применение знаний-упр.3 стр.111 Самостоятельно
Проверка. Сколько словосочетаний-4, остальные фразеологизмы
ломать игрушку, гороховый суп, работать в саду, спать на диване
-Объясните, почему не выписали другие сочетания.
Ломать голову - (думать); чучело гороховое (нелепый человек);
работать спустя рукава (плохо); спать без задних ног (крепко)- фразеологизмы не являются словосочетаниями.
САМООЦЕНКА
4.Обобщение.
Объедините в группы данные сочетания слов стр.112 упр.4
Найди лишнее и докажи, составь с ним словосочетание.
Громко, тихо, неслышно, бесшумно т.к. не является синонимом
Белок, белый, белка,белить, - не является однокоренным
Шоссе, дорога, такси, кино-склоняется (изменяет окончание)
Веселье, грусть, весёлый.радость, - не сущ.
ТЕСТ.
Выбирайте порядковые № и записывайте цифрой словосочетание, затем пары слов, которые не являются словосочетаниями. У вас должно получиться 2 числа
САМООЦЕНКА
Итог урока.
Какое открытие сделали? Не все сочетания слов называют словосочетаниями.
Однородные члены, грам. основа и фразеологизмы не являются словосочетанием.
Встаньте те, кто пока не очень уверен в своих знаниях - требуется помощь…
-кто отлично справлялся со всеми заданиями и так себя оценивает…
Завершить урок хочу такими словами:
«Мы ошибок не боимся, вместе будем исправлять»
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.
2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами» 3 класс Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
1 -10 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"
Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...
10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"
10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...
21 -33 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"
21 -33 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Домашние питомцы"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 28.02.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...
Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " В универсаме"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 04.04.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...