Конспект урока русского языка "Словосочетания" - 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мусаева Инна Юрьевна

Урок по теме для расширения кругозора учащихся. Цель урока: учащиеся смогут научится отличать словосочетания от сочетаний слов . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок русского языка «Словосочетания»

  1. Организационный момент.

Поприветствуем всех, кто нашёл время и пришёл к нам на урок и с хорошим настроением принимаемся за работу.

Начинаем  наш урок

Всё пойдёт сегодня впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать

Девиз нашего урока (СЛАЙД) - Наблюдать, думать, изучать, запоминать.

2.Актуализация знаний

-Посредством чего мы с вами общаемся- (с помощью речи)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения из слов)

Любые слова образуют предложение? (связанные по смыслу грамм. признаками)

Как называются слова, связанные  по смыслу подчинительной связью? (Словосочетания)

Как мы узнаём словосочетание? (от главного слова задаём вопрос к зависимому слову) САМООЦЕНКА -Как вы ответили на все мои вопросы-покажите мне условным цветом.

Введение в тему.  Прочитайте записи (СЛАЙД)

словосочетания                 сочетания  слов

Как вы думаете,  эти термины обозначают одно и то же? Как записаны? (предположения детей: сложное слово из 2ух корней,  в 2 слова)

- Как вы думаете,все ли соединения слов являются словосочетаниями?

- Мнения разные, следовательно, ответить на этот вопрос мы пока не можем, что необходимо для этого? (получить новые знания)

-Попробуйте определить тему нашего урока – Словосочетание

Какие же задачи перед нами будут стоять? - СЛАЙД

1.Продолжить наблюдение за словосочетаниями

2.Узнать какие соединения  слов  не являются словосочетаниями

3.Открытие нового знания.

Что записано, прочитайте (предложение)

-  Ласковый и тёплый лучик солнца заглянул в класс.

 Спишите в тетрадь и дайте характеристику этого предложения (повест., невоскл., распр., с однор. чл.)-Провеим

Вспомним, что такое словосочетание?- СЛАЙД

Я выписала соединения слов. Все ли эти  они – являются словосочетаниями?СЛАЙД

Работаем в паре, обсуждаем и выписываем словосочетания.

Проверяем: лучик тёплый

                    лучик ласковый

                    лучик солнца

заглянул в класс

Докажите, что это словосочетания - есть главное слово, от которого задаём вопрос к зависимому  слову.

-Прочитайте те соединения слов, которые не выписали:ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ

лучик заглянул – грамматическая основа

ласковый и тёплый – (слова отвечают на один и тот же вопрос, одно от другого не зависит) – однородные члены предложения

Можно ли назвать однородные члены словосочетаниями? Ваше мнение…

Проверим ваши предположения.

-Учебник стр.109.-рубрика «Давай подумаем»

Выписываем:

 рассказ и стихотворение

бросил, но не попал

смех и голоса

Читаем правило. Вывод: однор.чл. предложения -не являются словосочетаниями, они связаны сочинительной связью–СЛАЙД

3.Применение знаний  стр.110 упр.2  

1 ряд-1столбик; 2-2; 3-3 (у доски 3 человека)

Проверка на доске, в тетрадях САМООЦЕНКА.    

Физ. минутка

Мы немного отдохнём, и на всё ответ найдём.

На носочки встанем, ручки вверх потянем.

Прочитайте стихотворение      СЛАЙД

Марк у доски повесил нос,                           Готов сквозь землю провалиться.

Краснеет до корней волос.                           О чём же думал он вчера,                    

Он в этот час, как говорится,                        Когда баклуши бил с утра?

Найдите фразеологизмы и объясните их значение   Проверка - СЛАЙД

Повесил нос – расстроился, огорчился, опечалился

Краснеет до корней волос - стыдится

Сквозь землю провалиться -спрятаться

Бил баклуши – бездельничал, ленился

Какую цель преследовал автор, используя фразеологизмы? Для чего фразеологизмы используют в речи? (речь яркая, образная, точная, знание фразеологизмов повышает культуру речи)

Как вы думаете, являются ли фразеологизмы  словосочетаниями?

Обратимся за разъяснениями к учебнику – рубрика «Давай подумаем»

Применение знаний-упр.3 стр.111 Самостоятельно

Проверка.  Сколько словосочетаний-4, остальные фразеологизмы

 ломать игрушку, гороховый суп, работать в саду, спать на диване

-Объясните, почему не выписали другие сочетания.

Ломать голову - (думать); чучело гороховое (нелепый человек);

работать спустя рукава (плохо); спать без задних ног (крепко)- фразеологизмы не являются словосочетаниями.

САМООЦЕНКА

4.Обобщение.

Объедините в группы данные сочетания слов стр.112 упр.4

Найди лишнее и докажи, составь с ним словосочетание.

Громко, тихо, неслышно, бесшумно т.к. не  является синонимом

Белок, белый,  белка,белить, - не является однокоренным

Шоссе, дорога, такси, кино-склоняется (изменяет окончание)

Веселье, грусть, весёлый.радость,  - не сущ.

ТЕСТ.

Выбирайте порядковые  №  и записывайте цифрой словосочетание, затем пары слов, которые не являются словосочетаниями. У вас должно получиться 2 числа

САМООЦЕНКА

Итог урока.

Какое открытие сделали? Не все сочетания слов называют словосочетаниями.

Однородные члены, грам. основа и фразеологизмы не являются словосочетанием.

Встаньте те,  кто пока  не очень уверен в своих знаниях - требуется помощь…

-кто отлично справлялся со всеми заданиями и так себя оценивает…

Завершить урок хочу  такими словами:

«Мы ошибок не боимся, вместе будем исправлять»

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

1 -10 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...

10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...

21 -33 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

21 -33 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Домашние питомцы"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 28.02.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...

Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " В универсаме"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 04.04.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...