1 -10 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx26.29 КБ
Файл urok_2.docx20.28 КБ
Файл urok_3.docx24.09 КБ
Файл urok_4.docx21.13 КБ
Файл urok_5.docx21.96 КБ
Файл urok_6.docx22.01 КБ
Файл urok_7.docx20.86 КБ
Файл urok_8.docx23.57 КБ
Файл urok_9.docx23.02 КБ
Файл urok_10.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1
КТО ТАКОЙ ХУДОЖНИК? ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ
РАБОТЫ КИСТЬЮ И КРАСКАМИ

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о художнике; создать условия для развития умения различать  характер  и  эмоциональные  состояния  в  природе  и  искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой); содействовать овладению приемами работы красками и кистью, необходимыми для создания осеннего пейзажа.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Искусство видеть и творить. Кто такой художник? Все, что художник наблюдает и чувствует, он рассказывает в своих работах – в картинах, рисунках, скульптуре. Установка на эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусств. Эмоционально-образная характеристика осени как времени года, определение отличия осеннего неба от летнего или весеннего; наблюдение за разнообразием их форм и цвета. С помощью цвета художник передает разное настроение, создает нужный образ, выражает свое отношение к миру. Прославление красоты осени поэтами. Понятие «пейзаж». Красками, фломастерами или карандашами превращаем рисунок в осенний пейзаж. Рабочее место ученика на уроках изобразительного искусства. Художественные материалы и приемы работы с ними. Правила работы на уроке. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов – акварель.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке изобразительного искусства и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска  необходимой  информации  (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта);

•  регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность,  удобство,  рациональность  и  безопасность  в  размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов;

•  коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли; взаимодействовать с учителем; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.

Личностные: овладевают способностью к творческому развитию; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству; проявляют интерес к предмету.

Тип урока: постановочный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы:

Зрительный ряд: П. Клее «Дороги и проселки», «Однажды возникнув во мгле ночи...», П. Пикассо «Хлеб и фрукты на столе», Дж. Моранди «Натюрморт», А. Бух «Осень», К. Моне «Стог сена в Живерни», В. Кандинский «Зимний пейзаж». Мультимедийная презентация «Осень».

Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», К. Бальмонт «Осень», З. Федоровская «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осенняя песня».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Вы за лето отдохнули,

Подросли, набрались сил.

– Дети, вы готовы к школе? –

Наш учитель нас спросил.

                        А. Марюхин

– Сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным. А знаете ли вы, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?

– На уроках изобразительного искусства вы будете учиться рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, в окружающем мире.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

II. Работа по теме урока.

– Давайте назовем некоторые инструменты, с которыми вы будете работать на уроках изобразительного искусства. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это.

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

                (Карандаш.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

                (Кисточка и краски.)

Если ей работу дашь,

Зря трудился карандаш.

                (Резинка.)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

                (Мел.)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

                (Кисточка.)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, красота.

                (Краски, цветные карандаши.)

Учитель знакомит с некоторыми правилами работы:

•  аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

•  смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

•  никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;

•  нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу»,
а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);

•  карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним жанром изобразительного искусства – пейзажем, будем учиться рисовать осенний пейзаж.

Живописцев, которые свое творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами. Художник умеет слушать мир – шум леса, звуки капели, жужжание пчел, журчание ручья, пение птиц.

Учитель обращает внимание на картины с изображением пейзажа.

– У каждого времени года свой характер, по которому мы его узнаем, – это краски, запахи, звуки.

– Какое сейчас время года?

– Ребята, послушайте, какие прекрасные стихи посвятили осени поэты К. Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

– Осень – самое изменчивое время года. Почти каждый день она меняет настроение, а вместе с ним и  свои цвета.

– Рассмотрите картину А. Буха «Осень».

– Какие у осени краски?

– Почему осень в это время года называют золотой?

– Художник ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осенью темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром, серебром. Этот пейзаж заключает в себе образ торжественной, радостной осени.

– Хорошая живопись, хорошая картина приобретает музыкальность, с  полотен  как  бы звучат мелодии. Ваше рассматривание картин будет сопровождать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня».

Просмотр презентации «Осень».

– Какое настроение эта картина выражает?

– Чем особенно понравился этот пейзаж?

 Физкультминутка

ПЛОВЦЫ

Вспомним лето. Мы на берегу реки...

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Три, два, один – плывем, как дельфин.

Качаясь на волне, плывем на спине.

Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.

III. Актуализация знаний.

Дидактическая игра «Угадай листок» (показ изображения листьев, дети определяют, какому дереву они принадлежат).

Анализ формы и цвета листьев.

– Какую форму имеет лист дуба, лист березы, лист клена?

– Какие цвета осенней листвы вы можете назвать?

– Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. Перед тем как приступить к рисованию по представлению (по памяти), необходимо представить, что вы хотите нарисовать, и определить композицию рисунка.

Композиция – расположение предметов на картине. Композиция помогает лучше передать замысел художника.

Этапы выполнения рисунка.

1. Композиция рисунка: определяем линию горизонта, определяем положение деревьев и их высоту, намечаем тропинку. Прорисовываем карандашом контуры всех предметов.

2. Работа с цветом. Заполнение рисунка цветом начнем с закрашивания неба. Помним, что ближе к земле небо будет светлее. Между небом и землей не оставляйте белых пустот. Далее закрашиваем землю, а потом стволы деревьев.

3. Прорисовывание деталей.

– Выполнять работу будем красками.

Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть радостными и печальными.

Акварельные краски были известны древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи этой краской на папирусах. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» – вода.

IV. Творческая практическая работа.

Рисование по теме «Осенний пейзаж».

Учитель оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении работы.

V. Итог урока. Рефлексия.

Организация выставки работ учащихся.

– Придумайте название выставки. («Осенняя фантазия», «Осенний вернисаж».)

– Спасибо вам за ваши добрые глаза, приветливые улыбки. А закончить наше с вами занятие я хотела бы снова улыбкой. Давайте улыбнемся друг другу.



Предварительный просмотр:

Урок 2
ЧЕМ И КАК РИСОВАЛИ ЛЮДИ

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о происхождении искусства; содействовать в выборе материала и инструментов для изображения; создать условия для развития умения изображать звуки окружающего мира и тишину.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства.

Опыт художественно-творческой деятельности. Формирование представлений о происхождении искусства. Как появилось изобразительное искусство? Наскальные рисунки: «Охотники», «Спящий бизон», «Бизон». Настроение и музыка в картинах.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; формулирование ответов на вопросы учителя; осуществление поиска информации в учебной литературе, книгах, журналах; логические – осуществление анализа рисунков, иллюстраций;

•  регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение; адекватно воспринимать информацию;

•  коммуникативные: уметь слушать собеседника, строить понятные высказывания.

Личностные: эмоционально-ценностно относятся к искусству.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы:

Зрительный ряд: К. Бриттов «В мае. Зазеленело» (фрагмент), М. Аветисян «Джаджур», А. Герасимов «После дождя», Р. Фальк «Бухта в Балаклаве», К. Моне «Стог сена». Мультимедийная презентация «Произведения изобразительного искусства».

Музыкальный ряд: С. Прокофьев «Прогулка».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

– Проверим, не забыли ли вы приготовить необходимые принадлежности к уроку.

Рисование не просто увлечение,

Это навыками овладение.

Мы учимся фантазировать, воображать,

Затем на бумаге акварелью изображать.

II. Работа по теме урока.

Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Что такое изобразительное искусство?».

– Что относится к изобразительному искусству?

– Где мы можем встретить произведения искусства?

– Кто из вас был в музеях?

– Какие произведения искусства мы можем видеть в музеях?

– Давайте совершим экскурсию по музею, где хранятся произведения искусства. Нашу экскурсию в музей сопровождает музыкальное произведение С. Прокофьева «Прогулка».

Просмотр презентации «Произведения изобразительного искусства» (презентацию учитель готовит самостоятельно).

– Вы видите, ребята, что художники пишут картины на разные темы. Это и пейзаж, и натюрморт, и портрет, и бытовой жанр, и многое другое.

– Расскажите, как появилось изобразительное искусство?

Рассматривание иллюстраций в учебнике.

– Как вы думаете, когда и кем были сделаны эти рисунки?

– Эти рисунки выполнены очень давно самыми первыми художниками в мире – древними людьми. Они жили в пещерах, охотились на животных, собирали плоды и ягоды. И об этом мы узнали на их рисунках. Такие рисунки невозможно поместить в музее, потому что они нарисованы на скалах. Наскальная живопись сохранилась до нашего времени.

 Физкультминутка

БАБОЧКА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

III. Творческая практическая работа.

– Художник должен слышать звуки окружающего мира, чувствовать запахи. Вслушайтесь в мир звуков. Попробуйте нарисовать эти звуки и тишину.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Организация выставки работ учащихся.

– Придумайте название выставки.

– Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен?

– Узнали ли вы что-либо новое?

– Попробуйте дать оценку уроку.



Предварительный просмотр:

Урок 3
ЗНАКОМСТВО С ПАЛИТРОЙ.
СОЗДАНИЕ СВОИХ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ

Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с гуашью, палитрой и формированию навыка с ней работать; содействовать развитию умения наблюдать за изменениями в природе, передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.

Образная сущность искусства. Опыт художественно-творческой деятельности. Азбука искусства. Цвет. Чем работает художник? Материалы, инструменты художника (краски, карандаши, тушь, фломастеры, кисти).  Палитра  художника,  на  которой  смешивают  краски,  чтобы  получать новые красивые цвета. Правила работы и обращения с художественными материалами. Гуашь. Кисть в руке художника. «Семья» кисточек. Техника работы с кисточкой. Времена года. Краски осени. Роль цвета в передаче разного настроения, создания нужного образа, выражения своего отношения к миру. Представление о роли изобразительного искусства в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.

Фантазия. Рассматривание «волшебных» камней. Эти красивые причудливые узоры похожи на сказочные дворцы, сады, подводное царство. А что эти узоры напоминают тебе? Рисование и раскрашивание «волшебных» камней во дворце Морского царя.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства; самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета объекта; логические – осуществление качественной характеристики объекта (репродукций), замены терминов (понятий) их определениями; анализ признаков объекта; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; постановка и решение проблем – сочинение красками сказки, рисование картины-фантазии;

•  регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий на карточках, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использованию художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания);

•  коммуникативные: уметь сотрудничать в художественных работах, полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об отношении к рассматриваемым репродукциям.

Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд: Ф. Васильев «Болото в лесу», А. Бух «Осень», П. Клее «Дороги и проселки», «Однажды возникнув во мгле ночи…». Мультимедийная презентация «Времена года в живописи».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Беседа с кукольным персонажем, ученым Хрюшей (учитель озвучивает роль Хрюши).

– Ребята, шел я по лесной тропинке и наткнулся на этот мешок. Ой, а здесь что-то написано. Кто прочитает?

Ученик.                        Не заглядывай в мешок,

                                Не надейся на глазок,

                                А рукою поводи,

                                Догадайся и скажи.

– Ребята, хотите помочь мне узнать, что в мешке?

Учитель проходит по рядам.

Игра «Что в мешке?».

Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный героем. Они ощупывают предмет, запоминают его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.

– Вы догадались, кто спрятался в мешке? А на бумаге вы можете изобразить  этот предмет?

II. Изучение нового материала.

Учитель предлагает рассмотреть картины, представленные на уроке, проводит беседу об изображенных временах года, красках осени, роли цвета в передаче разного настроения, создании нужного образа, выражении своего отношения к миру.

Просмотр мультимедийной презентации «Времена года в живописи».

– Вы хотите тоже уметь так рисовать?

– Начинать учиться рисовать легче гуашевыми красками.

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) – вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель.

– Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название «гуашь».

Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвет несколько выбеливается (высветляется), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.

Гуашью  можно  работать  не  только  на  бумаге,  но  и  на  грунтованном (неразмываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью.  Это  достигается  заменой  цинковых  белил  каолином,  меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной и звучной.

Гуашь – очень добрая краска, она позволяет быстро исправлять ошибки в рисунке. Если цвет не нравится, его можно закрасить другим цветом, и картина от этого не испортится. Гуашью можно рисовать сразу, без карандаша.

Гуашевые краски разводятся водой. При работе с красками желательно пользоваться палитрой.

– Что это такое?

– На палитре художник смешивает разные цвета для получения нужного оттенка. Палитра может быть из оргстекла, фанеры и иметь форму прямоугольника или овала.

 Физкультминутка

Вот помощники мои.

Их, как хочешь, поверни!

1, 2, 3, 4, 5 –

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот – рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише-тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

III. Творческая практическая работа.

– А что у нас было в волшебном мешочке?

Рассматривание «волшебных» камней.

– Эти красивые, причудливые узоры похожи на сказочные дворцы, сады, подводное царство.

– А что эти узоры напоминают тебе?

Рисование и раскрашивание «волшебных» камней во дворце морского царя.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Организация выставки работ учащихся «Фантазии детей».

– С какими трудностями вы столкнулись?

– Что нового сегодня узнали на уроке?



Предварительный просмотр:

Урок 4
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
С ПРИРОДОЙ, ЖИЗНЬЮ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о взаимосвязи изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств; создать условия для развития умения изображать солнце и тучу, передавать в рисунке свои наблюдения.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Образная сущность искусства.

Восприятие произведений искусства. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Искусство дарит людям красоту. Музеи. Государственная Третьяковская галерея в Москве. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Художник рисует то, что ему больше всего нравится: природу, вещи, людей, животных. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Эмоционально-образная характеристика осеннего неба, определение отличия облаков от туч (туча – это облако с дождем). Разнообразие форм и цвета облаков, особенности их движения по небу. Представление о пространстве: ближе – дальше. Какого цвета бывают тучи? Какие краски понадобятся, чтобы их нарисовать? Эмоционально-эстетическое восприятие природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; осуществление анализа образа грозовой тучи; постановка и решение проблем – поиск ответов на вопросы и нахождение путей решения проблемной задачи (как изобразить цветом грозовую тучу, которая ползет по небу и хочет закрыть солнышко?);

•  регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение;

•  коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений искусства.

Личностные: проявляют интерес и желание творить, фантазировать; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (как грозовая туча ползет по небу и хочет закрыть солнышко); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и природе.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы:

Зрительный ряд: мультимедийная презентация.

Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– В природе есть солнце. Оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, руки положите на стол ладонями вверх. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я мысленно направляю к ней лучик, который несет мир. Звездочка увеличилась. Направляю лучик, который несет любовь, – звездочка снова увеличилась. Направляю лучик с добром – звездочка стала еще больше.

Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку. Звездочка стала большой и превратилась в солнце. Откройте глаза. Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже – на солнышко или на темную тучу?

Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова: «Слов плохих не говорите, только добрые дарите».

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме урока.

– Идем в музей. (Заочное путешествие.) Люди приходят в музей, чтобы полюбоваться картинами, скульптурами любимых художников и увидеть новые, неизвестные работы.

В картине художник передает не только красоту мира, но и его звуки. Рассмотрите картины (А. Саврасов «Зима», Э. Дега «Танцовщицы», Ф. Малявин «Вихрь»). (Мультимедийная презентация, слайды 2–4.)

– Какую музыку вам бы хотелось послушать, глядя на них?

Слушание стихотворения А. Фета «Воздушный город».

– Сегодня мы будем рисовать солнышко и тучку, которая пытается закрыть солнце.

– Посмотрите на эти солнышки (на слайде изображено несколько солнышек). (Мультимедийная презентация, слайд 5.)

– Что бы вы могли сказать о каждом из них?

– Какое из них вам больше понравилось?

– Что общего у всех этих солнышек?

– Какую форму имеет солнышко?

– Сравните солнышко с тучкой.

– Какого цвета бывают тучи?

 Физкультминутка

– Для того чтобы нам отдохнуть, я предлагаю отправиться на лесную поляну и выполнить такие упражнения:

У нас славная осанка!

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Пойдем мягко, как лисята,

Ну а если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

III. Творческая практическая деятельность.

– Какого цвета бывают тучи? (Мультимедийная презентация, слайды 6–7.)

– Какие краски понадобятся, чтобы их нарисовать?

– Изобразите, как грозовая туча ползет по небу и хочет закрыть солнышко.

– Чтобы получились нужные цвета, используйте палитру.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

– Спасибо за занятие, ребята, приятно было с вами поработать. Молодцы!



Предварительный просмотр:

Урок 5
ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ.
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о художнике-живописце, композиции, иллюстрации; создать условия для освоения всей поверхности листа и ее гармоничного заполнения.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Восприятие произведений искусства. Виды художественной деятельности. Рисунок. Живопись.

Азбука искусства. Композиция.

Опыт художественно-творческой деятельности. Понятие «иллюстрация». Эмоционально-эстетическое восприятие произведений художников. Композиция. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Чудеса в народной и литературной сказке. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры, по памяти и представлению героев народных и литературных сказок (сказки А. С. Пушкина). Подводный мир.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений, художественных альбомов; описание картины, иллюстрации; логические – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов и выделение существенной информации; осуществление анализа и сравнения произведений искусства; умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте;  постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (рисование иллюстрации к сказке по представлению), самостоятельное создание способов ее решения; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия;

•  регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме;

•  коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, выслушивать мнения  своих  товарищей,  адекватно  использовать  речевые  средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.

Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности; выполняют моральные нормы.

Тип урока:комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, Б. А. Дехтерёва к сказкам Пушкина; В. Милашевский. Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конек-горбунок». Иллюстрации В. Васнецова к русским народным сказкам. Мультимедийная презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке:

Карандаши, краски, тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?  

II. Работа по теме урока.

– Художник, который работает красками, – это живописец. Художник, который рисует рисунки для книг, называется иллюстратором. На иллюстрациях художник изображает то, о чем говорится в книжке. Великим иллюстратором является В. М. Васнецов.

– Рассмотрите иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова. (Показывает иллюстрации.) В работах этого художника переплелись между собой вымысел и живая реальность. Многие из его картин на сюжеты сказок вы не раз видели. (Мультимедийная презентация, слайды 2–4.)

– Вы любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка – это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)

– Поиграем в игру «Отгадай сказку?».

– Сейчас, ребята, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идет речь.

Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд.

                                («Репка».)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом.

                        («Лиса и журавль».)

А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок!

                        («Маша и медведь».)

Ах ты, Петя-простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

                        («Петушок – золотой гребешок».)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

                        («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

                        («Снегурочка».)

Учитель организует просмотр иллюстраций И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, Б. А. Дехтерёва к сказкам Пушкина; иллюстраций В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-горбунок»; обращает внимание на отображение в живописи настроения, чувств автора, развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. (Мультимедийная презентация, слайды 5–11.)

– Создавая картину, художник использует всю поверхность листа: размещает объекты (людей, животных, предметы) так, чтобы им не было тесно или слишком свободно. Рассматриваем иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». Художник создает композицию.

Композиция – главное слово для художника, это умение правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать.

 Физкультминутка

БУРАТИНО

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

III. Творческая практическая деятельность.

– Нарисуйте один из эпизодов русской народной сказки «Теремок».

Учитель оказывает индивидуальную помощь при затруднении.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ.

– Чем необычен и полезен был сегодняшний урок?

– Какой опыт вы приобрели?



Предварительный просмотр:

Урок 6
ХУДОЖНИК-ГРАФИК. ЗНАКОМСТВО С РАЗНЫМИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(ГУАШЬЮ, ПАСТЕЛЬЮ, ТУШЬЮ, КАРАНДАШОМ)

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о графике и ее видах, художнике-графике, об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно; содействовать развитию умения создавать графические иллюстрации, передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Рисунок. Живопись.

Рисунок. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий.

Азбука искусства. Форма. Графика. Художник-график. Основные направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема. Примерная тема композиций: «Заглавная буква». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил  работы  на  уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем (волшебный паучок, который сплел паутину; первая буква имени);

•  регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке;

•  коммуникативные: активно вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд: графические рисунки. Мультимедийная презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Рисование не просто увлечение,

Это навыками овладение.

Мы учимся фантазировать, воображать,

Затем на бумаге изображать.

II. Актуализация знаний.

– Какие художественные материалы вы уже знаете?

– Вспомните, что такое гуашь?

– Что такое карандаш? (Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто в целях удобства пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Карандаши принято делить на простые и цветные.)

III. Изучение нового материала.

– Мы продолжаем знакомство с художественными материалами.

Пастель (от лат. pasta – тесто) – группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. (Показывает пастель.)

Тушь черная (нем. Tusche) – краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера. Тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур.

– Сегодня многие художники-анималисты рисуют свои работы в графике. Графика – происходит от греческого слова «grapho» – «пишу», скребу, процарапываю.

К графике прежде всего относятся те произведения, в которых изображения создаются при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом – карандашом, пером, резцом и т. д. Рисунок может выполняться на листе бумаги, на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображения-оригиналы, сделанные художниками, потом оттискиваются на бумажные листы. Особенно часто нам приходится сталкиваться с так называемой печатной графикой. Замечательное свойство печатной графики – ее массовость. В типографии можно сделать сколько угодно много печатных оттисков. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – мы постоянно сталкиваемся с ними в жизни. С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам, красочным рисункам – иллюстрациям. Рисунки художников в книгах – это книжная графика. Если рисунок или гравюра не иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика. А есть еще прикладная графика. Это и поздравительные открытки, марки, плакаты, театральные афиши, календари и более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, пакетах. Их тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная (промышленная) графика.

– Перед вами графические рисунки, сделанные известными художниками. (Показ слайдов. Мультимедийная презентация.)

Сегодня вы сами попробуете сделать графический рисунок.

 Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Дети стоят, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка.

IV. Творческая практическая деятельность.

– Каждому предстоит выполнить творческое задание: нарисуйте первую букву своего имени, украсьте ее. Буква должна отражать ваш характер; затем нарисуйте волшебную паутину, которую сплел паучок.

Выполнение графических иллюстраций «Заглавная буква имени»: рисование первой буквы своего имени и раскрашивание ее.

V. Итог урока. Рефлексия.

Анализ выполненных работ.

Ребята показывают выполненные иллюстрации.

– Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?

– Что нового вы узнали?

– Что такое графика? Чем делается графическое изображение?

– Чем и на чем можно выполнять графическое изображение?



Предварительный просмотр:

Урок 7
ФЛОМАСТЕРЫ. ПРИДУМЫВАЕМ, СОЧИНЯЕМ, ТВОРИМ

Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с понятием «штрих», овладению правилами пользования фломастерами, направлениями движения штриха; создать условия для развития интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации, развития наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Азбука искусства. Форма. Цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах, ритм, интонация. Наблюдательность, умение видеть необычное в обычном. Правила пользования фломастерами. Понятие «штрих». Направление движения штриха. Смешивание цветов фломастеров. Подарки своими руками, открытки. Учимся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из текста; логические – осуществление анализа калейдоскопа; выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

•  регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя;

•  коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли.

Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (узор для калейдоскопа, изображение ветра); выражают эмоционально-ценностное отношение к искусству.

Тип урока:комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы:

Зрительный ряд: Х. Миро «Созвездие», П. Клее «Сладко-горький остров». Мультимедийная презентация.

Литературный ряд: Л. Квитко «Ветер», М. Исаковский «Ветер».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

За чистым-чистым полем,

За дремучим-дремучим лесом,

За шумным морем

Лежит Страна Художников.

– Но попасть в нее может только тот, кто много читает, изучает, рисует, у кого в груди бьется доброе сердце. И кто знает чудесные слова: «Крибле! Крабле! Бумс!». Скажем их хором и станем участниками необычного путешествия в Страну Художников.

II. Работа по теме урока.

Рассматривание картин с последующим обсуждением. (Мультимедийная презентация, слайды 2–4.)

– Сегодня мы будем рисовать фломастерами. Ими удобно изображать линии, палочки, точки, полоски, мелкие детали. Короткая линия – это штрих. Нельзя заштриховывать большие поверхности бумаги. Наносить штрихи фломастерами можно в разные стороны. Если рисуем речку, штрихи наносим горизонтально, если горку – наклонно. (Мультимедийная презентация, слайд 5.)

– Сегодня мы будем рисовать ветер. Послушайте стихотворения, они помогут вам рисовать разные линии.

ВЕТЕР (отрывок)

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы,

С веток яблоки сбивает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ошалелый озорник?..

                Л. Квитко (перевод Т. Спендиаровой)

ВЕТЕР

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

М. Исаковский

 Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

III. Творческая работа учащихся.

– Мы на станции «Фантазеры».

Создадим фломастерами с помощью штриха разные ветры: сильный и порывистый, легкий и теплый, ураган (разрушающий), переменный.

– Придумайте узор для калейдоскопа, в работе используйте линейку и фломастер.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ.

– Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…



Предварительный просмотр:

Урок 8
ИДЕМ В МУЗЕЙ. ХУДОЖНИК-СКУЛЬПТОР.
СКУЛЬПТУРА В МУЗЕЕ И ВОКРУГ НАС

Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с деятельностью художника-скульптора, овладению элементарными приемами работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа, рельефа.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Скульптура. Объем – основа языка скульптуры.

Азбука искусства. Значение слова «художник-скульптор». Художник, создавший эти фигурки, работает в объеме. Глина – природный материал, из которого лепят скульпторы. Особенности пластилина, правила лепки. Интерес к объекту изображения животному: внешний вид, повадки, образ жизни, привычки (привлечение поговорок, пословиц, загадок о нем). Выразительность объемных композиций. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе», «ниже», «дальше», «выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – извлечение информации из дополнительной литературы, рисунков; выполнение работы на основе алгоритма; логические – сравнение продукта труда и изображения на рисунке; осуществление анализа скульптуры; постановка и решение проблемы – поиск ответов на вопросы, как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче;

•  регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь управлять своими эмоциями и учебными действиями;

•  коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности, полно и точно выражать свои мысли, строить понятные для собеседника высказывания, договариваться и приходить к общему мнению.

Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Опустите руки ладошками вниз, параллельно полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!». Вытяните руки перед собой ладошками вперед: «Я приветствую тебя, Вода!». Согните руки в локтях и, подняв их ладонями к плечам, обратите к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!». Поднимите руки вверх ладошками вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!». Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

II. Изучение нового материала.

– Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин, скульптуры Ф. Каменского, В. А. Ватагина. (Мультимедийная презентация.)

– Природа, которая нас окружает, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, пластичны звери и птицы! Художники любят изображать животных. Их рисуют не только красками, мелками, тушью, но и лепят из пластилина, глины.

– А чем рисунок на бумаге отличается от фигурки из пластилина или глины? (Высказывают предположения.)

– Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а изображение из пластилина «живет» в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется скульптурой (лат. sculptura от sculpo – «вырезаю», «высекаю»). Скульптура – это ваяние, пластика, вид изобразительного искусства. То, что изображает скульптор,  имеет  объем,  его  произведение можно рассмотреть со всех сторон (в отличие от картины, иллюстрации), даже ощупать. Оно имеет форму, рельеф. Скульптур вырезает, отпиливает, высекает, свое произведение из твердого материала или ваяет из более мягкого или податливого. Произведение скульптора создается путем удаления лишней массы, или, наоборот, путем прибавления, наращивания массы, или способом отливки (металл). Скульптура иногда бывает окрашенная (из гипса, дерева, металла), тонированная. Скульптурный станок позволяет скульптору вертеть свою работу, видеть ее с разных сторон.

– Какие материалы может использовать скульптор? (Камень, дерево, глина, пластмасса, металл, бетон, стекло, гипс, пластилин и пр.)

– Мы с вами сегодня лепим зверей из пластилина. Можно ли отнести лепку из пластилина к скульптуре – одному из видов изобразительного искусства? (Да.) 

– Интерес к изображению животных проявляли еще первобытные люди, они изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты (показ рисунков). Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

 Физкультминутка

ЗАЙКИ

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

III. Творческая работа учащихся.

– Изобразите животных по впечатлению и памяти (лепка).

Учитель демонстрирует, как разминается «палочка» пластилина, как нужно лепить форму пальцами, как работать стекой. Ученики рассматривают на таблицах, фотографиях, как лепят животных художники, каковы формы, пропорции, движения выбранных для работы животных. Из небольших игрушек, принесенных детьми, отбираются для лепки наиболее выразительные и подходящие по форме и цвету.

– У кого из вас есть домашние животные?

– Что общего у разных животных, птиц? (Наличие частей тела: головы, туловища, конечностей, шеи; тело покрыто шерстью, перьями, чешуей и т. д.)

– Как передвигаются звери? Где живут? Чем питаются?

Лепка собаки:

1) Скатать «колбаску» из цельного куска пластилина черного цвета.

2) Разделить на 3 части:

•  из первой слепить голову и шею способом скатывания, вытягивания, придавливания;

•  из второй – туловище – вытягивание и прогибание посередине;

•  из третьей – сделать ноги и хвост (тоже разделив на три части).

3) Можно украсить собаку: процарапать ноздри, рот, глаза.

4) Закрепить на дощечке.

Лепка лисы:

1) Скатать и разделить «колбаску» на 3 части (из коричневого, желтого, оранжевого пластилина).

2) Голову и шею вытянуть (мордочка острее).

3) Туловище расположить вертикально (лиса стоит или сидит).

4) Верхние лапы прикрепить с боков, задние – сбоку, горизонтально вытянуть их ступни.

5) Хвост на кончике и у основания заострить; можно отделать белым хвостик, лапы, уши.

6) Закрепить на дощечке.

– Способы лепки собаки и лисы похожи, но разница в деталях.

Учитель обращает внимание, как работает художник-ани-малист над изображением животного, птицы.

Этапы работы:

1) Анализ основных форм, частей тела.

2) Уточнение характера движений.

3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).

5) Изучение среды.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ.

– Что нового узнали?

– Чему научились?



Предварительный просмотр:

Урок 9
ИДЕМ В МУЗЕЙ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о национальной одежде, орнаменте; создать условия для развития умения рисовать орнамент.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Национальная одежда, сундук, платье, сарафан, фартук, фуражка, мужская рубашка, пояс, штаны. Вышивка. Орнамент, виды орнамента. Правила рисования. Рисование эскиза. Соблюдение пропорций. Разукрашивание мелких и крупных узоров.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; знание и соблюдение правил поведения учащегося в общественных учреждениях (на выставке, в музее) и на улице (в природе); логические – анализ национальной одежды, выявление взаимосвязи искусства с литературой, музыкой; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, осуществление поиска путей ее решения;

•  регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы;

•  коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности, интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях.

Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию орнамента; выражают эмоционально-ценностное отношение к искусству.

Тип урока: изучение нового материала/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд: иллюстрации (сундук, платье, сарафан, фартук, фуражка, мужская рубашка, пояс, штаны, вышивка, орнамент). Мультимедийная презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Улыбнитесь друг другу. Подумайте о чем-нибудь хорошем. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо. И пусть это настроение будет с вами на протяжении всего дня. Давайте настроимся на урок, будьте внимательны, сегодня мы узнаем много интересного.

– Девиз нашего урока – «У нас все получится!».

II. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, что это такое? (Коробка, ящик.)

– Сейчас я скажу волшебное слово и мы узнаем, что это такое. Рэкс-пэкс-фэкс.

– Ну  и  что  же  это?  (Сундук.)  (Мультимедийная  презентация, слайд 3.)

– А вы где-нибудь видели эту вещь? (В деревне, на рисунках, у нас в кабинете, в музее.)

– Правильно, ребята, при посещении музея мы видели настоящий старинный сундук.

– Нет ли у кого-нибудь сундука дома? (Нет.)

– А раньше он был в каждом доме. Как вы думаете, для чего он был нужен? (На него садились, складывали вещи, а вовнутрь можно было что-нибудь положить.)

– В нынешней жизни сундук заменили шифоньеры, шкафы. Этот предмет уходит из нашей жизни в историю. Вы знаете много сказок, где используется сундук. Во всех сказках с сундуком связана какая-нибудь тайна. Давайте посмотрим, а какая тайна лежит в нашем сундуке.

– Я  вижу  здесь  много  красивых  вещей,  помогите мне в них разобраться.

– Что вы видите у меня в руке? (Это платок – женский головной убор, который носили наши бабушки.)

– Правильно, это женский головной убор. Его шили, вязали и вышивали вручную. Обратите внимание на вышивки.

– Что они напоминают?

Платье (сарафан). Женское платье шили из однотонных тканей – сатина, шелка, со стоячим воротом и вырезом на груди. Сельский женский костюм, который шили из более дешевого материала, украшали вышивкой. (Мультимедийная презентация, слайд 4.)

Фартук. (Мультимедийная презентация, слайд 5.)

– Что вы знаете о фартуке, зачем его надевают? (Мамы дома надевают, в школах дети надевали.)

– Правильно, фартук надевали чтобы не замарать платье. Но так как он закрывал большую часть платья, женщины украшали его вышивкой. Красивая вышивка говорила о женщине, как о мастерице.

Мужская рубаха. Шилась из однотонного материала, была прямого покроя до колен, имела широкие и длинные рукава. (Мультимедийная презентация, слайд 6.)

Фуражка – это мужской головной убор.

Мурмолка (позже «ермолка») – меховая или бархатная шапка с плоской тульей. (Мультимедийная презентация, слайд 7.)

Пояс являлся обязательным атрибутом одежды. В длину он был до 5 метров, а в ширину 60–70 см. Пояса обычно шили из яркого однотонного ситца. (Мультимедийная презентация, слайд 8.)

– Как вы думаете, для чего нужен был пояс? (Чтобы подвязывать одежду.)

Штаны относятся к мужской одежде. Они были длиной до щиколоток, без карманов. (Мультимедийная презентация, слайд 9.)

– Ребята, помогите мне разделить эту одежду на две группы. Кто догадался, какие две группы это будут? (Одежда для мальчиков и девочек.)

К доске выходят два ученика и приклеивают надписи с названием одежды к доске.

– А сейчас я накрою наш сундук волшебным платком, и должно произойти чудо.

В дверь заходит девочка в народном костюме.

– Где вы видели людей в такой красивой одежде? (На концерте, на городских праздниках.).

– Чтобы и у нас было праздничное настроение, давайте попросим девочку станцевать для нас. Мы тоже вместе с ней потанцуем. Старайтесь успевать в такт музыки.

– Спасибо вам большое, садитесь, ребята.

– В нынешней жизни людей в национальной одежде можно увидеть в фольклорно-музыкальных ансамблях. А еще на картинах художников.

В старину в таких нарядах ходили все. Женский костюм, который шили из более дешевого материала, украшали вышивкой.

– Как вы думаете, зачем это делали? (Чтобы одежда была красивой и нарядной и привлекала к себе внимание, не была скучной.)

– Что изображали на этих узорах?

– Все эти национальные декоративные узоры называются орнаментом. (Рассматривание на рисунках видов орнамента.)

 Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

III. Творческая работа учащихся.

– Сегодня в нашей мастерской каждая группа самостоятельно будет расписывать одежду для кукол понравившимся орнаментом. Но прежде чем вы приметесь за работу, вспомним правила рисования:

1. При рисовании эскиза нельзя сильно нажимать на карандаш.

2. Соблюдайте пропорции.

3. Сначала разукрашивайте мелкие узоры, а потом крупные.

4. Не мешайте своему соседу.

Звучит медленная музыка.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

– Что делали?

– Давайте посмотрим, у всех ли работы получились?



Предварительный просмотр:

Урок 10
ВРЕМЕНА ГОДА. ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о теплых и холодных цветах, элементах кружевного узора; создать условия для выполнения белой тушью на цветной бумаге кружевного узора.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Виды художественной деятельности. Живопись. Образы природы в живописи. Теплые и холодные цвета.

Азбука искусства. Эмоциональные возможности цвета.

О чем говорит искусство? Пейзажи родной природы. Эмоциональное и эстетическое восприятие образа «зимы» в произведениях художников, в сказках и музыкальных произведениях. Какие цвета для этого времени года главные? Многоцветие зимы следует открывать через изменение цвета снега в зависимости от цвета неба и солнца. Красота зимнего пейзажа. Цвет зимы – белый. Красота белой линии в русском кружеве и зимнем пейзаже. Что мы узнали в царстве красавицы зимы. В гостях у черной и белой линий. Элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки», «цветочек», «репей». Превращение технического приема в художественное изображение (линия, мазок).

Универсальные учебные действия (метапредметные):

•  познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из художественно-дидактической таблицы; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; использование методов познания окружающего мира по его целям (наблюдение); рисование зимы с использованием графических материалов; логические – выявление особенностей (признаков) зимней природы в процессе их рассматривания (наблюдения); осуществление анализа произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблемы;

•  регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность;

•  коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, составлять небольшие монологические высказывания.

Личностные: воспринимают красоту художественного изображения и родной природы, проявляют к ним эмоциональное отношение.

Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд: В. Курдюков «Зима в Любиме». Мультимедийная презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Динь-динь-дон!

Звенит звонок,

Начинается урок.

Мы сидим за партой стройно

И ведем себя спокойно.

II. Изучение нового материала.

– Отгадайте загадку:

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветная дуга.

                        (Радуга.)

– Давайте вспомним детскую поговорку о порядке расположения цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Назовите семь основных цветов.

– Цвета можно разделить на две группы – холодные и теплые. Синие, голубые, фиолетовые, зеленые и все цвета, которые можно получить от смешения с ними, – холодные цвета. Они ассоциируются у нас с чем-то действительно холодным, напоминают о холодной зиме, снежных сугробах, ледяной воде. Эти цвета серьезные и немного грустные.

А красные, оранжевые, желтые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов, – это теплые цвета. Они напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло. Эти цвета всегда бодрые, веселые, радостные.

– Давайте нарисуем схему цветов. С одной стороны листа мы будем изображать теплые цвета, а с другой – холодные.

Рассматривание картины В. Курдюкова «Зима в Любиме».

Учитель предлагает назвать особенности (признаки) зимней природы в процессе их рассматривания (наблюдения), определить признаки зимы в природе родного края.

Ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора».

Ученики находят и называют элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки», «цветочек», «репей».

 Физкультминутка

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

III. Творческая работа учащихся.

Выполнение творческих заданий: «Снежные цветы на морозном окне», «Кружевное узорочье белой гуашью» (рисование по представлению или по памяти). (Мультимедийная презентация.)

IV. Итог урока. Рефлексия.

Итоговый просмотр детских работ, их  анализ.

– Закончите предложения:

•  Я сегодня узнал…

•  Я научился…

•  Мне было…

•  Я рад…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Конспект урока УМК "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 3 класс. Окружающий мир (автор учебника Н.Ф.Виноградова) . Тема: "Болото-пресный водоём"

Проведённый урок по теме "Болото - пресный водоём" был направлен на "добывание" новых знаний. Освоение новых знаний построены на решении проблемных ситуаций. Методы и формы работы были ориентированы н...

Конспект урока Возвращение в школу. Тема урока: Я бегу и лечу в школу.

Основные цели урока: Учебные: введение нового лексического материала; развивающие: учить рассказывать о начале учебного года.воспитательные: воспитание толерантного отношения и уважени...

Конспект урока. (УМК "Начальная школа 21 века")

Конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: «Театральная афиша, программа». (аппликация, цв. фломастеры).Цель: продолжить знакомство с искусством театра, про...

Конспект урока по письму Школа России 1 класс.Тема урока: Звук [ж] и буква [ж]

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУТема: «Звук [ж] и буква [ж]»Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ж]; формирование в памяти учащихся чётко-дифференцированного зрительно-двигатель...