10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
10 -20 Конспекты уроков ИЗО 1 класс "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11.docx | 25.69 КБ |
urok_12.docx | 20.79 КБ |
urok_13.docx | 24.55 КБ |
urok_14.docx | 24.88 КБ |
urok_15.docx | 19.78 КБ |
urok_16.docx | 26.23 КБ |
urok_17.docx | 21.82 КБ |
urok_18.docx | 23.32 КБ |
urok_19.docx | 21.61 КБ |
urok_20.docx | 85.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 11
ВРЕМЕНА ГОДА. ОСНОВНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА.
ПОНЯТИЕ ОТТЕНКА
Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о понятии «оттенок», основных и составных цветах; содействовать ознакомлению с изображением осеннего пейзажа в музыке; создать условия для использования основных и составных цветов в изображении осеннего листа.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Живопись. Основные и составные цвета.
Азбука искусства. Композиция. Цвет. Основные и составные цвета.
О чем говорит искусство? Разница в изображении природы в разное время года, в различную погоду. Основы изобразительного языка живописи. Отражение красоты, настроения, состояния родной природы в живописи. Эстетические представления и художественные умения в работе с различными художественными материалами. Основные и смешанные цвета. Получение оттенка путем добавления в главную краску чуть-чуть другого цвета. Художественно-творческая деятельность в рисовании осенних листьев. Произведения, отражающие это время года. Какая музыка может передать настроение?
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; логические – анализ произведений искусства; построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (цвет, оттенок листа); постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов поиска решения проблемы – выполнение рисунка по представлению;
• регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке и эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
• коммуникативные: уметь оформлять диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют удивление; обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Художественный ряд: мультимедийная презентация «Осенняя прогулка».
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский. «Времена года. Октябрь», А. Гречанинов «Мазурка – осень».
Литературный ряд: отрывки из стихотворений Е. Адиенко, А. Пушкина, А. Толстого, А. Майкова; З. Федоровская «Осень».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок. Поскорей проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Альбом, книжка и тетрадка? | Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Аккуратно выполнять. |
II. Изучение нового материала.
– Ребята, вам нравятся волшебные превращения? (Да.)
– Сегодня мы с вами побудем немного волшебниками и научимся одни цвета краски превращать в другие. Хотите научиться? (Да.)
На доске: три цветка с лепестками: желтым, синим, красным.
– Какие цвета вы видите на доске? (Желтый, синий, красный.)
– Это основные цвета.
– Что вам напоминает желтый цвет? (Солнце, цыпленка...)
– Что вам напоминает синий цвет? (Небо, воду, незабудку...)
– Что вам напоминает красный цвет? (Мак, редис…)
– А теперь представьте, что вы волшебники, и начнем волшебные превращения.
– Возьмите кисточку и смешайте на палитре желтый и красный цвета. Какой цвет получился? (Оранжевый.)
– Смешайте на палитре желтый и синий цвета. Какой цвет получился? (Зеленый.)
– Смешайте на палитре красный и синий цвета. Какой цвет получился? (Фиолетовый.)
– Смешайте на палитре белый и синий цвета. Какой цвет получился? (Голубой.)
Ученики составляют оттенки цвета, используя белую и черную краски.
– Какое сейчас время года? Что вас привлекает в осени?
– Сегодня мы отправимся в гости к осени. Она приглашает нас прогуляться по ее владениям. (Мультимедийная презентация, слайды 2–6.)
– На прогулку возьмем с собой стихи русских поэтов – озвучим осенние пейзажи.
Дети читают заранее выученные стихи к фотокадрам.
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит,
На дорожке под балконом
Золотой ковер лежит.
Е. Адиенко
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей.
А. Пушкин
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья запоздалые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А. Майков
– Мы полюбовались осенней природой в ее естественном состоянии, в ее реальной красоте.
Знакомство с произведением живописи И. Левитана «Золотая осень».
Беседа по картине. (Мультимедийная презентация, слайд 7.)
– Осень приглашает нас посетить мастерскую художника. Вы видите картину русского художника И. Левитана.
– Что изобразил автор картины? Какую осень увидел художник? Какие краски использовал автор, когда рисовал?
– Попробуйте догадаться, как назвал картину художник? Это – «Золотая осень».
– Какое настроение, какие чувства вызывает эта картина?
– Красоту осенней природы передают не только фотографы, художники, поэты, но и композиторы.
– Закройте глаза, представьте осеннюю природу.
Прослушивание отрывка из музыкального произведения «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского.
– Какая музыка может передать настроение? (П. Чайковский «Осенняя песня», А. Гречанинов «Мазурка – осень».)
Слушание музыки. Беседа.
– Какая картина осени возникла в вашем воображении?
– Какой характер музыки использовал композитор для создания осеннего пейзажа?
– Что вы представляли себе, слушая музыку?
– Поделитесь своими фантазиями во время прослушивания этой прекрасной музыки.
– А теперь отгадайте осеннюю загадку и узнаете, что будем рисовать.
Падают с ветки золотые монетки. (Листья.)
– Сегодня мы будем учиться рисовать листья с натуры – это значит, передадим листья в рисунке так, как они выглядят в действительности, а не в воображении.
Сравнительный анализ листьев деревьев.
– Рассмотрите листья на партах. С каких они деревьев? Какой формы?
– Чем схожи листья, чем отличаются?
Физкультминутка
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. | Ветер снова побежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. |
III. Творческая работа учащихся.
1. Объяснение последовательности рисования листьев простым карандашом.
– Выберите тот листик, который вам очень нравится. Положите его перед собой. Посмотрите, как нужно рисовать карандашом.
Учитель вывешивает схемы рисования листьев.
1) Легкими линиями намечается главная жилка и черенок листочка.
2) Намечается ширина и высота листика.
3) Прорисовывается форма.
4) Легкой линией наносятся очертания левой и правой сторон.
5) Уточняется внешний контур.
– Рассмотрите внимательно листочек. Положите лист для рисования вертикально. Выполните все этапы рисунка карандашом. Рисунок должен быть чуть крупнее образца.
2. Самостоятельная работа в карандаше.
3. Упражнения в работе красками и кистью на палитре.
Учитель читает стихотворение З. Федоровской «Осень».
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите, роща в золото одета».
– Какие краски любит осень? (Ответы детей.)
– Возьмите палитру. Сделаем выкраски всех теплых цветовых оттенков. Смешайте разные теплые краски и получите новые цвета. Присмотритесь внимательно, каких оттенков ваш листик.
Порядок цветового покрытия рисунка:
1) Залить нарисованный листик слабым цветовым тоном в пределах его контура.
2) Повторить заливку, чтобы цвет рисунка усилился (на подсохший слой всем ворсом кисти).
3) Концом кисти нанести тонкие линии – прожилки листа и черенок.
4. Самостоятельная работа красками.
Звучит музыка П. И. Чайковского.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Коллективное обсуждение детских работ.
Подведение итога урока.
– У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.
Предварительный просмотр:
Урок 12
ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ.
АППЛИКАЦИЯ
Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с понятиями «форма», «аппликация», овладению техникой бумажной пластики; создать условия для работы над аппликацией.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Опыт художественно-творческой деятельности. Стилизация природных форм как прием их перевода в декоративные. Великий художник – природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с четкими прожилками. Листья для волшебного дерева. Форма. Роль формы в изобразительном искусстве. Понятие «форма» следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». Крона и форма дерева часто повторяют форму своего листа.
Аппликация. Техника изготовления аппликации из бумаги.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о разнообразии форм в природе и жизни, о формах, созданных руками художника, мастера; выполнение работы согласно алгоритму; логические – осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов поиска решения проблемы – выполнение аппликации;
• регулятивные: уметь выполнять учебные действия в материализованной форме;
• коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности), полно и точно выражать свои мысли, взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Как вы понимаете крылатое выражение: «Ждать у моря погоды»? (Надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)
– Я желаю вам, ребята, быть активными, трудолюбивыми, внимательными, и тогда на уроке вы добьетесь успеха.
II. Изучение нового материала.
1. Учитель предлагает рассмотреть пейзажи, иллюстрации с изображением деревьев и словесно их описать. (Мультимедийная презентация.)
2. Учитель раздает ученикам ажурные листья с четкими прожилками, предлагает внимательно их рассмотреть.
3. Учащиеся создают рисунок дерева необычной формы.
– Внимательно рассмотрите деревья и листья, что вы заметили? (Учащиеся делают вывод, что крона и форма дерева часто повторяют форму своего листа.)
– Что такое форма? Форма – это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть плоской и объемной. Какую роль играет форма в изобразительном искусстве? Понятие «форма» следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт».
– Сегодня мы будем выполнять аппликацию. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно, картин. Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства. Люди издавна использовали ее для украшения жилища и одежды. Сегодня мы будем использовать для выполнения изделия цветную бумагу. По содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные, шрифтовые.
– Как вы думаете, глядя на образец, какую аппликацию мы будем выполнять? (Предметную.)
– Да, предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, цветы, грибы, насекомые, животные) наиболее просты по выполнению.
Физкультминутка
У нас славная осанка!
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
III. Творческая работа учащихся.
1. Учитель обсуждает с учениками технику изготовления аппликации из бумаги.
2. Ученики рассматривают готовую аппликацию с изображением дерева и выполняют самостоятельно исследовательскую работу «Собери дерево из кусочков бумаги».
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какую работу выполняли? На каком этапе вам было интересно работать? Что нового узнали? На каком этапе урока вы испытывали затруднения? Какие пути решения вы выбирали для преодоления возникших трудностей?
– Какое практическое применение своей работе вы можете найти? (Подарить друзьям, родственникам, сочинить историю.)
– В начале урока вы объяснили смысл крылатого выражения «ждать у моря погоды». Почему вы смогли добиться успеха на уроке? (Не оставались пассивными, были активными, трудолюбивыми, внимательными.)
Предварительный просмотр:
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о деятельности художников-иллюстраторов, художников-анималистов; создать условия для работы над иллюстрированием своих произведений, изображением сказочных героев.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Восприятие произведений искусства. Художник и зритель. Представления о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека.
О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина). Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России в мире. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников-иллюстраторов. Иллюстрации в книгах помогают лучше понять текст. Головные уборы сказочных героев. Соответствие головного убора характеру персонажа. Художники-анималисты.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление связи русского фольклора с детским творчеством; определение сходства и различия головных уборов на рисунке в рабочей тетради;
• регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке;
• коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью.
Личностные: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию; расширяют свой внутренний мир.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: В. Маяковский «Мексика. Пейзаж с пальмой», К. Моне «Поле маков», Т. Салли «Рваная шляпа». Мультимедийная презентация.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдем –
В страну красок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
На уроке не зевай!
II. Постановка учебной задачи.
– Какой тусклый и однообразный был бы окружающий мир, не будь в нем художника! Он создает в нашей жизни праздник, веселое, красочное зрелище. И где бы мы ни были, нас всюду встречает его веселое, радостное и высокое искусство. Сегодня на уроке вы будете художниками – оформителями книг.
III. Работа по теме урока.
– Оформление книг – дело нелегкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но все-таки главный среди них – художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.
– Что же такое иллюстрация?
Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст.
– А зачем нужны иллюстрации в книгах?
Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. Красочные картинки помогают раскрыть характер героя. Многие художники-иллюстраторы не только показывают, насколько хорошо они знают литературное произведение, а иногда начинают активно домысливать возможное развитие сюжета, выражают свое очень живое, взволнованное отношение к содержанию читаемой книги и ее героям. Иллюстрации могут быть различными: в одних преобладает яркая фантазия, другие могут быть очень реалистичными. Важно только, чтобы они учили нас добру, справедливости, смелости и всему самому хорошему.
В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник тщательно обдумывает замысел иллюстрации.
– Каких художников-иллюстраторов вы знаете?
– К каким литературным произведениям выполнены данные иллюстрации? (Дети рассматривают иллюстрации в книгах о животных.)
– Отгадайте загадки:
• Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. (Собака.)
• Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка.)
• Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)
• Хвост крючком, а нос пятачком. (Свинья.)
• Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (Баран.)
– А что объединяет все эти загадки? (Все эти загадки о домашних животных.)
– Многие домашние животные не дают ни молока, ни мяса, ни шерсти. Зачем они нужны людям? Почему человек живет с ними рядом?
– Если в доме есть домашний питомец, то там, как правило, мир и покой. В этом доме много любви, тепла и добра. И рядом с домашним животным вырастают чаще всего добрые и хорошие люди, способные любить, сострадать, приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.
– Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.
– Как их называют? (Анималистами.)
Слово «анималист» происходит от латинского слова «animal», что означает «животное». Животный мир бесконечно разнообразен и красочен.
Но рисовать животных не так-то просто.
– Почему?
– Потому что животные не умеют позировать.
– Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер. Художник начинает свою работу с выполнения набросков, эскизов и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, и др., а выполнение длительных работ ведется обычно с чучел животных или по фотографии.
Художники-анималисты стараются не только добиться внешнего сходства, но и отразить в рисунках характер, присущий изображаемому зверю или птице, передать индивидуальность животного.
– Каких художников-анималистов вы знаете?
– Перед вами рисунки, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным. (Рассматривают рисунки. Мультимедийная презентация.)
– Большой мастер, Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.
– Вот эту лису нарисовал известный художник-анималист Евгений Михайлович Рачёв. (Рассматривают изображение лисы.)
Особенно он любит рисовать зверей из сказок и басен. Его лучшие иллюстрации – к русским народным сказкам. Зверей
на своих картинках Рачёв обычно наряжает в человеческую одежду, напоминая нам, что в сказках и баснях поступки зверей, их характеры, недостатки являются иносказательным изображением людей.
– Картинку к украинской народной сказке «Колосок» нарисовал наш художник Пётр Петрович Репкин, создавший много диафильмов и мультфильмов.
Чудесные рисунки к басням И. А. Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка». Художник придал своим героям (животным) черты, свойственные людям.
– Ребята! А кто знает этого человека? (Показывает портрет Е. И. Чарушина.)
– Это Евгений Иванович Чарушин. Кто он? Писатель. Но оказывается, что Чарушин был не только писателем, но и художником. Он родился в семье архитектора. Родители сумели привить ему любовь к родной русской природе. Больше всего на свете он любил рисовать. Рисовал начинающий художник зверей, птиц, индейцев на лошадях. Родительский дом был заселен всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всякая птица: чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками. Отец Евгения Ивановича очень хорошо рисовал. Он и научил сына рисовать. Е. И. Чарушин создал книжки-картинки «Вольные птицы» и «Разные звери». Он иллюстрировал не только свои произведения, но и книги Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина. (Мультимедийная презентация.)
Физкультминутка
Ванька-встанька,
Приседай-ка.
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой.
IV. Творческая работа учащихся.
– Сегодня вам предстоит придумать и нарисовать необычную шляпу для сказочного героя. Головной убор должен соответствовать характеру героя.
V. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работ.
– Что мы делали на уроке?
– Что вам понравилось?
– Кого можно похвалить?
Предварительный просмотр:
Урок 14
ХУДОЖНИК-АРХИТЕКТОР.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА
Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с образами архитектуры и декоративно-прикладного искусства, произведениями народных художественных промыслов, деятельностью художника-архитектора; создать условия для развития умения конструировать замкнутое пространство, изображать элементы травного орнамента.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Художественное конструирование и дизайн.
Азбука искусства. Объем. Форма. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги. Значение слова «художник-архитектор». Архитектор – художник, который придумывает и создает здания, мосты, фонтаны и другие сооружения. Его главные помощники – линейка, карандаш и компьютер. Сходства и различия домов. Материал для строительства, форма и украшение домов. «Архитектура – это застывшая музыка». Основные направления: вертикально, горизонтально, наклонно, размещение предметов в рисунке в разных положениях. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства, использование больших готовых форм (коробок, упаковок, любых геометрических форм). Создание и украшение дома для любимого сказочного героя аппликацией или росписью гуашью. Работа над интерьером и его украшением.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; грамотное и ясное выражение своей мысли; логические – осуществление анализа произведения архитектуры; установление причинно-следственных связей (Почему говорят, что архитектура – это застывшая музыка?); постановка и решение проблемы – формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче);
• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы;
• коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности, полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин, строить понятные для собеседника высказывания, договариваться и приходить к общему мнению; уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.
Личностные: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка, аппликации «Сказочный дворец»); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства; эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация «И. Билибин “Эскизы декораций”». Презентации: «Города», «Изготовление дома из пластилина».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Прозвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети –
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать, а работать – рисовать.
II. Работа по теме урока.
Игра «Где живут люди?».
На доске слова: город, нора, квартира, улица, улей, гнездо, село, берлога, дом, будка.
– Прочитайте. Это разные жилища и не только людей. Разместите в первой строке места, где живут люди.
– Где живут люди? (Город, село, квартира, дом, улица.)
– Давайте посмотрим, кто живет в гнезде? (Птицы.)
– Кто живет в норе? (Мышь, крот, лиса...)
– Какой мастер создал дома, улицы, города?
– Это мастер постройки.
– Кого мы можем назвать мастерами постройки, людей каких профессий? (Строитель, архитектор, конструктор, дизайнер.)
– Отгадайте загадку и узнаете, кем вы будете сегодня.
Большой, красивый новый дом
Растет в квартале нашем.
Как много башенок на нем,
И как он весь украшен!
Чтоб этот дом построен был,
Работал над проектом,
И рисовал он, и чертил
Трудяга – ... (архитектор).
– Кто такой архитектор?
Архитектор – художник, который придумывает и создает здания, мосты, фонтаны и другие сооружения. Его главные помощники – линейка, карандаш и компьютер.
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных домов (мультимедийная презентация, слайды 2–10); предлагает найти сходства и различия домов, называет материал для строительства, форму и украшение домов.
Ученики рассматривают иллюстрации И. Билибина «Эскизы декораций» (мультимедийная презентация «И. Билибин “Эскизы декораций”»).
– «Архитектура – это застывшая музыка». Как вы понимаете это выражение?
Рассматривание «городов», построенных из разных материалов (презентация «города», подготовленная учителем, слайд 11).
– Вот город, который каждый из вас строил, когда вы были маленькими. Это город из кубиков. (Мультимедийная презентация, слайд 12.)
– А кто-нибудь строил город Лего? (Дети отвечают.)
– Наверное, вы уже играете в компьютерные игры? Есть компьютерная игра «Город моей мечты». Город – это школы, больницы, полиция, театры, транспорт...
Игра начинается с того, что маленькому поселению нужен хороший хозяин. Вот вы появляетесь и решаете сделать из этой маленькой деревни большой город. Сначала население менее 1000 человек, а потом все больше и больше. Вы должны поселить людей в дома, дать им свет, газ, воду, работу...
– А этот город построен из обыкновенной бумаги. (Мультимедийная презентация, слайды 13–14.) Мы с вами тоже будем строить такие дома в будущем.
– Посмотрите, какой удивительный город. А материал вам знаком? (Пластилин.) (Мультимедийная презентация, слайд 15.)
– Ребята, все города, которые мы сейчас посмотрели, не настоящие. Это макеты, то есть копии, модели городов.
– Архитекторы с помощью макетов представляют свои проекты.
– Макет – это объемное изображение одного или нескольких зданий, улиц или всего города, села.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачиваются в такт маятника.)
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе.
На счет «раз» голову наклоняют к правому плечу.
Потом – к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
III. Творческая работа учащихся.
Учитель предлагает разделиться на группы.
– Каждая группа будет выполнять макет дома. Материал – пластилин.
– Как можно изготовить дом?
– Посмотрите, какие интересные и разные домики. Как вы думаете, из чего они построены? (Из бревнышек.)
– А как сделать такие бревнышки из пластилина? (Дети предлагают варианты.)
– Посмотрите, как получаются бревнышки-колбаски. (Презентация «Изготовление дома из пластилина». На экране появляется картинка, иллюстрирующая получение колбасок из пластилина.)
– Нужно заготовить много колбасок, чтобы потом из них сложить дом. Колбаски могут быть разных цветов. А могут быть из пластилина разного цвета.
• Просмотр технологии изготовления стены дома из колбасок.
• Просмотр технологии соединения стен этого дома.
• Просмотр технологии изготовления дома из колбасок с использованием модели деревенского дома.
• Просмотр технологии изготовления дома из колбасок цилиндрической формы.
– Ребята, чтобы наши макеты были похожи на домики, нужно выполнить ряд операций.
– Чего пока нет в представленных домиках? (Дети предлагают варианты, пока не будут названы окна.)
– Чтобы появились окна, вам на помощь придут стеки – специальные инструменты для работы с пластилином.
В ходе просмотра учитель комментирует технологии и в кон-це приглашает ребят придумать свой домик из «колбасок».
– А вот еще дома. Отличаются ли они от тех, что мы только что посмотрели? (Да.)
– Чем? (Они изготовлены не из колбасок, а из кирпичиков.)
– Посмотрите, какие можно изготовить кирпичики.
Просмотр технологии изготовления дома из кирпичиков.
– Чтобы появились окна, вы можете сразу оставлять проемы при складывании стен из кирпичиков.
– В группах вы должны выбрать способ изготовления домика. Договоритесь об этом. Каждой группе розданы основы из картона, на которых появятся домики из «колбасок» или кирпичиков.
– Вспомним правила работы с пластилином.
Выполнение ребятами домиков в группах.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работ.
Упражнение «Укрась торт».
– Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.
– Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.
– Работа не получилась, недоволен собой – синий цвет.
Домашнее задание: подготовить групповые сообщения «Церковь Преображения Господня. Кижи», «Петровский дворец. Москва».
Предварительный просмотр:
Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с ведущими художественными музеями России; создать условия для участия в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражения своего отношения к произведению.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Ведущие художественные музеи России. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.
Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Идем в музей. Музеи бывают разные. Произведения искусства могут храниться не только внутри здания, но и под открытым небом. Постройки – настоящие произведения искусства.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – умение осуществлять анализ произведения искусства;
• регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер;
• коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью.
Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства, проявляют к ним познавательный интерес; обладают способностью к творческому развитию.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Памятники русской архитектуры».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке:
Альбом, краски и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Работа по теме урока.
– Сегодня урок изобразительного искусства мы проведем не в классе, как обычно, а в ведущих художественных музеях нашей Родины – великой России.
Просмотр презентации «Памятники русской архитектуры»*.
Учитель комментирует презентацию.
1. Церковь Вознесения в Коломенском.
2. Церковь Преображения Господня. Кижи.
3. Петровский дворец. Москва.
Учитель предлагает определить роль и значение музея в жизни людей.
Физкультминутка
ЦВЕТЫ
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту.)
III. Творческая работа учащихся.
Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиции по мотивам увиденного.
Рассказ с демонстрацией рисунков «Мы в музее».
IV. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работ.
– Какую работу выполняли?
– На каком этапе вам было интересно работать?
– Что нового узнали?
– На каком этапе урока вы испытывали затруднения?
– Какие пути решения вы выбирали для преодоления возникших трудностей?
– Какое практическое применение своей работе вы можете найти? (Подарить друзьям, родственникам, сочинить историю.)
Предварительный просмотр:
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о народном промысле; содействовать ознакомлению с дымковской игрушкой, с характером ее росписи, историей развития городецкого промысла и основными элементами росписи; создать условия для написания элементов городецкой росписи.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.
Азбука искусства. Чувство формы. Цвет в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Освоение навыков работы гуашевыми красками.
Форма. Написание элементов городецкой росписи. Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. История и культура русского народа, обычаи и традиции, особенности народного промысла Дымкова – цветовая палитра, орнамент, форма игрушки. Понятие «объем» в изобразительном творчестве при создании народной игрушки или игрушки по мотивам народных промыслов. Связь художественного изображения с поэзией, музыкой, народными поговорками, пословицами и загадками. Правила работы и обращения с художественными материалами.
Композиция. Произведения народных художественных промыслов в России. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Понятие «палитра Городца». Связь узоров с формой предметов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; владение практическими умениями в восприятии произведений пластических искусств и в живописном виде художественной деятельности (рисунок – дымковская игрушка); формулирование ответов на вопросы учителя; логические – анализ признаков дымковской игрушки, сравнение их с признаками пейзажа; на основе синтеза признаков жанра определение принадлежности жанра произведению изобразительного искусства; постановка и решение проблем – самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета игрушки; формулирование проблемы (Как красота выражена в картине художника?);
• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий на карточках, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использованию художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять;
• коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности), полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об отношении к рассматриваемым произведениям искусства.
Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; эмоционально-ценностно относятся к искусству.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: дымковские игрушки, изделия городецких мастеров. Мультимедийная презентация.
Музыкальный ряд: запись русских народных песен.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
II. Работа по теме урока.
Учитель обращает внимание учеников на выставку изделий народных промыслов, показывает дымковские игрушки, знакомит с характером их росписи.
– Дымково – слобода Вятки (теперь город Киров), где зародился и расцвел промысел глиняной игрушки.
– Дымковская игрушка отличается своеобразием формы, пластики, цветовым и орнаментальным строем.
Гамма красок дымковской игрушки ограничивается следующими тонами: синий, оранжевый, желтый, зеленый, малиновый, коричневый, черный, красный.
Геометрический орнамент строится из разнообразных круглых пятен, полос, клеток, кружков. Один и тот же узор никогда не повторяется.(Мультимедийная презентация, слайды 2–11.)
Среди множества зверей и птиц поражает изысканным убранством индюк.
– Хвост, крылья, гордо поднятая голова с красным гребнем – все ярко, празднично. В колорите росписи игрушки доминирует красный цвет. Красными кругами украшен великолепный хвост. Красная клетка, красные точки обрамляют пушистые, важно распластанные крылья. На гордо возвышающейся шее – небольшая голова птицы с красной короной гребня.
Нарядность игрушке придает золотистое сияние листиков-ромбиков. Такое украшение присуще лишь дымковским игрушкам.
– Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже познакомились, побывав на выставке, которая работает сегодня у нас в классе. Какие изделия вам больше всего понравились?
– Как они называются? (Дети подходят к выставке, показывают.)
– Обратим внимание на городецкие изделия. (Мультимедийная презентация, слайды 12–14.)
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты –
Ни пером описать.
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать.
– Эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Название промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка (изображения на доске).
– Рассмотрите внимательно эти два цветка.
– Сравните их. Чем отличаются?
– Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим – и их оттенками – розовым, голубым.
– Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия, представляешь, будто ты на ярмарке.
– Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам, в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.
– Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.
– Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку.
Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске, организует работу с динамическими таблицами.
Ученики выполняют тренировочные упражнения по написанию элементов городецкой росписи.
Этапы выполнения городецкой росписи:
1) Мы делаем замалевок или цветовое пятно.
2) После того как сделали замалевок, мы более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.
3) Делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.
4) Делаем оживку. Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.
Физкультминутка
– На наши красивые цветки прилетели бабочки.
БАБОЧКА
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
III. Творческая работа учащихся.
Постановка художественной задачи.
– А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки.
Это – праздничные тарелки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойтесь –
Ты делаешь для всех.
Я на вас надеюсь
И верю в ваш успех.
Получится, как надо
И даже сверх того.
Тарелочка здесь рядом,
Давай начнем с нее!
Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе.
Звучат русские народные песни.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Выставка работ учащихся.
– На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
– С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
– А где расположен этот промысел?
– Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
– Кто считает, что работу не успел завершить?
– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
Молодцы! Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с природным материалом глиной, развитию знаний о материале для лепки пластилине; содействовать формированию представления о соразмерности изображаемых объектов; создать условия для овладения навыками изготовления народных игрушек.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Художественное конструирование и дизайн. Опыт художественно-творческой деятельности. Овладение элементарными навыками лепки. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов. Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас) – компо-зиция «Ярмарка игрушек». Изготовление народных игрушек из дерева, глины, ткани и других материалов. Мастерим игрушки из глины, пластилина.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественно-творческой деятельности; логические – осуществление качественной характеристики объекта, анализ признаков игрушки, постановка и решение проблемы – создание игрушки по представлению;
• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при организации рабочего места, по соблюдению правил работы и использованию художественных материалов; оценивать правильность выполнения игрушки в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра;
• коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Личностные: рефлексируют свои действия.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: матрешки. Мультимедийная презентация.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– К нам сегодня в гости пришла замечательная игрушка, угадайте какая. Послушайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрешка).
Показ матрешки. (Мультимедийная презентация.)
II. Актуализация знаний.
– Матрешка пришла не одна, а со своей семьей. А где же остальные? (Ответы детей.)
– Давайте вспомним, как создается матрешка? (Ответы детей.)
– Кто может сказать, как фамилия русского художника, придумавшего матрешку? (Милютин.)
– Какие виды матрешек вы знаете? (Семеновские, нижегородские, сергиевопосадские.)
– Что такое скульптура?
III. Работа по теме урока.
1. Повторение (природные материалы и инструменты).
Глина – природный материал, который встречается повсеместно. Глина легко обрабатывается, долго сохраняет форму изготовленного изделия. Из нее делают кирпичи, посуду, черепицу, керамические изделия и многое другое.
Пластилин – материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров и красителей.
Стека – инструмент, которым пользуется скульптор при лепке для обработки поверхности скульптуры.
2. Правила лепки.
Физкультминутка
МАТРЕШКИ
Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки. | В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки, Ладушки, ладушки. |
IV. Творческая работа учащихся.
1. Создание композиции.
– Жаль, мала матрешка и вам плохо видна ее красота. Но не беда. Сейчас мы с вами сами матрешек нарядим, и не одну, а каждый свою.
У вас на партах лежат вырезанные заготовки. Возьмите их и простой карандаш.
– Посмотрите, чего не хватает у наших матрешек? (Лица.)
– Рисуем лицо (показ на доске).
– А теперь оденем ее. (Украшает матрешку.)
2. Выполнение основных контуров пластилином.
– Наш пластилин прекрасно смешивается. Готовим пластилин для лица. Для этого нужно взять по кусочку белого, красного и желтого пластилина. Перемешиваем его пальчиками, и нужный цвет готов. Отделяем по маленькому кусочку и приглаживаем его по форме лица.
Теперь делаем пластилиновые колбаски нужного цвета и при-крепляем их по всем основным границам формы.
3. Создание образа матрешки.
– Теперь задача – смешивать цвета пластилина в виде колбасок или шариков, а затем выкладывать ими форму матрешки: туловище, голову.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Вот мы и нарядили матрешек. У всех появилась своя матрешка. (Выставка матрешек.)
– Посмотрите на эту большую семью.
– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И мое настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
Предварительный просмотр:
Урок 18
КЛЯКСОГРАФИЯ.
ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ «ОТ ПЯТНА»
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о кляксографии, освоению техники работы «от пятна» и «по-сырому»; создать условия для импровизации в цвете, линии, объеме.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Опыт художественно-творческой деятельности. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии». Освоение техник работы «от пятна» и «по-сырому».
Импровизация.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – рисование композиции и ее представление; логические – выявление взаимосвязи изобразительного искусства с литературой, музыкой; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, осуществление поиска путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче);
• регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы;
• коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях.
Личностные: проявляют уважительное отношение к творчеству своему и других людей.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация (подготовленная самим учителем).
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Рисование – не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать,
Затем на бумаге акварелью изображать.
II. Постановка учебной задачи.
Эпиграф на доске:
Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного…*
– Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку, прочитайте и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О чудесах, о чем-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.)
– Почему вы так решили? (Ученики высказывают свое мнение.)
– Сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, мы познакомимся с новой техникой выполнения рисунка – кляксографией.
III. Изучение нового материала.
– Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы? (Ответы детей самые разные.)
– А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (Да.)
– Какими материалами приходится рисовать художнику? (Красками, карандашами, мелками, углем, фломастерами.)
– Посмотрите, какие рисунки получаются у него, непохожие друг на друга (показ рисунков, выполненных различными художественными материалами).
– Чтобы нарисовать такие работы, художнику пришлось потрудиться не один день.
– А это кто появился среди картин? (Показ рисунка Кляксы.) (Клякса!)
– Действительно, Клякса. Ты что здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать? Ребята, Клякса сказала мне, что она нарисовала все эти замечательные картины.
– Вам понравились эти работы? (Да.)
– Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? (Да.)
– Эта техника называется кляксография.
– Часто художники видят в кляксах пейзаж.
Пейзаж (фр. местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида, местности.
Физкультминутка
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. | Мы топаем ногами: Топ-топ-топ. Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведем И побежим кругом. |
Этапы выполнения работы:
1. Наносим кляксы гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки. Используем разноцветные краски.
2. Накрываем листом бумаги изображение. Прижимаем лист и говорим волшебные слова: «Абракадабра. Что тут вышло?».
3. Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется кляксографией. А если рассмотреть кляксографию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Если нужно, то этот образ можно дорисовать тонкой кистью деталями. Вот как наши кляксы превратились в красивую картину. (Учитель все показывает сам.)
– Мы с вами познакомимся с одним из способов кляксографии. Для этого нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложите лист пополам, чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуйте красками цветные пятна. Вторую половину смачиваем губкой. Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Разверните и любуйтесь. Теперь включайте фантазию!
– Способ работы над кляксографией вам понравился? (Да.)
IV. Творческая работа учащихся.
Задания группам:
– Выполните рисунок-пейзаж на тему «Краски осени: вид из окна» акварелью или гуашью в технике кляксографии. Вы можете в своих работах выразить настроение (как грустное, так и радостное), используя различные оттенки красок.
– Какие краски вы видите осенним теплым деньком у нас в парке?
– А как изменятся оттенки осени, если по небу побегут серые тучи и будет накрапывать мелкий моросящий дождь?
– Что вы чувствуете, когда небо голубое, березы в золотистом уборе?
– А как изменится настроение, если повиснут над головой тяжелые, мрачные тучи?
– После работы обсудите в группе, что у вас получилось, понравился ли способ работы.
Учитель обращает внимание на правила техники безопасности.
– При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой. При намачивании листа слегка выжимаем губку, чтобы бумага получилась только влажной.
Учитель обращает внимание детей на инструкционную карту.
Инструкционная карта
1. Выбрать тему, цветовую гамму.
2. Нанести краски, предварительно смочив лист.
3. Увлажнить бумагу.
4. Наложить бумагу.
5. Снять оттиск.
6. Поправить кистью.
7. Высушить кляксографию.
8. Оформить работу.
Во время работы детей учитель осуществляет: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
V. Итог урока. Рефлексия.
Выставка работ.
– Какие открытия вы сделали для себя на уроке?
– Уходя из класса, подумайте, какое у вас настроение, возьмите изображение человечка с веселым или грустным выражением лица и прикрепите к доске.
Выбор маски настроения от урока.
Предварительный просмотр:
Урок 19
КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТИНЫ? ПЕЙЗАЖ
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о пейзаже, развитию умения анализировать картины с изображением зимнего пейзажа; создать условия для передачи настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объема.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Жанр пейзажа.
Опыт художественно-творческой деятельности. Формирование представлений о рельефе. Развитие понятий «ближе», «ниже», «дальше», «выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. Эмоциональное и эстетическое восприятие образа «зимы» в произведениях художников, в сказках и музыкальных произведениях. Какие цвета для этого времени года главные? Многоцветие зимы следует открывать через изменение цвета снега в зависимости от цвета неба и солнца. Красота зимнего пейзажа. В саду растут разные деревья. У каждого дерева свои особенности строения ствола, веток, листьев. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объема.
Фантазия. Создание рисунка «Дерево зимой» (на основе наблюдений или по представлению).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; рисование зимы с использованием графических материалов; ориентирование на разнообразие способов решения задач; логические – анализ особенностей строения дерева, его ствола, веток с выделением существенных признаков; анализ произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края; владение основами смыслового чтения художественных произведений, прослушивания песен и мелодий;
• регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность; осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы;
• коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, составлять небольшие монологические высказывания.
Личностные: воспринимают красоту художественного изображения, родную природу, произведения искусства и проявляют к ним эмоциональное отношение.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: мультимедийная презентация «Зимний пейзаж».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Сегодня мы начнем урок с того, что вспомним стихотворение, которое расскажет нам о наступившем времени года (А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя....».)
– Какое время года описал поэт?
– А фамилия поэта?
– Кто всегда помогает зиме?
– Скоро любимый всеми детьми праздник – Новый год, и мы пригласим Деда Мороза.
Организация рабочего места.
– Зима и Дед Мороз хотят посмотреть, как вы приготовили своё рабочее место. Сверьтесь с таблицей – все ли правильно расположили.
II. Работа по теме урока.
Сообщение темы урока.
– Куда приходит зима?
– Чем укрывает она город, лес, поля, луга?
– Мы сегодня попробуем украсить свои деревья и кустарники, как зима. Назовите любимые цвета зимы?
– Как вы думаете, для чего мы взяли зубную пасту?
Практическая работа.
1) Рисование ствола дерева и кустарника.
– С чего мы начнем работу?
– Вспомним, чем отличается дерево от кустарника?
– Приготовили краски. Выберем краску для стволов, веток. Набираем много краски – меньше воды. Почему?
2) Беседа по картинам И. И. Шишкина «Зима», «На севере диком…». (Мультимедийная презентация «Зимний пейзаж».)
– Пока сохнет краска, я хочу познакомить вас с картинами известного русского художника И. Шишкина.
– Рассмотрим внимательно картину «Зима».
– Что изображено на картине?
– Какое время года?
– По каким признакам вы определили? (Снег глубокий, засыпал и деревья, и землю.)
– Какое время дня изобразил художник?
– Как бы вы назвали эту картину?
– А вот другая картина: и уже не день, а вечер зимний или ночь. Одинокая сосна на краю скалы, с уходящей вдаль тайгой (густым лесом). Мороз, снег переливается под светом луны.
Шишкин был мастером изображения природы. Он стремился раскрыть, понять ее.
– А как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж.)
– Мы приступаем ко второму этапу работы над своим пейзажем. Нам осталось рассыпать снег на деревья и кустарники, насколько позволит фантазия.
Физкультминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
III. Творческая работа учащихся.
Работа над завершением деталей картины. (Приемы работы тычком, разводами.)
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Давайте соединим ваши работы в единую картину – у нас получился лес. Попробуйте дать общей картине название. Мы ее поместим на выставку работ о зиме.
Хочется вместе с вами прочитать слова из стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою».
– Что вам понравилось больше всего на этом уроке?
– Что было самым ценным из услышанного?
– Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?
Предварительный просмотр:
Урок 20
КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТИНЫ? ПОРТРЕТ
Педагогическая задача: способствовать формированию представлении о портрете, пропорциях лица человека, развитию умения рисовать портрет человека.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Образ человека в живописи. Жанр портрета. Опыт художественно-творческой деятельности. Жанр портрета. Человек и человеческие взаимоотношения. Композиция и порядок изображения портрета. Пропорция лица человека. Форма. Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи (клоун, принцесса, богатырь).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; изображение по памяти портрета человека; умение использовать элементы орнамента в разной технике; логические – анализ произведений живописи; осуществление анализа объектов (фигуры человека, костюма) с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; установление связи орнамента с частями народного костюма; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений;
• регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке; выполнять учебные действия в материализованной и громкоречевой форме;
• коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной стране; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; эстетически воспринимают произведения народного искусства, проявляют эмоциональное отношение к ним; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: мультимедийная презентация.
Музыкальный ряд: А. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»).
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.)
II. Изучение нового материала.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).
– Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.
Портреты бывают разными по содержанию: детскими, семейными, парадными (когда человек нарядно одет).
Портреты бывают большими – монументальными (человек изображен выше своего роста). Они предназначены для больших помещений. А бывают миниатюрными, то есть маленькие портреты.
Учитель организует рассматривание и обсуждение написанных художниками портретов (мультимедийная презентация).
– Изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? (Когда рисуют сказочных героев.)
Слушание музыки А. Бородина Симфония № 2 – «Богатырская».
– Какого сказочного героя ты представляешь?
– Если человек рисует сам себя, то такой портрет называется автопортретом. На портрете человека можно изображать в анфас и в профиль.
– Чей портрет мы будем рисовать, вы узнаете, послушав стихотворение.
ПРО ДРУЖБУ
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Ю. Энтин
– Кто догадался?
– Конечно, мы будем рисовать портрет друга.
У вас есть друзья? А сколько друзей может быть у человека? Вспомните самого хорошего друга, которого бы вы хотели нарисовать.
– Вспомните его черты лица: форму лица, глаза, волосы, брови, нос, губы.
В своей работе мы будем применять метод визирования, то есть наблюдения.
Физкультминутка
ЛЕБЕДИ
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
(Ученики имитируют движения птиц.)
III. Творческая работа учащихся.
– Лист бумаги расположим вертикально. В нем нарисуем карандашом большой прямоугольник, расположенный тоже вертикально. Разобьем его пополам горизонтальной и вертикальной линиями.
Линия глаз – это горизонтальная линия. Глаза равноудалены друг от друга, в идеале между ними можно нарисовать еще один глаз. Равноудалены наши брови, крылья носа, уши. И губы тоже разделены пополам. Вертикальная линия – это ось нашего лица, которая делит его пополам.
Если разделить эти части еще пополам, то получим линию кончика носа и линию роста волос. Нос рисуем от бровей. Затем губы, которые расположим в середине последней части. И нарисуем волосы – прическу.
Теперь можно приступить к раскрашиванию. Вначале прокрасим мелкие детали лица, затем можно раскрасить волосы, а затем придать лицу тон.
Дети рисуют под тихую, спокойную музыку.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Выставка работ. Итоги урока.
– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?
Домашнее задание: попробуйте нарисовать автопортрет, глядя в зеркало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний
Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...
Конспект урока по математике Школа России 4 класс. Тема: Письменное деление на трёхзначное число (урок открытия нового знания).
Конспект урока Школа России 4 класс. "Письменное деление на трёхзначное число"...
Конспект урока УМК "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 3 класс. Окружающий мир (автор учебника Н.Ф.Виноградова) . Тема: "Болото-пресный водоём"
Проведённый урок по теме "Болото - пресный водоём" был направлен на "добывание" новых знаний. Освоение новых знаний построены на решении проблемных ситуаций. Методы и формы работы были ориентированы н...
Конспект урока Возвращение в школу. Тема урока: Я бегу и лечу в школу.
Основные цели урока: Учебные: введение нового лексического материала; развивающие: учить рассказывать о начале учебного года.воспитательные: воспитание толерантного отношения и уважени...
Конспект урока. (УМК "Начальная школа 21 века")
Конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: «Театральная афиша, программа». (аппликация, цв. фломастеры).Цель: продолжить знакомство с искусством театра, про...
Конспект урока на тему "Средние века: время рыцарей и замков"
Открытый урок в 4 классе...
Конспект урока по письму Школа России 1 класс.Тема урока: Звук [ж] и буква [ж]
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПИСЬМУТема: «Звук [ж] и буква [ж]»Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ж]; формирование в памяти учащихся чётко-дифференцированного зрительно-двигатель...