Технологическая карта Урок русского языка в 1 классе "Знакомство с правилом написания гласных после [ч'] и [щ']: ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шишкина Анна Викторовна

Урок направлен на формирование представления детей о согласных звуках [ч'] и [щ'] как о глухих, мягких, непарных; познакомить с орфограммой  ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ;

               совершенствование умения производить  звуко – буквенный разбор;

               развитие  грамотной речи, внимания, памяти;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок русского языка в 1 классе

Учитель:   Шишкина А.В.

Класс:        1 В

Тема

Знакомство с правилом написания гласных после [ч'] и [щ']: ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ

Цель темы

Формирование представления детей о согласных звуках [ч'] и [щ'] как о глухих, мягких, непарных; познакомить с орфограммой  ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ;

               совершенствование умения производить  звуко – буквенный разбор;

               развитие  грамотной речи, внимания, памяти;

               воспитание дружеского отношения в классном коллективе.

Планируемый результат

Знать, что есть непарные согласные звуки по звонкости – глухости и твёрдости – мягкости;

Знать алгоритм звуко – буквенного разбора;

Знать и уметь выделять сочетания ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ.

Основные понятия

 «Согласные звуки»,«гласные звуки», «звонкие согласные звуки», «глухие согласные звуки»,

«парные, непарные согласные звуки», «мягкие, твёрдые согласные звуки».

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

« Букварь» I часть1 класс Л.Е. Ефросинина, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2011г., тетрадь для самостоятельной работы .

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 

Цель:

1) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) опредение содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

- Сядете тогда, когда выделите из группы слов одно, в котором все согласные мягкие. Обоснуйте свой ответ (чайки, дерево, стрела, весна).  

- От чего зависит мягкость согласного? (от стоящего звука после него).

Личностные УУД

- Для чего нам нужно изучать эти правила?

Коммуникативные УУД

II  этап актуализации и пробного учебного действия 

Цель:

 формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по таблице звуков.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

- Можно ли сказать, что все звуки русского языка имеют пару по звонкости – глухости?

- Как определить звонкий или глухой звук?

- Все ли звуки русского языка имеют пару по твёрдости – мягкости?

III  этап выявления места и причины затруднения 

Цель:

формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Организовать работу по учебнику

Попробуйте произнести  звуки [Ч] и [Щ] твёрдо. Почему это невозможно сделать?

- С какими звуками мы сегодня будем работать, узнаете, разгадав загадки:

На малину налетели,
Поклевать её хотели,
Но увидев однонога -
Все скорей из огорода!

(чучело)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Хвостиком виляет,

Зубаста, но не лает.

(щука)

Откройте учебник на странице 67.

Проанализируйте задание, назовите тему урока.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап построения проекта выхода из затруднения

Цель:

Формирование  умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

 

Учатся соблюдать правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументировать свои ответы, использовать информацию, и знания, участвуют в беседе, делают выводы.

Организовать

умение на основе анализа объектов делать выводы.

- Составим план работы урока:

  1. Знакомство с новой орфограммой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение предложений и текстов.
  4. Упражнение в выделении новой орфограммы.
  5. Письмо предложений.
  6. Слушание, анализ  художественного произведения.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

V этап реализации построенного проекта

Цель:

1) формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме,

 работать в паре.

Учатся работать в парах. Находят ответы на вопросы по имеющимся знаниям.

Следить за правильностью построения речевых высказываний.

1.Работа по учебнику

 - Прочитайте стихотворение. Назовите орфограмму, изучаемую сегодня (ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ). Попробуйте запомнить его наизусть. Расскажите друг другу в парах.

2. Соберите слова из слогов.

3. Звуко – буквенный разбор слов: чучело, щука. 

- Дайте характеристику изучаемых звуков.

- Какое правило мы должны сегодня запомнить?

VII   этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель:

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учатся выбирать задания для самостоятельной работы, аргументировать свой выбор, проверять свою работу по эталону.

Проанализировать выбор задания и трудности в работе учащихся.

Самостоятельная работа по карточкам

Задания предлагаются по степени трудности на выбор учащихся: 

1) Найди и исправь ошибки:

Щука, щявель, чюдеса, чулок, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, часы, чясто.

2) Вставь пропущенную букву:

Задач…, щ…ка, ч…гун, рощ…, ш…шка, щ…вель,

ч…шка.

3)Подчеркни в тексте все буквы Ч.

Четыре черепахи читали два часа.

Четыре черепахи сказали: «Чудеса!

Часами мы читали прилежно вчетвером,

Но что к чему, ей – богу, ничуть мы не поймём».

Да, если ты надумал часочек почитать,

То книгу вверх ногами не следует держать.

Самопроверка

-Как выделить орфограмму в тексте. Подчеркните.

- Справились ли вы с заданием? В чём возникли трудности?

- Что вы формируете у себя, работая самостоятельно?

VIII  этап включения в систему знаний и повторения

Цель:

 закрепление умения выделять изученную орфограмму; воспитание дружеского отношения в коллективе.

Учатся соблюдать правила игры. Закрепляют знания.

Организовать игровую деятельность.

Игра «Кто больше?»

Вызываются пять учащихся, которые по очереди называют слова, содержащие орфограмму чу-щу, ча-ща.

- Вспомните правило сегодняшнего урока.

IX   этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель:

Формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Сегодня на уроке было много заданий, какое вам понравилось больше, что показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс

Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....

Урок с использованием ИКТ по русскому языку во 2 классе "Упражнения в написании гласных после шипящих"

Урок-путешествие, где дети повторяют некоторые законы грамотного письма и учатся применять их в разных ситуациях....

Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик"

Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик"  к учебнику  Зеленина Л.И. Хохлова Т.Е., самоанализ урока....

Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу....

технологическая карта и презентация к уроку русского языка УМК ПНШ 4 класс Написание О и Е после шипящих

Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после ш...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правило выбора безударного гласного после непарных шипящих" (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся применять алгоритм правила проверки буквы безударного гласного в корне. На основе сравнения фонетического состава слов делать вывод о проверке буквы безударного гласного после непарн...