Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 90.28 КБ |
презентация к уроку | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма в 1-А классе
по теме: "Правило ча-ща, чу-щу"
Петунина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов
Цели деятельности учителя | упражнять детей в традиционном написании сочетаний ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями ча–-ща, чу–щу; получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные – оценивает свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | Индивидуальные карточки с деформированным текстом. Таблица словарных слов |
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок на урок.
– Доброе всем утро! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.
(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)
- И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.
- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
- А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)
- А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.)
И будем учиться писать грамотно, без ошибок.
- Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)
Все дети записывают в тетрадях дату.
2. Повторение знаний о звуках и буквах.
Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных? Согласных? Чем буква отличается от звука?
Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:
а) цветного мелка;
б) мокрой тряпочки.
У доски работают два ученика. Остальные уч-ся работают в тетрадях, преобразовывая буквы зелёной пастой.
-На какие группы можно разделить написанные буквы. Чем гласная, отличается от согласной?
Задание 2. Что лишнее? (Запись на доске).
а) р ,с, А, Ч, И, О; (Лишняя буква “Ч” - она печатная.)
б) е, ё, а, ю, я; (Лишняя буква “а” - она не обозначает 2 звука, даёт твёрдость согласным звукам)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)
Задание3. Отгадайте загадку
Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?
Дети хором: Незнайка!
На доску портрет Незнайки.
- Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)
Каллиграфическая минутка.
Чщ щч Щч чщ
3.Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
1.Игра «Сложи слова»
Уда - ча ща-вель
Добы - ча Чу-чело
Чу-лан чудес-ный
Чу - дак тре-щали
- Что вы заметили ? (в этих словах сочетания ча-ща, чу-щу)
-Составить предложения с этими словами предложения.
(сильные, трещали, морозы)( Чудесный, стоит, день)
-Найти грамматическую основу. Поставить ударение. Какие слова стоят в переносном значении.
Записать, полученные предложения по вариантам, составить схему к предложению.
-Что называется предложением?
2.Упражнение. Проверь и найди ошибку.
Дети пошли в рощю.
Маша на полянке собирает щявель.
Ксюша и катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.
3.Физминутка. «Лесная песенка»
Учитель
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Какое стихотворение мы уже знаем про эти сочетания?
Ученик : Знаю точно:
ЧА и ЩА, напишу их с буквой А!
Знаю правило одно, очень верное оно:
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У!
Учитель - А если вы все знаете , надо ли нам работать над этой темой?
- Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.
4.Работа с предложением
-Незнайка написал для вас письмо. (на доске) :
Яхочуугоститьвасчаем.
(Ребята смеются.)
- Дети, какое правило не соблюдается? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)
- Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?
- Запишите предложение, соблюдая правила написания предложения.
Один ученик записывает у доски, с комментированием.
(Учитель следит за посадкой учащихся)
(После написания) – Сверьте с записью на доске.
- Какое слово соответствует теме нашего урока? (чай , ча пиши с буквой а)
- Нас пригласили на чаепитие.
- Ребята, а чай – полезный напиток?
- В чае присутствует очень много витаминов. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит:
« Свежий чай - подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».
5. Лингвистическая разминка.
- А кто из вас знает, откуда пришел обычай пить чай?...
( Это слово – китайское . Китайцы были первыми производителями чая и тщательно оберегали секрет его приготовления.)
- Ребята, а кто из вас любит пить чай?
Раз вы любите пить чай, значит вы здоровы , так как чай обладает лечебными свойствами , очищает кровь, снимает сонливость и вялость.
Сейчас я посмотрю, какие вы активные .
Какие пословицы вы знаете о чае?
Найдите в классе и прочитайте пословицу про чай и объясните .
(Пословицы спрятаны под стульчиками детей. Уч-ся наклоняются и ищут . Таким образом, происходит смена положения и разминка.) :
Чай не пьешь , где силу берешь?
Чай усталость всю снимет, настроение поднимет.
Холодно – пей чай , жарко – пей чай, устал – пей чай.
Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.
Выпьешь чайку- позабудешь тоску.
5. Закрепление правила. Выполнение упражнений.
6.Упражнение на внимание.
Учитель произносит предложение:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?
7..Упражнение
- Какие слова спрятались на чайнике?
-Найдите слово в слове. Разделить слова на слоги и поставить ударение. Работа у доски.
Работа в тетрадях, дети записывают слова
Обычай, выручай, случай, чайник, чашка.
8.Физминутка для глаз.
9.Упражнение «Отремонтируем слово»
-К чаю принято подавать сушки и баранки. У нас они тоже есть.
Сушки лежали в тарелке без крышки,
И ночью их все погрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.
-Мышка – маленький зверёк, как мы назовём детёныша мыши.
-Помогите Незнайке выполнить следующее задание «Назови детёнышей»
- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть сочетания ча-ща, чу-щу.
а) Работают с комментированием у доски.
б) Взаимопроверка.
Зай . та,бель . та , гра . та, вол . та, пау . та
4..Тест по теме урока.
1.Подчеркни верное высказывание
А)Чу-щу-пиши с буквой у.
Б) Чю-щю- пиши с буквой ю.
2.Подчеркни лишнее слово.
А) чудо
Б) чайник
В)лисица
Г)щавель
3.Подчеркни слово с ошибкой
А)туча
Б)площадь
В)чючело
5.Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)
Продолжи :
- Я учился…
- Я узнал …
- Я смогу…
8.Рефлексия .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сильные, трещали, морозы чудесный, стоит, день
Дети пошли в рощю . Миша на полянке собирает щ явель.Миша и катя ищ ю т грибы.Под кустом шыповника дети нашли ёж ыка. а К у у и и
Зай . та бель та гра . та вол . та пау та ча ча ча ча ча
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс
Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....
Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Написание слов с шипящими на конце»
Тип урока: закрепление изученногоЦель: закрепить изученное о написании имен существительных с шипящими на конце; развивать умение составлять текст по опорным словам. Планируемые результаты:Предме...
Практическая работа по русскому языку на тему "Правописание гласных после шипящих"
Практическую работу"Правописание гласных после шипящих" можно использовать на уроках русского языка для 1-2 класса...
Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс
Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...
Тест по русскому языку по теме " Правописание гласных после шипящих" для 2 класса
Тест по русскому языку "Правописание гласных после шипящих" для 2 класса...