Урок русского языка в 1 классе по теме "Гласные после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бобнева Оксана Александровна

Конспект урока очень подробный с УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Учитель: Голобокова О. А.

Тема: Гласные после шипящих

Цели: систематизировать знания обучающихся о правописании сочетаний ЖИ –ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, развивать умения писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; продолжить формирования умения  грамотно писать, развивать орфографическую зоркость, речь, воспитывать культуру поведения при работе в группах, в паре.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий;  оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: умение ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и выполнять те задания, которые позволят раскрыть  тему урока.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий;  оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других умение ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Авторский медиапродукт: презентация для интерактивной доски.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мозаика для снежинок, снежинки с словами для работы в группах, элементы букв, напечатанные выражения, картинки: вагончики синего, красного, жёлтого цвета, щука, ёжик, чайка, сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть – тоска её боится.

Ученик: Улыбка.

Учитель: Подарите улыбку друг другу и тихо садитесь.

Учитель: С каким настроением вы начинаете урок? Просигнальте светофором. (Красный свет - отличное настроение, жёлтый – хорошее, зелёный – не всё хорошо сегодня).

Учитель: Начнём урок с пожеланий друг другу добра.

На доске прикреплены фразы пожеланий.

Дети хором:

        желаю всем добра

Я

        буду помогать товарищу, если ему будет      

        трудно

Учитель: Я всем вам желаю хорошей работы и отличного настроения на весь урок.

2. Актуализация знаний.Минутка каллиграфии

Учитель: Какое сейчас время года?

Ученик: Зима.

Учитель: Назовите зимние месяцы.

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Какие осадки чаще всего выпадают зимой?

Ученик: Снег.

Учитель: Ребята, посмотрите, элементы букв припорошил снег. (На доске элементы от прописных букв: Ж, Ш, Щ, Ч). Попробуем собрать из них буквы. (Дети выходят к доске и собирают из элементов буквы).

Учитель: Какие буквы получились?

Ученик: Ж, Ш, Щ, Ч.

Учитель: Что общего у всех этих букв?

Ученик: Они обозначают согласные шипящие звуки.

Учитель: Пропишем их в тетради, чередуя.

3. Самоопределение к деятельности

Учитель: Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.

Ученик:             ж     ,    ш    ,    щ '   ,     ч '   .

Учитель: На какие две группы можно разделить эти звуки?

Ученик: Твёрдые согласные и мягкие согласные звуки.

Учитель: С какими гласными буквами дружат буквы: ж, ш, щ, ч?

Ученик: С буквами: и, а, у.

Учитель: Почему  вы так решили?

Ученик: ЖИ – ШИ пишется с буквой И.

               ЧА – ЩА пишется с буквой А.

                ЧУ –ЩУ пишется с буквой У.

Учитель: Кто догадался, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?

Ученик: Мы будем писать слова с правилами жи –ши, ча – ща, чу – щу.

Учитель: Сегодня мы будем закреплять написание гласных после шипящих: ж, ш, щ, ч.

4. Работа по теме урока

Учитель: Из чего состоит снег?

Ученик: Из снежинок.

Учитель: Запишем транскрипцию к  слову - снежинка. (Один ученик на доске с объяснением, второй на ноутбуке составляет схему этого слова. Схема взята из электронного приложения к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий).

Ученик на доске:     с н' э ж ы н к а

Учитель: Проверим работу одноклассника, который работал индивидуально на ноутбуке. (Высвечивается получившаяся схема на интерактивной доске). Оцените работу своего товарища. ( Сигналами светофора дети оценивают работу: красный - всё правильно, жёлтый  - есть ошибка, зелёный – требуется помощь).

                                Работа в парах

Учитель: К нам на урок тоже прилетели снежинки. Они не простые, а волшебные. И увидим мы их после того, как вы, работая в паре, соберёте их из мозаики.

Учитель: Оцените работу в паре. ( Сигналами светофора дети оценивают работу: красный - всё правильно, жёлтый  - есть ошибка, зелёный – требуется помощь).

Учитель: У вас получились снежинки. А как вы думаете, почему они волшебные?

Ученик: На них написаны слова.

Учитель: Прочитаем эти слова.

Ученик: Чай, чудо, пища, ножи, уши, дача, ужи, моржи, чулок, час, щука, лечу.

Учитель: Какое задание вы можете предложить?

Ученик: Разделить слова на три группы.

Учитель: Кто согласен с таким заданием? (Дети поднимают красный сигнал, если согласны, кто не согласен - зелёный). Я тоже согласна.

Учитель: На какие три группы можно разделить слова?

Ученик: Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Учитель: Первый ряд выписывают слова с сочетаниями жи-ши, второй ряд слова с сочетаниями ча-ща, третий ряд слова с сочетаниями чу-щу.

Учитель: Проверим, что у вас получилось.

Ученик первого ряда: Ножи, ужи, уши, моржи.

Ученик второго ряда: Чай, час, пища, дача.

Ученик третьего ряда: Щука, чудо, чулок, лечу.

Учитель: Оцените выполненную работу. ( Сигналами светофора дети оценивают работу: красный - всё правильно, жёлтый  - есть ошибка, зелёный – требовалась помощь).

Учитель: Какое слово «лишнее» в третьем столбике?

Ученик: Лечу.

Учитель: Докажите, почему?

Ученик: Слово – лечу, обозначает действие, имеет два значения.

Учитель: Составим предложения с этим словом в разных лексических значениях.

Ученик: Я лечу в самолёте. Я лечу животных.

Учитель: Какие игры и забавы дарит нам зима?

Ученик: Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика.

Учитель: Встали все, попробуем слепить снеговика.

Физкультминутка для снятия напряжения мышц

тела

(Выполняем действия по тексту)

Снег пушистый нагребаем

Лепим, лепим ком большой.

И ещё раз нагребаем

Лепим, лепим ком второй.

А потом и третий ком.

Глазки, нос – морковкой,

Рот – большой, наверх – ведёрко.

Вот и наш снеговичок.

Учитель: Ребята, посмотрите, какой снеговик у нас получился! (Достаю спрятанного снеговика, сделанного из бумаги). А теперь поиграем в снежки.

Физкультминутка для снятия напряжения мышц кистей рук

Учитель: Возьмите лист бумаги и сделайте из него крепкий, упругий снежок. ( Бумага у каждого ребёнка лежит на столе). Снежки, которые у вас получились, бросьте в снеговика. (Снеговика держит учитель).

Учитель: А как вы думаете, будет ли снеговик дружить со снежками?

Ученик: Да.

Учитель: Докажите своё мнение.

Ученик: Снеговик и снежок – это слова родственники.

Учитель: А кто из вас знает, почему лыжи так называют?

Сообщение ученика

Слово лыжи произошло от слова «улизнуть». Оказывается, они слова – родственники. А в старину слово «лызгать» обозначало «скользить по льду». Лызнуть – улизнуть – скрыться и выходит, что в самом названии лыжи заключается главное свойство скольжения. Лыжи – это древнее слово, появилось около 800 лет назад.

Учитель: Встанем все и попробуем прокатиться на лыжах. А  теперь медленным шагом отправляемся на лыжах не просто в лес, а в густой, труднопроходимый лес. Пришли и тихо сели.

Учитель: Как называется густой, труднопроходимый лес?

Ученик: Чаща.

Слайд -2 (Картина - чаща летом).

Учитель: Давайте послушаем, какая тишина в нашей чаще.

Слайд – 3 (Картина – чаща зимой)

Учитель: И только кто-то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим. ( На слайде – 3 есть значок «звук», правкой кнопкой мыши щёлкните по нему и услышите стук дятла, но запись самого звука обязательно  должна быть на компьютере или ноутбуке).

Учитель: Кто же нарушает тишину?

Ученик: Дятел.

Слайд- 4 (Картинка дятла)

Учитель: Подберите слова признаки для описания дятла.

Ученик: Маленький, пёстрый, длинноносый, шустрый, ловкий.

Учитель: Дятел приготовил для вас задание. ( На доске записаны слова: стучат, по, дятлы, стволам). Как вы думаете какое?

Ученик: Составить из слов предложение.

Учитель: Просигнальте, кто думает также. (Дети поднимают красный сигнал, если согласны, кто не согласен - зелёный).

Учитель: Какое предложение вы составили?

Ученик: Дятлы стучат по стволам.

Учитель: Какие орфографические задачи мы решаем в этом предложении?

Ученик: Начало предложения пишем с большой буквы, в слове - стучат сочетание ча пишем с буквой а, по – это предлог пишем со словами отдельно, в слове - стволам безударная гласная а, проверочное слово – ствол, в конце предложения ставим точку.

Учитель: Какое задание вы сейчас можете предложить?

Ученик: 1. Найти главные члены предложения или главные слова в предложении. 2. Составить схему предложения. 3. В словах поставить ударение.

Учитель: Выберите любое задание, которое вам нравится и выполните его.

Учитель: Зачем дятлы стучат по дереву?

Ученик: Они ищут пищу.

Учитель: Запишите это предложение. Какое правило подчеркнёте?

Ученик: ЩУ – пиши с буквой У.

Работа в группах

Учитель: Образовали группы. Возьмите снежинки, которые лежат у вас на столах. ( На снежинках написаны слова: 1) снежинки, малыши, лыжи, чай; 2). щука, чудо, прорубь; 3). тишина, трещат. сороки ). Какое задание вы хотели бы сделать со словами, которые написаны на снежинках?

Ученик: Составить из слов рассказ.

Учитель: Обсудите рассказы в группах.( Минута на подготовку, затем выслушиваются рассказы групп и каждая группа сразу оценивается сигналами светофора: красный - всё правильно, жёлтый  - есть ошибка, зелёный – требуется помощь).

Физкультминутка для снятия напряжения с мышц глаз

Слайд-5 ( Электронная физкультминутка для глаз , из сборника Галкиной И.А. ).

Слайд-6 ( На слайде отрывки и иллюстрации  из произведений А. С. Пушкина. В словах пропущены буквы. Дети карандашом от интерактивной доски вписывают пропущенные буквы и перетягивают иллюстрацию к подходящему отрывку из произведения).

Учитель: Какое задание вы можете предложить?

            Ученик: Вставить пропущенные буквы и узнать к какому отрывку относится иллюстрация.

Учитель: Читаем первый отрывок.( Дети объясняют орфограмму так, например, в слове - блещут: думаю, какую букву вставить , вспоминаю правило чу – щу пишу с буквой у и т. д.)

            В синем небе звезды блещ…т,

 В синем море волны хлещ…т;

 Туч… по небу идет,

 Бочка по морю плывет.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

Учитель: Читаем второй отрывок.

             Не хоч… быть вольною царицей,

             Хоч… быть владычицей морскою,

 Чтобы ж…ть мне в Окияне-море,

 Чтоб служ…ла мне рыбка золотая».

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Учитель: Какие слова вызывают затруднения?

Ученик: Вольная, владычица.

Учитель: Найдём значения данных слов в  толковом словаре С. И. Ожегова.

Ученик: вольный, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно, -льны и -льны.

 Свободный, независимый. В. народ. Вольные люди.

Владычица - правительница, приснодева, богоматерь, царица небесная, пресвятая дева, властительница, пречистая богородица, госпожа, дева мария, руководительница, матерь, божья матерь, пречистая, царица, повелительница, пречистая дева, богородица, хозяйка.

Учитель: Читаем третий отрывок.

             "Свет мои, зеркальце! Скаж…

              Да всю правду долож…:

              Я ль на свете всех милее,

              Всех румяней и белее?"

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Учитель: Кто автор этих сказок?

Ученик: А. С. Пушкин.

Слайд-7 (Иллюстрация к сказке «По щучьему веленью»)

Учитель: А это иллюстрация из какой сказки?

Ученик: «По щучьему веленью».

Учитель: Давайте произнесём хором такие слова:

По щучьему веленью,

По моему хотенью,

Хотим попасть в летний сад.

А в летнем саду  мы поиграем в игру «Собери урожай» (Интерактивная игра – тренажёр. В словах пропущены буквы. На дереве растут яблоки, на которых написаны буквы. Ребёнок выбирает нужное яблоко, карандашом интерактивной доски дотрагивается до него или правой кнопкой мыши наводит на яблоко и щелкает по нему, эта буква,  которая на нём написана вставляется в слово).

5. Самостоятельная работа  с взаимопроверкой

Учитель:Проверим свои знания.

(У каждого ребёнка тест. Ответы теста он заносит в таблицу: мои успехи.

№ задания

1

2

3

4

После окончания работы, дети обмениваются работами, на интерактивной доске высвечиваются правильные ответы Слайд-8, каждый проверяет работу своего соседа и оценивает сигналами светофора: красный - всё правильно, жёлтый  - есть 1 - 2 ошибки, зелёный – требуется помощь).

Тест

1.Мыш…, луж… пиши с буквой:

        ы

                     и

 

2.Ч…йка, ч…йник пиши с буквой:

       я

        а

3. Щ…ка, ч…лок пиши с буквой:

       у

       ю

4. Найди слово с ошибкой.

       пища

       чашка

        жывот

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

«Логическое упражнение»

Учитель: Ёжик, щука, чайка решили приехать к нам на поезде и послушать, какие знания вы получили сегодня на уроке. А приехали они на поезде в красном, синем и зелёном вагонах.. В вагоне какого цвета приехал ёжик, если известно, что чайка в синем вагоне, а ёжик не в красном.

Ученик: Чайка в синем, это известно, ёжик, если не в красном, значит в зелёном, тогда щука в красном.

Учитель: Почему эти животные приехали к нам?

Ученик: В названии этих животных есть правила о которые мы повторяли на уроке.

Учитель: В вагончике какого цвета вы бы сегодня хотели уехать с урока? Поднимите кружок. (Красный –всё получилось на уроке, жёлтый – было не всё удачно, синий – затруднялся, требовалась постоянно помощь).

Учитель: Я довольна, что все подняли круги красного цвета, значит вы справились с задачей, которая была перед нами вначале урока.

7. Подведение итогов урока

Учитель: Просигнальте сигналом, если согласны со мной – красным цветом, если ещё нужна помощь - зелёным цветом.

А). Я понял, что жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а, чу-щу пишется с буквой у.

Б). Я могу объяснить другому, что жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а, чу-щу пишется с буквой у.

В). Я не понял, что жи-ши пишется с буквой и, ча-ща пишется с буквой а, чу-щу пишется с буквой у.

Урок окончен.

Литература:

  1. В.Волина «Занимательное  азбуковедение», М.: Просвещение,1991г.
  2. Сборник загадок / Сост.М. Т. Карпенко. М.: Просвещение, 1987.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
  4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.
  5. Электронное приложение к Азбуке, автор В. Г. Горецкий и др.; М.: Просвещение.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс

Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....

урок русского языка Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих" 4 класс 21 век

на уроке отрабатывается способ действия при выборе написания мягкого знака после шипящих, развивается умение сопоставлять, анализировать, развивается орфографическая зоркость....

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание ь после шипящих у глаголов"

Тема: Правописание ь после шипящих у глаголовЦели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах;2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после ш...

урок русского языка 3 класс "Павописание Ь после шипящих на конце существительных

Тип урока: открытие новых знаний. Применяется проблемный метод обучения. УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "

Технологическая карта урока русского языка  3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России...