Рабочая программа по русскому языку в 3 классе УМК ПНШ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной образовательной программы по русскому языку, авторской программы М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_soderzhanie_rabochey_programmy_po_russkomu_yazyku.docx | 133.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса « Русский язык. 3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной образовательной программы по русскому языку, авторской программы М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
В системе предметов курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать. Участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Общая характеристика предмета
Программа систематического курса русского языка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование УУД, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Материал курса «»Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- системы языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Учёт психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения его в корпус той словарной и орфоэпической работы, которая не практиковалась как система.
1)А. Обязательный учёт реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка – и практической, и теоретической. Это понятие должно быть ориентировано не на подчёркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
Б. Учёт реальных норм произношения предполагает и учёт статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во- вторых с искажением произношения отдельных звуков. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
2) Учёт того, что с каждым годом в классах растёт процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Задача именно 2 класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Постоянная работа с обратным словарём (включенным в корпус УМК), в котором материал выстроен с учётом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного (через окончания) способа связи слов в предложении.
3) Учёт того, что практически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарём) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и – что очень важно – к правильному выделению окончаний.
4) Учёт того, что ученик начальной школы – это не только городской, но и сельский ребёнок. Интерактивная переписка, которая заложена как методический приём в комплект учебников, – это тоже форма реакции на восполнение дефицита впечатлений и общения учащихся, нуждающихся в дополнительной эмоциональной поддержке.
5) Учёт неврологического образа современного ребёнка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.
А. Изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах.
Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений к обобщению.
В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чём-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоёванным позициям на протяжении всего периода обучения.
6) Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идёт о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
7) Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним содержательную переписку, чтобы восстановить воспитательный потенциал, который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребёнка – хорошо известный факт.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещённых в учебнике «Литературное чтение».
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии. Характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, Л.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию», Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».
Описание места предмета в учебном плане
В 3 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность. Что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений. Достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применение достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Содержание предмета
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1. | Фонетика и орфография | 20 |
2. | Лексика | 15 |
3. | Морфемика и словообразование | 20 |
4. | Морфология | 70 |
5. | Синтаксис | 15 |
6. | Развитие речи с элементами культуры речи | 30 |
Итоги | 170 |
Практическая часть программы
№ урока | Дата проведения | Вид работы | Тема |
6 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 1 по орфографии | |
8 | Входная контрольная работа | Повторение пройденного | |
9 | Текущая диагностика | Контрольное списывание № 1 | |
17 | Тематическая диагностика | Тест № 1 по теме «Части речи» | |
36 | Промежуточная диагностика | Итоговая контрольная работа за 1-ю четверть | |
39 | Текущая диагностика | Письменное изложение | |
42 | Тематическая диагностика | Выборочный диктант № 2 « Определение падежей существительных» | |
44 | Тематическая диагностика | Тест № 2 «Изменение существительных по числам и по падежам» | |
48 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 3 по теме «Различение падежей» | |
51 | Текущая диагностика | Письменное сочинение № 1 | |
61 | Текущая диагностика | Письменное изложение № 2 | |
62 | Тематическая диагностика | Тест № 3 «Правописание падежных окончаний» | |
68 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 4 по теме «Склонения существительных» | |
72 | Промежуточная диагностика | Итоговая контрольная работа за 1-е полугодие | |
78 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 5 по теме «Главные члены предложения» | |
89 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 6 по теме «Безударные окончания существительных в единственном числе» | |
96 | Текущая диагностика | Письменное изложение № 3 | |
100 | Тематическая диагностика | Тест № 4 по теме «Окончания существительных» | |
105 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 7 по теме «Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»» | |
119 | Текущая диагностика | Контрольное списывание № 2 | |
120 | Тематическая диагностика | Выборочный диктант № 8 по теме «Окончания существительных» | |
121 | Промежуточная диагностика | Итоговая контрольная работа за 3-ю четверть | |
131 | Текущая диагностика | Тест № 5 по теме «Имя прилагательное» | |
141 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 9 по теме «Окончания прилагательных» | |
147 | Текущая диагностика | Письменное изложение № 4 | |
151 | Текущая диагностика | Письменное сочинение № 2 | |
154 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 10 по теме «Времена глагола» | |
159 | Итоговая диагностика | Итоговая контрольная работа за год | |
161 | Текущая диагностика | Учимся писать сочинение № 3 по наблюдениям |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Планируемые результаты изучения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Ч. 2)
Личностные УУД
Смыслообразование и самоопределение
- Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях: умения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой. «Азбука вежливости».
- Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, ценить дружбу и т. д.; затрагиваются нравственно-этические и экологические проблемы.
- Формирование базовых эстетических ценностей: эстетических переживаний, эстетического вкуса, представление о том, что красота это то, что вокруг, и необходимо лишь научиться её обнаруживать, что природа для художника, писателя, поэта – живая. Формирование построено на основе анализа литературных текстов и заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
2)ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (информационные) УУД
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заданный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги ( в одной из которых есть система словарей), «Рабочей тетрадью» и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
3) КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
- находить в учебнике подтверждение своей позиции, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны знать/понимать:
- что такое орфограмма;
- разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
- части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельства, определение);
- название падежей.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);
- проверять сомнительные написания, используя разные способы проверок;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- писать о-е после шипящих в окончаниях существительных;
- писать слова с наиболее употребительными приставками, приставкой с-, приставками на – с, -з;
- писать слова с суффиксами -ек, -ик;
- различать на письме приставки и предлоги;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, суффикса, приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
- изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
- изменять прилагательные по числам, родам, падежам;
- писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
- писать о-е после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных;
- изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени - по родам; в настоящем и будущем времени - по лицам;
- находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
- находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены; задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
- определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, сочинении;
- членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону, разговор с продавцом в магазине, конфликтная ситуация с одноклассником…).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Словарь
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофер, экскурсия, январь (76 слов).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
- Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3 — М.: Академкнига / Учебник, 2013.
- Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н. А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2 — М.: Академкнига / Учебник, 2013.
- Байкова Т. А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 3 класс - М.: Академкнига / Учебник, 2013.
- Чуракова Н. А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига / Учебник, 2012.
- Лаврова Н.М., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. Сборник проверочных контрольных работ. 3 - 4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- интерактивная доска;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитная доска;
- телевизор
- персональный компьютер;
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка;
- магнитофон;
- компьютерные программы, соответствующие тематике программы по русскому язык
Демо-версии итоговых контрольных работ
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Повторение пройденного
Черёмуховые холода
Зацвела черёмуха. Грянул черёмуховый холод. Туман на рассвете не поднялся колечком с лесной поляны. Он замёрз и лёг на поляну
инеем. Небо бледное. Каким оно станет днём? Синим или серым? Тихо в лесу. Все птицы молчат. Одна кукушка кричит своё « ку-ку».*
(По Н.И. Сладкову) (41 слово)
Слова для справок: черёмуховые, рассвет.
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о знаках (о кавычках) в предложении, отмеченном звёздочкой.
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Найди и выпиши в столбик три слова-названия действия с безударным гласным в корне. Рядом напиши проверочное слово.
2. Найди в тексте и выпиши слова- названия предметов, которые стоят в начальной форме. Выдели в них окончания.
Вариант 2*
1. Найди в тексте и выпиши парами родственные слова. Выдели в них корни. Покажи стрелкой, какое слово, от какого образовалось.
2. Выпиши столбиком слова-названия действий с одинаковой приставкой. Рядом в скобках запиши к ним вопросы. Ниже запиши эти слова в начальной форме. Рядом с каждым напиши родственное слово, от которого оно образовалось. Приставки выдели нужным значком.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
1 – е полугодие
Весной
Вошли в лес. Молодые осинки и берёзки спускаются по косогору к широкому лугу. Среди деревьев идёт дорога. Рядом вьётся совсем сухая пешеходная тропка. По ней мы углубляемся в лес. Вот где чувствуется весна! Ветви осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Берёзовые веточки стали шоколадного цвета. Они все в крупных почках. Скоро покажутся язычки молодых листьев.
(По Г.А. Скребицкому) (55 слов)
Слова для справок: совсем, пешеходная, шоколадная.
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Определи, разный ли падеж у слов с предлогами во 2-ом предложении. Укажи падеж над словами.
2. Найди в тексте и выпиши разные формы одного прилагательного. Разбери их по составу.
Вариант 2*
1. Выпиши из текста родственные слова. Напиши, от основы какого слова они образованы. Покажи стрелками, как образовалось одно из них.
2. В 3-ем предложении подчеркни главные члены предложения. Напиши над ними, какими частями речи они являются.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
2 – е полугодие
Подарки
Весной и летом ёлочки не было. Осенью ёлочка вдруг появилась. Раздвинула листья и выглянула из земли. Деревья роняли листья.
Прошло много лет. Каждую осень деревья вспоминают о дне рождения ёлочки. Они дарят ёлочке чудесные подарки. Осинка дарит красные фонарики. Клён – оранжевые звёзды.*
Стоит ёлочка счастливая. Раскинула она лапки. На них подарки. Их уже некуда деть. А всё дарят и дарят.
(По Н.И. Сладкову) (60 слов)
Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о постановке тире в предложении, отмеченном звёздочкой.
Грамматическое задание
Вариант 1
1. В 3-м и 4-м предложении второго абзаца найди существительные, которые стоят в тексте в одном и том же падеже. Над ними укажи склонение и падеж.
2. Из второго абзаца выпиши через запятую разные формы одного глагола. Рядом в скобках запиши начальную форму этого глагола.
Вариант 2*
1. Найди в тексте и обведи простым карандашом форму мн.ч. слова дерево. Определи, каким членом предложения оно является в каждом предложении, и подчеркни его как следует. Над словами укажи падеж.
2. 2-е предложение третьего абзаца разбери по членам предложения. Над словами напиши, какими частями речи они являются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...