конспект урока по русскому языку по теме "Орфограммы корня. Повторение"(4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок русского языка является первым уроком первой четверти 4 класса и может быть использован по любой программе. Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и представляет собой сценарный план урока в виде технологической карты с приложением и презентацией к уроку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.doc | 35 КБ |
555ta900000000009tsiya.ppt_1.rar | 2.9 МБ |
tehnol._karta_uroka.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Примеры загадок о лете:
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все …(солнце).
Хочешь – в воду ты ныряй, хочешь – на песке играй.
Много замков здесь создашь! Что это за место? (пляж).
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём! (роса)
2. Примеры предложений о лете:
Летом в саду над деревьями кружатся бабочки.
Хорошо отдыхать в лесу в жаркий летний денёк.
Приятно чудесным летним вечерком купаться в реке.
3.
Лист самооценки | ||
1. | Работа с предложениями. | ○ |
2. | Определение вида орфограммы и формулирование правил проверки. | ○ |
3. | Работа с орфограммами в группе. | ○ |
4. | Подбор загадок по теме урока. | ○ |
5. | Подбор проверочных слов к отгадкам. | ○ |
6. | Составление кроссворда. | ○ |
Подписи к слайдам:
16 18 22 16 4 18 1 14 14 1
РАСШИФРУЙ СЛОВО
Парные согласные в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Предварительный просмотр:
Номинация «Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов»
Автор: Ребнева Лидия Викторовна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2 имени Героя Советского Союза М.С. Бочкарева р.п. Новые Бурасы Саратовской области»
Предмет | Русский язык |
Класс | 4 класс |
Тема урока | «Учимся применять изученные орфограммы» |
Тип урока | Урок повторения |
Краткая аннотация урока | Данный урок русского языка является первым уроком первой четверти 4 класса и может быть использован по любой программе. Разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и представляет собой сценарный план урока в виде технологической карты с приложением с и презентацией к уроку. |
Место и роль урока в изучаемой теме: | Первый урок по теме |
Цель: | Создание условий для восстановления знаний детей об изученных в 1 – 3 классах орфограммах. |
Задачи: | образовательные: создать условия для повторения учащимися изученных орфограмм; проверки написанного, внесения коррективов; развивающие: способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, любознательности; навыков орфографического письма; воспитательные: способствовать воспитанию ответственности за свою письменную и устную речь; интереса к предмету. |
Планируемый результат: | Предметные УУД: по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы; определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; проверять написанное и вносить коррективы. ЛичностныеУУД: Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения учебной задачи; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая её; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; пользоваться толковыми словарями, сборниками загадок; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и формулировать их; Коммуникативные УУД: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим высказываемым точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
Основные понятия: | Орфограмма, корень слова, однокоренные слова. |
Межпредметные связи: | Русский язык, окружающий мир. |
Форма организации ПД: | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Оборудование: | Компьютеры, интерактивная доска, презентация, ручка с синей и зелёной пастой, рабочая тетрадь, цветные карандаши, листы самооценки. |
Ход урока:
Этап урока, его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
I. Орг. момент. Мотивация деятельности. | - Всё начинается с любви… (слайд №1). В одном селении жили счастливые люди. Они умели дарить друг другу любовь. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг к другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем ладони друг к другу, с теплотой и улыбкой посмотрим друг другу в глаза. -Какое у вас стало настроение? А теперь с хорошим настроением начинаем работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: самоопределение; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II. Каллиграфическая минутка | - Ребята, какое время года наступило? Назовите осенние месяцы. Совсем недавно мы радовались лету, ласковому летнему солнышку (слайд № 2). Предлагаю вспомнить об этом замечательном времени года и назвать летние месяцы. -А теперь откройте свои рабочие тетради. Вам нужно красиво, а главное, правильно написать данные буквосочетания и слова. (Слайд №3). - Ребята, посмотрите на экран и попробуйте составить предложения со словом «лето». (Слайды 4 - 5). Можно использовать однокоренные слова. | Ответы детей. Учащиеся на первой строке прописывают слоги ле, то. На второй строке – слово «лето». Ученики составляют предложения, выбирают 2 – 3 из них и записывают в тетрадь. | Регулятивные: контроль и коррекция, соотноотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение грамотно строить свою речь; познавательные-общеучебные: умение структурировать знания. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | (слайд № 6) -Ребята, попробуйте отгадать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке русского языка. (слайд № 7) - Для этого вам нужно расшифровать слово, зная, что за цифрой 1 скрывается буква А, за цифрой 2 – буква Б и т.д.. - Верно. Мы сегодня будем говорить об орфограммах, а о каких – нам предстоит выяснить. - В какой части слова может находиться орфограмма? - Посмотрите на доску, прочитайте задание и выберите вариант ответа. 1) Выбор слова с непроверяемой гласной в корне. - Почему не проверяется данное слово? - Какую буку вставите в двух других словах? - Запишите эти слова в рабочую тетрадь и подчеркните орфограммы. - Назовите данные орфограммы. 2) Определение парного гласного в корне слова. - Итак, какие орфограммы вам встретились? - Расскажите правила. | Учащиеся расшифровывают слово «орфограмма» (слайд № 8) и объясняют значение этого слова. - В любой: в приставке, корне, суффиксе и окончании слов. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae6a5125-3ef2-46f3-a6dd-7a8da36a04e6/%5BNS-RUS_3-33%5D_%5BQS_087%5D.html Ответы детей. Ученики работают в тетради. - Непроверяемый гласный в корне слова, непроизносимый согласный в корне слова и проверяемый безударный гласный в корне слова. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0939addf-b101-427a-88e7-89e17df681b4/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_047%5D.swf Ответы детей. На экране появляется слайд (№ 9) с названиями орфограмм. Ответы детей. | Познавательные:анализ и синтез, умение извлекать информацию; Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. целеполагание: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. познавательные: умение структурировать знания; логические - анализ, объектов с целью выделения признаков. коммуникативные: умение грамотно строить свою речь, |
IV. Постановка темы и цели урока. | - Ребята, глядя на экран, сформулируйте тему нашего урока более конкретно. - Какова цель нашего урока? | - Тема урока: «Орфограммы корня». - Нам нужно вспомнить орфограммы корня и учиться их применять. (Слайд № 10) | Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. коммуникативные: умение грамотно строить свою речь, самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; Познавательные-общеучебные: умение структурировать знания. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Работа в группах. - А теперь разделитесь на 5 групп и займите места за компьютерами. - Выполняйте предлагаемые задания и контролируйте работу друг друга. После выполнения задания переходите за следующий компьютер. 1) определение парного согласного гласного в корне; 2) определение безударного гласного в корне; 3) Правописание словарных слов (заполнение кроссворда); 4) Вставить пропущенные буквы в тексте; 5) Восстановить текст правила; | Группы меняются местами: 5-ая с 4-ой, 4-ая с 3-ей и т.д. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0ae2f73-944b-486c-b4ce-c4ad9d8e7d18/%5BNS-RUS_3-03%5D_%5BIG_104%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d343247-0e1c-4297-bb6c-5f7bb5f2cf67/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BQS_120%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ca542e7-8438-4c48-85e3-93d3b702f2da/%5BNS-RUS_3-01%5D_%5BQS_094%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66da-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_112.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/da76209b-c071-4b34-9426-4ae09a44198a/%5BNS-RUS_3-03%5D_%5BID_103%5D.html | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексии, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задаче;. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением партнера; умение работать в паре; познавательные-общеучебные: умение структурировать знания. личностные: самообразование. |
VI. Физминутка. | -Предлагаю немного отдохнуть. (Звучит mp3 запись детской песни «Вот оно какое наше лето»). | Один ученик показывает различные упражнения, танцевальные движения. Остальные повторяют под музыку. | коммуникативные: управление поведением партнера. |
VII. Проблемно-поисковая ситуация. | - А сейчас возьмите свои тетради и вернитесь к предложениям о лете. Подчеркните все орфограммы, которые мы сегодня вспоминали. - Ребята, предлагаю вам подобрать по 3 загадки на тему «Лето». - Где можно найти загадки? - Верно! Продолжаем работать в группах. Будем искать загадки в интернете. Можно сочинить свою загадку. - Но есть одно условие: отгадки должны содержать орфограммы по теме урока. - Запишите отгадки в столбик. Найдите и подчеркните повторяемые сегодня орфограммы. Если возможно, подберите проверочное слово и запишите его в скобках. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. | Выполняют задание. - В интернете, в библиотеке, придумать самим. Поиск загадок и запись отгадок. Дети подбирают и записывают проверочные слова. Взаимопроверка внутри группы. Дети вносят исправления зелёным карандашом (ручкой). | Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция; познавательные: моделирование, познавательные: логические анализ, объектов с целью выделения признаков. решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: умение работать в паре; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. личностные: самообразование. |
VIII. Творческая работа. | - Продолжаем работать в группах. - Я предлагаю вам небольшую творческую работу. Вы подобрали загадки. Попробуйте составить кроссворд из ваших отгадок и оформить его на бумаге. - По окончании работы прикрепите свои листы на доску (учитель консультирует, помогает). |
Составляют кроссворд, оформляют его на бумаге и прикрепляют листы с кроссвордами на доску. | познавательные-общеучебные: умение структурировать знания, выполнение задания в соответствии с планом, познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков. |
IХ. Рефлексия. | - Ребята, мы выполнили сегодня большую работу. Для чего мы повторяли изученные нами орфограммы? - Перечислите ещё раз орфограммы корня. - Расскажите, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. - У вас на партах лежат листы самооценки. Настала пора оценить свою работу. - А теперь нарисуйте солнышко рядом с тем видом работы, который был вам интересен и понравился больше всего. | - Чтобы не ошибаться в написании слов с орфограммами в корне. Повторяют названия орфограмм. Ответы детей. (Слайд №11) Самооценка. | Познавательные: умение делать выводы Коммуникативные: Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: умение ценивать учебные действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Х. Домашнее задание. | - Кому из вас нужно ещё раз повторить правила? Это задание устное. - А теперь задание на выбор – письменное. 1) Подберите и запишите по 3 слова с каждой из повторенных орфограмм с проверочным словом, если возможно. 2) Подобрать и записать 2 загадки с отгадками. Найти и подчеркнуть в тексте повторенные сегодня орфограммы. - Вы сегодня продуктивно поработали. Молодцы! Спасибо вам за работу! (Слайд № 12) | Выбирают карточку с домашним заданием. | личностные: смыслообразование, самоопределение; Регулятивные: рефлексия способов и условий действий; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Написание какого слова нельзя проверить? | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – демонстрация | |
2. | Парный гласный в корне слова | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – демонстрация | |
3. | Парный гласный в корне слова | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – работа в группе | |
4. | Безударный гласный в корне слова | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – работа в группе | |
5. | Правописание словарных слов (заполнение кроссворда); | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – работа в группе | |
6. | Работа с текстом. | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – работа в группе | |
7. | Восстанови текст правила | Мультимедийный, практический | Интерактивное упражнение – работа в группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс
На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...
Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс"
В работе представлен конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе", 4 класс....
Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"
Тема и номер урока в теме Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть . 1....
Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.
В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме"....
Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс
Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4
laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова" 2 класс по учебнику Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др.
Сценарий урока разработан для сайта Учи.ру....