Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Ходакова Елена Александровна

В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку .

Тема: « Имя существительное».(2 класс)

Учитель: Ходакова Е.А.

Цели урока:

Образовательная:

  1. обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя существительное”
  2. реализация проектной деятельности по теме: « В гости к зиме» :

систематизировать представления детей об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы.

Воспитательная:

  1. воспитывать любовь к природе, познакомить с жизнью птиц и животных зимой

Развивающая:

  1. развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки,
  2. развивать речь.

 

Ход урока:

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение- старание-результат.

  1. Фонетическая разминка.

ель(3-3)  льет (4-4)

- Какую работу выполняет мягкий знак?

-Определите количество звуков и запишите в скобках.

2.Словарная работа. Определение темы урока.

Определить слово по его лексическому значению.

1.Очень холодная погода ( мороз). Подберите антонимы (жара)

2.Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.  (иней)

3.Сильный ветер со снегом. (метель) .Подберите синонимы (вьюга, пурга)

4.Кристаллик снега.(снежинка)

м

о

р

о

з

и

н

е

й

м

е

т

е

л

ь

с

н

е

ж

и

н

к

а

- О каком времени года мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какие слова являются словарными? (мороз, иней, метель), запишите их .

- Какая орфограммы встретилась в слове мороз и снежинка? ( парный согласный , безударный  гласный). Подберите проверочные слова.

-Подберите родственные  слова к слову снежинка.

- Какой частью речи являются эти слова? Дать определение имени существительному.

Мы определили тему нашего урока. «Имя существительное».

На уроке мы будем продолжать работу над проектом: «В гости к зиме»

- Как называется хвойное дерево, в названии которого 3 звука? (ель)

3. С кем дружит ель? Определение рода .

Распределить слова по столбикам .Как определить род существительных?

Ж.р.

М.р.

С.р.

Белка

Заяц

дупло

мышь

Королек

небо

1.Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старой ели

Орешки я грызу.(белка)

- Почему белка дружит с елью?  ( Семена хвойных деревьев- главный корм для белок зимой. Чтобы насытится , белка должна за день опустошить  до 30 еловых шишек.)

2.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая- для лета,

Для зимы- другого цвета.(заяц)

Чтобы не попасть в лапы к лисе , заяц ищет еду по ночам, а днем отсыпается, вырыв себе норку под деревом. У ели пушистые ветви опускаются низко к земле. Под ними хорошо прятаться.

3.Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки. Боится кошки.(мышь)

Лесные мыши зимой бодрствуют. Они устраивают гнезда среди деревьев и питаются почками и семенами хвойных растений.

4.Последний гость-птица с золотой короной на голове, самая маленькая птичка(5-6 граммов), она меньше стрекозы. На голове этой птицы перышки, которые напоминают корону.

Птичкам не страшны морозы, в хвойных лесах можно услышать их пение. Они часто гнездятся в густых ветвях ели и сосны. Ночью они все вместе садятся на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются.

- Как называется эта птичка? ( королек)

- Выпишите имена существительные среднего рода.

Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь.

Составь словосочетания, используя прилагательные.

1ряд- 1строка, 2 ряд – 2 строка.

-О чем мы должны помнить? ( прилагательные согласуется с существительными  в числе и роде.)

Физминутка.

2 ученика выполняют индивидуальное задание на доске.

1 ученик распределяет сущ. на 2 группы: одушевленные и неодушевленные.

одушевленные

неодушевленные

пожарник

пожар

лыжник

лыжи

лесник

лес

работник

работа

грибник

гриб

Что объединяет каждую группу слов?

2 ученик :собственные и нарицательные.

собственные

нарицательные

Черное море

черное платье

река Быстрая

быстрая река

котенок Снежок

пушистый снежок

город Орел

птица орел

Журнал «Огонек»

яркий огонек

Что нужно помнить о правописании имен собственных?

Остальные ребята выполняют физминутку:

Если сущ. одушевленное -руки вверх, хлопок, если нет- присесть.

( встречаются слова- ловушки: кукла, снеговик, робот)

 Вывод : какие постоянные признаки имеет имя существительное?

(род, одушевленность, нарицательность)

5. Именение по числам.

Как изменяются имена сущ.? ( по числам)

Выписать названия птиц  из стихотворения.  

Ед.ч

Мн.ч

Дятел

Чечетки

чиж

Снегири

У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на  липках,

Отзовется бойкий чиж.

Работа в паре: ученики получают карточку ,на которой записаны слова.

Необходимо составить предложения и мы узнаем, какой любимый корм у птиц.

Снегири питаются ягодами рябины и калины.

Синицы едят крошки белого хлеба и сало.

Для чижей любимый корм- семена березы.

Чечетка лакомится ягодами бузины.

Для щеглов запасите семена лопуха.

Птицам нравятся семена арбуза и тыквы.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом.

Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки)

- А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц?

  (Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, арбуза крошками белого хлеба)

            Прокормите птиц зимой,

               Чтоб со всех концов

               К вам слетались, как домой,

               Стайки на крыльцо.

                Приручите птиц в мороз

                К своему окну,

                Чтоб без песен не пришлось

                Нам встречать весну.

6. Роль в предложении.

Вставить имена сущ, определить их грамматические признаки.(род и число)

Наступила  холодная  зима( ж.р., ед ч.). Подул северный ветер.( ед.ч.,м.р.)

В  воздухе кружатся пушистые  снежинки.( мн ч.)  Земля ( ед.ч. ,ж.р,)

покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!( ед.ч, м.р.)

Озаглавить текст. Подчеркнуть главные члены в 1 и 2 предложении.

- С какими прилагательными согласуются сущ.?

 -Как образуются снежинки?

Маленькие льдинки в небе- это замерзший водяной пар. В теплое время года он превращается в капельки дождя, а зимой – в снежинки. Когда мороз несильный- снежинки скатываются в плотные шарики и напоминают крупу.

7. Итог урока.

Составить паспорт им. сущ.

Имя……………………существительное

Обозначает……………предмет, явления природы, события.

Вопросы………………..одуш. -кто? неодуш. -что?

Особые признаки:Постоянные

Род…………… ……. с.р,м.р.,ж.р.

Непостоянные:

Число…………………… ед.ч, мн.ч.

8. Домашнее задание.

Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных.

 На помощь приходят дети. Где достать корм? Землю и кусты занесло снегом . Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки.  

9. Итог урока. Музыкальный подарок детям.

 Звонок, перемена, отдых. Молодцы!

План проектной деятельности во 2 «Б» классе.

Учитель: Ходакова Е.А.

Тема проекта: « В гости к зиме»

Области взаимодействия .

окружающий мир

Выполнение творческих работ на следующие темы:

«Город под снегом»

«Зимующие птицы»

«Зимняя жизнь зверей»

« Ловкие  хищники»

«Невидимые нити в зимнем лесу»

« Жизнь снежинки»

« С  кем дружит ель зимой?»

« Как помочь птицам зимой?»

«Кто рисует узоры на стекле?»

«Как изготовить кормушку для птиц?»

чтение

Конкурс стихов о зиме « Идет волшебница-зима»

русский язык

Составление словаря  по теме «Зима»

Проведение открытого урока с опорой на проектную деятельность.

Конкурс на лучшую загадку.

развитие речи

Написание сочинения « Чародейка Зима»

Составление коллекции пословиц и поговорок о зиме.

математика

Составление текстовых задач на тему « Жизнь животных и птиц в зимнем лесу»

труд

Изготовление поделок из шишек.

Коллективная работа «Хвойный лес»

Изготовление кормушек для птиц.

Новогодний праздник

Экологическая сказка « Сохраним природу зимой»

В ходе реализации проектной деятельности необходимо опираться на следующую структуру взаимодействия учителя и ученика.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средняя школа-интернат МИД России О ТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс Учитель: Ходакова Е.А.

Слайд 2

Формула успеха.

Слайд 3

ель 3б., 3 зв ., 1 с. льет 4б., 4 зв ., 1 с.

Слайд 4

М О Р О З И Н Е Й М Е Т Е Л Ь А К Н И Ж Е Н С

Слайд 5

Тема урока: «Имя существительное».

Слайд 9

Королек.

Слайд 10

С кем дружит ель? Ж.Р. М.Р. С.Р. Белка Заяц Мышь Королек Дятел, дупло, клест, лисица, небо.

Слайд 11

С кем дружит ель? Ж.Р. М.Р. С.Р. Белка Заяц Дупло Мышь Королек Небо

Слайд 12

Ед.ч. Мн.ч. дятел чечетки чиж снегири

Слайд 13

Зимующие птицы.

Слайд 14

Питание птиц зимой. пшено пшеница Ягоды боярышника Семена клена Семена подсолнечника овес просо Лесные орехи желуди Хлебные крошки

Слайд 15

Кормушки для птиц.

Слайд 16

Наступила холодная.......... Подул северный………. В воздухе кружатся пушистые………. ……….покрыта белоснежным ковром. Красив зимний……….!

Слайд 17

Наступила холодная зима. Подул северный ветер. В воздухе кружатся пушистые снежинки. Земля покрыта белоснежным ковром. Красив зимний лес!

Слайд 18

Паспорт. Имя: существительное Обозначает : предмет, явления, события Вопросы: Кто? Что? П остоянные признаки: род, нарицательность , одушевленность. Непостоянный признак: число.

Слайд 19

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

…… декабря.

Классная     работа.

  1.  Фонетическая разминка.

ель -                                                              …...б,….зв.,…..с

льет  -                                                            ……б,….зв.,…с

  1. Словарная работа.

снежинка-

  1. С кем дружит ель?

Определить род имен существительных.

Ж.р.

М.р.

С.р.

Выбрать существительные среднего рода.

Дятел, дупло, клест, лисица, небо, медведь.

Составить словосочетания , используя прилагательные.

  1. Изменение существительных по числам.

Ед.ч

Мн.ч

Чем угостить птиц?

5.Роль имен существительных в предложении.

……………………………………………………………..

   Наступила холодная …………....(          ) Подул

северный ……… ………(         ). В воздухе кружатся        

пушистые ………………..(       )

……………….(              ) покрыта белоснежным ковром.

Красив зимний …………..!(              )

Вставить пропущенные имена существительные, определить род и число.

  1. Паспорт имени существительного.

Имя

Обозначает

Вопрос (одушевленные)

Вопрос( неодушевленные)

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Домашнее задание.

Составить из предложений текст. Озаглавить , переписать, определить род и число имен существительных.

 На помощь приходят дети. Где достать корм? Трудно птицам зимой. Птицы - наши друзья! Дежурные каждый день приносят корм. Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. У школы в саду ребята повесили кормушки.  

 Оценка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...