Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. Герои русских сказок сопровождают детей весь урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
по теме:
« Состав слова »
3 класс
Разработан учителем начальных классов
Михайловой Ольгой Ивановной
г.о. Тольятти
ОУ: МБУ СОШ №4
Учитель: Михайлова О.И.
Класс:3А Предмет: русский язык
Тема: состав слова
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: закрепление пройденного
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о частях слова, развитие умения правильно определять и графически обозначать части слова.
Для выполнения данных целей необходимо выполнить следующие задачи:
Образовательные: обобщать и систематизировать знания учащихся о частях речи, упражняться в составлении слов по схемам, подготовить учащихся к теме «Разбор слова по составу».
Развивающие: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять их словарный запас, умение работать по алгоритму, развивать память, внимание, мышление и речь.
Воспитательные: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, чувство коллективизма и индивидуализма учащихся, взаимопомощи.
Оздоровительные: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физические паузы.
Методы: иллюстративный ( медиа), диалог, самооценка, самоконтроль.
Оборудование:
- карточки 26 штук ( по 2 на листе)
- самооценивание 26 штук (4 листа)
- фломастер
- картинки с изображением царства и царя
- картинки с изображением сыновей-царевичей
Ход урока:
І. Организационный момент:
У.- Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, поприветствуйте всех кивком головы и пожелайте сами себе и друг другу плодотворной работы.
ІІ. Актуализация знаний:
У. - Ребята, я попрошу вас вспомнить, какую тему изучали на прошлом уроке?
Д. - Состав слова.
ІІІ. Тема:
У. 1 слайд - И сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие, в одно необычное царство – государство.
У. - Идти мы будем лесом, по едва проторённой тропинке, которую мы сейчас с вами изобразим. Но сначала вспомним правила поведения в лесу.
Д. - Не шуметь, не кричать, не пинать ногами грибы, не топтать и не рвать цветы, не мусорить, не разорять муравейники.
У. 2 слайд - Итак, мы с вами уже в лесу и идём по дорожке (под запись звуков в лесу, дети выполняют минутку чистописания).
У. - Наша извилистая дорожка привела нас в сказочное царство-государство «Словоград», которым правил славный царь «Русовед». Он был мудрый и очень трудолюбивый.
(картинки с изображением царства и царя открываются на доске)
У. 3 слайд - Многое царь умел и любил делать сам. Посмотрите, здесь перечислено то, что у него особенно хорошо получалось:
касить траву,
пелить драва,
вышывать крестиком, ЩЕЛЧКОМ МЫШИ
палевать цветы,
вадить хороводы.
У. - Увидел всё это царь и ужаснулся.
У. - Ребята, скажите, было от чего ему прийти в ужас?
Д. -Да, много ошибок в написании.
( у детей карточки на столе)
У. - Очень грустно и тревожно стало царю, до чего же его народ стал безграмотным, а значит и беззащитным.
У. -А у царя этого было 2 сына. Оба умные да смышлёные не по годам.
(картинки с изображением сыновей-царевичей открываются на доске)
У.- Призвал их царь к себе и говорит: «Видно стар я стал, дети мои. Ослабевают наши прежде нерушимые границы. Злые вороги могут захватить и уничтожить наше царство».
У. -Даю вам 3 дня и 3 ночи, чтобы вы решили, как вновь нам обрести силу былую. А сила наша в том, чтобы люд наш словогородский вновь грамотным стал»!
У. - Думали они 3 дня и 3 ночи и решили, что каждое, правильно выполненное задание, будет восстанавливать пошатнувшиеся границы - частокол вокруг государства.
У. -Давайте же, ребята, им в этом поможем!
У. -Цели нашего урока: обобщить свои знания о частях слова, правильно определять и обозначать их, повторить всё изученное о частях слова.
У. - Сначала работаем в карточках, исправляем вслух ошибки, называя при этом «опасное место» в слове, называем орфограмму и, по необходимости, проверочные слова.
У. 4 слайд - Вот так должна была выглядеть запись любимых дел царя.
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, и первый колышек уже восстановлен.
У. 5 слайд:- Запишите в тетрадях слово ЧАСТОКОЛ.
У. - Что вы можете сказать про это слово?
Д. - Сложное, состоит из 2 корней, соединительная О, потому что 1 корень заканчивается на твёрдую Т).
У. - Объясните лексическое значение.
У. - Назовите ещё 3 сложных слова (устно).
У. - Назовите проверочное слово для безударной гласной в первом слоге.
У. - Расскажите правило о соединительных гласных О и Е в сложных словах.
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. 6 слайд:- Назовите только глаголы из тех слов, что перед вами на карточке.
У. - Что особенного заметили?
Д. - Все они отвечают на вопрос «что делать?», т.е. они стоят в неопределённой форме.
У. - В каких глаголах есть приставки?
Д . - ВЫшивать, ПОливать.
У. –Для чего служит приставка, где она стоит в слове, как она пишется со словом и почему?
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. 7 слайд:- На какие 2 группы можно разбить все слова, которые вы видите?
Д . - Слова, обозначающие части речи и слова, обозначающие части слова
У. - Какие слова возьмем в 1 группу?
У. -Какие слова возьмем во 2 группу?
У. 8 слайд:- Правильное распределение слов по группам. Проверьте себя. Приведите примеры для каждой группы.
Д.- Местоимения - это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него или подразумевает его. Например: вас, его, мы, я …и т. д.
Д. - Корнем называется общая часть всех родственных слов…и т. д.
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. - Какие слова называются однокоренными?
Д. - Слова, имеющие одинаковый корень и одинаковое значение.
У.- Как ещё по-другому называют эти слова?
Д. - Родственными.
У. 9 слайд:- Выписать однородные слова.
садовник посадил волшебный сад
У.- Сделайте из этих слов предложение.
Д. -Предложение начинается с заглавной буквы, а конец обозначим точкой.
У. -Выполните разбор этого предложения по членам предложения и частям речи.
У. - Выполните синтаксический разбор предложения.
Д.- Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. 10 слайд:- Назовите, одним словом:
1. ягоды, сваренные в сиропе (варенье)
2. мастер по приготовлению пищи (повар) ЩЕЛЧКОМ МЫШИ
3. большая ложка для разлива пищи (поварёшка)
4. маленький варёный пирожок (вареник)
У.- Выделите корень в этих словах.
Д. – вар
У. - Что называется корнем слова?
Д. - Корнем называется общая часть всех родственных слов.
У.- Разберите слово поварёшка по составу, с какой части слова начинаем разбор?
Д. - С окончания.
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. -11 слайд:- Итак, в состав слова входит… корень (общая часть родственных слов).
У. 12 слайд:- Ещё наш царь очень любил чеснок, старался его есть много, чтобы болеть меньше.
У. - Прочитайте текст, удалось ли вам понять смысл прочитанного? Почему?
Д. - Нет. В некоторых словах сбежали части слова.
(По щелчку вставляем буквы).
У.- Какую часть слова вставляли?
Д.- Окончание.
У.- Какой вывод можно сделать?
Д. - Окончание служит для связи слов в предложении.
У. 13 слайд:- Итак, в состав слова входит …окончание?
У. -Что такое окончание? (щелчок)
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. 14 слайд:- Физ.минутка, песенка. Вместе с нами её будут выполнять эти весёлые животные.
У.15 слайд:- Вам предстоит самостоятельная работа. Вы должны выяснить: изменится ли значение слова, если в нём изменить приставку? Сделайте вывод.
У.- Где стоит эта часть в слове?
У. - Для чего она служит?
У. 16 слайд:- Уходили, заходили, отходили, переходили.
У. - Назовите приставки, где стоят, для чего служат?
У. 17 слайд:- Итак, в состав слова входит…приставка?
У. - Для чего служит?
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. 18 слайд:- Назовите суффикс в слове ходили.
Д. - В этом слове суффикс прошедшего времени Л и суффикс И.
У. - Изменим в этом слове суффиксы И и Л на суффикс (ок, ик)
У. 19 слайд:- Игра слов.
У. - Объясните лексическое значение этих новых слов.
У. 20 слайд:- Итак, в состав слова входит… суффикс.
У.- Для чего служит?
Д. - Для образования новых слов.
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. 21 слайд:- Из каких частей могут состоять слова?
Д. - из приставки и корня,
-из приставки, корня, окончания,
-из корня и окончания,
-из приставки, корня, суффикса,
-из корня.
У. -Запишем в тетради примеры этих слов и укажем их части (с комментированием)
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. 22 слайд:- Как графически обозначаются части слова (по щелчку)
У. 23 слайд:- Стихи - запоминалки, которые вам помогут лучше усвоить и быстрее запомнить понятие «окончание» и « суффикс»читаем все вслух.
У. 24 слайд:- Игра « Кто больше всех придумает слов с корнем КОТ».
У.- Придумайте красивые предложения с одним из этих слов.
У.- Обозначьте в нём все, изученные вами, орфограммы. ( в тетрадях записывают лучшее, а 1 ученик работает у доски ).
У. - Вы хорошо справились с этим заданием, граница восстанавливается.
У. -ВЫВОД: Для чего мы изучаем части слова?
Д. - ЧАСТИ СЛОВА НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ.(хором)
У. 25 слайд : Самооценивание. Выбери для себя свои ощущения от урока.
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть - чуть не ясно
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно все - таки учиться.
ОЦЕНИВАНИЕ: хочу отметить….
ОЦЕНКИ ПОЛУЧИЛИ:
МОЛОДЦЫ! границы опять нерушимы и в честь этого салют!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку, УМК "ПНШ" "«Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков»", 3 класс
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...