Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Елизарова Елена Михайловна

В работе представлен конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_o_glagole.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект урока

    русского языка

                          4класс

Составила

учитель высшей категории

Елизарова Е.М.

школа № 33

Дзержинский район

        г. Волгоград

               2012 г.


Тема урока. Обобщение знаний о глаголе. (Урок – семинар)

Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.

        2. Углубить знания учащихся о данной части речи.

        3. Развивать монологическую речь учащихся.

        4. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой

5. Развивать умение работать в группах, парах.

Оборудование: 1. С.И. Ожегов. Толковый словарь.

                        2. В.И. Даль Толковый словарь.

                        3. Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь.

                        4. Карточки с заданием:

                        а) текст "Как лук  без земли вырастить",

                        б) фразеологические сочетания,

                        5. Карточки со словами

                        а) частоупотребимые глаголы,

                        б) глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед. ч.

Оформление доски.

Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя.

 (из словаря С.И. Ожегова)

Двадцать пятое апреля.

Классная работа

Обобщение о глаголе. Урок – семинар

План семинара.

.

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.

                     А. Югов.

                          

 

Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару.

И бунту.т, и клокоч.т,

Хлещ.т, свищ.т и ревёт,

И до звёзд допрянуть хоч.т,

До незыблемых высот.

                                     Ф.И. Тютчев.


I. Сообщение темы урока. Определение задач урока.

1. Прочитайте высказывание А. Югова  о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

"Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи".

                                                                                     А. Югов.

- Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

2. Прочитайте тему урока.

- Что такое семинар? (Читают определение на доске: Семинар – групповые практические занятия под руководством преподавателя.

                                                         из словаря С.И. Ожегова)

- Определение задач урока (обобщить знания, выполнять различные задания, узнать новое)

3. Ознакомимся с планом проведения семинара.

                             План проведения семинара.

1. Происхождение слова "глагол".

2. Роль глагола в речи

а) глагол – необыкновенная часть речи,

б) самые употребимые глаголы,

в) образование глаголов,

г) многозначность глаголов,

д) глаголы – синонимы,

е) глаголы звучания,

ж) употребление глаголов в 1 лице ед. ч.

3. Итоги семинара. Анкетирование.

II. Работа семинара.

1. Значение и происхождение слова "ГЛАГОЛ"

 Ответим на первый вопрос семинара. Что означает слово "ГЛАГОЛ"?

Ученик зачитывает из словаря В.И. Даля:

"Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние"

- Откуда произошло это слово?  В этом нам поможет этимологический словарь

(зачитывает ученик)

Глагол – греческого происхождения, означающее "речь". У Пушкина "Глаголом жги сердца людей", т.е. словом

2. Роль глаголы в речи.

- Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи? (Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность).

-  На каком месте по употреблению стоит глагол? (На втором, после имени существительного).  

- Учёные подсчитали, что самыми употребимыми глаголами являются

3. Образование глаголов.

- Какие части слова участвуют в образовании слов?

- Да, при помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы

- Образуйте новые глаголы от одного из самых употребимых глаголов

ГОВОРИТЬ                (Работа в парах)

Проверка

- Я попросила провести исследование, сколько слов можно образовать от этого глагола. (По словарю А. Тихонова – около 100 слов)

- Сейчас я хочу предложить вам задание: посмотрите на карточку, как вы думаете, каким будет задание? (Списать, употребив нужные приставки)

 

Как лук без земли вырастить.

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.    

- Проверка.

- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи)

4. Многозначность глаголов.

- Что такое многозначность? (Многозначность, это когда слово имеет несколько значений)

Разыгрывание сценки

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

Объясните значение словосочетаний "болтать языком", "болтать ногами"

- В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – молчать)

- Подберите словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ так, чтобы этот глагол имел разные значения.

(Держать книгу, держать речь, держать в секрете, держать в доме, держать путь и т.д.)

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы (Задание по группам – 6 групп)

 Вставлять палки в колёса.

Обвести вокруг пальца.

Клевать носом.

Ловить ворон.

Зарубить на носу.

Куры не клюют.

- Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтоб речь была яркой, образной) 

5. Глаголы – синонимы.

- Что такое синонимы?

- Для чего они нужны?  (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)

Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару.

- Назовите глаголы – синонимы.

- Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.

- Каким членом предложения являются глаголы – синонимы в предложении?

- Какие орфограммы пропущены?

Проверка.

6. Глаголы звучания.

- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от звона будильника, в дождливый день крупные капли барабанят по крыше или по стеклу. А сколько звуков мы слышим в лесу? Какие?

На доске записано стихотворение Ф.И. Тютчева "Море и утёс".

И бунту.т, и клокоч.т,

Хлещ.т, свищ.т и ревёт,

И до звёзд допрянуть хочет,

До незыблемых высот.

- Какую картину вы представили?

- С помощью какой части речи Ф.И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? (глагол)

- Все ли слова понятны?

- Объяснить значение слов по словарю

Клокочет – бурлит, издаёт рокочущие звуки.

Допрянуть – (Словарь Даля)

Незыблемый – устойчивый, непоколебимый.

- Какие орфограммы пропущены в словах? Доказать.

- Выпишите только те глаголы, которые вы бы отнесли к глаголам звучания.

(клокочет, свищет, ревёт)

7. Употребление глаголов в 1 лице ед.ч.

Разыгрывается сценка

Два мальчика–спортсмена шли с тренировки и разговаривали

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

- Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- А как сказать правильно?

(Выслушиваются мнения детей)

- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед. ч.

Вот некоторые из них

- Однако, ситуация не безвыходная.

-Как можно сказать? (Одержать победу)

- Попробуйте записать предложение, раскрывая скобки.

Я (пылесосить) квартиру.

- Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (Чтоб правильно говорить и употреблять глаголы в нужной форме)

III. Итог урока.

- Итак, мы рассмотрели все запланированные вопросы нашего семинара.

- Какое задание вызвало у вас интерес?

- Затруднение?

- Что нового узнали?

В конце урока я предлагаю вам заполнить небольшую анкету.

Анкета.

1 Фамилия ____________________

 2. Глагол обозначает: (обведи кружком номер ответа)

а) признак                б) предмет                в) действие                г) состояние

3. Что называется спряжением глагола:

а) изменение по падежам                б) изменение по родам и числам

в) изменение по лицам и числам

4. Сколько спряжений у глагола?

а) одно        б) три        в) два

5. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению                 б) ко II спряжению

6. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

мочь

сказать

говорить

знать

стать

видеть

ПОБЕДИТЬ

УБЕДИТЬ

ДЕРЗИТЬ

БОРОЗДИТЬ

ПЫЛЕСОСИТЬ

ШЕЛЕСТЕТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

конспект урока по русскому языкуОбобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова». Игра «Счастливый случай».

Обобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова».Игра «Счастливый случай». ФГОС 2 класс Программа 2100Конспект урока по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе "Планета знаний" по теме "Слова с непроверяемыми гласными в корне"

Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...