2. | Учебно – познавательная деятельность Введение в тему урока. Зрительное восприятие языкового материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение, записывать предложения с однородными членами и ставить в них знаки препинания. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создание условий для умений участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение; выполнять работу самостоятельно. Методы: поисковая деятельность, практические , стимулирование Методы поощрения:стимулирующее оценивание Коррекция Формулирование темы урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему урока, осуществлять поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя; строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать самостоятельному формулированию темы урока. Методы: учебный диалог, ассоциативный Методы поощрения:похвала Целеполагание. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно выделять и формулировать цели урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать деятельность обучающихся для самостоятельного формулирования целей урока. Методы: иформационно-обобщающие Методы поощрения: одобрение Организация самостоятельных выводов. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь строить понятные речевые высказывания, формулировать выводы, аргументировать собственное мнение; уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу при выполнении задания. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать деятельность обучающихся по формированию самостоятельных выводов. Методы: информационно-обобщающие Знакомство с новыми понятиями. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря; дополнять и расширять имеющиеся знания об однородных членах предложения. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний. Методы организации работы: проблемно-поисковый, иллюстративный, информационно-поисковый Методы стимулирования:оценивание, похвала Организация первичного узнавания и нахождения. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно узнавать и находить однородные и неоднородные определения в тексте; осознанно строить речевое высказывание в устной форме о правилах обозначения однородных и неоднородных определений на письме; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственное мнение. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по первичному узнаванию и нахождению однородных и неоднородных определений в предложениях. Методы: беседа, работа с Толковым словарем, практические, поиск контактов и сотрудничества, организация самопроверки.
Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их роль в предложении. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации из материалов предоставленных учителем; использовать различные способы обработки, анализа, передачи информации; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать группы для совместной познавательной деятельности, предоставить обучающимся необходимый для работы материал, способствовать созданию ситуации успеха. Методы: поисковый, формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы. Методы поощрения:похвала, оценивание Коррекция: | Слайд 1 - Какое сейчас время года? Назовите приметы золотой осени. Слайд 2 - Что изображено на экране? (Листья деревьев. Что можно сказать об этих листьях? - Они одинаковы по форме и размеру, но различны по цвету. -Сегодня за каждый правильный ответ можно будет получить такой листок. Активную и безошибочную работу каждого можно будет определить в конце урока по количеству собранных листиков.
- Какие они? Опишите их как можно точнее. - Можно ли составить предложение об этих листьях, используя ваши высказывания? Какое это получится предложение? Что мы знаем о таких предложениях. - Запишем своё предложение в тетрадь, поставив все необходимые знаки препинания.
Слайд 3. - Посмотрите еще раз внимательно на эти чудесные листья. - Как вы думаете, какое отношение имеют эти листья к теме нашего урока? (У нас листья, принадлежащие одному дереву и однородные члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову). - Подумайте и назовите тему нашего урока. (Тема сегодняшнего урока: «Постановка запятой в предложениях с однородными членами».) Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Научиться выделять однородные члены предложения и правильно использовать знаки препинания между ними.) Слайд 4. - Какие члены предложения называются однородными? - Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь? / Дети предлагают. Учитель фиксирует/
Что надо знать
| Что надо уметь
| Признаки однородных членов предложения.
Правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Находить в тексте однородные члены предложения.
Употреблять однородные члены предложения в своей речи.
Правильно расставлять знаки препинания в данных предложениях. |
- Ребята, подумайте и сформулируйте признаки однородных членов предложения. Выводы: каждый начинает свое выступление со слов «однородными называются члены предложения, которые…» (признаки не повторять!) Ученики высказываются, на доске появляются названные признаки.
Слайд 5 Признаки однородных членов предложения: 1. Отвечают на один и тот же вопрос 2. Являются одним и тем же членом предложения 3. Относятся к одному и тому же слову 4. Выражены одной и той же частью речи 5. Читаются с перечислительной интонацией. Слайд 6. - Именно осенью перелётные птицы покидают родные места и отправляются в далёкое путешествие к югу. А какие птицы остаются зимовать в нашей местности? (вороны, голуби, воробьи, синицы…) Составим первое предложение о перелётных птицах, используя однородные сказуемые. Второе предложение составим о зимующих птицах, используя однородные подлежащие. (Выслушивание предложений в классе и корректировка работ) - А какая птица прилетает к нам зимовать? Отгадайте загадку. Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут! (снегирь) - Запишите это слово в тетради и на доске. Поставьте ударение. Какая орфограмма в слове? (проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово - снег) - Как вы думаете, почему снегиря так назвали? А как можно уточнить наши предположения? /посмотреть значение этого слова в «Толковом словаре»/ - Найдите это слово в Толковом словаре. Слайд 7. Снегирь. , -я, м. Небольшая певчая птичка семейства вьюрковых. Серого цвета, с красной грудью (у самцов). - Запишите первое предложение. - Найдите в нем определения, подчеркните их. - Какой вопрос у вас возникает? / Почему отсутствуют запятые?/ К какому слову относятся подчёркнутые слова? На какой вопрос отвечают? Каким членом предложения являются? Какой частью речи выражены? Почему между ними не поставлена запятая? Выслушиваются предположения детей. (Нет перечислительной интонации, в этих определениях нет однородности, первое определение говорит о размере птицы, второе определение о ее качествах). - Попробуйте поставить между этими определениями союз и. а.
- Сделайте вывод из всего сказанного сейчас на уроке, как определить, какие слова будут однородными членами предложения, а какие не будут ими являться? / Выслушиваются мнения детей, фиксируются высказывания на доске/. - А могут являться неоднородными, но зависящие от данного слова и отвечающие на один и тот же вопрос среди других членов предложения? / Да. Например, обстоятельства: улетают (куда?) далеко на юг./ Выслушиваются ответы учащихся. Более удачные записываются в тетрадь.
Слайд 8. - А теперь поработаем в парах. Перед вами предложения (на слайде и на карточках): 1)В один из _сенних ясных дней я вышел во двор. 2)Я поднял гол_ву и обомлел от окружающей красоты. 3) Вокруг ст_яли деревья вд_р_гихразн_цветных уборах. 3)С осинна землю медленно падали жёлтые красные оранжевые листья. 4) Эти лёгкие и п_слушные ветру путешественники не спешили упасть на землю. 5)Я поймал один холодный кружевной листок. 6)Он с удовольствием на моей ладони ловил свет и тепло лучей осе__егосо_нца.
- Какое задание может быть к данному упражнению? /Расставить запятые, научиться отличать однородные члены предложения от неоднородных/ - Как лучше организовать работу, чтобы эффективно поработали оба ученика в паре? /Одному выписать номера предложений с однородными членами предложения, а другому – с неоднородными/
- Не забудьте вставить пропущенные буквы. Докажите, правильно ли вы вставили буквы? - Сверьте с соседом проделанную работу. Уточните спорные вопросы, доказав свою точку зрения. - Проверим правильность выполненной работы групп./…/
- Найдите однородные члены предложения, выделите их. - Охарактеризуйте однородные члены предложения (главные или второстепенные). - Как на письме они разделяются? (запятой) - Вывод: какими членами предложения могут быть однородные члены предложения? (главными и второстепенными). - Есть ли в этом тексте предложение с неоднородными определениями? Прочитайте его. Докажите, что в этом предложении есть неоднородные определения. (в этом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и). - Спишите предложения.
Для тех обучающихся, кто работает быстрее: составить 2 предложения с неоднородными определениями. - Ребята, а сейчас вы будете работать в группах. У нас будет 5 групп. Объединитесь, пожалуйста, в группы по своему усмотрению, с теми, с кем вам будет удобно работать. - У каждой группы есть тексты. Внимательно прочитайте их и расскажите, где используются однородные члены предложения? Для чего нужны однородные члены предложения в нашей речи? Подчеркните все однородные члены предоложения. Группа № 1 Плоды смородины, черники, клюквы, томатов, винограда относятся к ягодам. Стручки развиваются у сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя. Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, тюльпана. Семена растений различаются по форме и по размерам. (окружающий мир) Группа № 2 В состав корма для кошек входят: зерновая мука, твердая желтая кукуруза, животный жир, пшеничная мука, соль, лимонная кислота, витамины. (Состав корма) Группа № 3 Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя, душицы. Сбор применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. Способ применения: три столовые ложки травы поместить в эмалированную посуду, залить одним литром горячей кипяченой воды, закрыть крышкой и кипятить в течение пятнадцати минут. После этого отвар охладить и процедить. (состав корма и инструкции по приготовлению) Группа № 4 Салат из рыбного филе. Филе морской рыбы отварить, охладить и нарезать ломтиками. Сваренное вкрутую яйцо нарезать кубиками. Сложить все в посуду, добавить по вкусу соль и перец, перемешать, полить майонезом, посыпать зеленью петрушки, украсить ломтиками лимона. (Рецепт или инструкция по приготовлению салата) Группа № 5 Иволга – лесная певчая птица с желтыми, зеленоватыми и черными перьями. (Толковый словарь, объяснение значения слова) - Так, где же используются однородные члены предложения? - У какой группы в тексте есть неоднородные определения? Найдите такие предложения и прочитайте. Для тех обучающихся, кто работает быстрее: - Подумайте и назовите, где еще могут использоваться однородные члены предложения? (инструкция по сборке мебели, в тексте-описании…) | Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Общеучебные универсальные действия. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Общеучебные универсальные действия. Структурирование знаний.
Общеучебные универсальные действия. Поиск и выделение необходимой информации. Определение методов информационного поиска. Регулятивные действия. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Постановка и решение проблемы. Регулятивные действия. Прогнозирование – предвосхищение результата познавательной цели. Логические универсальные действия. Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные действия.
Коммуникативные действия. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций и способов взаимодействия. Контроль, коррекция, оценка работы сверстников. |