Знаки препинания при однородных членах предложения
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык
УМК «Школа России»
4 класс
Учитель Чернова Ирина Александровна
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 116»
Технологическая карта
- Тема урока: «Запятая в предложении с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО»
- Планируемые результаты:
Личностные результаты:
ЛУУД:
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.
Метапредметные результаты:
РУУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок.
ПУУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
КУУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- иметь собственное мнение и позицию;
- сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
- различать предложения с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
- оформлять на письме предложения с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но).
- Цель: Создать условия для формирования умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, соединенными союзами И, А, НО.
- Технология: Системно-деятельный подход обучения.
Этап | Результаты | Оценка | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |||
личностные | метапредметные | предметные | Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Организационный момент | Иметь ценностное отношение к учебной деятельности на личностном значимом уровне. | Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К. Использовать речь для регуляции своего действия. | Предметная готовность к учебной деятельности. | Оценочные суждения на умение оценивать готовность к предметной деятельности. | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Создать ситуацию самооценки готовности обучающихся к предстоящей деятельности. - Здравствуйте ребята, садитесь! - Проверьте, все ли готово к уроку? На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех!» - Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех) - Что необходимо для успешной работы на уроке? - Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха. | Выполняют самооценку готовности к уроку. |
2. Активизация и мотивация | Иметь ценностное отношение к умению воспринимать задания. | Р. Самоорганизация учащегося при выполнении задания. П. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К. Использовать адекватные речевые высказывания | Уметь воспринимать задание, понимать содержание задания и решать поставленную задачу. | Оценочные суждения на понимание задания. | Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала Актуализировать мыслительные операции для восприятия нового материала Фиксировать повторяемые понятия и правила в виде схемы. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. -Приступим к работе. - Откройте тетради, запишите число классная работа. Чистописание - Что за буквы составляют узор? - Что вы знаете о них? ( и – соединительный союз, а, но –противи-тельные союзы) - Пропишите строчку в тетради. - Для продолжения урока нам необходимо вспомнить основные признаки и правила однородных членов предложения, в этом вам поможет карточка 1. (работа в парах) (Ответы учащихся фиксируются на доске заготовленными табличками) 1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос 2. Однородные члены относятся к одному и тому же члену предложения 3. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения 1. Запятая разделяет однородные члены предложения 2. Запятая не ставится, когда однородные члены предложения соединены союзом и. | |
3. Постановка учебной задачи | Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать учебную задачу и способ деятельности. | Р. Самостоятельно формулировать тему и цели урока, предполагать свои действия П. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать. К. Сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения. | Иметь представление о цели урока, о способах деятельности. Определять «поле незнания». | Оценочные суждения об умении самостоятельно определять и формировать учебную задачу и способах деятельности. | Формировать и развивать ценностное отношение к умению определять и формулировать проблему Зафиксировать отличительные свойства задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. | Создать ситуацию формулирования проблемы, цели, темы изучения через выяснения каких знаний не хватает для решения проблемы - На доске записаны предложения, прочитайте их. Легкий ветер гонит торопит облака. Филин часто и гулко ухал. Стоит влажный но солнечный день. Утром дождь накрапывал а днем прекратился. - Спишите предложения, найдите и подчеркните однородные члены в них - Обсудите в парах, как необходимо расставить знаки препинания в этих предложениях? - С какими трудностями вы встретились? Почему? - Какую учебную задачу поставим перед собой? - Какова тема сегодняшнего урока? | Проговаривают проблему, отделяют знания от незнания, самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения, предлагают свои действия. (Как расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?) |
4. Решение учебной задачи -гипотеза, моделирование | Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели. | Р. Определять способы для достижения поставленной цели П. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. К. Иметь собственное мнение и позицию. | Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал для решения учебной задачи. | Оценочные суждения на умения самостоятельно определять способы достижения поставленной цели. | Формирование и развитие умения самостоятельно определять способы достижения поставленной цели. | Создать ситуацию для решения учебной задачи. - Что нового в записи этих предложений? - Как можно расставить знаки препинания в этих предложениях? - Почему? - Где можно узнать правильный ответ? - Я предлагаю воспользоваться учебником (уч. стр. 20) | Решают проблему, обсуждают выдвинутые гипотезы. |
-проектирование | Иметь ценностное отношение к умению создавать зрительный образ или модель понятия | Р. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логичные рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать. К. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Уметь создавать зрительный образ понятия. | Оценочные суждения на умение создавать зрительный образ понятия | Формирование и развитие умения создавать зрительный образ или модель понятия | Создать ситуацию для построения модели. - Чтобы добиться успеха, надо сделать несколько шагов: 1. Определи, есть ли в предложении, однородные члены, и найди их 2. Посмотри, как соединены однородные члены предложения 3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения Запятая ставится Запятая не ставится | Строят модель, проговаривают понятия. |
-алгоритмизация | Иметь ценностное отношение к умению строить алгоритм действия, вносить изменения. | Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию в виде схем. К. Сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения. | Уметь создавать алгоритм действия, пользуясь знаниями, полученными на уроке. | Оценочные суждения на умения строить алгоритм действия, вносить изменения. | Формировать и развивать умения строить алгоритм действия, вносить изменения Зафиксировать его при помощи знаков, изобразить схематически и проговорить во внешней речи. | Создать ситуацию для построения алгоритма. Схематическое обозначение на доске при помощи условных знаков. | Строят алгоритм пошагово и проговаривают во внешней речи. |
5. Первичное закрепление | Иметь ценностное отношение к умению применять новые знания, работать по алгоритму. | Р. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. П. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Критично относиться к своему мнению, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в паре. | Уметь находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания | Оценочные суждения на умения применять знания на практике | Формировать и развивать умения работать по алгоритму, применять полученные знания на практике Зафиксировать изученное учебное содержание в устной речи. | Создавать условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач - Пользуясь планом, объясни, как расставить знаки препинания в предложениях. - Оцените свою работу на этом этапе урока. | Выполняют задания с помощью алгоритма, проговаривая во внешней речи. |
Самостоятельная работа | Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно применять алгоритм и оценивать результат своей деятельности. | Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов П. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. К. Осуществлять самоконтроль. | Уметь самостоятельно пользоваться алгоритмом при выполнении упражнений. Формировать умения ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но); | Оценочные суждения на умения выполнять задание на закрепление знаний и способов действий на умение применять построенный алгоритм. Оценочные суждения на умения осуществлять самоконтроль и самопроверку. | Формировать и развивать ценностное отношение к закреплению знаний, умений и способов действий по алгоритму. Формировать и развивать умение оценивать свою работу. | Создавать условия для применения построенного алгоритма. Предложить выполнить систему тренинговых заданий. Организовать самооценку детьми нового способа действий - Возьмите карточку 2, прочитайте задание. - Какое задание вам предлагается выполнить? - Что вам поможет в выполнении этого задания? - Проверить свою работу вы можете при помощи ключа: 1пр. ___, ___, ___ 2пр. ___, но ____ 3пр. ____, а ____ 4пр. ____, а ____ 5пр. ____ и ____ Оценка: без ошибок – 5; одна или две ошибка – 4; три ошибки – 3. | Выполняют задание, результат сравнивают с алгоритмом и оценивают себя. |
6. Повторение (включение в систему знаний) | Иметь ценностное отношение к умению выполнять задание на повторение и закрепление изученного ранние. | Р. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов. П. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Использовать речь для регуляции своего действия. | Иметь прочные знания и умения как оформлять на письме предложения с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но). | Оценочные суждения на умение выполнять задание на закрепление и повторение. | Формировать и развивать ценностное отношение к выполнению задания на повторение и закрепление. Тренировать навыки использования нового материала совместно с раннее изученным.. | Создавать ситуацию для закрепления нового материала и повторения ранее изученного. - Карточки № 3. У каждого по две, на них разные задания по сложности. Я предлагаю вам самим, выбрать какое задание будете выполнять. - Почему вы сделали этот выбор? | Выполняют задание, пользуясь алгоритмом и знаниями полученными ранее. |
7. Итог и рефлексия | Иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, оценивать и делать выводы. | Р. Оценивать результаты собственной деятельности Адекватно воспринимать критику и учитывать её в работе над ошибками. П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К. Сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; | Уметь самостоятельно фиксировать новое содержание, изученное на уроке. Уметь соотносятся цель урока и результаты, фиксировать степень их соответствия. | Оценочные суждения об умении анализировать свою работу на уроке, делать выводы, подводить итоги. | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать д/з. | Создать ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте посмотрим на доску и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?» - Кому бы вы поставили оценку за работу на уроке? - Почему? - Ваши письменные работы я оценю, проверяя тетради. Д.з. - Дома я предлагаю составить небольшой рассказ на тему: «Моя родная школа» Ученикам предлагается предположить задание к тексту Задание: используйте в своем сочинении однородные члены предложения | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала |
КАРТОЧКА 1
Подготовь устные ответы на вопросы:
- Какие признаки есть у однородных членов предложения?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
- Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?
КАРТОЧКА 2
Прочитайте, спешите предложения, расставьте знаки препинания:
Воробушки чирикают купаются в песке прыгают по дорожке.
Лисенок отпрянул но не убежал.
Волк каждый год линяет а все серый остается.
Держи голову в холоде а ноги в тепле.
Ночью ветер злится и стучит в окно.
КАРТОЧКА 3 (1 вариант)
Прочитайте предложения, подберите подходящий по смыслу союз, расставьте знаки препинания:
Любит кошка рыбу … в воду лезть не хочет.
Надо, надо умываться по утрам … вечерам.
Летучая мышь днем спит … ночью летает.
Мальчик был очень слабый … смелый.
КАРТОЧКА 3 (2 вариант)
Прочитайте предложения, составьте и напишите рассказ, учитывая смысловую связь
У нее яркое праздничное оперение.
Щегол – певчая птица.
Щегол вьет гнезда на сливе яблоне клене тополе.
Птенцов кормит семенами и насекомыми.
Он утепляет свой дом мхом пухом хвоинками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Презентация по программе "Начальная школа 21 века". Учебник Издательского центра "Вентана-граф", 2012 года....
Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"
Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....
«Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?»
Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную связь однородных членов: подлежащих и ск...
"Знаки препинания при однородных членах предложения", 4 класс.
Знать, какие члены предложения являются однородными, уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать любовь к при...
Постановка знаков препинания при однородных членах предложения.
На уроке работа идёт , соприкасаясь с темой "Осень". Идёт раграничение однородных членов предложения от неоднородных. К конспекту прилагается презентация для работы по данной теме....
Конспект урока "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Данный материал представляет собой урорк обобщение по теме " Однородные члены предложения"....
Знаки препинания при однородных членах предложения
Презентация к уроку "Знаки препинания при однородных членах предложения" 4 класс. Русский язык. Программа "Начальная школа 21 век"...