«Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Иванова  Екатерина Николаевна

Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную связь однородных членов: подлежащих и сказуемых, дополнений, обстоятельств и определений. Познакомить со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на самых простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_-_zanaki-prepinania.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?»          

 

Предмет: Русский язык. Класс: 4

Иванова Екатерина Николаевна

учитель начальных классов второй категории,

МБОУ СОШ д. Ручьи, Конаковского района, Тверской области.

Пояснительная записка

Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную связь однородных членов: подлежащих и сказуемых, дополнений, обстоятельств и определений. Познакомить со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на самых простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.

Цель: 

 - находить однородные главные и второстепенные члены предложения.

 - познакомить со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на самых простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.

Задачи:

-закреплять умения ставить вопросы к словам в предложении;

- закреплять умения определять основу предложения;

- закреплять умения находить однородные главные и второстепенные члены предложения.

-формировать умения находить общее для нескольких второстепенных членов предложения главное слово, к которому они одинаково относятся;

- формировать умения ставить запятые при бессвязной связи однородных и второстепенных членов предложений.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Познавательные УУД:

Читать /строить схемы/модели предложений для выявления связи слов в предложении.

Коммуникативные:

Формировать умения строить монологическое высказывание, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в парах).

Личностные:

Воспитывать культуру межличностных отношений, мотивацию учебного труда .

Регулятивные:

Формировать способность прогнозировать, планировать, работать по алгоритму.

Основные понятия: однородные члены предложения, знаки препинания.

Межпредметные связи: литературное чтение,  окружающий мир.

Ресурсы:  Каленчук М.П. и др. «Русский язык» 1-2 ч., Т.А. Байкова ТПО №1, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», УМК «Перспективная начальная школа».

План урока:

1.Оргмомент.

2.Словарная работа.

3.Актуализация знаний.

4.Целепологание и мотивация.

5.Проблемное объяснение нового материала.

6. Первичное закрепление нового материала.

7. Итог  урока.

8. Домашнее задание.

           

                                                     Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Эмоциональный настрой

Словарная работа

Актуализация знаний.

Целеполагание и мотивация.

Проблемное объяснение нового материала.

Первичное закрепление нового материала.

Итог  урока.

Домашнее задание.

Прочитайте слово на доске:        СВОБОДА

-Где опасные места? Почему?    

-Можно ли проверить?                            

- Как решить проблему?

 - Запишите слово в тетрадь, запишите в транскрипции.

-Выполните анализ слова СВОБОДА

    а)лексическое значение

(Выступление ученицы с проектом.

См. приложение )

  -Назовите постоянные и непостоянные признаки (род, склонение, число. падеж).

  -Назовите формы слова

  - подберите родственные слова

(Свободный, освободить, ).

 - Выполните задание в ТПО №1 –упр.16 (первое предложение).

 -Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу  своего соседа.

-Найдите второе предложение.

-Сделайте схему этого предложения.

- Что вы можете о нем рассказать?

-Предположите,  чем мы будем заниматься на уроке.

- Откройте страницу «Содержание» учебника, найдите  тему урока, прочитайте.

- Откройте нужную страницу в учебнике, где мы будем работать.

- Еще раз прочитайте название темы, определите, какую проблему должны решить на уроке.

           

-Обратите внимание на плакат с.36 учебника

Какие именно однородные члены используются в качестве примеров на плакате? Вы можете ответить на этот вопрос?

Сравни первое предложение на плакате с его схемой:

Прилетели грачи, жаворонки, скворцы.

⎯⎯⎯   _____ , _____, _____.

Вы заметили, что на схеме указываются запятые между однородными членами предложения?

Спиши с плаката второе и третье предложение. Составь их схемы.

-Найдите упр.22, прочитайте задания:

 а) обнаружить однородные члены предложения;

б) прочитай текст, показывая интонацией те места, где пропущены запятые;

- О чем должны помнить, выполняя задание?

-  Где можно проверить?  

   (на с. 36)                    

- Воспользуйся подсказкой Летучей Мыши!

- Как решается эта проблема?  

    -  На что нужно обратить внимание, чтобы правильно вставить нужные буквы и знаки препинания?

-Найдите упр.23, прочитайте задание

-Что нужно сделать в задании?

-Выполните задание самостоятельно, а 2  ученика выполнят на доске.

-Проверьте работу у себя и на доске.

-В каких двух предложениях отсутствуют нужные знаки?

-А ещё в каких двух предложениях в конце стоят не те знаки, какие должны стоять?

Рефлексия деятельности.

-  Какую задачу ставили в начале урока?

-  Удалось ли ее решить?

-  Где можно применять полученные знания?

- Найдите в ТПО упр.17, прочитайте задания до конца.

- Сможете выполнить самостоятельно?

- Если понадобится помощь, где искать информацию?

-Спасибо, дети! Вы хорошо поработали. Урок окончен.

Работа с записью на доске.

Ответы на вопросы.

Работа в тетрадях.

Слушание выступления ученицы, анализ слова свобода.

Работа в ТПО №1

Работа в парах.

Работа с  тетрадью, ответы на вопросы.

Работа с учебником

Постановка цели урока

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Работа в парах:

Взаимоконтроль.

Работа с учебником.

Отвечают на вопросы

Вывод: если однородные члены предложения связаны друг с другом только интонацией перечисления, то между ними ставится запятая.

2 учащихся на доске

Самоконтроль.

Обобщение знаний.

Выводы

 

Работа в ТПО №1

Объясняют, где получить информацию

Приложение

Проект

по  исследованию лексического значения слова  «Свобода»

Цель  проекта: исследовать лексическое значение слова «свобода»

План проекта

1.Найти в Толковом словаре  С.И. Ожегова значение слова «свобода».

2. Выписать на отдельный лист.

3.Подобрать родственные слова.

4.Подобрать синонимы.

5.Подобрать антонимы.

5.Подобрать пословицы.

6. Познакомить одноклассников на уроке с подобранным материалом.

Список литературы

  1. Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Учебник, 1ч., М.; Академкнига/Учебник,2010.
  2. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: методическое пособие.-М., Академкнига/Учебник, 2009
  3. Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Учебник, 2ч., М.; Академкнига/Учебник,2010.
  4. Байкова Т.А. Русский язык. 4класс.Тетрадь для самостоятельных работ №1.-М., Академкнига/Учебник, 2011.
  5. С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» Москва 2013 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания при однородных членах предложения

конспект урока по русскому языку 4 класс...

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Презентация по программе "Начальная школа 21 века". Учебник  Издательского центра "Вентана-граф", 2012 года....

Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

"Знаки препинания при однородных членах предложения", 4 класс.

Знать, какие члены предложения являются однородными, уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать любовь к при...

Постановка знаков препинания при однородных членах предложения.

На уроке работа идёт , соприкасаясь с темой "Осень". Идёт раграничение однородных членов предложения от неоднородных. К конспекту  прилагается презентация для работы по данной теме....

Конспект урока "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Данный материал представляет собой урорк обобщение по теме " Однородные члены предложения"....

Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?

Цель: формировать условия для  деятельности учащихся по усвоению постановки запятой в предложениях с однородными членами, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление.Задачи:-закрепл...