Открытый урок 4класс, русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данная разработка урока по русскому языку 4 класс(УМК " Перспективная начальная школа",но может быть испоьзована и в других УМК по теме "Спряжение глаголов" обобщение)
Разработки содержит конспект урока, тесты для учащихся, презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
к уроку русский язык 4 класс "Спряжение глаголов" | 22.5 КБ |
к уроку р.яз. 4 класс | 35 КБ |
urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка « Откуда появились глаголы – исключения».
Давным- давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что- то делал, чем-то занимался.
Было у царя 2 сына : 1-е и 2-е спряжение . Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им : - Старый я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменит меня. Даю вам 3 дня и 3 ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов царь отпустил своих сыновей.
Думали они 3дня и 3 ночи : 2- е спряжение будет править теми глаголами , которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1-е спряжение всеми остальными. Пришли сыновья и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в 2 –ух разных царствах. Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой :
- Милостивый государь, славный царь Глагол помоги нам.
- Что случилось?
- По твоему указу оказались мы в царстве 1-го спряжения , а наши старые родители, - в царстве 2- го спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся , государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2-го спряжения , хотя они и не заканчиваются на – ить.. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 – му спряжению.
Запомните ,их ребята!
Предварительный просмотр:
ТЕСТ
ОБВЕДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
- Что такое глагол?
А) Главный член предложения .
Б) Часть речи
В) Часть слова.
- Что обозначает?
А) Признак предмета
Б) Название предмета
В) Действие предмета
- Отвечает на вопросы
А) Кто? Что?
Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой ? Какая? Какое?
- Глагол изменяется
А) По родам
Б) По падежам
В) По числам и по временам
- Глаголы
А) Склоняются
Б) Спрягаются
- У глагола при спряжении изменяются
А) Окончание
Б) Основа
- Спряжение – это…
А) Изменение по временам
Б) Изменение по лицам и числам
В) Изменение по родам
- Глаголы с буквой «е» в окончании и окончанием -ут, -ют в 3л. мн.ч.
А) Глаголы 1-го спряжения
Б) Глаголы 2 го спряжения
- Глаголы с буквой « И» в окончании и окончанием -ат,-ят в 3л. Мн.ч.
А) глаголы 1 – го спряжения
Б) Глаголы 2-го спряжения
Тихо-тихо сказку напевает,
Проплывает в сумерках зима.
Тёплым одеялом укрывает
Землю и деревья, и дома.
Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес,
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
.
Тихо-тихо сказку напевает,
Проплывает в сумерках зима.
Тёплым одеялом укрывает
Землю и деревья, и дома.
Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес,
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синего неба.
Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните , друзья, их на – е писать нельзя.
Ко второму же спряженью отнесём мы без сомненья,
Все глаголы, что на - ить., исключая, брить, стелить,
И ещё: смотреть. обидеть, слышать, видеть , ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть.
Спят на ёлках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны
Всё меняет форму и окраску.
Гасят окна сонные дома.
И зима рассказывает сказку,
Засыпает медленно сама.
Спят на ёлках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Всё меняет форму и окраску.
Гасят окна сонные дома.
И зима рассказывает сказку,
Засыпает медленно сама.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс « Повторение по теме «Глагол»- 2012-2013уч.год
Ход урока.
- Орг. Часть (СЛАЙД №1)
Вот звонок весёлый смолк, пригласив всех на урок.
Время нам нельзя терять, работу будем начинать.
(СЛАЙД №2)
…Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К.Г. Паустовский.
-Продолжаем постигать тайны родного языка.
( СЛАЙДЫ с изображением зимних пейзажей)
- В какое время года отправляемся?
«Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно там – волшебное кино:
Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд,
И папахи на дома нахлобучила …….( з и м а )»
- Назовите 1-й звук в слове «зима» [ з' ]
3. Чистописание :З з Зз ззз
- СЛАЙД Словарная работа. ( кроссворд)
- картины ,выставленные в ряд … галерея
- документ, дающий право проезда в транспорте, посещения музея, театра …. Билет
- изображение на картине природы……пейзаж
- описание чьей- либо жизни…..биография
- изображение человека на фото или картине ….портрет
- разговор двух людей…. Диалог
- Какое ключевое слово? ( глагол)
- Постараемся систематизировать полученные знания по теме « Глагол»
- Основная часть : работа по теме «Глагол»
1.) СЛАЙД: Глагол – самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.
-Стих ( читает уч-ся) – на слайде.
Интересная часть речи в русском языке живёт,
Кто , что делает расскажет: чертит, пишет иль поёт, вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит- всё расскажет нам глагол.
- Что общего у выделенных слов? ( глаголы 3-го лица, ед.ч. с безудар. окончанием).
- А что мы расскажем о глаголе? - Вам поможет в этом тест.
(выполняют тест)
2. Создание проблемной ситуации.
- Определите, над чем сегодня будем работать.
-Прочитайте предложение (СЛАЙД - пословица)
«Декабрь глаз снегом теш.т, да ухо морозом рвёт».
- Чем является это предложение? ( пословица)
-Как понимаете ? ( выпавший снег укрывает землю, поздней осенью краски мрачные, а снег как бы обновляет природу, радует глаз. А в декабре и снег идёт ,и морозы бывают крепкие)
- Записать пословицу в тетради, 1 ученик у доски. ( синтаксический разбор)
_ В написании какого слова возникают сомнения, проблемное местечко?(глагол тешит) – В какой части слова? ( окончании) – Почему?
( окончание безударное)
- Будем решать орфографические задачи , связанные с правописанием личных окончаний глаголов.
- Что при этом надо знать , чтобы правильно писать? (спряжение глагола)
Как определить спряжение? ( поставить в неопред. Форму)
Подсказка на слайде: тешить- радовать
3. - Вспомним алгоритм правильного написания личных окончаний глаголов.
( слайд: алгоритм)
Какую же букву напишем в окончании глагола « тешит»
- А почему говорим «как правило»? – есть глаголы –исключения
4. Сказка о происхождении глаголов – исключений (читает учитель)
- Как можно запомнить глаголы – исключения? ( стихи рассказывают уч-ся)
5. – Работа в парах.
- Какие глаголы могут подружиться с сущ. «з и м а» ?
Послушаем песню о зиме, постараемся найти в тексте песни глаголы.
У вас текст песни есть на парте, работаем в паре.
Задача: найти глаголы, определить спряжение, выделить окончание, подчёркнутые слова разобрать по составу.
Последующая проверка.
-Какие глаголы нашли пары – снежинки?
- Какие глаголы нашли пары – ёлочки?
6. Объяснительный диктант.
Запишите предложения.
На землю снег ложится. Ребята играют в снежки, лепят снежную бабу.
- подчеркните грамматическую основу. Чем особенно 2-е предложение?
(осложнено однородными сказуемыми)
- Какие окончания написали у глаголов , почему?
7. Работа по учебнику. Упр. № 123 сир.154.
Объяснение орфограмм по цепочке, глаголы: сгребает, бросает, несётся, заносит, воет.
СЛАЙД (физмин для глаз)
9. Самостоятельная работа.
Сейчас вы будете редакторами. Предстоит важная работа ,найти ошибки, исправить их, у глаголов определить спряжение.
(Марос спадаит. Меркнит ястность синева неба. Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
10. Работа с фразеологизмами.
- русский язык богат фразеологическими оборотами- устойчивыми выражениями. Они вносят в нашу речь разнообразие, украшают её, делают яркой, образной. Употребление фразеологизмов уместно в различных жизненных ситуациях. Но, чтобы не попасть впросак, нужно точно знать , что обозначает тот или иной фразеологизм.
СЛАЙД : записать значение фразеологизма, одним словом., записать в столбик
Водить за нос- обманывать
Бить баклуши – бездельничать
Зарубить на носу- запомнить
-Запишите глаголы в форме 2-го лица ед. ч.
-Что нужно помнить о написании глаголов 2-го лица? ( в окончании глаголов 2-го лица ед. с . пишу «Ь»
СЛАЙД: Восстановите фразеологизмы.
Знать как свои пять пальцев
Дрожит как осиновый лист
Держать в ежовых рукавицах
Выводить на чистую воду
-Какой фразеологизм можно исключить и по какому критерию? (Дрожит как осиновый лист, т.к. глагол стоит в форме 3-го лица ед.ч., а остальные в начальной форме)
- (В какой форме употреблены глаголы? )- подсказка, если не догадаются.
Постарайтесь записать данные глаголы в форме 2 –го лица мн. числа . какое местоимение поможет нам ? (ВЫ) 1 ученик запишет на доске, объяснив написание окончания.
СЛАЙД - Упражнение в написании личных окончаний глаголов.
ЗАДАНИЕ: Запишите, вставив пропущенные окончания, распределяя по спряжениям в 2 столбика.
Катаешь они замыслят
Стелешь они слышат
Прыгаете он кормит
Прячем терпишь
СЛАЙД «ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Нашёл ошибку, исправь.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ( по времени, можно дать на дом)
Используя опорные словосочетания, составить небольшой рассказ по теме «Кормушки»
---- Сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили, узнали по ярко-красной грудке.
РЕФЛЕКСИЯ:
Постарайтесь оценить свою работу на уроке и свои знания по теме
«Глагол. Спряжение глагола»
-Кто не испытывал затруднений в выполнении заданий, выполнял без ошибок, возьмите карточку с 3 снежинками;
-Кто имеет хорошие знания , но ещё допускает ошибки, карточка с 2 снежинками;
- Кто не усвоил материал, испытывал трудности при выполнении заданий, карточку с 1 снежинкой.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА,
ПРОВЕДЁННОГО В 4 «А» КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: « ПОВТОРЕНИЕ. ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ.»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Костина Наталья Павловна
2012-2013 учебный год
Город Городец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4классе
Урок по теме "Cравниваем личные окончания глаголов" УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Самоанализ открытого урока по русскому языку 4класс
АНАЛИЗ УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС...
Конспект урока. 4класс. Русский язык "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
Урок связан с замечательным событием - "Спортивная олимпиада. Сочи 2014."...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....