Открытый урок 4класс, русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

костина наталья павловна

Данная разработка урока по русскому  языку 4 класс(УМК " Перспективная начальная школа",но может быть испоьзована и в других УМК по теме  "Спряжение глаголов" обобщение)

Разработки содержит конспект урока, тесты для учащихся, презентацию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка  « Откуда появились глаголы – исключения».

 

Давным- давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё  время куда-то спешил, что- то делал, чем-то занимался.

Было у царя 2 сына : 1-е и 2-е спряжение . Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им : - Старый я стал, дети  мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменит меня. Даю вам 3 дня и 3 ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов царь отпустил  своих сыновей.

Думали они 3дня и 3 ночи : 2- е спряжение будет править теми глаголами , которые в неопределённой форме  заканчиваются на –ить, а 1-е спряжение всеми остальными. Пришли сыновья и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью.  Но не всех она обрадовала. Одна семья  оказалась в 2 –ух разных царствах. Это были  глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой :

- Милостивый государь,  славный царь  Глагол помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве 1-го спряжения , а наши старые родители, - в царстве 2- го спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся ,  государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам  остаться в царстве 2-го спряжения , хотя они и не заканчиваются на – ить.. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 – му спряжению.

Запомните ,их ребята!



Предварительный просмотр:

                                           ТЕСТ      

                  ОБВЕДИ  ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

  1. Что такое глагол?

А)  Главный член предложения .

Б)   Часть речи

В)    Часть слова.

  1. Что обозначает?

А) Признак предмета

Б) Название предмета

В) Действие предмета

  1. Отвечает на вопросы

А) Кто? Что?

Б) Что делать? Что  сделать?

В) Какой ? Какая? Какое?

  1. Глагол  изменяется

А) По родам

Б)  По падежам

В)  По числам и по временам

  1. Глаголы

А)  Склоняются

Б)  Спрягаются

  1. У глагола при  спряжении изменяются

А) Окончание

Б) Основа

  1. Спряжение – это…

  А) Изменение по временам

  Б)  Изменение по  лицам и числам

  В)  Изменение по родам

  1. Глаголы с буквой  «е» в окончании и  окончанием  -ут, -ют в 3л. мн.ч.

А) Глаголы   1-го спряжения

Б)  Глаголы  2  го  спряжения

  1. Глаголы с буквой « И» в окончании и окончанием  -ат,-ят в 3л. Мн.ч.

А) глаголы 1 – го спряжения

Б) Глаголы  2-го   спряжения

Тихо-тихо  сказку  напевает,

Проплывает  в сумерках  зима.

Тёплым одеялом укрывает

Землю и деревья, и дома.

Над полями лёгкий  снег кружится,

Словно звёзды падают с небес,

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

.

          Тихо-тихо  сказку  напевает,

Проплывает  в сумерках  зима.

Тёплым одеялом укрывает

Землю и деревья, и дома.

Над полями лёгкий  снег кружится,

Словно звёзды падают с небес,

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

В тексте найти и исправить ошибки, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

Марос  спадаит. Меркнит  ястность  синего  неба.

Наступаят зимние    длинные  сумерки.  Зима  баюкаит махнатый лес.

          Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните , друзья, их на – е писать нельзя.

Ко второму  же спряженью отнесём мы без сомненья,

Все глаголы, что на  - ить., исключая,  брить, стелить,

И ещё: смотреть. обидеть, слышать, видеть , ненавидеть,

          Гнать, держать,  дышать, вертеть, и зависеть, и  терпеть.

Спят на ёлках золотые совы

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы,

Как большие  белые слоны

Всё меняет  форму и окраску.

Гасят окна сонные дома.

И зима рассказывает сказку,

Засыпает медленно сама.

Спят на ёлках золотые совы

В сказочном сиянии луны.

На опушке леса спят сугробы,

Как большие  белые слоны.

Всё меняет  форму и окраску.

Гасят окна сонные дома.

И зима рассказывает сказку,

Засыпает медленно сама.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс « Повторение по теме «Глагол»- 2012-2013уч.год

                                             Ход  урока.

  1. Орг. Часть  (СЛАЙД  №1)

Вот  звонок весёлый смолк, пригласив всех на урок.

Время нам нельзя терять, работу будем начинать.

(СЛАЙД   №2)

…Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине  волшебный русский язык.    К.Г. Паустовский.

-Продолжаем постигать тайны родного языка.

(  СЛАЙДЫ  с изображением зимних пейзажей)

- В какое время года отправляемся?

        «Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.

   Утром глянули в окно там – волшебное  кино:

   Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд,

   И папахи на дома  нахлобучила  …….( з и м а )»

- Назовите  1-й  звук в слове  «зима»  [ з'  ]

      3.  Чистописание :З з  Зз  ззз

  1. СЛАЙД                         Словарная работа.  ( кроссворд)

- картины ,выставленные  в ряд  … галерея

- документ, дающий право проезда в транспорте, посещения музея, театра …. Билет

- изображение на картине  природы……пейзаж

-  описание чьей- либо жизни…..биография

- изображение  человека на фото или картине  ….портрет

- разговор двух людей…. Диалог

- Какое ключевое  слово?  ( глагол)

- Постараемся систематизировать полученные знания по теме « Глагол»

  1. Основная часть : работа по теме «Глагол»

1.)  СЛАЙД:  Глагол – самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

-Стих ( читает уч-ся) – на слайде.

Интересная часть речи в русском языке живёт,

Кто , что  делает  расскажет: чертит, пишет иль поёт, вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит- всё расскажет нам глагол.

- Что общего у выделенных слов? ( глаголы 3-го лица, ед.ч. с безудар. окончанием).

- А  что мы расскажем о глаголе? -  Вам поможет в этом тест.

(выполняют тест)

2. Создание  проблемной  ситуации.

- Определите, над  чем сегодня будем работать.

-Прочитайте предложение  (СЛАЙД  - пословица)

«Декабрь глаз снегом теш.т, да ухо морозом рвёт».

- Чем является это предложение? ( пословица)

-Как понимаете ? ( выпавший снег укрывает землю, поздней осенью краски мрачные, а снег как бы обновляет природу, радует глаз.  А в декабре и снег идёт ,и морозы бывают крепкие)

- Записать пословицу в тетради, 1 ученик у доски. ( синтаксический разбор)

_ В написании какого слова возникают сомнения, проблемное местечко?(глагол  тешит) – В какой части слова? (  окончании) – Почему?

( окончание  безударное)

- Будем решать орфографические задачи , связанные с правописанием личных окончаний глаголов.

- Что при этом надо знать , чтобы правильно писать? (спряжение глагола)

Как определить  спряжение? ( поставить в неопред. Форму)

Подсказка на слайде: тешить- радовать

3. - Вспомним алгоритм правильного написания личных окончаний глаголов.

( слайд: алгоритм)

Какую же букву напишем в окончании глагола « тешит»

- А почему говорим «как правило»? – есть глаголы –исключения

4.    Сказка о происхождении глаголов – исключений  (читает учитель)

- Как можно запомнить глаголы – исключения?  ( стихи рассказывают уч-ся)

5.   – Работа в парах.

- Какие глаголы могут подружиться с сущ. «з и м а» ?

Послушаем  песню о зиме, постараемся найти в тексте песни глаголы.

У вас текст песни есть на парте, работаем в паре.

Задача: найти глаголы, определить спряжение, выделить окончание, подчёркнутые слова разобрать по составу.

Последующая проверка.

-Какие глаголы нашли пары – снежинки?

- Какие глаголы нашли пары – ёлочки?

6.  Объяснительный диктант.

Запишите предложения.

На землю снег ложится.  Ребята играют в снежки, лепят снежную бабу.

- подчеркните грамматическую основу. Чем особенно 2-е предложение?

(осложнено однородными сказуемыми)

- Какие окончания написали у глаголов , почему?

    7.  Работа по учебнику. Упр. № 123 сир.154.

Объяснение орфограмм по цепочке, глаголы: сгребает, бросает, несётся, заносит, воет.

СЛАЙД        (физмин  для глаз)

9. Самостоятельная работа.

Сейчас вы будете редакторами. Предстоит важная работа ,найти ошибки, исправить их, у глаголов определить спряжение.

(Марос спадаит. Меркнит ястность синева неба. Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.

10. Работа с фразеологизмами.

- русский язык богат фразеологическими оборотами- устойчивыми выражениями. Они вносят в нашу речь разнообразие, украшают её, делают яркой, образной. Употребление фразеологизмов уместно в различных жизненных ситуациях. Но, чтобы не попасть впросак, нужно точно  знать , что обозначает тот или иной фразеологизм.

СЛАЙД : записать значение фразеологизма, одним словом., записать в столбик

Водить за нос- обманывать

Бить баклуши – бездельничать

Зарубить на носу- запомнить

-Запишите глаголы  в форме 2-го лица ед. ч.

-Что нужно помнить о написании глаголов 2-го лица?  ( в окончании глаголов 2-го лица ед. с . пишу  «Ь»

СЛАЙД:  Восстановите  фразеологизмы.

Знать           как свои пять пальцев

Дрожит       как осиновый лист

Держать      в  ежовых рукавицах

Выводить    на чистую воду

-Какой фразеологизм можно исключить и по какому  критерию?   (Дрожит как осиновый лист, т.к. глагол стоит в форме  3-го лица ед.ч., а остальные в начальной форме)

- (В какой форме  употреблены глаголы?  )- подсказка, если не догадаются.

Постарайтесь записать данные глаголы  в форме 2 –го лица мн. числа . какое местоимение поможет нам ? (ВЫ)     1 ученик  запишет на доске, объяснив написание окончания.

СЛАЙД   - Упражнение в написании личных окончаний  глаголов.

ЗАДАНИЕ:   Запишите, вставив пропущенные окончания, распределяя по спряжениям в 2 столбика.

Катаешь                 они  замыслят

Стелешь                 они слышат

Прыгаете                он кормит

Прячем                   терпишь

СЛАЙД  «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».  Нашёл ошибку, исправь.

 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ( по времени, можно дать на дом)

Используя опорные  словосочетания, составить небольшой рассказ  по теме   «Кормушки»

---- Сильные морозы, на старом тополе, к веточке прикрепили, узнали по ярко-красной грудке.

РЕФЛЕКСИЯ:

Постарайтесь оценить свою работу на уроке и свои знания по  теме

 «Глагол. Спряжение глагола»

-Кто не испытывал затруднений  в выполнении заданий, выполнял без ошибок, возьмите карточку  с 3 снежинками;

-Кто имеет хорошие знания , но ещё допускает ошибки, карточка с 2 снежинками;

- Кто не усвоил материал, испытывал трудности при  выполнении  заданий, карточку с 1 снежинкой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА,

ПРОВЕДЁННОГО В 4 «А» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: « ПОВТОРЕНИЕ. ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ.»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Костина Наталья Павловна

2012-2013 учебный год

Город Городец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4классе

Урок по теме "Cравниваем личные окончания глаголов" УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Самоанализ открытого урока по русскому языку 4класс

АНАЛИЗ  УРОКА    ПО РЕЗУЛЬТАТАМ  ФГОС...

Конспект урока. 4класс. Русский язык "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

Урок связан с замечательным событием - "Спортивная олимпиада. Сочи 2014."...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....