Открытый урок по русскому языку в 4классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по теме "Cравниваем личные окончания глаголов" УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «1 и 2 спряжение глаголов.
Сравниваем личные окончания глаголов,
принадлежащих к разным спряжениям»
4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
для учителя: компьютер, проектор, экран (желательно интерактивная доска), колонки.
для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры, орфографические словарики.
1. Организационный момент.
У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. А лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.
- Повторение.
- Начнём с повторения. Что такое «спряжение глаголов»?
Я предлагаю вам маленький тест: подумайте и выберите правильное утверждение.
Ученик выбирает правильный, по его мнению, ответ.
При нажатии на строчку с ответом происходит следующее:
- если ответ правильный – то раздаются аплодисменты и появляются аплодирующие руки;
- если ответ неверный, то раздается горький вздох и появляется грустная мордашка.
- А теперь давайте вспомним правило.
Ребенок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке
Правило:
Существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.
Глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.
- Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
- Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.
- Что нового нам сегодня приготовила наша помощница Евдокия Васильевна? Прочитаем в учебнике на стр. 49.
Любой глагол относится к одному из двух спряжений (в зависимости от набора окончаний). Есть глаголы 1 и 2 спряжения.
- А мы умеем определять спряжение?
2. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего урока: 1-е и 2-е спряжение глаголов. Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.
Цели урока: закрепить знания о спряжении глаголов, научиться отличать глаголы 1 и 2 спряжения по личным окончаниям.
Откройте тетради. Запишите число и классная работа.
3. Минутка чистописания.
На доске и в тетрадях:
На первой строчке записываем соединения букв: ти, те, ит, та
Сп..сти, л..теть, кр..чит, т..щил, сн..говик .
- Объясните написание пропущенных букв. Назовите лишнее слово.
- Напишите ниже только глаголы, также красиво и правильно, как в образце.
- У какого глагола можно определить род? Почему?
- Потому что это глагол прошедшего времени.
2. Новая тема.
- А сейчас давайте проспрягаем глагол «спасти».
(слайд 3 – по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)
- Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.
- Теперь предлагаю вам поработать в парах и проспрягать рядом глагол «лететь»
(слайд – 4) .
Выделите окончания (для проверки – щелчок).
- Проанализируйте, как изменяются личные окончания глаголов.
- Сравните личные окончания этих глаголов.
- Ребята, а вам понятно, что значит личные окончания!
- Давайте обратимся за помощью к нашей помощнице Евдокии Васильевне. (учебник стр. 50)
- Сравните личные окончания этих глаголов.
-Что замечаете? Можно ли определить спряжение глаголов по 1 лицу ед. ед. числа
(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)
(слайд 5)
- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы?
(у них получились разные окончания)
- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).
- Откройте учебник на с. 49, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а буква «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!
- Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора (слайд 6)
- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»?
(1 спряжение, окончание –ём)
Учитель включает шум моря.
(Дети показывают те движения, которые описывает и показывает учитель).
Учитель: - Море: на море плещутся волны: маленькие и большие; по волнам плывут дельфины и маленькие дельфинята; их сопровождают медузы.
(слайд 7)
3. Закрепление.
- А теперь я предложу вам грамматическую задачу: расскажите всё, что мы можем узнать по окончанию –ишь (это глагол 1 лица, единственного числа, второго спряжения)
- А что мы можем узнать о глаголе по окончанию –ем?
(это глагол множественного числа, второго лица, 1 спряжения)
- А теперь задание для закрепления (слайд 8).
Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Помогайте друг другу. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?
(выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)
- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.
- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно.
- А теперь вы выполните задание еще труднее. Теперь вам нужно самостоятельно подобрать слова по картинкам (слайд 9).
-Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?
- Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Когда закончите, проверьте друг друга.
По окончании работы учитель проверяет несколько тетрадей.
- Итог урока.
- Какие новые знания вы унесете с этого урока?
- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
- Что было самым интересным?
- Какой вид работы вам особенно удался?
- А что было особенно трудно?
- Ваши коллеги помогали вам в работе?
- Кто доволен той помощью, которую оказывали вам ваши соседи?
5. Домашнее задание.
- На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.78-79, вы можете опираться на схему, дома также оформите ее красиво, чтобы она могла вам служить долго.
А дома вы выполните упражнение 59, отгадаете загадку, проспрягаете выделенные глаголы, выделите окончания и укажите тип спряжения.
6. Выставление оценок.
У. А мы умеем определять спряжение?
Физкультминутка.
Уже так много повидали
Я думаю, глазки ваши устали,
Поэтому я предлагаю вам сейчас,
Гимнастику для расслабленья глаз.
(Упражнения для расслабления глаз под тихую музыку).
– Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Ваши руки тёплые. Сложите пальцы
обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе. Что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом. Он сделает их более свежими и сильными.
Физпауза
Учитель включает шум моря. (Дети показывают те движения, которые описывает и показывает учитель).
У:- Море: на море плещутся волны: маленькие и большие; по волнам плывут дельфины и маленькие дельфинята; их сопровождают медузы.
II.Определение темы и целей урока.
-Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке.
-Определите тему сегодняшнего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"
Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Самоанализ открытого урока по русскому языку 4класс
АНАЛИЗ УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....