Рабочая программа по русскому языку (2 класс)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2014_2_kl.doc | 731 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2010.
- Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Общая характеристика курса
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распрост-раненные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложе-ний в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различ-ные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном зна-чении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотвор-ный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Во 2 классе - 170 ч. (5 ч в неделю, 34учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русского языка » в 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
∙ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
∙ Проговаривать последовательность действий на уроке.
∙ Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, с текстом учебника.
∙ Учиться работать по предложенному учителем плану.
∙ Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
∙ Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
∙ Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
∙ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
∙ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
∙ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
∙ Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
∙ Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
∙ Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
∙ Слушать и понимать речь других.
∙ Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
∙ Формировать умение работать в группах и парах.
∙ Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку во 2 классе
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- названия и порядок букв русского алфавита,
- признаки гласных и согласных звуков,
- ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,
- способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком,
- правила переноса слов.
Учащиеся должны уметь:
- безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, щн;
- правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода — по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
- писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;
- распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
- писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;
- использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
по русскому языку во 2 классе(170 ч)
Наша речь (3 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- Язык, речь – средство общения людей.
- понятия «устная и письменная речь»;
- Текст и предложения - единицы речи
- Правила оформления предложения на письме, в устной речи
Уметь:
- Строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме
- Умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;
- Выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме
Использовать в практической деятельности для:
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.
- Текст 4 часа
- (но ещё часы включены в темы в течение года в другие разделы)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- Отличие текста от набора отдельных предложений не объединённых общей темой, роль текста в общении людей
- Связь по смыслу предложений в тексте
- О видах текста по цели высказывания(повествование, описание, рассуждение), распознавание их
- Структура текста – повествования; (части текста)
- Понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова»
Уметь:
- определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
- писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
- сочинения по сериии картинок под руководством учителя
- составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку.
- Употреблять в речи «волшебные» слова
Использовать в практической деятельности
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
- соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- Признаки предложения и использование в речи
- Как оформление предложения на письме. Логическое ударение
- Первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении
- Понятия «подлежащее», «сказуемое» - главные члены предложения.
Уметь:
- устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
- распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения;
Использовать в практической деятельности
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике
Слово и его лексическое значение (18 ч).
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- Понятия синонимы, антонимы и их роль в речи
- Признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня
- общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова».
- слогообразующая роль гласной в слоге,
- об ударении, ударном и безударном слогах,
Уметь:
- различать однокоренные слова среди других слов,
- отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов
- определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.
- определять ударение в слове.
- показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове
- переносить слова с одной строки на другую
Использовать в практической деятельности
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- названия букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
- правила переноса слов;
Уметь:
- правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- обозначать на письме мягкость согласных буквами е,ё,ю,я,и и мягким знаком (ь)
- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
- производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
- писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота,
- писать слова с разделительным мягким знаком (ь),
- писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз),
- правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
- правильно произносить слова. уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно»
Части речи (58 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
ППредлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны
Знать/понимать, иметь представление
- понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- Различать имена собственные.
- понятие «глагол» , глаголы в единственном и множественном числе , представление о разном времени
- Понятие «прилагательное», прилагательные в единственном и множественном числе
- Роль предлогов, раздельное написание предлогов со словами
- Понятие «местоимение», их роль в тексте
Уметь
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
Повторение изученного за год (16 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
2) л, м, Л, М, я, Я, А;
3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
6) н, ю, Н, Ю, к, К;
7) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
8) Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения но переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Тематическое планирование
по ______русскому языку______
предмет
Класс __2_
Учитель______Драенкова Ольга Анатольевна
Количество часов:
Всего 170 часов; в неделю __5__ час.
Плановых контрольных уроков _11 ч.
Табличное представление тематического планирования по русскому языку
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятий | Виды и формы учебной деятельности | Использование лабораторного оборудования | Контрольные работы (тема, кол-во) |
I. | Наша речь | 3 | ||||
1.1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения | 1 | Т | Строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме. Умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом. Выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме | + 1, 6, 7 |
|
1.2 | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи | 1 | Т+П | + 1, 6, 7 |
| |
1.3 | Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая.
| 1 | Т | + 1, 2, 6, 7 | ||
II. | Текст | 4 | ||||
2.1 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1 | Т | Определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему. Делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения). Устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей). Писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов. Сочинения по сериии картинок под руководством учителя. Составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации. Употреблять при записи текста красную строку. Употреблять в речи «волшебные» слова. | + 1, 6, 7,8 | |
2.2 | Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие | 1 | Т | + 1, 8 | ||
2.3 | Части текста . Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. Списывание текста с дополнительным заданием. | 1 | Т+П | + 1, 6, 7, 8 | ||
2.4 | Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 | П | + 1, 6, 9 | ||
III. | Предложение | 12 | ||||
3.1 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. | 1 | Т+П | Устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое. Составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам. Употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце. Распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения; | + 1, 2, 6, 8 | |
3.2 | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 1 | Т+П | + 1, 7, 8 | ||
3.3 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | Т+П | + 1, 7, 8 | ||
3.4 | Члены предложения Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
3.5. | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
3.6. | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. | 1 | П | + 1, 7 | ||
3.7. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
3.8 | Связь слов в предложении | 1 | П | + 1, 7 | ||
3.9. | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» | 1 | П | + 8 | + | |
3.10. | Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | П | + 1,6, 9 | ||
3.11. | Сочинение по сюжетному рисунку | 1 | П | + 1, 6 | ||
3.12. | Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение» Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | 1 | П | + 6, 8 | + | |
IV | Слова, слова, слова... | 18 | ||||
4.1 | Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | 1 | Т | Различать однокоренные слова среди других слов. Отличать однокоренные слова от внешне сходных не однокоренных слов и форм слов. Определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения. Определять ударение в слове. Показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове Переносить слова с одной строки на другую. | + 1,2 | |
4.2 | Слово как общее название многих одно- родных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
4.3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Т+П | + 1, 2, 6 | ||
4.4 | Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1 | Т+П | + | ||
4.5 | Синонимы Работа со словарём синонимов | 1 | Т+П | + 1, 2, 6 | ||
4.6 | Антонимы Работа со словарём антонимов | 1 | Т+П | + 1, 2, 6 | ||
4.7 | Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам | 1 | П | + | ||
4.8 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме | 1 | П | + 1, 2. 6, 8 | ||
4.9 | Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах | 1 | Т+П | + 1, 2, 6 | ||
4.10 | Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов | 1 | Т+П | + 1, 2, 6 | ||
4.11 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями | 1 | П | + 1, 2, 6 | ||
4.12 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | П | + 1,7 | ||
4.13 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение
| 1 | Т+П | + 1,7 | ||
4.14 | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. | 1 | Т+П | + 1,7 | ||
4.15 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём | 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
4.16 | Перенос слов. Правила переноса | 1 | Т+П | + 1 , 7 | ||
4.17 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | 1 | П | + 8 | + | |
4.18 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | П | + 1,6 | ||
V | Звуки и буквы | 59 | ||||
5.1 | Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. | 1 | Т+П | Правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре. Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Обозначать на письме мягкость согласных буквами е,ё,ю,я,и и мягким знаком (ь). Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт. Производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж. Писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота. Писать слова с разделительным мягким знаком (ь). Писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса. Правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз). Правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно). Правильно произносить слова. уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно». | + 1, 2, 7 | |
5.2 | Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
5.3 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом» | 1 | П | + 1, 6, 9 | ||
5.4 | Употребление прописной (заглавной) буквы. | 1 | Т+П | + 1 | ||
5.5 | Диктант № 2 за первую четверть | 1 | П | + | + | |
5.6 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 | П | + 1 | ||
5.7 | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
5.8 | Проверочная работа «Проверь себя» | 1 | П | + 1 | + | |
5.9 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
5.10 | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
5.11 | Способы проверки написания буквы, обо-значающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
5.12 | Способы проверки безударных гласных в корне | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
5.13 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | 1 | П | + 1, 6 | ||
5.14 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | 1 | П | + 1, 6 | ||
5.15 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста | 1 | П | + 1, 6,8 | ||
5.16 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
5.17 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
5.18 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. | 1 | П | + 1, 6,7, 8 | ||
5.19 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 1 | П | + 8 | + | |
5.20 | Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 | П | + 1,3,4, 5, 6, 9 | ||
5.21 | Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
5.22 | Согласный звук [и'] и буква «и краткое»
| 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
5.23 | Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
5.24 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.
| 1 | П | + 1,3,4, 5, 6, 9 | ||
5.25 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
5.26 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
5.27 | Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
5.28 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
5.29 | Подробное изложение по коллективно составленному плану | 1 | П | + 1 | ||
5.30 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
5.31 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
5.32 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | П | + 1, 7 | ||
5.33 | Развитие речи. Работа с текстом | 1 | П | + 1, 6,7 | ||
5.34 | Проект «Рифма». | 1 | П | + 1 | ||
5.35 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 | П | + 1, 6,7 | ||
5.36 | Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1 | П | + 8 | + | |
5.37 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | П | ||||
5.38 | Работа с предложением и текстом. Контрольное списывание текста | 1 | П | + 1, 6, 7 | + | |
5.39 | Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
5.40 | Правописание слов с парным по глухости -звонкости согласным на конце слова и перед согласным | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
5.41 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
5.42 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
5.43 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | 1 | Т+П | + 1, 2, 6,7 | ||
5.44 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне | 1 | Т+П | + 1, 6,7 | ||
5.45 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне | 1 | Т+П | + 1, 6,7 | ||
5.46 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне | 1 | Т+П | + 1, 6,7 | ||
5.47 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне | 1 | П | + 1, 6,7 | ||
5.48 | Изложение текста по вопросам
| 1 | П | + 1, 6 | ||
5.49 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками | 1 | П | + 1,6 | ||
5.50 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова | 1 | П | + 1, 6, 7,8 | ||
5.51 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» | 1 | П | + 1 | ||
5.52 | Контрольный диктант№ 5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | 1 | П | + 8 | + | |
5.53 | Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам | 1 | П | + 1, 6 | ||
5.54 | Разделительный мягкий знак (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
5.55 | Использование на письме разделительного мягкого знака.
| 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
5.56 | Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | 1 | Т+П | + 1 | ||
5.57 | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков | 1 | П | + 1,6 | ||
5.58 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание слов с мягким знаком» | 1 | П | + | ||
5.59 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | 1 | П | + 1 | ||
VI | Части речи | 58 | ||||
6.1 | Общее представление о частях речи. | 1 | Т | Писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных. Правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
| + 1, 2, 7 | |
6.2 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
6.3 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
6.4 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | 1 | Т | + 1, 2, 7 | ||
6.5 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.6 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | П | + 1, 7 | ||
6.7 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 1 | П | + 1, 6, 7 | ||
6.8 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту | 1 | П | + 1, 6, 7 | ||
6.9 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. | 1 | П | + 1 | ||
6.10 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). | 1 | П | + 1, 6, 9 | ||
6.11 | Заглавная буква в именах существитель-ных собственных (именах, фамилиях, от-чествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | 1 | П | + 1, 6, 7 | ||
6.12 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | 1 | П | + 1, 7 | ||
6.13 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание имен собственных» | 1 | П | + | ||
6.14 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | 1 | Т+П | + 1, 2, 6, 7 | ||
6.15 | Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе
| 1 | П | + 1, 2, 6, 7,8 | ||
6.16 | Обобщение знаний об имени существи-тельном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.
| 1 | П | + 6, 7,8 | ||
6.17 | Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста | 1 | П | + 1, 6 | ||
6.18 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Контрольное списывание Восстановление деформированных предложений и текста | 1 | П | + 1, 8 | + | |
6.19 | Контрольный диктант № 8 по теме « Имя существительное» | 1 | П | + | ||
6.20 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном Контрольная проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | П | + 6, 8 | + | |
6.21 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) | 1 | Т | + 1, 2, 7 | ||
6.22 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи
| 1 | П | + 1, 2, 7 | ||
6.23 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста | 1 | Т+П | + 1, 2, 7,8 | ||
6.24 | Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. | 1 | П | + 1, 6, 9 | ||
6.25 | Число глагола. Изменение глагола по числам. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.26 | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи | 1 | Т+П | + 1, 2, 7 | ||
6.27 | Правописание частицы не с глаголом | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.28 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | П | + 1, 8 | ||
6.29 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» за 3 четверть | 1 | П | + | ||
6.30 | Работа над ошибками. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | П | + 1, 6 | ||
6.31 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
6.32 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 | П | + 1, 6, 7 | ||
6.33 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
| 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.34 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.35 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.36 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению | 1 | П | + 1, 2, 6, 7 | ||
6.37 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов | 1 | П | + 1, 2, 6, 7 | ||
6.38 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | Т+П | + 1, 6, 7 | ||
6.39 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | 1 | Т+П | + 1, 2, 6, 7 | ||
6.40 | Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в тексте-описании.
| 1 | Т+П | + 1, 2, 6, 7 | ||
6.41 | Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | П | + 1, 2, 6, 9 | ||
6.42 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1 | П | + 1, 2, 6 | ||
6.43 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | П | |||
6.44 | Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя» | 1 | П | + 1,6 | + | |
6.45 | Контрольный диктант № 10 по теме «Имя прилагательное» | 1 | П | + | ||
6.46 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) | 1 | Т+П | + 1, 2, 6, 7 | ||
6.47 | Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи | 1 | П | + 1, 2, 6, 7 | ||
6.48 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. | 1 | П | + 1, 2, 6 | ||
6.49 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. | 1 | Т+П | + 1, 6 | ||
6.50 | Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно
| 1 | П | + 1,6 | ||
6.51 | Проверочная работа «Проверь себя» | 1 | П | + 1, 6 | + | |
6.52 | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.53 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи | 1 | Т+П | + 1, 7 | ||
6.54 | Правописание предлогов с именами существительными | 1 | П | + 1, 7 | ||
6.55 | Упражнения в употреблении и написании предлогов | 1 | П | + 1, 7,8 | ||
6.56 | Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | 1 | П | + 1, 7 | ||
6.57 | Контрольный диктант № 11 за 2 класс | 1 | П | + | ||
6.58 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи Проверочная работа «Проверь себя» | П | + 1 | + | ||
VII | Повторение | 16 | ||||
7.1 | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа: | 1 | П | Повторение изученного материала | + 1, 7, 8 | |
7.2 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений | 1 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.3 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении | 1 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.4 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | 1 | П | + 1, 6,7, 8 | ||
7.5 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи | 1 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.6 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи | 1 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.7 | Контрольное списывание текста | 1 | П | + | ||
7.8 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи | 1 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.9 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов | 1 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.10 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. | 1 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.11 7.12 7.13 7.14 7.15 | Упражнения в применении изученных правил правописания | 5 | П | + 1, 7, 8 | ||
7.16 | Итоговый урок по курсу «Русский язык»
| 1 | П | |||
Итого | 170 |
Материально- техническое и учебно-методическое обеспечения
1.Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
программа
2.Учебник. Русский язык 2ласс. Канакина В.П. М.: Просвещение,2011.
3.Дополнительная литература. Поурочные разработки по русскому языку. 2ласс. Дмитриева О.И. – М.: ВАКО, 2013. – 160с. – (В помощь учителю).
Технические средства:
1.Классная магнитная доска .
2. Персональный ноутбук с принтером.
3. Ксерокс.
Материально- техническое обеспечение
- УМК «Школа России» по русскому языку
- Дидактический материал для 2 класса.
- Ноутбук
- Экран
- Проектор
- Словари
- Печатные пособия (таблицы, плакаты)
- Раздаточный материал (тесты, карточки)
- Репродукции картин к урокам развития речи.
- Интернет – ресурсы.
Список дополнительной литературы при подготовке к урокам
1. Гавриенко, Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи [Текст] / Н.В. Гавриенко // Начальная школа.- 2008. - №2.- С. 14 – 17. – Библиогр.: с. 15- 16.
2. Дриц С.С. Многозначность слова, синонимы, антонимы, омонимы [Текст]/ С.С. Дриц // Начальная школа. – 2007.- №4. С. 71- 73.Библиогр.: с.72.
3. Казаева, Т.Н. Развитие речи младших школьников[Текст] / Т.Н. Казаева // Начальная школа .-2007.-№6.-С.76-79.- Библиогр.: с. 77-78.
4. Курлыгина, О.Е. Лексическая работа на уроках русского языка в классе с многонациональным составом учащихся [Текст] / О.Е. Курлыгина// Начальная школа. – 2005. №2.- С.60 -63. – Библиогр.: с. 61- 62.
5. Казаков, М.Н. К проблеме речевого развития младших школьников [Текст] / М. П. Казаков // Начальная школа.– 2007.- №1.-С.57-61.- Библиогр.: с. 58-60.
6. Кутейникова, З.М. Формирование навыков правильного произношения [Текст] / З.М. Кутейникова// Начальная школа.- 2009.- №6.- С. 49- 52.- Библиогр.: с.48-49.
7.Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская . – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987.– 415с. Библиогр.: с. 314 -360.
8. Лаптева, Л.С. Как работать со словарными словами?[Текст] / Л.С. Лаптева// Начальная школа. – 2007.- №4.- С.70.- Библиогр.: с.70.
9. Мали, Л.Д. Уроки развития речи [Текст]: поурочное планирование и дидактические материалы / Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А.Климова, Н.С. Бескова. – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2005. – С. 141.- Библиогр.: с.3-80.
10.Панкратова, Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях [Текст] / Н.В. Панкратова // Начальная школа. – 1992. - № 9. – С. 24-28. – Библиогр. – с. 27.
11. Сильченкова, Л.С. Формирование фонематического слуха [Текст] / Л.С. Сильченкова// Начальная школа.- 2005. - №1.- С. 110- 118.- Библиогр.: с.114-115.
12. Сунагатуллина, И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи [Текст] / И.И. Сунагатуллина //Начальная школа.-2009. -№2.-С.4-10.-Библиогр.: с.4-5.
13.Соловейчик, М.С. Работа над словом как лексической единицей [Текст] / М.С. Соловейчик // Начальная школа. – 1992. - № 8. – С. 14-18. – Библиогр.: с. 15.
14. Хаймович, Л.В. Маски речевых жанров в структуре урока [Текст] / Л.В. Хаймович// Начальная школа. – 2009.- №2.- С. 25- 29. – Библиогр.: с. 26- 29.
15. Чаркова, Ф.В. Обучение общению [Текст] / Ф.В. Чаркова// Начальная школа.- 2008.- №6.-С. 110 -119. Библиогр.: с. 117 -119.
16. Шишкина, Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи [Текст] / Т.В. Шишкина // Начальная школа.-2006.- №9.-С.44-47.-Библиогр.: с.44 - 47.
17. Шумейко, В.А. Русский язык [Текст]: сборник проверочных и контрольных работ (1 – 4 классы) / В.А. Шумейко.- М.: Вентана - Граф,2007.-360с.-Библиогр.: с.6 -7, 14 – 24.
18. Юртаев, С.В. Содержание языкового образования и речевого развития учащихся [Текст] / С.В. Юртаев // Начальная школа. – 2009. - №10.- С. 21 – 25. - Библиогр.: с. 21 – 25.
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...