Урок обучения грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель педагогической деятельности на уроке:
Познакомить с согласными звуками [р] — [р`], буквами Р,р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx | 687.89 КБ |
bukvy_rrr_soglasnye_zvuki_r_r.ppt | 571 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лицей с. Верхний Мамон»
Урок обучения грамоте в первом классе с
с применением ИКТ
Тема:
Согласные звуки [р] — [р`], буквы Р, р
(Соответствует требованиям ФГОС)
УМК «Школа России»,
предмет «Азбука»,
авторы:Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.
Выполнила: учитель начальных классов
Голева Л.М.
Село Верхний Мамон
2011-2012 г
Тема урока: Согласные звуки [р] — [р`], буквы Р,р.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель педагогической деятельности на уроке:
Познакомить с согласными звуками [р] — [р`], буквами Р,р
Задачи педагогической деятельности на уроке:
Планируемый результат:
Личностные умения:
- выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений
Метапредметные умения:
- Познавательные:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
- Регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной форме, выразительно читать текст
Предметные умения:
Читать по слогам и целыми словами;
выделять звуки из речи;
различать звуки;
выделять ударный слог
Организация образовательного пространства
Ресурсы:
Информационный материал
Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Азбука. 1класс
ч.1- М: Просвещение, 2011
Демонстрационный материал:
Электронная презентация, плакат
Раздаточный материал:
Карточки для составления звуковой схемы слов
Формы работы:
фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
Цели. Умения. | Ход урока |
Цель: мотивировать учащихся на учебный процесс Личностные умения: проявлять интерес к учебному процессу, мотивировать совершенствованию личностны качеств Цель: актуализировать знания о гласных и согласных звуках Познавательные умения: Различать гласные и согласные звуки и буквы Цель: формировать правильное произношение звуков [р], [р,] Регулятивные умения: контролировать собственное произношение звуков Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова, развивать внимание. Предметные умения: составлять звуковую схему слова Личностные умения: умение соотносить поступок и его следствие (связь с жизнью) Проблемная ситуация Регулятивные умения: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Цель: самостоятельное формулирование цели урока, определение пути ее достижения Познавательные общеучебные умения: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Цель: учить ориентироваться в учебнике, самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос Познавательные умения:ориентироваться в учебнике Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся Цель: учить слышать и выделять звуки в речи Познавательные умения: читать слова с изученной буквой Цель: развитие устной речи и навыков чтения Регулятивные умения:умение следовать инструкциям Цель: учить сознательно оценивать результаты своей деятельности. Общеучебные познавательные умения:оценка процесса и результатов деятельности | I этап. Мотивация к деятельности - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке! Давайте вспомним наш девиз: Мы еще не волшебники, мы пришли научиться! (дети говорят хором) - А чему вы хотите сегодня научиться на уроке чтения? (читать, узнавать звуки, сидеть красиво, отвечать громко, составлять рассказ по картинке, внимательно слушать учителя, не перебивать других ребят – каждый ребенок называет что-то свое) II этап. Учебно-познавательная деятельность 1. Актуализация знаний учащихся
Деревянный озорник
- Замечательно! - Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные). - А чем отличаются гласные от согласных? (гласные тянутся, поются, а согласные нет) - Давайте пропоем гласные (учитель показывает буквы на ленте букв, дети поют а-а-а, у-у-у…) - А теперь давайте назовем согласные, которые уже знаем (учитель показывает букву, а дети называют соответственно мягкий и твердый звук). - На какие группы делятся согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие). - Поиграем. Если я называю звонкий звук, вы поднимаете одну руку, если глухой – две руки. - Молодцы! - Ребята,подготовили для вас задание(слайд 2): прочитаем слова по слогам и найдем слова в соответствии с заданиями (задания проговаривает учитель, дети высказывают и обосновывают свое мнение; проверка: по щелчку открывается верный ответ). Задания: 1) Только один согласный – звонкий 2) Все согласные звуки – твёрдые 3) Только один согласный - мягкий 4) Все согласные - глухие 2.) - Ну что ж, а теперь давайте посмотрим, какую картинку приготовил для вас наш друг (слайд 3) - Ребята, кто догадался, какое задание нам предлагает Буратино? (вспомнить скороговорку) - Кто может озвучить эту скороговорку? (после того, как дети озвучат скороговорку, открываю ее текст на слайде – для хорошо читающих учеников) - Ехал Грека через реку. Видит Грека - в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Греку - цап. (отчетливое проговаривание хором) 2) Выявление места и причины затруднения. 1) –Ребята, какое слово в скороговорке употребляется 3 раза? (река) - Составьте схему слова «река» (индивидуальная работа) - Давайте проверим. Кто хочет составить схему на доске? - Сколько слогов в слове? (2). Назовите первый слог, второй. Поставим знак ударения. - Назовите первый звук ([р,]). - Какой он: гласный или согласный? (согласный). Докажите! (он не поется; когда произносим, воздух встречает преграду). - Звонкий или глухой? (звонкий) - Твердый или мягкий? (мягкий) - Как вы думаете, почему Грека сунул в реку руку? (увидел рака). А какое качество характера при этом проявил Грека? (любопытство). - Скажите, а в каких случаях быть любопытным полезно, а в каких – опасно? (дети высказывают свое мнение, приводят примеры из жизни) - Ребята, что теперь болит у Грека? (рука) 1) - Давайте составим схему слова «рука» (индивидуальная работа с раздаточным материалом) - Давайте проверим. Кто хочет составить схему на доске? - Сколько слогов в слове? (2). Назовите первый слог, второй. Поставим знак ударения -Назовите первый звук ([р]). - Какой он: гласный или согласный? (согласный). Докажите! (он не поется; когда произносим, воздух встречает преграду). - Звонкий или глухой? (звонкий) - Твердый или мягкий? (твердый) 2) - Давайте посмотрим, какими буквами мы можем обозначить звуки в этом слове (один ученик у доски пишет букву под каждым звуком, начиная с конца слова, доходит до первого звука и говорит, что не знает такую букву) - Какой вопрос у вас возник? (какой буквой обозначить звук [р]). Учитель вывешивает на доску схемку «Что я не знаю?» 3. Построение проекта выхода из затруднения. - Какую цель поставим на урок? (узнать, какой буквой обозначается звук [р]). Учитель вывешивает на доску схемку «Цель» - Ребята, как вы считаете, а звук [р,] обозначается такой же буквой, как и звук [р], или другой? (такой же, эти звуки, как братья, один твердый, другой мягкий) - Ребята, а где мы можем узнать эту букву? (в учебнике) - Попробуйте сами найти эту букву в «Азбуке» (ребята ищут букву) 4. Реализация проекта достижения цели (выхода из затруднения) - На какой странице вы открыли учебник? - А почему вы думаете, что это и есть буква, которая обозначает звуки [р] и [р,] (это следующая страница после той, что изучали вчера, а еще там нарисован рак и река, а слово рак начинается со звука [р], река со звука [р,] - Молодцы! Я с вами согласна: это и есть буква Р. - Ребята, новую букву мы всегда помещаем на ленте букв. Давайте найдем место и для буквы р. - Как вы думаете, куда нужно поместить букву р? Объясните свой выбор. Дети объясняют: - поместим в двуцветное(зелено-голубое) окошко, потому что обозначает согласный звук, мягкий и твердый - Хорошо, а в какой ряд? - в верхний, потому что буква р обозначает звонкий согласный. - Молодцы! Теперь у буквы р есть свое место. - А теперь немножко отдохнем! Физкультминутка (проводят сами дети): 5 . Физкультминутка. Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать! - Ребята, в каких словах вы услышали звуки [р] и [р,] (дети называют) 6.Первичное закрепление – А теперь покажем Буратино, как мы читаем слоги с новой буквой, а поможет нам в этом наш знакомый Торопыжка (слайд 4) - Прочитайте слова и найдите имя девочки (слайд 5) 7.Работа в «Азбуке» - Откройте ту страницу, где вы нашли букву «Р», посмотрите, какой условный знак изображен на полях? (говорим, слушаем). - Рассмотрите рисунок. - Какое название, на ваш взгляд, можно дать этой картинке? Поясните, почему. - Кто из вас знает, как называют людей, которые путешествуют, ходят в дальние походы? (дети высказывают предположения) - Прочитайте слово ниже, под картинкой, где изображен человек с рюкзаком (турист). Теперь прочитайте это слово по звуковой схеме (хором). Молодцы! - Посмотрите, какой следующий условный знак изображен на полях? (читаем со взрослым). - Давайте вместе прочитаем текст. Как он называется? Кто хочет прочитать? (далее чтение хором по слогам). Хорошо читающие дети работают в группе, остальные фронтально. III этап.Рефлексия. 1.Упражнение с интерактивной доской - Ребята, какую цель мы поставили на урок? (узнать, какой буквой обозначаются звуки [р,] [р]. - Мы достигли цель? (да). - Вспомните самое начало урока, чему каждый из вас хотел научиться на уроке обучения грамоте? - А теперь обратимся в картинную галерею, раздел «животные» - представители 1 группы найдут животное ,в написании которого встречается твёрдый звук р, 2 группы – мягкий звук рь, 3 группы – где не встречается этот звук. - Кто хочет поделиться своим мнением? Расскажите, чему вы хотели научиться и получилось ли у вас это? - Кто доволен своей работой на уроке, поднимите руку и возьмите ключики, которые принёс вам Буратино. |
Личностные результаты:
-Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-находит необходимую информацию в предложенной учителем дополнительной литературе;
-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
-определяет тему и главную мысль текста (главное впечатление художника).
Регулятивные УУД:
-учится высказывать своё предположение;
-умеет работать по предложенному плану, используя необходимые инструменты;
-оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные УУД:
-оформляет свою речь в устной и письменной речи;
-обосновывает высказанное суждение;
-старается находить общее решение при работе в группе;
-умеет задавать уточняющие вопросы.
Предметные результаты:
-научиться почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник.
Оборудование: рисунки детей, учебник русского языка , печатная тетрадь к учебнику, интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент.
-Здравствуйте, уважаемые ребята!
Вы находитесь в научно-исследовательской художественной мастерской. Наша мастерская готовит специалистов-экскурсоводов для крупнейших музеев страны, картинных галерей, выставок. Сегодня мы проведем исследовательскую работу по картине Аркадия Рылова «В голубом просторе».
II. Актуализация знаний.
-Наши юные исследователи сегодня будут работать в группах.
Группы представьтесь!
Это группа №1, №2, №3. Руководитель группы – учитель Голева Л.М., мои помощники – ассистенты Агаркова Анна, Грязева Валерия, Режко Кирилл.
- Самоопределение к деятельности.
Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист. Всем известны его прославленные картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе», воспевающие красоту земли. Природа в этих картинах предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. Рылова прозвали «чародеем тайн сине-зелёного тона». В этих пейзажах живописец создал образы вечно торжествующей жизни: весеннего шумного празднества берёз и свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.
- Прежде чем приступить к исследованию картины, проведем разминку.
- Вспомним, как называются жанры изобразительного искусства.
4сл.
- Итак, перед вами картина Аркадия Рылова, как называется жанр изобразительного искусства, в котором художник написал эту картину?
5сл.
- 2 дня назад наши группы уже начали свою исследовательскую работу по биографии автора картины, и сейчас они сообщают о результатах своей работы.
(от группы по 1 человеку)
1 группа: «Я посвятил свое искусство родному пейзажу, потому что люблю свою страну, люблю ее природу!» Это слова великого русского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова. Аркадий Александрович Рылов-русский живописец. Детство он провел в городе Вятке. Уже тогда край лесов и озер покорил его своей красотой. После окончания школы в Петербурге он поступил в Центральное училище рисования. После училища он закончил Академию Художеств.
2 группа: Аркадий Рылов любил природу всю свою жизнь. Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, наслаждаясь картинами природы. На основе своих наблюдений он написал много известных пейзажей.Аркадий Рылов любил и весь животный мир. В его мастерской жили зверьки и птицы. Он подбирал больных, выхаживал их, а потом выпускал на волю.
IV. Постановка темы и целей урока.
-А сейчас перед вашим вниманием высказывание известного писателя Константина Паустовского. Вспомните его произведения. О чем он писал?
« Пейзаж – это не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание»
К. Паустовский
- Как вы понимаете это высказывание?(надо представить себя там и все почувствовать). Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Какую цель мы поставим? Вот и вы будущие экскурсоводы должны исследовать эту картину так, чтобы гости почувствовали, что они находятся там, на природе.
- Найдите пейзаж этого художника в нашей мастерской.
- Как он называется?
- Что помогло так быстро отыскать картину?
- Рассмотрите картину, что изображено.
V.Работа по теме урока.
- Каждой исследовательской группе будет дано задание. Выполнить его ребятам поможет лупа, чтобы точнее разглядеть элементы картины .
О результатах своих исследований они сообщат нам, ответив на вопросы – помощники. Вопросы на столах.
9сл.
- Первая группа, используя лупу, объяснит смысл названия картины «В голубом просторе». - Вторая группа сообщит нам о результате исследования «Описание первого и второго плана картины ( лебеди, парусник).
-Третья группа расскажет о результатах исследования на тему «значение цвета в пейзаже Аркадия Рылова».
ВНИМАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ГРУПП!
(Нацелить группы на работу)
- Один человек читает, остальные отвечают. Группа выбирает самый лучший ответ.
- Результаты исследования 1 группы. Тема вашего исследования.
Вопросы.
- Вы когда-нибудь видели белых лебедей? Где вы видели ?
- Внимательно рассмотрите голубое небо.
- Почему же художник дал такое название картине?
Все пространство этой картины занимает пейзаж голубое небо и море. Что может быть прекраснее? Очень здорово стоять на берегу моря и наблюдать за облаками, которые сливаются с морем и создается уникальное впечатление бесконечности. Всмотритесь внимательно: какими вы увидели море, волны?
- Результат исследований 2 группы.
Вопросы.
1. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите картину. Что изобразил художник на первом плане? (летящие лебеди)
2. Можно ли сказать, что голубое небо их родной дом ?
4. Как вы думаете, чувствовал ли автор их полёт?
5. Какое желание испытает каждый, кто окажется там, среди плывущих облаков?
В этом безграничном голубом просторе летят семь лебедей, это еще больше делает пейзаж живым и реалистичным. Такое ощущение, что они движутся навстречу солнечному свету, который очень нежно освещает их. Какими мы представили птиц? Легко, свободно и плавно парят они над морем. |
На втором плане картины, где-то далеко от берега, плывет парусник с удивительными белоснежными парусами. |
- Закройте ладошками глаза.- Можно ли назвать летний день на картине солнечным, безоблачным, ясным?
- Есть ли на небе солнышко?
- Уберите ладошки. А теперь какой нам кажется день?
- Почему же создается впечатление яркого солнечного дня? (это впечатление создается, благодаря светлым краскам, которые наполняют картину)
- Результаты исследования 3 группы.
Вопросы
- Какими красками написана картина? Эти краски яркие или бледные?
- Какого цвета в картинке больше? (почему?)
- Какой цвет использовал художник для изображения летящих птиц, плывущего парусника?
- В каких фрагментах Аркадий Рылов использует синий цвет? (река, небо)
- Какого цвета на картине меньше всего? (белого). Что показывает белый цвет? (летящие лебеди оживляют пейзаж).
Даю вам минутку, чтобы обобщить работу своей группы, а представитель вашей группы сообщит о вашем мини – исследовании (не читая вопросов,1 человек выступает от своей группы)
-Какую картину исследовали? Понравилось ли вам картина Аркадия Рылова «В голубом просторе»? Какое настроение эта картина создает
VI. Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление.
Чтобы понять, какое настроение создает картина у зрителей, предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу с последующей проверкой.
Вставьте подходящие по смыслу слова в предложениях.
- Художник выбрал ______________ уголок природы
- Уютный
- Шумный
- Тихий
- В этой картине Аркадий Рылов сумел создать атмосферу ____________________________
- Печали и грусти
- Удивления и недоумения
- Радости и восхищения
- Картина вызывает ___________________ русской природы
- Городской жизни
- Летнего праздника
- Уныния и тоски
VIII. Включение нового в систему знаний. Создание словесных картин.
-Наша исследовательская работа подошла к концу.
- Как она называлась?
- Чему научились?
- Что еще научились делать? (выделять фрагменты, работать с лупой)
Попробуем провести экскурсию по этой картине?
Кто желает провести экскурсию для наших гостей?( ответы по желанию)
План
- А.А. Рылов – замечательный русский художник – пейзажист
- Описание картины « В голубом просторе»:
а) смысл названия картины;
б) описание пейзажа на первом плане;
в) описание пейзажа на втором плане;
г) значение цвета в пейзаже.
IX. Рефлексия.
-Аркадий Рылов, как вы знаете ,написал очень много картин, и в заключении я предлагаю насладиться его прекрасными пейзажами, полюбоваться замечательными картинками русской природы. Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку стенных просторов, багровый закат перед ветряным днем…Остановись! Остановись! И ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветает благородство.
У вас на столах лежат кораблики для мальчиков и девочек разного цвета на каждого!Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке (красный – все сделали правильно, желтый справились, но были затруднения, синий – было очень трудно). Прикрепите на лист их, чтобы была видна общая картина на уроке нашего класса.
X. Домашнее задание : по пути домой посмотреть на небо и создать рисунок – красками и словами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ма ли на нит ки сло ны Читай по слогам ко ти ки ма л ина сл о н ы н итки к о т и к и
Ехал Грека через реку. Видит Грека - в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Греку - цап.
р а р р о у ____________________________________________ _____________________________________________ ____________________________________________ Тянем звук вслед за Торопыжкой р ____________________________________________ ы ____________________________________________ р и
Найди имя девочки Р ома ту р ист ко р ова р ыба Бо р ис кукла А р ту р Р ита Вова во р она Дима Рита
МОЛОДЦЫ !!!
Интернет-ресурсы: http://anyamashka.ru/photo/animashki/skazka/kartinka_buratino_s_kljuchikom/98-0-9062 Буратино http://school-box.ru/images/stories/shablony_prezentaziy_3.jpg фон http://www.sunhome.ru/UsersGallery/122011/ehal-greka-cherez-reku.jpg Грека http://taijiquanmoscow.files.wordpress.com/2012/02/d182d0bed180d0bed0bfd18bd0b6d0bad0b0.png Торопыжка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...
Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "
Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...
Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.
Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)
Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...
Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока
Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...