Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
план-конспект урока (1 класс) по теме

Юфрякова Наталья Владимировна

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике – воспитательные результаты одного из пяти направлений, определённых Программой духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Урок чтения, работа с текстами таких выдающихся представителей отечественной словесности, как К.Д. Ушинский, где художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка – безграничная возможность для духовного развития, воспитания и социализации младшего школьника.

 

Предмет: обучение грамоте. Технология: формирование правильного типа читательской деятельности. Принципы технологии, используемые не уроке: 1. Опора на теорию литературы. 2. Включение произведения в литературно-исторический контекст. 3. Опора на жизненный опыт ребенка. 4. Анализ текста. Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека и самого учащегося через анализ и определение главной мысли теста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Обучение грамоте».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Организационный момент.

   (Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения)

ΙI. Актуализация знаний

II. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи.

ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

      Дети стоят и говорят слова:

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне

       Посмотрите на соседа, улыбнитесь, мы начинаем урок обучения грамоте.       

 

  • Сегодня утром мне передали этот конверт:

      Кому: ученикам  1 «Б» класса, школы №15.

  • Откроем? Да здесь письмо. (слайд 2)

      Профессор Грамматики  просит помочь ему разгадать ребус.

  Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус. (слайд 3)

                                        http://festival.1september.ru/articles/516485/img1.gif

      Прочитайте хором, какое слово получилось?

      Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) 4  4

  - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Предположения детей)

  - Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка  и любима его Родина. Продолжим работу над   правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

  1. Посмотрите на запись:      родина      Родина. (слайд 4)

- Что вас удивило? Не знаете почему разное написание одинаковых слов? 1

 - Вот то новое, что вы узнаете сегодня на уроке.

- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина? 2

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.    

Большая  Родина  всегда  начинается  с  малой - своей  семьи,  двора  и  дома,  детского  сада  и  школы,  леса  и  речки.                                                                                                                                  

- Как называется наша  страна? И вот когда мы будем говорить о нашем государстве, о нашей общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. (слайд 5)

Как называется  наш город? Когда мы говорить о маленькой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. (слайд 6, 7)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания

V. Итог

VI. Домашнее задание (по желанию

- Много стихов сложено о Родине. Ученики прочитают стихи, а вы постарайтесь понять, в каком стихотворении говориться о маленькой родине, а в каком о стране. 4, 5 (слайды 8- 20)

Сергей Васильев

Россия.

… Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом: «Русь».

Зоя Александрова

Родина

Если скажут слово – Родина.

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Высказывания предположений, обоснования ответов. 3,1, 2

Много стихов сложено поэтами о городе Владимир. (показ сборников стихов)

Физпауза.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки - плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.

  Работа в «Букваре» (с. 96–97).   1   3    3   4   7

  Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением великого русского педагога и писателя К.Д.Ушинского. (слайд 21)

Прочитайте название рассказа: «Наше Отечество».

а) Как вы понимаете слово "Отечество"?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разобраться на примере  имени. Меня зовут Наталья. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру,  вы зовёте меня Наталья Владимировна: Наталья, дочь Владимира.

- Что означает слово отчество?  От какого слова оно произошло?  (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек  стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.) 2

б) Работа с текстом до чтения:

- Прочитайте ключевые слова: Отечество  отцы Родина матушка (слайд 22)

– Россия, рассмотрите иллюстрацию к тексту, сделайте предположение, о чем будем читать?

- Мы будет читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.

б) Работа с текстом во время чтения.

  Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому первый раз его читает учитель.

Чтение по предложениям с комментариями.

в) Работа с текстом во время чтения  (аналитическое чтение):

После 2-го предложения:

- Почему Россию мы зовем Отечеством? 1

(В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют  Отечеством.)

Как можно назвать слова Отечество отцы? – это однокоренные слова.

        На доске появляется карточка, на белом фоне написано слово ОТЕЧЕСТВО.

Физпауза (для глаз, снятие статического напряжения)

- Ребята, нам встретилось выражение «испокон веку». Как вы его понимаете?

 ( В словаре Ожегова – издавна, с давних времен.) Показ словаря.

После 3-го предложения:

- Почему мы Россию зовем Родиной? Какие однокоренные слова встретились? (Родина, родились, родным)

- Назовите еще однокоренные слова к слову Родина (род, родник, родиться, родитель, родимый). (слайд 23)

- Какой корень у этих слов? – род –

        На доске появляется карточка, на синем фоне написано слово РОДИНА.

- Почему писатель сравнивает Родину с мамой? (вскормила, вспоили, выучила языку, защищает и бережет) (слайд 24)

        На доске появляется карточка, на красном фоне написано слово МАТЬ.

        Посмотрите внимательно на доску, что образовалось из карточек, на которых написаны слова ОТЕЧЕСТВО  

                                                                 Р  О Д И Н  А           

                                                                 М      А    Т   Ь

(Флаг – символ России)

Чтение последнего предложения.

г) Работа с текстом после чтения:

- Может быть у человека две или три Родины? (нет)

Почему? (Родина – как мать  и она у человека одна)

Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как мать  и она у человека одна) (слайд 25)

- Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в тексте?

- Вернемся к иллюстрации. (слайд 26) К какой части текста она нарисована? (ко всему тексту, дает представление о просторах, красоте родной земли)  4  6

Игра «собери пословицу». Работа в группах. 4

Профессор Грамматики  предлагает игру, в которой вы будете собирать пословицы. Они разрезаны на 2 части.

Какие пословицы получились? (слайд 27)

1.        Земля, на которой родился, золотая.

2.        На чужой земле и весна не красна.

3.        Родина – мать, умей за нее постоять.

- О чем эти пословицы?

- Какое произведение читали?

- Что нового на уроке узнали?

– Сколько абзацев в тексте?

– Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»?

– В каком году он был написан Ушинским?

– Кто представляет, как давно это было?

– Почему же сегодня дети снова читают текст, написанный так давно?

– Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.)

Вывод: Любовь  к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного, чтобы Россия стала еще сильнее и краше. Родина – как мама, которая верит в ваше будущее, надеется на вас, что вы сможете ее в трудный момент защитить, как сделали в прошлом ваши деды, прадеды.

 - О Родине мы с вами беседовали  и на уроках окружающего мира. И вы выполняли задания по группам. Вам нужно было нарисовать:

1.        Свою семью

2.        Свою школу, класс.

3.        Свой дом, двор. (слайд 28)

       Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети выходят к доске со своими рисунками)

      Вы сегодня хорошо поработали, были активными, дружными. Прочитайте напутствие от Профессора Грамматики: (слайд 29)

Будь достоин Родины своей!

Подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию «Моя Родина» (изобразить родные картины природы, кото-рые вы любите, которые вам особенно дороги).

Читать текст «Наше Отечество».

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

4) эстетическое воспитание.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно  анализировали слова .

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

* Отметить учеников, которые высказывали свои предположения.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

* Отметить учеников, которые правильно читали слова и определяли лексическое значение.

* Отметить учеников, которые правильно читали и дополняли предложения.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Одна у человека мать, одна у него и Родина."

Увлекательное виртуальное путешествие по России, Литве, Армении, Беларуси, Казахстану, Украине. Знакомство с традициями и культурой этих стран....

Урок обучения грамоте. Чтение. Тема урока: Согласные звонкие звуки [г ], [г\' ], буквы Г, г

. Мотивация. Девиз урока: Если хочешь много знать,Многого добиться,Обязательно читатьДолжен научиться!Зачем надо научиться читать?ll. Актуализация знаний Работа в группах.  У каждой группы конвер...

Урок в 6 классе Тема урока: «У каждого человека свои звезды…»

Цели урока:Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;расширить знания о личности писателя.Развивающие ...

Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина» в соавторстве с Шаймардановой З.С.

Цель данного мероприятия:  способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков....

Презентация к мероприятию Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина»

Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...

Своя игра по теме "Одна у человека мать, одна Родина" в соавторстве с Тешабаевой Р.Р.

Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...