Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе «Составление предложений по схемам».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы 8 вида | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор (Ф.И.О.): Русских Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Название учреждения образования: Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурманская коррекционная школа-интернат № 1»
Название работы: «Составление предложений по схемам».
Предмет: русский язык
Класс: 2
Автор программы: В.В. Воронкова
Автор учебника: Н. М. Барская.
Урок письма и развития речи «Составление предложений по схемам».
Цель: тренировать детей составлять предложения по схемам.
Задачи:
образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;
коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики;
воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.
Учебно-наглядные пособия: Русский язык. 2 класс: учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Н.М.Барская. - М.: Просвещение, 1998; изображения изограмм слов «курица, лампа, сумка»; предметные картинки (курица, лампа, сумка, бабочка, врач, самолёт, бабушка, лошадь); карточки со словами (повторяем, воображаем, рисуем, запоминаем, вяжет, летит, лечит, скачет, порхает); индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка»; образец штриховки флажка; индивидуальные альбомы с рисунком флажка для штриховки; индивидуальная буква «е», сконструированная из проволоки; сюжетные картинки (Девочка рисует. Бабочка порхает над цветком.); классная и индивидуальные условно-графические записи предложений; индивидуальные конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся).
- Дети, вам тепло? - Да!
- В классе светло? - Да!
- Прозвенел уже звонок? - Да!
- Уже закончился урок? - Нет!
- Только начался урок? - Да!
- Хотите учиться? - Да!
- Значит, можно всем садиться!
2. Работа с изограммами (коррекция зрительного восприятия).
- Что здесь написано? (Буквы.)
- Разгадайте тайный смысл картинок, которые нарисованы с помощью букв.
На доске изображение изограмм слов – курица, лампа, сумка.
- Назовите изображённые предметы.
Учащиеся проверяют правильность своих ответов с помощью предметных картинок, которые изображены с обратных сторон изограмм.
- Что вы произнесли? (Слова.)
- Что можно составить из слов? (Предложения.)
- Составьте предложения с данными словами. (Курица клюёт зерно. На столе стоит лампа. У мамы новая сумка.)
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке письма и развития речи будем тренироваться составлять предложения по схемам.
- Чем ещё будем заниматься на уроке, я записала.
- Прочитайте: повторяем, воображаем, рисуем, запоминаем.
II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики).
1. Работа с пособием «Геометрическая дорожка».
На партах у учащихся индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка». На листах изображены цветные геометрические фигуры, расположенные в три ряда (первый ряд – красный квадрат, зелёный круг; второй ряд – прямоугольники: синий, зелёный, жёлтый, красный; третий ряд – жёлтый круг, синий треугольник).
- Поставьте большой палец на жёлтый круг. Переходим на жёлтый прямоугольник, на синий треугольник, на красный квадрат и т.д.
2. Выполнение штриховки.
- Что наш город будет скоро отмечать? (День рождения.)
- День рождения бывает не только у людей, но и у городов. Давайте подготовим украшения нашему любимому городу-герою Мурманску к празднику.
- Посмотрите на образец. Какой предмет будем штриховать? (Флажок.)
- Какими линиями выполним штриховку? (Прямыми наклонными.)
- Когда мы пользуемся такими линиями? (При письме букв и слов с наклоном.)
- Откройте свои альбомы и выполните в них штриховку флажка.
3. Работа с проволокой (исправление букв).
Одеяло убежало,
Улетела простыня.
Заглянула я в тетрадь –
Буквы стали убегать.
- Назовите «убегающую» букву. («е»)
У детей на партах лежат индивидуальные буквы «е», сконструированные из проволоки.
- Чтобы эта буква осталась с нами, давайте её поправим. (Учащиеся исправляют буквы, делают их правильными.)
4. Чистописание (работа в тетрадях).
е е е ел ем ре еееее
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).
Детям предъявляется сюжетная картинка.
- Кто это? (Девочка.)
- Дайте ей имя.
- Что делает Оля? (Рисует.)
- Повторите оба слова. (Оля рисует.)
- Что вы произнесли? (Предложение.)
- Составим схему этого предложения на доске.
- Из чего состоит предложение? (Из слов.)
- Сколько слов в этом предложении?
Составление схемы предложения индивидуально на партах.
2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).
У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.
- Сколько слов может быть в предложении?
- Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.
- Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.
Варианты предложений (Вера пьёт чай из чашки. Рома отплыл от берега. Оля и Саша покупают лимоны. На вешалке висит плащ. У Толи и Кати игрушки. Женя упала. Нина подметает пол. Зина кормит кур.).
ФИЗМИНУТКА (выполнение упражнений детьми по предложенным действиям учителем).
Дети встают в круг. Учитель на ушко называет ребёнку действие, которое он должен выполнить. Остальные дети должны догадаться и составить предложение.
- Что делает Катя? (Варианты действий для детей: поёт, плачет, поднял руку, ловит рыбу, умывается, гладит, ест, сел за стол.)
IV. Работа по теме. (Запись числа в тетради)
1. Работа по учебнику (стр. 28, упр. 8).
- Прочитайте задание.
- Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть картинки. Составить и записать предложения по схемам. Подчеркнуть гласные буквы в словах первого предложения.)
- Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (Парты, учебники, классная доска, стулья.)
- Что изображено под картинкой? (Схема предложения.)
- Сосчитайте, сколько в предложении? (4)
- Составьте предложение по картинке и схеме. (На партах лежат учебники.)
- Выложите схему этого предложения на доске и партах.
- Запишите предложение в тетрадь.
Аналогично проводится работа по второму предложению. (В парке дети собирают листья.)
2. Домашнее задание.
Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 29, записать третье предложение.
3. Закрепление составления предложений по предметным и сюжетным картинкам.
- Прочитайте слова, записанные на карточках. (вяжет, летит, лечит, скачет, порхает)
- Назовите предметы, изображённые на картинках. (бабочка, врач, самолёт, бабушка, лошадь)
- Подберите картинки-предметы к словам-действиям.
- Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)
- Составьте схемы на партах.
- Послушайте загадку.
Утро... Весь в цветах лужочек...
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул - и полетел,
И опять на кустик сел!
Вот сидит... Какой красивый!
Я бегу к нему, счастливый,
Но за куст ногой задел,
И ... цветочек вновь взлетел!
Удивительный цветок:
Ножки, глазки, стебелёк,
Между крыльев – складочка.
Да ведь это ж... бабочка. (Е. Груданов)
- Прочитайте предложение про бабочку. (Бабочка порхает.)
- Сколько слов в предложении?
- Дополните предложение по картинке, чтобы оно состояло из 4-х слов. (Бабочка порхает над цветком.)
- Запишите это предложение в тетрадь и начертите к нему схему.
- Что составляли на уроке? (предложения.)
- Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)
- Сколько слов может составлять предложение?
- Какие задания на уроке понравились?
За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками с изображением кота Леопольда и мышей.
Прозвенит сейчас звонок –
Наш закончился … (урок).
Используемая литература:
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – Москва, Просвещение, 1994.
2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – Москва, Просвещение, 1983.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – Москва, Владос, 1999.
4. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. – СПб, КАРО, 2005.
5. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе: Пособие для учителя трёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.
Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе учителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В. Правописание безударных гласных в корне слова.
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классеучителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Ти...
Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.
Тема урока: Учимся писать письма. Письмо ветерану. Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Урок по письму и развитию речи в 3 классе разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под редакцией В....
Конспект урока по письму и развитию речи "Количество звуков и букв в слове" 3 класс VIII вид
Конспект разработан для 3 класса, учащихся VIII вида...
Конспект урока по письму и развитию речи "Последовательный порядок предложений в тексте" 3 класс VIII вид
Конспект разработан для 3 класса, учащихся VIII вида...
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.
Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...