Рабочая программа по русскому языку в 4 классе
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Негадова Ольга Петровна

Рабочая программа и календарно-тематическое планировнаие  по русскому языку в 4 классе по системе Л. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_russkomu_yazyku_negadova.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык » в 4 «Б» классе составлено в соответствии со следующим УМК:

  • Русский язык. Нечаева Н.В. // Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
  • Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык.: Учебник для 4 класса: В 2 ч.-4-е изд., испр.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
  • Нечаева Н.В. , Воскресенская Н.Е. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс: В 4ч. –Самара: Издательский дом «Федоров», 2014
  • Нечаева Н.В., Антохина В.А.Методические рекомендации к курсу «Русский язык».4 класс.-2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013

На изучение предмета «Русский язык » в 4 «Б» классе по учебному плану МБОУ «БГО «Борисоглебская гимназия №1» отводится 5 часа в неделю и, соответственно,  170 часа в год.

С целью дополнения и расширения содержания предмета «Русский язык», увеличения форм и видов учебной деятельности  для достижения планируемых результатов, а именно:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию русского языка;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  •  предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  •  понимание чувств одноклассников, учителей;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
  •  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;

 следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
  • на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  •  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • овладеет  логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
  • установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;
  • проводить сравнение,  классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  •  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
  •  обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  •  подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения  (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  •  строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение,  классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;
  •  строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  •  понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

   Предметные результаты

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о предлогах перед личными местоимениями;
  • о наречиях: значение наречий, правописание наречий;

знать:

  • личные местоимения;
  • склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
  • склонение имен прилагательных во множественном числе;
  • правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
  • понятие о неопределенной форме глаголов;
  • изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
  • глаголы I и II спряжения;
  • правописание безударных личных окончаний глаголов;
  • мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
  •  изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
  •  обозначение гласных и согласных в приставках;
  • правописание частицы не с глаголами;
  • правописание неопределенной формы глаголов (-ться, -тся);
  • виды предложений;

уметь:

  • ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
  •  устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения и словосочетания;
  • распознавать местоимения, определять их род и число;
  • правильно писать падежные окончания прилагательных;
  • подбирать к прилагательных слова, близкие и противоположные по значению;
  • определять время, число и спряжение глаголов;
  • спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
  • распознавать неопределенную форму глаголов;
  •  писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
  • писать не с глаголами отдельно;
  • писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3-ем лице глаголов;
  • писать диктанты различных видов;
  • объяснять орфограммы по пройденному материалу;
  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  • писать сочинения повествовательного характера;
  •  различать члены предложения.

в  соответствии с ФГОС НОО, введены внутрипредметные модули «Риторика», на изучение которого отводится  9 часов в год и модуль «Занимательная фонетика», на изучение которого отводится 10 часов.


               Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»  в 4 «Б» классе на 2014-2015 уч. год.

   № уроков

уроков

Наименование разделов, тем

В.т.ч. внутрипредметный модуль

Количество часов

Неурочные формы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Формы контроля

Примечание

Учебная неделя

Дата

Проведения  по факту

Раздел 1. Что нужно для общения (21 ч.)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные – 

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа»,  другого», «народ», «национальность» и т.д. Уважение к языку. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные –

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки 

Познавательные-

Делать выводы на основе обобщения знаний. Работа с текстом: получение, поиск и фиксация информации;

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Коммуникативные -

- задавать вопросы;

- учиться уступать друг другу.

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- критично относиться к своему мнению.

- понимать точку зрения другого.

Предметные –

Определять стиль текста, выделять его части.

Понимать главную мысль текста. Устанавливать смысловые связи между частями.

Применять правила правописания

Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Соответствие средств  устного общения речевой ситуации.

1

Сочинение продолжения заданной речевой ситуации. Актуализация языковых знаний: разделы языка; части речи и члены предложения, однородные члены предложения и знаки препинания при них, предложение и словосочетание, состав слова, склонение имени существительного и прилагательного.

вводный

1.09-6.09

Предложение, средства связи слов в предложении

1

Морфологический разбор имени существительного. Грамматические признаки глагола. Связь местоимения и глагола. Решение орфографических задач (орфограммы гласного и согласного). Систематизация знаний по темам русского языка

фронтальный опрос

1.09-6.09

Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста.

1

Урок – игра

 « Почтальон Печкин»

Составление и редактирование текста телеграммы. Актуализация знаний: алфавит, лексическое значение слова, состав слова.

фронтальный опрос

1.09-6.09

Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста.

1

Грамматическая и лексическая сочетаемость слов. Решение орфографических задач: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова). Окончание как средство связи слов в предложении и как грамматический показатель. Заимствованные слова, способы определения лексического значения заимствованных слов

взаимоконтроль

1.09-6.09

Экскурсия  в дом –музей им. Е.Н. Павловского «  Выделение обращения в устной речи»

1

Экскурсия

Выбор темы, написание сочинения.

тематический

1.09-6.09

Модуль «Риторика»

Заголовок  и основная мысль текста.

1

Проект «Чему учат сказки К.И.Чуковского»

Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика. Актуализация знаний: фонетика и орфография, склонение существительных, зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного; однородные члены.

фронтальный

8.09-2.09

Экскурсия в детскую библиотеку на тему : «Словарь – наш помощник и друг»

1

Экскурсия

Литературные нормы и разговорный язык.

 Работа со словарем, словарной статьей

групповой

8.09-13.09

Модуль «Риторика»

Диалог, умение доказывать свою точку зрения.

1

Инсценировка

Словообразование: образование глаголов и отглагольных прилагательных. Падеж существительных, влияние изменения падежа на смысл предложения. Решение орфографических задач

фронтальный

8.09-13.09

Модуль «Риторика»

Лексическая работа: роль эпитетов в тексте

1

Конкурс выразительного чтения

Обобщение знаний, их систематизация по темам русского языка.

индивидуальный

8.09-13.09

Модуль «Риторика»

Описание как тип текста. Роль прилагательных и глаголов в описании

1

Проект «В творческой лаборатории писателя»

Актуализация знаний по морфологии и синтаксису. Составление характеристик художественных текстов

фронтальный

8.09-13.09

Модуль «Риторика»

Стили текста: научно-популярный и художественный

1

Словесное рисование

Работа с репродукциями картин. Образование отглагольных существительных. Морфологический и морфемный разбор имени существительного

комбинированный

15.09-19.09

Правописание безударных окончаний имен существительных. Административный диктант (нулевой срез)

1

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением.

итоговый

15.09-20.09

Правописание безударных окончаний имен существительных. Работа над ошибками.

1

Словообразование. Чередование согласных звуков и их букв в корне слова при словообразовании. Актуализация знаний: алфавит, фонетический разбор

фронтальный

15.09-20.09

Лексическая работа: словарная статья, эпитеты, их роль в тексте, характеристика предмета  или явления.

1

Составление характеристики явления. Разбор слова по составу.

Решение орфографических задач

фронтальный

15.09-20.09

Синонимы, стилистические синонимы.

1

Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). Актуализация знаний: словосочетание, падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного

самоконтроль

15.09-20.09

Словарный диктант.

Определение лексического значения слова.

1

Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач.

фронтальный

22.09-27.09

Модуль «Риторика»

Работа над ошибками.

Исследование «Великие люди России»

1

Выполнение индивидуальных проектов

Выбор темы исследования. Обсуждение порядка его проведения (см. с. 154–155)

Консультация

22.09-27.09

Модуль «Риторика»

Фразеологизмы,  их роль в языке

1

Создание книжек-малышек «Из глубины веков»

Работа со словарной статьей. Анализ высказываний. Решение орфографических задач

Консультация

22.09-27.09

 Систематизация орфограмм.

1

Контроль знаний учащихся  после обобщения и систематизации  орфограмм, изученных в 1 – 3 классах

самоконтроль

22.09-27.09

Проверочная работа по теме «Систематизация орфограмм»

1

Контроль знаний учащихся  

текущий

22.09-27.09

Работа над ошибками. Развитие речи. Обучающее изложение на тему «Помощь взрослым»

1

текущий

29.09-4.10

Раздел 2. Обращение (11 ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные-

Освоение личностного смысла учения.

 Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные- 

Использовать при выполнения задания различные средства общения

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные -

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

-сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Коммуникативные-

Соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание

Выделять существенную информацию из текстов разных видов

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Предметные-

Находить обращения, подбирать примеры, осознавать  место возможного возникновения пунктуационной ошибки. Наблюдать за расстановкой знаков препинания в предложениях с обращением.

Работа над ошибками. Обращение.

1

Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова

фронтальный

29.09-4.10

Выделение обращения в устной и письменной речи.

1

Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки).

фронтальный

29.09-4.10

Выделение обращения в устной и письменной речи.

1

Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач: правописание парных согласных, суффикса  ек. Лексическая работа: этимология слова, работа со словарной статьей

текущий

29.09-4.10

Средства устного общения.

1

Инсценировка

Вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту, в учебной ситуации. Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Обособление обращений.

текущий

29.09-4.10

Средства устного общения

1

Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие.Грамматическая связь: гл. + мест. Решение орфографических задач

фронтальный

6.10-11.10

Средства устного общения

1

Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. Лексическая работа: синонимы, работа со словарной статьей. Восклицательный знак при обращении (упр. 78)

текущий

6.10-11.10

 Развитие речи.

Обучающее сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»

1

 Формировать умение составлять текст- описание, знакомить с картинами  и творчеством художников.

текущий

6.10-11.10

Работа над ошибками

1

 Анализ ошибок

текущий

6.10-11.10

Обращение, состоящее из нескольких слов.

1

Выделение обращения в устной и письменной речи. Обращение, состоящее из нескольких слов. Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически окрашенные обращение, условия их употребления.

самоконтроль

6.10-11.10

Выделение обращения в устной и письменной речи. Обобщение.

1

Обобщение знаний по теме. Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь. Исторические чередования звуков (букв) в слове

фронтальный

13-18.10

Диктант по теме «Обращение»

1

Контроль знаний по изученной теме.

Самоконтроль

13-18.10

Раздел 3.  Части речи ( 32 ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные –

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Выполнять задания с помощью электронного образовательного носителя.

Освоение личностного смысла учения.

 Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные-

-самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

- использовать при выполнения задания различные средства

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные –

- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строений, свойствах и связи.

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

-сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет

Коммуникативные –

Задавать вопросы. Контролировать действия партнера.

Соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание

Выделять существенную информацию из текстов разных видов

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Предметные-

Определять грамматические признаки имен существительных -род, число, падеж, склонение.

Определять грамматические признаки имен прилагательных- род, число, падеж.

 Определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо ( в настоящем и будущем времени), спряжение.

Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице).

Использовать правило определения типа склонения имен существительных на практике.  Толковать (объяснять) значение пословиц.

Использовать образные выражения пословиц для озаглавливания текста.

Характеризовать лексическое значение имен  прилагательных. Объяснять термин родовые окончания имен прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих  словосочетаниях.

Проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму.

Оценивать правильность проведения морфологического разбора. Применять правила правописания: ь после шипящих на конце имен существительных, безударные падежные окончания имен существительных, безударные окончания имен прилагательных. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Подбирать примеры с определенной орфограммой

Работа над ошибками.

Части речи: самостоятельные и служебные.

1

Урок-сказка «Жили-были части речи»

Части речи: самостоятельные и служебные (актуализация знаний и введение новой информации). Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст.

текущий

13-18.10

Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи.

1

Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Сфера употребление фразеологизмов в речи. Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц). Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ.

фронтальный

13-18.10

Словарный диктант.

Работа с текстом

1

Обсуждение стилистических особенностей текстов. Составление инструкции

текущий

13-18.10

 Работа над ошибками.

Склонение имен существительных в форме единственного числа.

1

Актуализация знаний: имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Согласование существительного с прилагательным.

текущий

20.10-25.10

  1. 41

Склонение имен существительных в форме единственного числа.

1

Окончания существительных 3 склонения в Т.п.

Лексическая работа: текст, тип текста, переносное значение слова, многозначность, лексическая сочетаемость. Фонетический и грамматический анализ слова. Работа с репродукцией картины. Актуализация знаний: обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение.

текущий

20.10-25.10

Склонение имен существительных в форме единственного числа.

1

Средства устного общения: самостоятельное создание речевой ситуации на заданную тему. Лексическая работа: значение слов и выражений, лексическая сочетаемость, синонимы. Описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний: состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач

итоговый

20.10-25.10

Склонение имен существительных в форме единственного числа.

1

Склонение существительных 1, 2 и 3 скл. Правописание безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах. Согласование существительного и прилагательного. Актуализация знаний: обращение, выделение обращения в устной и письменной речи.  

самоконтроль

20.10-25.10

Экскурсия  в картинную галерею на тему: «Склонение имен существительных в форме единственного числа»

1

Экскурсия

комбинированный

20.10-25.10

Склонение имен существительных в форме единственного числа.

1

Обобщение знаний: составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей».

фронтальный

27.10-01.11

Проверочная работа по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа»

1

Контроль знаний по изученной теме

текущий

27.10-01.11

Модуль «Риторика»

Текст: стиль, тип, тема, структурные части, главная мысль.

1

Защита проектов

Работа над текстами. Составление своих текстов.

текущий

27.10-01.11

Модуль «Риторика»

Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей.

1

Защита проектов

 Устное сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы» с употреблением существительных.

текущий

27.10-01.11

Склонение имен существительных в форме единственного числа.

Краткое изложение текста. Сравнение падежных форм в научном и художественном текстах

текущий

27.10-01.11

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

1

Склонение существительных в форме множественного числа. Типы склонения. Обобщение знаний: составление сводной таблицы склонений существительных мн. ч. Лексическая работа: синонимы, лексическая сочетаемость. Решение орфографических задач: безударная гласная в корне. Работа с репродукциями картин.

текущий

10.11-15.11

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

1

Продолжение темы. Лексическая работа: синонимы, переносное значение, антонимы, многозначность слова.  Омонимы. Употребление числительных «оба» и «обе». Средства устного общения: инсценирование.

групповой

10.11-15.11

 Склонение имен существительных в форме множественного числа

1

Экскурсия

Самостоятельное составление рассказа (устного или письменного) на основе текста и репродукций картин

групповой

10.11-15.11

Словарный диктант.

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

1

Проверка домашнего задания. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке.

Словообразование. Т.п. множественного числа существительного. Существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: о–ё после шипящих и ц. Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции.

текущий

10.11-15.11

Диктант по теме : «Склонение имен существительных в форме единственного и множестенного числа»

1

Работа с рубрикой «Проверь себя!» Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных»

итоговый

10.11-15.11

Развитие речи. Выборочное изложение по тексту Р.Сефа «Капитан»

1

Умение составлять текст.

самоконтроль

17.11-22.11

Работа над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного.

1

Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Окончания прилагательного в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Работа с текстом: тема, абзац, тема абзаца

текущий

17.11-22.11

Образование прилагательных

Работа с текстом: структурные части, повтор слов как стилистический прием. Актуализация знаний: состав слова и части речи; части речи и члены предложения; алфавит; фонетический анализ слова.

текущий

17.11-22.11

Правописание падежных окончаний прилагательных.

1

Правописание падежн. оконч. прилаг. Морфологический разбор прилаг. Окончание как грамматический показатель. Решение орфографических задач: словарные слова, безударные окончания прилагательных. Лексическая работа: слова, называющие цвета, роль прилагательных в речи

текущий

17.11-22.11

Роль прилагательных в речи

1

Урок-исследование

Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным.

текущий

17.11-22.11

Контрольное списывание отрывка из рассказа В.Драгунского.

1

Контроль знаний по изученным темам

фронтальный

24.11-29.11

Работа над ошибками. Окончание прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п. Роль имен прилагательных и существительных в предложении.

1

Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте.

комбинированный

24.11-29.11

Особенности склонения  прилагательных женского рода.

1

Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п. прилагательных женского рода. Роль прилагательных в тексте. Сравнение текста описания и текста повествования; прием олицетворения. Актуализация знаний: орфограммы в корне и окончании, однородные члены предложения, знаки препинания при них, состав слова, грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола

текущий

24.11-29.11

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

1

Правописание безударных окончаний прилагательных (Р.п., Т.п. мужского рода, В.п., Т.п. женского рода.). Работа с текстом: описание в научном и художественном стиле. Роль прилагательных в речи. Текстповествование: роль глаголов в речи. Актуализация знаний: части речи и члены предложения, разбор предложения

комбинированный

24.11-29.11

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

1

Продолжение темы. Решение орфографических задач в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: фонетический и морфологический анализ слова. о–е после шипящих и ц в окончании имен существительных и прилагательных

текущий

24.11-29.11

Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных».

1

о–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательныепаронимы, лексическая сочетаемость. Работа с текстом: связное устное высказывание;

обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»; лишние слова; синонимы

Самоконтроль, индивидуальный

01.12-06.12

Работа над ошибками.

Знаки препинания как средство художественной выразительности

1

Самоконтроль, индивидуальный

01.12-06.12

Развитие речи.

Сочинение - рассуждение на тему «Леса учат человека понимать прекрасное»

1

Знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний:

решение орфографических задач (составление таблицы орфограмм), разбор предложения по членам и по частям речи. Субстантивация (переход прилагательных в существительные) – упр. 210. Повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: фонетический анализ слов

фронтальный

01.12-06.12

Тестирование по теме «Склонение имён прилагательных»

1

Контроль знаний по изученным темам

тестирование

01.12-06.12

Раздел Местоимение(16 ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные – 

Иметь преставление о многообразии животного и растительного мира и  воспитывать бережное к нему отношение

Регулятивные -

-самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

- использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные -

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

-сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Коммуникативные-

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- критично относиться к своему мнению.

- понимать точку зрения другого.

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные-

Находить в тексте личные местоимения и предлоги с личными местоимениями, к которым они относятся. Применять правила правописания раздельного написания предлогов с личными местоимениями

Местоимение как часть речи.

1

Творческая лаборатория

Местоимение как часть речи. Нахождение местоимений без различения их разрядов в тексте

комбинированный

1.12-06.12

Роль местоимений  в речи.

1

Работа с текстом: восстановление деформированного текста. Лексическая работа: синонимы. Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения. Устранение стилистических ошибок, связанных с повтором слов. Грамматическая связь местоимения с сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом

фронтальный

08.12-13.12

Введение понятия «Личные местоимения»

Словарный диктант.

1

Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает

групповой

08.12-13.12

Работа над ошибками.

Исследование грамматических признаков личных местоимений.

1

Продолжение темы. Обсуждение домашнего задания. Средства устного общения: инсценирование ситуаций, раскрывающих смысл личных местоимений. Анкета как вид текста официальноделового стиля. Заполнение анкеты. Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего времени

групповой

08.12-13.12

Синтаксическая роль личных местоимений.

1

Лексическая работа: синонимы. Работа с репродукцией картины. Употребления местоимений в речи. Развитие устной речи: инсценирование. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного

с прилагательным. Лексическая работа: переносное значение слов. Ошибки, связанные

с употреблением местоимений

фронтальный

08.12-13.12

Грамматические признаки личных местоимений.

1

Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений.

Грамматическая связь личных местоимений и глаголов настоящего времени. Актуализация знаний: окончания глаголов, фонетический разбор. Род несклоняемых существительных. Ошибки, связанные с употреблением местоимений.

групповой

08.12-13.12

 Развитие речи.

Подробное изложение деформированного описательного текста. ("Свиристели" по Б.Павлову)

1

Формировать умение составлять план по тексту и подробно излагать его

самоконтроль

15.12-20.12

Работа над ошибками.

Связь грамматических признаков личного местоимения и существительного.

1

Связь грамматических признаков местоимения и существительного, на которое оно указывает. Преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбор по членам предложения, разбор как части речи. Наблюдение зависимости: личное местоимение – окончание глагола

текущий

15.12-20.12

Аттестационная работа ( диктант)

1

Контроль знаний по изученной теме частей речи в тексте описании и в тексте повествовании.

групповой

15.12-20.12

 Работа над ошибками.

«Личные местоимения в произведениях художников и писателей».

1

Творческая лаборатория

Работа с текстом: основная мысль автора; тип текста, особенности употребления

итоговый

15.12-20.12

Склонение личных местоимений.

1

Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141). Орфограммы, связанные

со склонением личных местоимений

текущий

15.12-20.12

Словарный диктант.

Склонение личных местоимений 3 лица

1

Работа с репродукциями. Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. Написание начальное буквы Н у местоимений после некоторых предлогов. Лексическая работа: синонимы

текущий

22-27.12

Работа над ошибками. Правописание предлогов с личными местоимениями.

1

Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных

местоимений (продолжение темы). Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного. Средства устного общения: инсценирование речевой ситуации. Грамматическая связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личн. местоимений

текущий

22-27.12

Грамматическая связь глагола с личными местоимениями.

1

Продолжение темы. Решение орфографических задач (составление таблицы). Лексическая работа: многозначность слова. Грамматическая связь глагола с личным место имением. Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика

фронтальный

22-27.12

Склонение личных местоимений. Тест по теме «Склонение личных местоимений»

1

Обобщение знаний по теме. Проверь себя. Работа с текстом инструкции.

текущий

22-27.12

 Проверочная работа по теме: «Склонение личных местоимений»

1

Решение орфографических задач. Актуализация знаний: обращение, характеристика предложений.

итоговый

22-29.12

Раздел Грамматические признаки глагола. Неопределенная форма глагола. Вид глагола ( 8ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные -

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

- устойчивая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы;

Регулятивные -

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные -

- делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные –

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

 Предметные-

Сравнить глаголы в  разных временных формах с неопределенной формой глагола и сделать вывод о том, что неопределенная форма глагола не имеет словоизменения. Уметь находить основы глаголов неопределенной формы. Разбирать глаголы в неопределенной форме по составу. Выяснить роль неопределенной формы глагола. Находить в тексте образные выражения.

Работа над ошибками.

Неопределённая форма глагола.

1

Представление о неопределенной форме глагола, её отличительных признаках. Основа неопределённой формы глагола.

текущий

22-29.12

3 ч.

Роль глаголов в речи.

1

Получить представление о словообразующих и формообразующих суффиксах.

Работа со схемами

текущий

12-17.01

Вид глагола.

1

Грамматические признаки глагола: вид, время, лицо, число, род. Диалог. Разбор глаголов по составу. Роль глаголов в речи.

текущий

12-17.01

Совершенный и несовершенный вид глагола.

1

Вид – как постоянный признак.  Законченное и  незаконченное действия. Роль глаголов в предложении. Зависимость  времени и вида глаголов.

текущий

12-17.01

Словарный диктант. Будущее время глагола: простое и сложное

1

Алгоритм определения вида глагола. Этапы проведения исследования на примере из упражнения 277. Цитата. Звуко-буквенный анализ слов. Определение грамматических признаков глаголов. Понятие о составном сказуемом. Глаголы-синонимы.

текущий

12-17.01

Работа над ошибками.

Совершенный и несовершенный вид глагола. Образование видовых пар.

1

Творческая лаборатория

Образование совершенного и несовершенного видов глагола от разных основ (на примерах).

Способы образования слов.  Основная мысль текста. Работа корректора.

групповой

12-17.01

Правописание глагольных суффиксов.

1

Понятие о глагольном суффиксе. Разбор глаголов по составу. Глаголы-синонимы. Образование глаголов совершенного  и несовершенного видов.

текущий

19-24.01

Диктант по теме «Неопределенная форма глагола. Вид глагола».

1

Контроль знаний по изученной теме.

итоговый

19-24.01

Раздел.  Время глагола (9ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные –

Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Регулятивные-

Выполнять задания с помощью электронного образовательного носителя

Умение искать информацию при работе над словом

Коммуникативные-

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Использовать речь для регуляции своего действия

Предметные-

Расширить знания об отрицательной частице НЕ, правописанием этой частицы с глаголами

Различать неопределенную форму глаголов на -ться и форму 3-го лица единственного и множественного числа на -тся, объяснять их правописание.

Использовать на практике правило правописания глаголов в неопределенной форме на –ться и глаголов в форме 3-го лица единственного числа на –тся.

Работа над ошибками. Прошедшее время глагола.

1

текущий

19-24.01

Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

1

Алгоритм определения безударного суффикса глагола прошедшего времени. Схема предложения. Правильное произношение слов из рубрики «Говори правильно».  Стили текста.  Разбор глаголов по составу. Морфологический анализ существительного, прилагательного и глагола.  Глаголы – синонимы.

текущий

19-24.01

Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

1

Редкие формы  глаголов прошедшего времени (без суффикса –л-) Глаголы – синонимы. Группировка глаголов по форме времени. Правописание Ь в глаголах  с возвратным значением и в неопределенной форме ( -тся, -ться)

текущий

19-24.01

Развитие речи. Сочинение с элементами описания «Моя мама»

1

Словесное рисование

26 – 31.01

Работа над ошибками.

Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на  –ться и –тся.

1

Правило написания Ь в глаголах на –тся и –ться. Разбор слов по составу. Группирование глаголов по определенным грамматическим признакам. Однокоренные слова. Инсценирование  речевой ситуации. Распознавание глаголов на –ться и –тся на слух.

текущий

26 – 31.01

Тест по теме «Правописание глаголов на –ться и –тся»

1

Звуко-буквенный состав слов. Синонимы. Составление словосочетаний.  Грамматические признаки существительных и глаголов. Работа по репродукциям. Слова из рубрики «Запомни»

тестирование

26 – 31.01

Экскурсия  в театр  на тему : « Не с глаголами пишется отдельно»

1

экскурсия

 Составление памятки

комбинированный

26-31.01

Обобщение изученного материала. «Проверь себя»

1

Восстановление сказки. Справочник эпитетов.  Неопределенная форма глагола.  Глаголы настоящего и будущего времени. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки существительных. Прилагательных и глаголов.

текущий

26-31.01

Личные окончания глаголов.

1

Окончание (напоминание). Связь окончаний слов и их грамматических признаков.  Роль окончаний. Восстановление предложений. Окончания глаголов. Связь глаголов с местоимениями. Личные формы глаголов. Глаголы-синонимы. Личные окончания глаголов.

текущий

2-7.02

Раздел.  Лицо глагола (7 ч.)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные -

Осознание своей гражданской идентичности в форме «Я» как гражданина России. Осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

Регулятивные-

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные –

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные-

Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Предметные-

применять правила правописания не с глаголами, ь после шипящих  на конце глаголов форме 2 –о лица единственного числа. Определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение

Личные окончания глаголов.

1

Употребление глаголов в речи. (правильная постановка ударения) определение формы времени глаголов.  Определение грамматических признаков глаголов.  Теме текста.  Составление плана текста. Выборочное изложение. Работа с репродукциями. Орфограммы гласных и согласных.

текущий

2-7.02

Личные окончания глаголов.

1

Грамматические признаки глагола.  Работа над изученными орфограммами. Стихотворный текст.  Колыбельная. Олицетворение. Личные окончания глаголов. Изменение глагола звонить по лицам и его употребление в устной речи.

текущий

2-7.02

100

Личные окончания глаголов. Лицо глагола

1

Употребление глаголов в речи. (правильная постановка ударения) определение формы времени глаголов.  Определение грамматических признаков глаголов.  Теме текста.  Составление плана текста. Выборочное изложение. Работа с репродукциями. Орфограммы гласных и согласных.

текущий

2-7.02

101

Диктант по теме : «Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся».

1

Контроль знаний по изученным темам.

итоговый

2-7.02

102

. Работа над ошибками. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

1

Лицо глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.  Правописание Ь после шипящих  у существительных  3 склонения, у глаголов в неопределенной форме. Тема текста. Абзац. Части текста. План текста. Слова с удвоенной согласной.

текущий

9-14.02

103

Словарный диктант. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа

1

Текст – рассуждение. Роль Ь при произношении глагола. Личные окончания глагола.  Изменение глаголов по лицам, наблюдение за окончаниями глаголов.  Чередование согласных в корне. Этапы исследования на примере текста-повествования. Звуко-буквенный анализ слов.

текущий

9-14.02

104

 Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Лицо глагола»

1

Контроль знаний по изученным темам.

итоговый

9-14.02

Раздел  Спряжение глагола (26 ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные-

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

- устойчивая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- установка на здоровый образ жизни и реализация  на реальное поведение и поступки.

Регулятивные -

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- различать способ и результат действия.

Познавательные -

- делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные –

Адекватное использование речевых средств. Выделять существенную информацию из текстов разных видов

Договариваться и приводить к общему решающему в совместной деятельности. Умение владеть диалогической речью. Устанавливать причинно – следственные связи

Задавать вопросы.

Соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы

Предметные-

Определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Составлять и решать проблемно-грамматические задачи, касающиеся грамматических признаков глагола и правописания безударных личных окончаний глаголов. Разбирать глагол как часть речи (морфологический разбор).

105

Спряжение глагола.

1

Грамматические признаки глаголов. Личные местоимения. Сравнение окончаний однокоренных глаголов. Спряжение глаголов.  Таблица спряжений глаголов. Таблица окончаний глаголов.

текущий

9-14.02

106

Спряжение глагола. Ударное личное окончание.

1

Определение спряжения глаголов. Ударное окончание глагола. Грамматические при знаки глагола.  Развитие речи – инсценирование речевой ситуации, разбор слов по составу.  Составление предложения. Чередование гласных в корне. Спряжение (этимологический словарь)

текущий

9-14.02

107

Правописание безударных личных окончаний глагола

1

Личные окончания глаголов. Составление предложения. Чередование гласных в корне. Спряжение (этимологический словарь)

итоговый

16-21.02

108

Контрольное списывание

1

Самоконтроль

фронтальный

16-21.02

109

Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием.

1

Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов.

фронтальный

16-21.02

110

Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа.

1

Составление плана с использованием глаголов в неопределенной форме. Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов. Определение спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы-исключения.  Рифмовки для их запоминания. Восстановление начала текста. Продолжение рассказа.

текущий

16-21.02

111

Словарный диктант. Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа.

1

Толковый словарь – определение лексического значения слов по словарю. Составление словосочетаний. Определение грамматических признаков слов. Справочник эпитетов. Характеристика предложений по интонации. Составление ответа на вопрос текста от лица персонажа. Работа с репродукциями картин.

фронтальный

16-21.02

112

Работа над ошибками. Определение спряжения родственных глаголов.

1

Ударение. Определение вида и спряжения глаголов.  Определение спряжения родственных глаголов. Фразеологизмы. Безударные гласные в корне. Фонетический разбор. Глаголы-синонимы.

текущий

23-28.02

113

Алгоритм определения спряжения глагола.

1

Глаголы-исключения. Способы образования слов. Определение вида и спряжения глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола. Пословицы.

текущий

23-28.02

114

Развитие речи.

Контрольное изложение на тему : «Купание медвежат»

1

 Формировать умение предавать главную мысль текста.

самоконтроль

23-28.02

115

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Спряжение глагола»

1

Задания «Проверь себя»

текущий

23-28.02

116

Введение понятия «орфограмма безударного гласного в личном окончании глагола»

1

самоконтроль

23-28.02

117

Правописание безударных личных окончаний глагола

1

Лексическое значение слов. Составление словосочетаний. Небылица. Слова-синонимы. Работа с репродукциями картин

итоговый

2-7.03

118

Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного  числа.

1

Составление текста-рассуждения. Письмо по памяти. Звуко-буквенный анализ слов. Определение окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа.

текущий

2-7.03

119

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

Фонетический разбор слов. Основа предложения. Дополнение. Реплика. Грамматические признаки глагола. Признаки старой речи. Словообразование. Составление словосочетаний.  Грамматические признаки  существительных. Одушевленные и неодушевленные существительные. Определение спряжения глаголов с безударным  личным окончанием.

текущий

2-7.03

120

Блиц-опрос по теме : «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

1

Письмо по памяти. Роль глаголов в речи. Справочник эпитетов.  Образование глаголов от прилагательных. Определение спряжений глаголов. Образное выражение.

Тестирование, индивидуальный

2-7.03

121

Модуль «Занимательная фонетика» Проект «Добрые звуки»

1

Звуки, которые нас окружают.

Эксперимент как метод исследования.

Определение работы над проектом.

Интеллектуальный тренинг.

текущий

2-7.03

122

Модуль «Занимательная фонетика» Экскурсия в детскую библиотеку на тему : «Какие языки есть на свете?»

1

экскурсия

 На примере авторов книг и их произведений узнать о языках народов.

текущий

9-14.03

123

Модуль «Занимательная фонетика» Исследовательская работа «Царица Транскрипция»

1

Распределение обязанностей для выполнения проекта.

Назначение транскрипции.

Исследование транскрибированных текстов.

текущий

9-14.03

124

Модуль «Занимательная фонетика» Фонетические посиделки.

1

Ключ к тайне фонемы.

Наблюдение как метод исследования.

Интеллектуальный тренинг.

текущий

9-14.03

125

Модуль «Занимательная фонетика» Фонетическая задачка «Маша и Медведь»

1

Фонемные и нефонемные правила.

Статистический анализ.

текущий

9-14.03

126

Модуль «Занимательная фонетика» Проект «Тайна фонемы»

1

консультация

9-14.03

127

Модуль «Занимательная фонетика» Творческая лаборатория по русскому языку  на тему: «Для чего придумали словари?».

1

О роли словарей, видах  и автора. Составление своего словаря.

консультация

16-21.03

128

Модуль «Занимательная фонетика» Игра «Гласные на сцене»

1

Инсценировка стихотворения. Эксперимент над произношением гласных.

самоконтроль

16-21.03

129

Модуль «Занимательная фонетика» .«Битва лингвистов»

1

Защита своих проектов.

онсультация

16-21.03

130

Модуль «Занимательная фонетика». «Битва лингвистов»

1

Защита своих проектов.

онсультация

16-21.03

Раздел Сложные предложения (11ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные – 

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение

Регулятивные -

-самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

- использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные-

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные -

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

- критично относиться к своему мнению.

- понимать точку зрения другого.

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные-

Различать предложение, словосочетание, слово. Различать простые и сложные предложения

Формировать умение составлять схему сложного предложения, распознавать сложное предложение. Выполнять в соответствии с предложением в учебнике алгоритмом разбор простого и сложного предложений. Безошибочно списывать текст, писать под диктовку тексты и проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.  

131

Сложное предложение.

1

Уточнение понятия «простое предложение». Характеристика простых предложений.  Главные члены предложения. Понятие «сложного предложения». Распознавание предложения по схеме. Сравнение предложений по смыслу и интонации.  Роль союзов и, но в сложном предложении.

текущий

16-21.03

132

Определение грамматических основ в  сложном предложении.

1

Роль знаков препинания в предложении.  Составление сложных предложений.  Разбор глагола по составу. Лексическое значение слова.  Работа с репродукциями картин.  Орфограмма непроверяемого гласного. Грамматическая основа предложения.

текущий

01.04-4.04

133

Словарный диктант. Запятая в сложном предложении.

1

Определение спряжения глаголов.  Падежные окончания существительных. Восстановление текста. Запятая в сложном предложении. Слова – синонимы.  Слова – антонимы. Составление словосочетаний. Письмо по памяти. Этапы исследовательской деятельности. Текст-рассуждение.  Грамматически признаки слов при выборе пропущенной буквы.

текущий

01.04-4.04

134

Работа над ошибками. Сравнение сложного предложения с простым с однородными членами.

1

Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений.

фронтальный

01.04-4.04

135

Запятая в сложном предложении.

1

Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений.

фронтальный

01.04-4.04

136

Сложное предложение.

1

Задания «Проверь себя»

текущий

01.04-4.04

137

Проверочная работа по теме «Сложное предложение».

1

Контроль знаний по изученной теме.

итоговый

06.04-11.04

138

Работа над ошибками.

1

Постановка запятых в сложных предложениях. Слова – синонимы. Образование глаголов от существительных.

текущий

6.04-11.04

139

Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся в условиях независимого оценивания в режиме on-line.

1

Контроль знаний за курс начальной школы.

итоговый

6.04-11.04

140

 Работа над ошибками.

Сложное предложение.

1

самоконтроль

6.04-11.04

141

 Сложное предложение. Обобщение.

1

Постановка запятых в сложном предложении.  Основы предложения.  Художественный образ. Поэтический образ. Живопись и стихи.

текущий

6.04-11.04

Раздел Наречие (15ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные – 

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение

Регулятивные -

-самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

- использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные -

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

-сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Коммуникативные -

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные –

Уметь дополнять предложение наречиями, правильно ставить вопросы, находить члены предложения, к которым примыкают наречия. Совершенствовать умения ставить вопросы к наречиям, определять какую часть речи поясняют, определять их значение и разряды наречий.

142

Экскурсия по улицам города на тему : «Употребление наречий в речи».

1

Экскурсия

Сравнение предложений по смыслу. Основа предложений. Согласование прилагательного с существительным по грамматическим признакам. Разбор слов по составу. Слова, обозначающие признак действия. Схема предложения. Грамматические признаки глагола.

итоговый

113.04-18.04

143

Диктант по теме: « Сложное предложение»

1

Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи.  Роль наречий в речи. Роль наречий  в предложении. Составление словосочетаний с наречиями.

текущий

113.04-18.04

144

Работа над ошибками.

Отличие наречий от существительных в Т.п.

Орфограммы в наречиях

1

Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных

текущий

113.04-18.04

145

Группы наречий по значению

1

Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи.  Роль наречий в речи. Роль наречий  в предложении. Составление словосочетаний с наречиями.

групповой

113.04-18.04

146

Наречие как часть речи Отличие наречия от существительного.

1

Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных в наречия.

текущий

113.04-18.04

147

Связь наречия с глаголом.

1

Ребусы. Однокоренные слова. Фразеологизмы – синонимы. Связь наречия с глаголом. Составление предложений с наречиями. Миниатюра. Орфограммы в наречиях. Характеристика предложения.

текущий

20.04-24.05

148

Словарный диктант. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.

1

Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы.  Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. Определение значения наречий.

текущий

20.04-24.05

149

Работа над ошибками. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.

1

Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы.  Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. Определение значения наречий

текущий

20.04-24.05

150

Образование и правописание наречий.

1

Однокоренные имена существительные и наречия. Роль существительных и наречий в предложении. Разбор слов по составу. Способ образования наречий от имен существительных. Составление предложений, разбор предложений по членам. Правило образования наречий.

фронтальный

20.04-24.05

151

Образование наречий от прилагательных.

1

Определение значения наречий.  Образование наречий с суффиксами  –о и –е от прилагательных. Замена прилагательных однокоренными наречиями в предложении. Наречия – как члены предложения. Справочник эпитетов. Инсценирование  походки человека по наречиям.

текущий

20.04-24.05

152

Образование наречий от существительных.

1

Фразеологизмы. Редактирование предложений.  Преобразование прилагательных в наречия в предложении. Придумывание заданий к наречиям. Образование наречий от существительных.

текущий

27.04-2.05

153

Второстепенный член предложения - обстоятельство

1

Составление предложений с наречиями. Правило образования наречий с помощью приставок. Образование наречий по заданным частям слов.

текущий

27.04-2.05

154

 Тест по теме «Образование и правописание наречий»

1

Задание «Проверь себя»

текущий

27.04-2.05

155

Образование и правописание наречий. Обобщение

1

Ребусы. Буква безударного гласного. Текст-повествование. Художественный стиль. Орфограммы в наречиях. Антонимы.  Составление текста-описания.

текущий

27.04-2.05

156

Сочинение по картине Ф.Решетникова «Опять двойка»

1

Контроль знаний по теме

текущий

27.04-2.05

157

Проверочная работа по теме «Наречие как часть речи».

1

Контроль знаний по изученной теме

итоговый

4.05-9.09

Раздел Законы языка в практике речи (14ч)

Планируемые результаты (УУД)

Личностные – 

Уважение к языку. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные –

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки 

Познавательные

Работа с текстом: получение, поиск и фиксация информации;

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

Коммуникативные -

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные-

Создавать тексты по предложенному заголовку. Подробно или выборочно пересказывать текст. различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового). Выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного,

у виденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания.

158

Средства выразительности речи.

1

Сравнение текстов – поэзия и проза. Средства выразительности речи. Выбор частей речи при составлении поэтических и прозаических текстов. Орфограмма безударного гласного. Склонение существительных.

текущий

4.05-9.09

159

Словарный диктант.

Средства связи между словами в предложении.

1

Определение грамматических признаков по окончанию слова. Составление словосочетаний. Антонимы. Многозначные слова. Составление предложений. Характеристика предложений.

фронтальный

4.05-9.09

160

Работа над ошибками.

Средства связи между словами в предложении.

1

Заголовок текста. Тема текста.  Слова – синонимы. Справочник синонимов. Звуко-буквенный анализ слов. Классификация изученных орфограмм. Склонение словосочетаний.

групповой

4.05-9.09

161

Работа над ошибками.

Тип и стиль текста.

1

Тип текста. Стиль текста. Орфограммы. Решение орфографических задач.

текущий

4.05-9.09

162

Итоговый контрольный диктант за 4 класс.

1

Итоговый контроль знаний.

итоговый

4.05-9.09

163

Анализ работ. Работа над ошибками. Слова-омонимы.

1

Составление предложений. Слова-синонимы. Слова-омонимы.  Составление предложений со словами-омонимами.

текущий

11.05-16.05

164

Экскурсия в городской парк на тему: «Дружба слов»

1

экскурсия

Изменение лексического значения слов при перестановке ударения. Определение части речи слов по внешним признакам (работа со словами не существующими в русской речи, а только похожими  на них)

групповой

1.05-16.05

165

Сравнение содержания текстов разных жанров.

1

Сравнение текстов. Характеристика предложения, разбор по членам. Лексическое значение слов.  Фразеологизмы. Инсценирование придуманных ситуаций.

текущий

1.05-16.05

166

Лингвистические посиделки.

1

Обобщение знаний за курс начальной школы.

текущий

1.05-16.05

167

Экскурсия на луг на тему: «Что написано пером, не вырубишь топором»

1

экскурсия

Обобщение знаний за курс начальной школы.

групповой

11.05-16.05

168

Обобщение знаний по темам 4 класса.

1

Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ. Письмо по памяти.

итоговый

18.05-23.05

169

Обобщение знаний по темам 4 класса

1

Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ. Письмо по памяти.

8.05-23.05

170

Обобщение знаний по темам 4 класса

1

Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ

8.05-23.05

170

Обобщение знаний по темам 4 класса

1

Обобщение знаний за курс начальной школы.

18.05-23.05

Итого

170 ч

Итого: 170 часа (5 часов в неделю),

в том числе внутрипредметный модуль «  Риторика» - 9 часов,  модуль «Занимательная фонетика» -10 часов, основная часть –151час.

Неурочные формы организации учебного процесса- 26 часов, т.е. 15% учебного времени.

Таким образом, программа включает 170 часов, из них на внутрипредметные модули отведено 19 часов, на внеурочные формы  6  часов, что составляет  всего 25 часов (15%).


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________________Н.А. Епанчина

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе

по предмету «Русский язык»

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Русский язык»

4 «Б» класс

Составитель: Негадова О.П.,

учитель начальных классов

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...