Конспект урока русского языка в 3 классе Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Ларина

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения. Данная технология относится к числу личностно-ориентированных и позволяет включить в учебный процесс каждого ученика класса. В процессе урока используется разноуровневый дидактический  материал. После выполнения заданий учащиеся проводят самооценку. Обязательным этапом урока является подведение итога урока вместе с учащимися, в ходе которого дети соотносят степень усвоения материала с поставленными целями. Домашнее задание разноуровневое, по выбору учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_3_klassa.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

 Тема урока: «Закрепление знаний о суффиксе»

Цель урока: закрепить знания о суффиксе и его роли в слове.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

2) формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;

3) развивать коммуникативные качества личности – толерантность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование:   раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстрация сказочного героя, набор суффиксов, сигнальные карточки, листы контроля.

Ход урока.

1. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

2. Актуализация знаний.

1) Повторение изученного материала.

 - Назовите тему, которую мы изучаем? (Состав слова.)

- Что вы должны знать по данной теме? (Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.)

- Что вы должны уметь? (Выполнять разбор  слова по составу.)

2)Тест.

-  Соедините линиями понятие и его значение.

1.Корень слова

А) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

2.Окончание

Б) изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых родственных слов

3.Приставка

В) общая значимая часть всех родственных слов

4.Суффикс

Г) изменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых родственных слов

- Оцените работу вашего товарища.

Взаимопроверка в парах.(1-в, 2-а, 3-г, 4-б)

3. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость. Рассмотрите его внимательно и сформулируйте тему урока. (Мальчик-суффикс)

- Что вы знаете о суффиксе?

-Как вы думаете, зачем Мальчик-суффикс принёс с собой корзинку? (Будем находить в словах суффиксы и собирать их в эту корзинку).

-  А ещё? Вспомните, для чего служит суффикс? (Будем с помощью разных суффиксов образовывать новые слова).

4. Минутка чистописания.

На доске:       большой – маленький

война - …

гладить - …

 - Внимательно посмотрите на данную запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то без труда определите букву, которую нам предстоит прописать на минутке чистописания. (К словам из 1 столбика подобрать антонимы, которые начинаются с буквы М)

- Что такое антонимы?

- Составьте с первой парой антонимов предложения, сравнив 2 предмета.

- Мы будем прописывать букву М. Какие буквы спрятались в ней? Определите порядок следования букв в этом ряду.

На доске:        мло    омл    лом   

- Запишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

- На второй строке запишите по памяти 3 антонима на букву М.

- Оцените, как вы выполнили минутку чистописания. (Используются сигнальные карточки).

5. Словарная работа.    

 - Словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, душистое и сладкое на вкус. Угадайте его, решив задачку хитрого прямоугольника.

 

о

р

е

     

и

п

а

г

р

а

о

т

а

и

с

т

М

о

р

е

А/О

Л

и

п

а

И

г

р

а

Н

о

т

а

А

и

с

т

- Как вы объясните, что такое МАЛИНА?

- Зачитайте, какое толкование этого слова даётся в словаре С.И.Ожегова.

- Посмотрите на наш прямоугольник. Он не может решить одну орфографическую задачу. Какую?

(Не знает, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА).

Этимологическая справка.

- Давайте обратимся к происхождению названия этой ягоды: одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на её форму. Ягодка малины состоит из маленьких зёрнышек. Видимо, слова МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЫЙ и определили название ягоды.

- Скажите, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА? Какое слово в нём спряталось? (МАЛ) Запомните его, оно поможет вам никогда не ошибаться в написании этого слова.  

- Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму и  выделите слово-помощник.

6. Развитие речи.

  - Прочитайте фразу. Подумайте, что она обозначает?

На доске:    Не жизнь, а малина.

(Очень хорошую сладкую жизнь).

- Почему в этой фразе употребили слово малина?

- Итак, качества ягоды малины (сладкая, приятная) переносятся на другие предметы: жизнь, звон (малиновый звон - красивый, нежный звук). А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.

- Придумайте короткий рассказ, закончив его этой фразой.

(Дима отдыхал летом у бабушки в деревне. Каждый день он загорал, купался в озере, ходил в лес за земляникой, играл с деревенскими мальчишками. Вообщем, у него была не жизнь, а малина!)

7. Работа по теме урока.

1) Образуйте ряд однокоренных слов (ученики определяют слово по его лексическому значению)

На доске: малина, малинка, малинник, малиновое.

- Устно составьте предложения с данными словами. 

- Какие слова мы записали?

- Что такое однокоренные слова?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- При помощи чего образовали новые слова?

- Выполните разбор этих  слов по составу (1 ученик работает у доски).

- Проверьте выполненное задание.

Оцените свою работу, если всё правильно, то поставьте на полях знак «+» 

- Какие суффиксы положим в нашу корзинку? (- к -, - ник -, - ов -)

2) Образование новых слов при помощи суффиксов.

- Рассмотрите  схему. Составьте слова с данными суффиксами, запишите их по вариантам, обозначьте  суффиксы.  

- Оцените работу товарища. (Взаимопроверка)

-  Если всё правильно, то поставьте на полях знак «+».

- Какие слова образовали при помощи суффиксов  -ник-, -ист-, -щик- и что они обозначают? (Печник, машинист, стекольщик. Название предмета по роду занятий).

- Какое значение приобретают слова, образованные при помощи суффиксов –онок-, -ок-, -к-? (Зайчонок, дубок, рыбка. Уменьшительно-ласкательное значение).

- Какие суффиксы положим в корзинку? (- ник -, - ист -, - щик -, - онок -, - ок -, - к -).

3) Работа с текстом.

(Чтение по ролям отрывка из рассказа Н.Носова «Фантазёры»)

- Вспомните название и автора данного произведения.

- Вам понравилось, как читали ребята?

- Как вы их поблагодарите? (Аплодисментами).

- Назовите однокоренные слова, которые встретились в тексте (Ведро - вёдрышко).

- В чём разница?

-Выделите  суффикс.  Устно образуйте при помощи суффиксов  - ышк -, - ишк -  новые слова.

На карточке: гнездо  - ……., дом - ……., пальто - ……, крыло - …….

- Какое значение придают  словам  данные  суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное).

- Какие суффиксы положим в корзинку? (-ышк-, -ишк-).

Физминутка.

Шли по крыше 3 кота,

Три кота Василия.

Поднимали 3 хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота:

«Красота! Красота!»

4) –Ребята, я надеваю волшебные  увеличительные очки и вижу перед собой не кота, а …(котище).

У него не усы, а ….(усищи), не глаза, а …(глазищи), не хвост, а …. (хвостище).

- При помощи какого суффикса образовались новые слова? (-ищ-)

- На что указывает суффикс – ищ -? (На то, что предмет очень большой).

- В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин. Как вы думаете, это малыши или великаны?

- А теперь представьте, что вы надели увеличительные очки, какие у них теперь будут фамилии?

(Тараканищин, Сапожищин, Штанищин).

- Какое правило нужно помнить при написании имён собственных?

 - Какой  суффикс  положим в корзинку? (- ищ -)

5) Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания.

1 группа:  с помощью разных  суффиксов  образовать новые  слова и выполнить разбор слов по составу.

2 группа: используя данные суффиксы, образовать однокоренные слова, выделить в них корень и суффикс.

3 группа: записать  однокоренные слова по образцу, выделить в них суффикс.

Проверка задания:

Учащиеся 2 и 3 группы выполняют самопроверку (сверка с листом контроля).

Учащиеся 3 группы организуют взаимопроверку.  

- Оцените свою работу с помощью «светофора».

8. Рефлексия.  

Игра «Составь словечко».

- Ваша задача – составить слово из частей разных слов. Например:

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учащиеся работают  в парах (задание оформлено на карточках).

Проверка (по цепочке).

- Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

9. Итог урока.

- Вспомните тему нашего урока.

- Чему учились на уроке?

- Пришло время  заглянуть  в нашу корзинку. Посмотрите, сколько вы собрали суффиксов. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили. Я буду доставать суффикс из корзинки, а вы должны привести пример слова  и сказать, какое значение придаёт  слову  данный суффикс.

- Что же такое суффикс и для чего он служит?

Учитель зачитывает стихотворение-загадку:

После корня он стоит, перед окончанием,

Его я если заменю, другое слово получу.

Обозначают  уголком, называют….. (суффиксом).

-  Понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение (используются  смайлики).

- Уроку нашему пришёл ….. (конец!)

   Кто работал ……(молодец!)

10. Домашнее задание:  (по выбору)

1) Придумать 5 слов для проведения игры «Составь словечко».

2) Рабочая тетрадь №2, с.47, упр.117 ( авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

3)Составить орфографическую минутку из 10 слов с изученными суффиксами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. "Закрепление знаний о суффиксах и приставка.х

Урок позволяет повторить и закрепить знания  и умения  разбирать слова по составу. Развивает орфографическую зоркость, речь, мышление....

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление знаний о местоимении"

Урок русского языка, 3А классТема урока: Закрепление знаний о местоименииЦели урокаМинимум и максимум6ЛР: развитие умений определять признаки местоимений,форми­рование алгоритма разбора местоиме...

Урок русского языка в 1 классе "закрепление знаний об алфавите". ПНШ.

Разработка урока  русского языка с презентацией....

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Закрепление знаний по теме "Предложение".

    Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебник...

Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...