Урок русского языка в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Мультимедийная разработка урока русского языка в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar2.99 МБ

Подписи к слайдам:

Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий
Урок 3.
Тема:
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Цель:
выявить потребность постановки знаков препинания между частями сложного предложения с
союзами и, а, но.
Урок 4.
Тема:
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Цель:
формирование учебных действий при соединении частей сложного предложения с помощью союзов и, а , но.
Урок 5.
Тема:
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
Цель:

формирование учебных действий при соединении частей сложного предложения с помощью союзов и, а, но и однородных членов предложения в простом предложении с союзами и, а, но.
Источники информации
1. Образовательная программа «Школа 2100».
2. Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 4класс, Е. В.
Бунеева
.
3. Учебник «Русский язык» 4класс, Е. В.
Бунеева

Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации деятельности учащихся
Планируемые
результаты
Актуализация знаний
учащихся
(8 минут)
- Повторить алфавитный порядок букв;
- повторить каллиграфическое написание
букв.
1. Минутка чистописания

(3
минуты)
- Ребята, определите закономерность подбора букв в данных группах.
Слайд 3.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
Напишите
этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность
.
Дети
отвечают.
- Буквы, обозначающие вершины треугольников, расположены в алфавитном порядке.
- Мы будем писать букву «
эс
».
Дети записывают в тетрадь.
с
ст

сту
су
сут
Фронтальная работа
Знать

порядок букв
алфавита.
Уметь каллиграфически правильно писать.
Автор:

Кашицына
Ирина
Феофановна
,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 9»
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации деятельности учащихся
Планируемые результаты
IV.
Первичное закрепление
(5 минут)
Организовать
учебное действие по составлению алгоритма
- Ребята, а
как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении?
- Составьте алгоритм по опорным словам.
Слайд 8.
- Сравните свой алгоритм с алгоритмом в учебнике на стр.140.
- Верно ли мы составили алгоритм?
Дети устно составляют алгоритм.
Читают алгоритм в учебнике и делают вывод.
Фронтальная
работа.
Уметь планировать свою деятельность.
Физминутка

(2 минуты)
Способствовать развитию мотивов бережного отношения к своему здоровью.
- Ребята,
встаньте из-за парт, закройте глаза, представьте что вы на море и вы отправляетесь в свободное плавание.
Слайд 9.
Дети выполняют
движения руками под музыку (шум моря).
Коллективная форма работы.
Задачи урока
Образовательные
:
совершенствовать навык постановки запятой в простых и сложных предложениях с союзами
а, но, и
;
закрепить умение строить схемы простых и сложных предложений, графически объяснять постановку запятой.
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость учащихся;
развивать умение работать с толковым словарём;
развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление, пространственное воображение, память.
Воспитывающие:

способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе посредством искусства, мотивов бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование, информационно-коммуникационная образовательная среда, учебно-методические материалы
Рабочее место учителя(компьютер, проектор, экран);
Рабочее место ученика;
Презентация к уроку: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»;
Учебник «Русский язык» 4класс;
Толковые словари Ожегова С.И;
Карточки для работы в группах;
Сигнальные карточки для проверки орфограмм;
Карточки для проведения рефлексии.
Технологическая карта учебного занятия
Задачи

урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации деятельности учащихся
Планируемые результаты
Организационный
этап. Мотивация
к учебной
деятельности

(4
минуты)
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с миром
искусства.
- Ребята, а вы любите преодолевать трудности?
Поднимите
руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Давайте определим, какое настроение у нас сейчас.
Посмотрите на эти необыкновенные нотки (звучит музыка). Позволит
ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского
языка?

Слайд 2.
-
Кому нравятся яркие нотки, поднимите руку. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Думаю, с каким же настроением мы закончим урок русского языка.
- Запишите в тетради, дату проведения урока и вид работы.
Дети отвечают.
- Да, мы любим преодолевать трудности.
Дети поднимают руки.
Дети
выбирают нотки и поднимают руки.
Дети записывают в
тетради
дату проведения урока и вид работы.
Фронтальная работа
Концентрация внимания учащихся
Фото с урока
Видеоролик
Мультимедийная
разработка учебного занятия.
Тема урока:
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Предмет:
русский язык
Класс:
4
Критерии оценивания
Оценка
Критерии
«5»
Ученик
1) полно
излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает по
нимание материала, может обосновать свои сужде
ния, применить знания на практике, привести не
обходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает матери
ал последовательно и правильно с точки зрения
норм литературного языка.
«4»
Ученик
дает ответ,
удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые
сам же исправляет,
и
1-2 недочета в последова
тельности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
Ученик обнаружи
вает знание и понимание основных положений дан
ной темы, но:
1) излагает материал неполно и до
пускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глу
боко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
3) излагает материал непо
следовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
«2»
Ученик обнаружи
вает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ма
териал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
III
. Формулирование темы и цели урока
(7
мин)
Организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения;
создать условия для проведения конкретной цели будущих учебных действий;
сформули-ровать

тему урока.
Создание проблемной ситуации.
- Ребята, перед вами лежат листы, составьте предложение из
слов,
выделите грамматическую основу.
- Получилось? А почему?
- Составьте предложение добавив союз
а
или
но
.
- Какие предложения мы получили?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
- Посмотрите внимательно на схемы предложений. Что вы заметили?

На
слайде

изображены схемы сложных
предложений


- Исправьте ошибки в схеме.
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
-
Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.
Слайд 7.
Дети пытаются составить предложения.
Представитель каждой группы отвечает.
- Не получилось, в предложении нет смысла. Здесь не хватает союза
а
или
но
.
Дети составляют и читают предложения, характеризуют его.
- С помощью интонации и союзов
и, а, но
или только при помощи интонации.
-
Запятая в сложном предложении стоит после союзов, а это неверно.
- На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы, запятая ставится перед союзом.
Ученик исправляет ошибки, допущенные при постановке запятой в сложном
предложении
Самопроверка.
-
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой «Запятая в сложном предложении с союзами
и, а, но
» и будем работать со сложными предложениями.
Работа в группе.

Индиви-дуальная

оценка работы группы

и класса

в целом
.

Работа у доски.
Знать:
- понятие предложение;
- части речи (служебные,
самостоя-тельные
).
Уметь
:
- грамотно составлять предложения и оформлять их на письме;
- отличать простое предложение от сложного;
- составлять схемы предложений;
- читать схемы предложений.
Цель урока
формирование учебных действий при соединении частей сложного предложения с помощью союзов и, а , но
Структура учебного занятия
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний учащихся.
2.1 Минутка чистописания.
2.2 Словарная работа.
3.Формулирование темы и целей урока
4. Первичное закрепление изученного
5.Физминутка
6.Закрепление изученного
7.Рефлексия учебной деятельности.
Информация о домашнем задании.
Работы учащихся
Место урока в изучаемой теме
Раздел:
Сложные предложения с союзами и, а, но

(13 часов)
Урок 1.
Урок 2.
Урок 3.
Тема:
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Цель:
выявить потребность постановки знаков препинания между частями сложного предложения с
союзами и, а, но.
Урок 4.
Тема:
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Урок 5.
Тема:
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.
Цель:

формирование учебных действий при соединении частей сложного предложения с помощью союзов и, а, но и однородных членов предложения в простом предложении с союзами и, а, но.
Действия ученика
выполняет минутку чистописания;
работает со словарными словами;
работает с толковым словарём;
записывает работу в тетрадь;
работает со схемами предложений;
определяет тему и цель урока;
составляет алгоритм ;
выполняет практические задания;
делает выводы;
оценивает свою работу на уроке.
VI
. Подведение итогов урока. Рефлексия
.
(4
минуты)
Выяснить степень соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; выявить затруднения, которые остались;
организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке.
-
Какую цель мы ставили?
- Достигли цели?
- К какому выводу пришли?
- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
- Над чем еще надо поработать?
- У кого не возникло затруднений на уроке?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою
работу
(
Слайд 12).
Вы считаете, что урок прошёл для
вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете
н
аучить
других правилам постановки запятой в сложных предложениях с союзами и, а, но
.
Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились ставить запятую в сложных предложениях с союзами и, а, но, но иногда ещё вам нужна помощь.
Вы
считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке
.
- Спасибо за работу на уроке!
Дети отвечают.
- Мы поставили цель поработать над постановкой запятой в сложных предложениях с союзами и, а, но.
- Мы достигли цели и пришли к выводу, что запятая в сложном предложении ставится перед союзами и, а, но, если разделяет две части сложного предложения.
Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке
.
Дети показывают смайлики-оценки.
Фронталь-ная

работа.
Самооцен-ка
.
Знать:
- правила расстановки знаков препинания в сложном
предложении
Уметь
:
-использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но.
VII.
Домашнее
задание (2 минуты)
Составить и записать по 3 сложных предложения, соединённых союзами
и, а,
но

(Слайд 13)
Записывают домашнее задание в дневник.
Тип учебного занятия:

урок закрепления знаний.
Методы обучения:
Практический: выполнение упражнений ;
2. объяснительно-иллюстративный:
представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);
3. репродуктивный: повторение изученных сведений;
4. частично-поисковый: работа со схемами и предложениями;
5. проблемный (проблемная ситуация).
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
работа в парах.
Активизировать мыслительные операции;
знакомство с новым словарным словом;
развивать умение находить общую часть в однокоренных словах;
повторить понятие «сложные слова».
Словарная работа
(5
минут)
-
На
слайде
изображены
квадраты разных цветов.

Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы получите слово.
- Какое слово вы получили? Случайно ли мы с ним встретились?
- Запишите это слово. Определите ударный слог. Подчеркните гласную, которую нужно запомнить.
- Ребята, как вы думаете, что означает это слово? Где мы можем посмотреть значение слова?
Слайд
5.

Работа с толковым словарём.
- У вас на парте лежит толковый словарь, откройте его и найдите значение слова
«свобода»
.
-
Выпишите из словаря однокоренные слова. Выделите корень. Какой корень во всех словах? Что интересного
заметили?
Дети слушают задание.
Дети составляют слово на листочках, лежащих на столе.
Дети отвечают.
- Мы получили слово
свобода.
-
Это новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Дети записывают.
Св
о
бода
Дети отвечают.

- Мы можем найти значение слова в толковом словаре.
Дети находят значение слова и зачитывают.
Выписывают однокоренные слова.
-
Среди этих слов есть сложные слова, которые имеют два корня.
Фронтальная работа.
Работа
в паре
.
Фронтальная проверка.
Знать
изученные словарные слова.
Уметь:
- работать с толковым словарём;
- находить общую часть в однокоренных словах;
- определять изученные
орфограммы
Содержание представляемого материала
Цели, задачи, характеристика учебного занятия.
Критерии оценивания заданий.
Технологическая карта урока.
Работы учащихся. Фото с урока.
Планируемые результаты
Учащиеся должны:
знать
:
1. Правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.
уметь
:
1. Использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но.
2. Читать схемы предложений.
3. Составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме.
Действия учителя
определяет цели, задачи урока;
разрабатывает структуру урока, его содержание, методы обучения;
подбирает средства обучения;
планирует работу учащихся;
разрабатывает презентацию к уроку;
готовит практические задания;
подводит итог урока.
V
. Закрепление изученного
материала

(8
минут)
Закрепить знания о сложном предложении с союзами и, а, но;
повторить изученные орфограммы
применять полученные знания на практике самостоятельно.
Работа с учебником.
Осложнённое списывание.
- Откройте учебник на стр.64 упражнение 77.
- Самостоятельно прочитайте задание.
Самостоятельная работа по вариантам.
-
I
вариант работает с первым абзацем текста самостоятельно.
-
II
вариант работает со вторым и третьим абзацем текста самостоятельно.
Проверка по эталону.
(
Слайд

10
,
11
)
-
Из каких предложений состоит текст?
- Прочитайте сложные предложения.
- Одинакова ли смысловая роль союзов
и
и

но
?
Работа с сигнальными карточками (проверка
орфограмм)
- Если нет ошибок, поставьте «+», если возникли затруднения «-».
- У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
Дети открывают учебник на стр. 64 и находят упражнение 77.
Дети читают задание.
- Спиши текст, вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Графически объясни постановку запятых.
Дети выполняют задание по вариантам.
-
Текст состоит из сложных предложений и предложения с однородными членами.
Дети читают сложные предложения.
Дети отвечают на вопрос.
-
В предложении с союзом
но
действия предметов противопоставляются, а с союзом
и

перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.
Дети
работают с сигнальными

карточками
, оценивают работу.
Самостоятельная работа по вариантам.
Фронтальная работа
Знать:
- изученные орфограммы;
- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении;
- признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.
Уметь:
- списывать текст без ошибок;
-
использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но;
- читать и составлять схемы предложений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но Учитель Дубоделова Нина Ивановна

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но...

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...

Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"

Систематизировать знания о предложении и тексте....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г....