План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но Учитель Дубоделова Нина Ивановна
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_rus_4kl_ur30-korr.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С СОЮЗАМИ и, а, но
Урок 30.
Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но
– Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.
– Формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1. Языковая разминка. – Запишите под диктовку. Лето собирает, зима подъедает. – Как вы понимаете эту пословицу? – Слова с какими орфограммами в ней встретились? Объясните правописание этих слов. – Сколько звуков и букв в слове подъедает? (9 букв, 10 звуков.) – Как можно подчеркнуть противопоставление в этой пословице? (Использовать союз а.) Запишите это предложение. – Нужно ли поставить в нём запятую? Почему? 2. Проверка задания № 1, тема 3 в рабочей тетради. – Прочитайте предложение, которое не является сложным. (2.) – Почему это предложение не сложное? В чём его особенность? (В нём есть однородные члены.) – О ком говорится в этом предложении? (О синице и клесте.) Попробуйте сделать из него сложное предложение. – Какие варианты у вас получились? Одинаковые ли они? Ученики могут представить предложения как без союзов, так и с союзом: Синицы садились на крышу клетки, тинькали в самое ухо клеста, и (а) на него сыпался снег. Если ученики затрудняются, учитель может сам дать такой вариант. – Сделайте вывод: как могут соединяться части сложного предложения? (Без союзов и с помощью союзов.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации |
II. Формулирование проблемы. | 1 3 3 Проблемная ситуация. Работа по учебнику (перед упр. 72). Ученики читают диалог и фиксируют новую ситуацию: перед одиночным союзом и стоит запятая. На основе приведённого диалога определяют вопрос урока и сравнивают его с авторской формулировкой в учебнике. – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. | 1 3 5 6 1 3 1. Работа в учебнике. Самостоятельное наблюдение по учебнику в парах. Упр. 72. Ученики читают по два предложения (одно из левого, другое из правого столбика), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзом а (но, и), в правом – бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае. – Сделайте вывод после наблюдений: когда ставится запятая в сложном предложении? 2. Ответы на вопросы после наблюдений (с. 68). Работа со схемами. – Сравните схемы предложений. Почему приведены по две схемы с каждым союзом? (Одна – сложного, другая – простого предложения с однородными членами.) – В какой из схем вы заметили различие в постановке запятой перед союзом? (В схеме с союзом и.) – Ответьте на основной вопрос урока: в каких случаях перед союзом и ставится запятая? (Если предложение сложное, между его частями перед союзом и ставится запятая.) 3. Работа над правилом. – Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении. – Прочитайте всё правило (текст в рамке). Назовите ключевые слова в этом тексте. – Сколько в нём частей? О чём 1-я часть? 2-я? – Закончите фразу: Части сложного предложения соединяются … (союзами и, а, но, интонацией), а разделяются … (запятой). – Как бы вы ответили на уточняющий вопрос после правила (с. 69)? Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Развитие умений. |
1. Упр. 73 – развивается умение ставить запятые в сложном предложении, составлять схемы предложений. Образец записи: [ = – ]1, [ – = ]2, [ – = ]3, [ = – ]4, и [ – = ]5. 2. Словарная работа – речевое развитие учащихся на основе расширения словарного запаса. а) Работа с толковым словарём в учебнике. Ученики самостоятельно находят толкования слов перлы, лозины, поясняют, как поняли значения этих слов. (Капли дождя похожи на жемчужины, они переливаются на солнце, лозины – гибкие ветви деревьев.) б) Прочитайте и запишите в тетрадь слова из рамок. (Алмаз, алмазный, происшествие.) – Объясните, как вы понимаете значения этих слов. Подберите синоним к слову происшествие. – Знаете ли вы, что алмаз – это минерал, кристалл? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э. – С любым словом составьте сложное предложение с союзом, запишите его. (Алмаз алмазом гранится, а плут плутом губится.) 3. Упр. 74 – развивается умение конструировать сложные предложения на базе простых, используя подходящие по смыслу союзы. Ученики работают в парах, соединяют подходящие по смыслу части. После коллективного обсуждения результатов работы каждая пара записывает одно понравившееся предложение. 4. Самостоятельное составление алгоритма упр. 75, сравнение с инструкцией в учебнике на с. 163. | |
V. Итог урока. | 4 4 – Выполните задание № 2, тема 3 в рабочей тетради. Сделайте вывод по теме урока. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
VI. Домашнее задание. | 1. Упр. 81 (устно). 2. Н Упр. 40 («Дидактический материал») или упр. 1, с. 78. Уметь передать содержание правила на с. 69 на основе ключевых слов. П Представить алгоритм постановки запятой в сложном предложении в виде схемы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Мультимедийная разработка урока русского языка в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но....
Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»
Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....
Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...
Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Перспектива "Простые и сложные предложения"
Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Перспектива "Простые и сложные предложения"....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения".
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" в 4 классе УМК "Школа России" 1 части учебника Канакина, В. П., Горецкий В. Г.Самоанализ урока....