План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но Учитель Дубоделова Нина Ивановна
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дубоделова Нина Ивановна
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_rus_4kl_ur30-korr.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С СОЮЗАМИ  и, а, но

Урок 30.

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

 Развитие умений устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.

– Формирование умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1   2   3   1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Языковая разминка.

– Запишите под диктовку.

Лето собирает, зима подъедает.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Слова с какими орфограммами в ней встретились? Объясните правописание этих слов.

– Сколько звуков и букв в слове подъедает? (9 букв, 10 звуков.)

– Как можно подчеркнуть противопоставление в этой пословице? (Использовать союз а.) Запишите это предложение.

– Нужно ли поставить в нём запятую? Почему?

2. Проверка задания № 1, тема 3 в рабочей тетради.

– Прочитайте предложение, которое не является сложным. (2.)

– Почему это предложение не сложное? В чём его особенность? (В нём есть однородные члены.)

– О ком говорится в этом предложении? (О синице и клесте.) Попробуйте сделать из него сложное предложение.

– Какие варианты у вас получились? Одинаковые ли они?

Ученики могут представить предложения как без союзов, так и с союзом:

Синицы садились на крышу клетки, тинькали в самое ухо клеста, и (а) на него сыпался снег. 

Если ученики затрудняются, учитель может сам дать такой вариант.

– Сделайте вывод: как могут соединяться части сложного предложения? (Без союзов и с помощью союзов.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3  

Проблемная ситуация.

Работа по учебнику (перед упр. 72). Ученики читают диалог и фиксируют новую ситуацию: перед одиночным союзом и стоит запятая.

На основе приведённого диалога определяют вопрос урока и сравнивают его с авторской формулировкой в учебнике.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1   3   5   6  1  3

1. Работа в учебнике.

Самостоятельное наблюдение по учебнику в парах.

Упр. 72. Ученики читают по два предложения (одно из левого, другое из правого столбика), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзом а (но, и), в правом – бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.

– Сделайте вывод после наблюдений: когда ставится запятая в сложном предложении?

2. Ответы на вопросы после наблюдений (с. 68).

Работа со схемами.

– Сравните схемы предложений. Почему приведены по две схемы с каждым союзом? (Одна – сложного, другая – простого предложения с однородными членами.)

– В какой из схем вы заметили различие в постановке запятой перед союзом? (В схеме с союзом и.)

– Ответьте на основной вопрос урока: в каких случаях перед союзом и ставится запятая? (Если предложение сложное, между его частями перед союзом и ставится запятая.)

3. Работа над правилом.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении.

– Прочитайте всё правило (текст в рамке). Назовите ключевые слова в этом тексте.

– Сколько в нём частей? О чём 1-я часть? 2-я?

– Закончите фразу: Части сложного предложения соединяются … (союзами и, а, но, интонацией), а разделяются … (запятой).

– Как бы вы ответили на уточняющий вопрос после правила (с. 69)?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Развитие умений.

  1. 4  5  6  1  3

1. Упр. 73 – развивается умение ставить запятые в сложном предложении, составлять схемы предложений.

Образец записи:

[ = – ]1, [ – = ]2, [ – = ]3, [ = – ]4, и [ – = ]5.

2. Словарная работа – речевое развитие учащихся на основе расширения словарного запаса.

а) Работа с толковым словарём в учебнике.

Ученики самостоятельно находят толкования слов перлы, лозины, поясняют, как поняли значения этих слов. (Капли дождя похожи на жемчужины, они переливаются на солнце, лозины – гибкие ветви деревьев.)

б) Прочитайте и запишите в тетрадь слова из рамок. (Алмаз, алмазный, происшествие.)

– Объясните, как вы понимаете значения этих слов. Подберите синоним к слову происшествие.

– Знаете ли вы, что алмаз – это минерал, кристалл? Его родственники – сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

– С любым словом составьте сложное предложение с союзом, запишите его. (Алмаз алмазом гранится, а плут плутом губится.)

3. Упр. 74 – развивается умение конструировать сложные предложения на базе простых, используя подходящие по смыслу союзы.

Ученики работают в парах, соединяют подходящие по смыслу части. После коллективного обсуждения результатов работы каждая пара записывает одно понравившееся предложение.

4. Самостоятельное составление алгоритма упр. 75, сравнение с инструкцией в учебнике на с. 163.

V. Итог урока.

4  4

– Выполните задание № 2, тема 3 в рабочей тетради. Сделайте вывод по теме урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 81 (устно).

2. Н Упр. 40 («Дидактический материал») или упр. 1, с. 78.

Уметь передать содержание правила на с. 69 на основе ключевых слов.

П Представить алгоритм постановки запятой в сложном предложении в виде схемы.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Мультимедийная разработка урока русского языка в 4 классе по теме: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но....

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...

Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Перспектива "Простые и сложные предложения"

Конспект урока по русскому языку 4 класс  УМК Перспектива "Простые и сложные предложения"....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения".

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" в 4 классе УМК "Школа России" 1 части учебника Канакина, В. П., Горецкий В. Г.Самоанализ урока....