Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения".
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" в 4 классе УМК "Школа России" 1 части учебника Канакина, В. П., Горецкий В. Г.

Самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Самошкина Светлана Юрьевна

Класс: 4

УМК/Образовательная технология: УМК «Школа России» для начальных классов. В.П. Канакина, Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2023 г./ информационно-коммуникативная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технолгия проблемного обучения, формирования коммуникативных компетенций.

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения»

Тип урока: открытие нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: 32 урок в разделе «Синтаксис»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения.
  • Учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения.
  • Учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.
  • Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
  • Продолжить формирования самооценки деятельности учащихся с использованием разноуровневых заданий.
  • Формировать коммуникативные умения, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
  • Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

  • освоить первоначальные представления о простых и сложных предложениях;
  • узнать признаки сложного предложения;
  • различать простые и сложные предложения;
  • применение правил правописания: запятая между

частями в сложном предложении.

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои

действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
  • использовать знаково- символические средства для решения учебных

задач;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением

существенных признаков;

  • отвечать на простые и

сложные вопросы учителя;

  • самим задавать вопросы;
  • находить нужную информацию;

- наблюдать и делать

самостоятельные простые выводы.

  • формулировать

собственное мнение;

  • задавать вопросы,

договариваться и находить общее решение в

совместной деятельности;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых

ситуациях, сотрудничать в

совместном решении проблемы;

  • отстаивать свою точку зрения;

соблюдать правила речевого этикета.

  • ценить и понимать позицию другого;
  • освоение личностного смысла учения;
  • выбор образовательного маршрута.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и

учащихся по достижению планируемых

результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Орг. Момент. Мотивация к учебной

деятельности (2 мин.)

Проверка готовности к уроку (учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение).

Включение в деловой ритм.

фронтальная

Создает эмоциональный настрой на урок путём устного сообщения:

- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам! Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут сообразительность,

смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.

- Откройте тетради и запишите дату. (слайд1)

Правильная осанка.

Проверяют готовность, настраиваются на работу.

правильно располагают тетрадь

Личностные: выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной

деятельности

Наблюдение

2

Актуализация знаний (5 мин.)

Создать условия для обозначения уже имеющихся знаний.

фронтальная, индивидуаль ная

Предлагает выполнить

минутку чистописания:

- У нас в гостях буква "с". - Писать её будем в соединении с гласными. (си, са, со, ис, ас, ос). Показ написания учителем на доске, проговаривая вид соединения.

- Подчеркните самые красивые и правильные соединения.

Словарная работа:

Ст…лица, инж…нер, н..ябрь, тр…мвай, ар…мат, к…рабль, с…вер, инт…ресный, с…бака.

  • Запишите в строчку через запятую словарные слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
  • Проверка (о, е, о, а, о, о, е, е, о). (слайд 2)

- Оцените себя. Что не получилось?

  • Орфографическое чтение
  • Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)
  • Что такое синтаксис?
  • Что такое предложение?
  • Вспомните, по какому признаку предложения бывают?

а) повествовательные, вопросительные, побудительные;

б) восклицательные, невосклицательные; в) распространенные, нераспространенные;

- Составьте предложения. (простое, вопросительное, распространенное, простое восклицательное предложение,

нераспространенное, простое с однородными членами, повествовательное, нераспространенное).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Теперь посмотрите на эти предложения.

Выполняют задания в тетрадях:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний.

Подчеркивают правильные и красивые соединения

  • вспоминают

словарные слова, работают по

инструкции учителя;

  • участвуют в

диалоге с учителем по теме

«предложение»; Предполагаемые ответы учащихся:

-наука, которая учит соединять слова в

словосочетания и строить из них предложения;

-группа слов, которая выражает законченную

мысль;

-по цели

высказывания;

-по интонации;

-по наличию

второстепенных членов;

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его

цель, планировать алгоритм его

выполнения Познавательные: анализировать,

сравнивать различные явления

Коммуникативн ые:

оформлять свои мысли в устной речи

Фиксация

собственной оценки в тетрадях, ответы

учеников

взаимопроверка (работа в парах)

3

Постановка проблемы и фиксация

затруднения (5 мин.)

Воспроизвести и зафиксировать

знания, умения

и навыки, достаточные для построения нового способа действий.

фронтальная, индивидуаль ная

Создаёт проблемную

ситуацию, через которую учащиеся смогут назвать тему урока:

  • Прочитайте предложения.

Вся поляна пестрела цветами.

Гремел гром, и ярко сверкала молния. (слайд 3)

Прежде чем записать, проговорим известные нам орфограммы. Запишите.

  • Проверьте записанные предложения. Что вы заметили?
  • Почему не поставили запятую?
  • Какая проблема у нас возникла? (выяснить, нужна ли здесь запятая)

Выполняют задания:

Вся п__ляна п__стрела цв__тами.

Гр__мел гром, и ярко св__ркала молния.

- объясняют правописание известных орфограмм;

Личностные: ценить и понимать

позицию другого Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и

аргументировать его.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Познавательные:

Фиксация

собственной оценки в тетрадях, ответы

учеников

  • В каких случаях ставится запятая? (союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или)
  • Проанализируйте 1 предложение. Что скажете?
  • Проанализируйте 2 предложение? (знакомые правила не подходят к предложению)

Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые

дадут ответ на этот вопрос)

  • Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? (наблюдать,

сравнивать, доказывать)

-принимают участие

в обсуждении проблемных вопросов;

(Фиксируют индивидуальное

затруднение (Я не знаю, затрудняюсь ответить).

Под руководством учителя выявляют место затруднения и причины

затруднения, пути решения проблемы;

анализировать, сравнивать различные явления: умение определять круг своего незнания

Коммуникативн ые:

оформлять свои мысли в устной речи:

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (5

мин.)

Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Сформулировать тему урока, определить

цели-результаты.

фронтальная, индивидуаль ная

Включает учащихся в обсуждение

проблемных вопросов:

  • Приступим. Найдите грамматическую основу первого предложения? – второго?
  • Чем отличаются предложения?
  • Вспомните, как

называются предложения с одной грамматической основой? (простое)

- А с двумя?.......

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Формулируют тему: «Простое и сложное предложение»

С помощью учителя, ставят цель урока.

- Узнать, что такое сложное

предложение.

Личностные: освоение личностного

смысла учения, выбор

образовательного маршрута.

Регулятивные: самостоятельное планирование

своей

деятельности на уроке.

Познавательные:

самостоятельно

Заполнение листов самоконтро ля, ответы учеников

  • Какова тема урока? (стр. учебника 36) (слайд 4)

  • Исходя из темы

сформулируем цели.

– научиться различать простое предложение от сложного.

  • ознакомимся с правилами правописания знаков препинания в сложных предложениях. (слайд 5)

  • У нас на партах листки самоконтроля. По ходу урока мы будем их

заполнять.

Карта самоконтроля по теме

  1. Узнал признаки

сложного предложения

  1. Научился различать

сложное предложение от простого.

  1. Могу применять правила на письме. (запятые)

Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему? (грамотно писать,

расставляя знаки препинания)

Высказывают собственное мнение,

аргументируя его.

предполагать, какая

дополнительная информация будет нужна для

изучения незнакомого материала

анализировать, сравнивать различные явления.

Коммуникативн ые:

оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения

другого, критично относится к

своему мнению.

5.

Открытие нового знания (5 мин.)

Реализовать построенный проект.

фронтальная, индивидуаль ная

Предлагает провести исследование:

  • Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование.

Прочитайте первое предложение, второе.

  • Одинаковые ли предложения? Докажите.
  • Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их.
  • Могут ли они

существовать друг без друга? Почему? (обсудите в

паре…выражают

законченную мысль, связаны по смыслу)

  • Как на письме показана граница этих

предложений? (запятой)

Итак, из чего состоят

сложные предложения? (из простых, которые на

письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)

Вывод: Сложные предложения, состоят из простых предложений,

связанных между собой по смыслу, и они отделяются

запятой. (первая цель достигнута) Заполнения листа контроля.

  • Наблюдают за предложениями
  • Выдвигают предположения, по проблеме,

обсуждают вопросы в парах.

  • Подходят к

достижению первой цели.

Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

давать самооценку своим

достижениям Познавательные: анализировать,

сравнивать различные явления,

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,

представлять её на основе схем,

алгоритмов Коммуникативн ые: участвовать в диалоге; слушать и понимать

других,

высказывать свою точку зрения, оформлять свои

мысли в устной речи,

аргументировать свою точку зрения, понимать другую точку

зрения, критично относиться к

своему мнению

Ответы учеников

6

Физкультминутка

(3 мин.)

Снять физическое и психическое напряжение

фронтальная

Предлагает выполнить физкультминутку.

(слайд 6)

Выполняют физкультминутку.

Переключение учебной

деятельности на физическую и

эмоциональную.

Наблюдение, выполнение

7

Первичное

закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.)

Осознанность восприятия материала, первичное обобщение.

фронтальная, индивидуаль ная

работа у доски

В целях первичного

закрепления материала, предлагает работу в учебнике (Стр. 36 упр. 49):

- Что вы заметили?

  • Определите, какое это предложение сложное или простое? Докажите.
  • Определите границы? На письме как их показать?
  • Чем отличается это от предыдущего сложного предложения?

Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или

несколько грамматических основ.

  • Чтобы определить простое или сложное предложение, составим

алгоритм наших действий.

Вывод: по этому

алгоритму мы научимся определять простые и

сложные предложения, значит вторая цель нами

тоже достигнута.

Заполняют лист самоконтроля.

  • Работают с предложением.

  • Выстраивают

алгоритм работы с предложениями.

  1. Прочитать предложение.
  2. Найти

грамматическую основу. Для чего?

  1. Определить сложное или простое.
  2. Если сложное, то поставить знаки препинания.

- Подходят к

достижению второй цели.

Личностные: освоение личностного

смысла учения Регулятивные: работа по

алгоритму, самооценка

Познавательные:

анализировать, сравнивать различные явления,

самостоятельно делать выводы

Коммуникативн ые: сотрудничать в совместном решении задачи

Заполнение листов

самоконтроля

, ответы учеников

8

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону (5 мин.)

Организовать деятельность детей для уточнения и

закрепления вновь полученных знаний.

индивидуаль ная

В целях закрепления новых знанию, организует

самостоятельную работу учащихся:

  • Поработаем

самостоятельно. Разноуровневые карточки

Карточка № 1

1. Спиши, в простых предложениях найди и подчеркни грамматическую основу.

Синей дымкой покрыты луга. На берегу горел костёр, около костра сидели туристы. Ранним утром мы отправились за грибами.

Карточка № 2

2. Спиши. Поставь, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

Карточка № 3

1. Составь из простых предложений сложные с союзами И, А, НО.

Наступила весна. На пригорках показались подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.

Проверка по эталону. Вывод: оцените себя.

  • Выполняют

самостоятельную работу, используя алгоритм;

  • Осуществляют самопроверку, пошагово

сравнивая с эталоном.

Личностные: освоение личностного

смысла учения Регулятивные: работа по

алгоритму, самооценка

Познавательные:

анализировать, сравнивать различные явления,

самостоятельно делать выводы

Коммуникативн ые: сотрудничать в совместном решении задачи.

Самопроверк а, самооценка

9

Включение в

систему знаний и повторения (6

мин.)

Применять знания в

определенной ситуации.

парная

Предлагает выполнить творческое задание (Игра

«Найди пару»):

- На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные

предложения, работая в парах.

- Выполняют творческое задание, обсуждают,

советуются,

Личностные: освоение личностного

смысла учения Регулятивные: работа по

алгоритму, самооценка

Заполнение листов

самоконтроля,

взаимопровер ка

Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену.

Пригрело солнце. Появились первые проталины.

Сверкнула молния. Грянул гром.

(слайд 7)

Проверка. Чем отличаются на письме сложные предложения от простых? Вывод: научились ставить запятые? Третья цель

достигнута. (листки контроля)

Оцените работу вашей пары.

отстаивают своё мнение.

Познавательные:

анализировать, сравнивать различные явления,

самостоятельно делать выводы

Коммуникативн ые: сотрудничать в совместном решении задачи.

10

Информация о домашнем

задании, инструктаж по его выполнению (2

мин)

Информировать о содержании

домашней работы

Фронтальная

Инструктирует о выполнении домашнего задания на материале учебника, внося

коррективы в предложения детей (стр. 36 упр. 50)

Знакомятся с заданием, планируют свою деятельность.

Принимают

учебную задачу.

Ответы детей,

фиксация в дневнике

11

Рефлексия учебной

деятельности (2 мин.)

Создать условия для

осуществления

самооценки своих действий и уровня

присвоения предметных умений.

фронтальная

Предлагает оценить работу учащихся на уроке при помощи листов самоконтроля:

- Подошёл к концу наш урок. Все цели нами

достигнуты. Благодаря чему мы их достигли? (наблюдению, исследованию,

рассуждению и т.д.)

- Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности,

соотносят цель и результаты, степень

их соответствия

Познавательные:

рефлексия

деятельности. Коммуникативн ые: умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли

Регулятивные:

самооценка.

Заполнение листов самоконтро ля

На листках самоконтроля оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте свой результат.

  • проверяю орфограммы;
  • могу отличить сложное предложение от простого;
  • умею ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • нахожу в своей работе ошибки;
  • работаю по алгоритму

Благодарю за хорошую работу. Похлопайте себе.

- Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Самоанализ урока

Урок был проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Темп урока – высокий. Оказала помощь детям в самостоятельной формулировке темы урока, постановке задач урока постановкой системы вопросов в ходе беседы. Все этапы урока имели чёткие временные рамки, были логично связаны и объединены общей темой. В начале урока была организована словарная работа и минутка чистописания. Рациональное сочетание и чередование предложенных форм деятельности помогло учащимся держать внимание на протяжении всего урока и не уставать. Подобранные мною задания были разноплановыми, соответствовали возрастным особенностям и способностям учащихся, а также способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций: внимания, памяти, речи (устной и письменной). На уроке использовались и чередовались различные методы обучения (словесный, наглядный, практический), стимулирования (устная оценка, отметка) и контроля (фронтальная проверка, выполнение заданий у доски). Каждый из методов был своевременен и обусловлен конкретным этапом урока. Детям были предложены фронтальная, индивидуальная и парная формы организации деятельности. Средства наглядности и ТСО работали в соответствии с требованиями СанПиН. Для успешного усвоения темы применила следующие технологии: информационно-коммуникативная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, формирования коммуникативных компетенций. Гигиенические нормы были соблюдены. Во время урока была проведена физкультминутка. Поставленные задачи были реализованы. В конце урока была организована рефлексия учащихся. Объём и сложность домашнего задания соответствовали теме урока и требованиям к усвоению изученного материала на уроке. Был проведен инструктаж по выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"

данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка " Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс

Данная  технологическая карта урока разработана по программе " Начальная школа 21 века". Это урок новых знаний....

Технологическая карта урока русского языка "Что такое распространенные и нераспространенные предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о понятиях распространенное и нераспространенное предложение.Задачи урока:Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с понятиями распространенн...

Технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс

В материале представлена технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс к учебнику Иванова С.В., Евдокимовой А.О. Это урок №52....