Технологическая карта урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения".
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения" в 4 классе УМК "Школа России" 1 части учебника Канакина, В. П., Горецкий В. Г.
Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_4_klass_po_teme_prostye_i_slozhnye_predlozheniya.docx | 913.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Самошкина Светлана Юрьевна
Класс: 4
УМК/Образовательная технология: УМК «Школа России» для начальных классов. В.П. Канакина, Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2023 г./ информационно-коммуникативная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технолгия проблемного обучения, формирования коммуникативных компетенций.
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения»
Тип урока: открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: 32 урок в разделе «Синтаксис»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения.
- Учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения.
- Учить ставить знаки препинания в сложных предложениях.
- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- Продолжить формирования самооценки деятельности учащихся с использованием разноуровневых заданий.
- Формировать коммуникативные умения, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
частями в сложном предложении. |
действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;
|
задач;
существенных признаков;
сложные вопросы учителя;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
собственное мнение;
договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;
ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы;
соблюдать правила речевого этикета. |
|
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.
Ход урока
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Орг. Момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) | Проверка готовности к уроку (учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение). Включение в деловой ритм. | фронтальная | Создает эмоциональный настрой на урок путём устного сообщения: - Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться. - Откройте тетради и запишите дату. (слайд1) Правильная осанка. | Проверяют готовность, настраиваются на работу. правильно располагают тетрадь | Личностные: выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности | Наблюдение |
2 | Актуализация знаний (5 мин.) | Создать условия для обозначения уже имеющихся знаний. | фронтальная, индивидуаль ная | Предлагает выполнить минутку чистописания: - У нас в гостях буква "с". - Писать её будем в соединении с гласными. (си, са, со, ис, ас, ос). Показ написания учителем на доске, проговаривая вид соединения. - Подчеркните самые красивые и правильные соединения. Словарная работа: Ст…лица, инж…нер, н..ябрь, тр…мвай, ар…мат, к…рабль, с…вер, инт…ресный, с…бака.
- Оцените себя. Что не получилось?
а) повествовательные, вопросительные, побудительные; б) восклицательные, невосклицательные; в) распространенные, нераспространенные; - Составьте предложения. (простое, вопросительное, распространенное, простое восклицательное предложение, нераспространенное, простое с однородными членами, повествовательное, нераспространенное). Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Теперь посмотрите на эти предложения. | Выполняют задания в тетрадях: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний. Подчеркивают правильные и красивые соединения
словарные слова, работают по инструкции учителя;
диалоге с учителем по теме «предложение»; Предполагаемые ответы учащихся: -наука, которая учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения; -группа слов, которая выражает законченную мысль; -по цели высказывания; -по интонации; -по наличию второстепенных членов; | Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления Коммуникативн ые: оформлять свои мысли в устной речи | Фиксация собственной оценки в тетрадях, ответы учеников взаимопроверка (работа в парах) |
3 | Постановка проблемы и фиксация затруднения (5 мин.) | Воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. | фронтальная, индивидуаль ная | Создаёт проблемную ситуацию, через которую учащиеся смогут назвать тему урока:
Вся поляна пестрела цветами. Гремел гром, и ярко сверкала молния. (слайд 3) Прежде чем записать, проговорим известные нам орфограммы. Запишите.
| Выполняют задания: Вся п__ляна п__стрела цв__тами. Гр__мел гром, и ярко св__ркала молния. - объясняют правописание известных орфограмм; | Личностные: ценить и понимать позицию другого Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Оценивать правильность выполнения заданий. Познавательные: | Фиксация собственной оценки в тетрадях, ответы учеников |
Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос)
сравнивать, доказывать) | -принимают участие в обсуждении проблемных вопросов; (Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю, затрудняюсь ответить). Под руководством учителя выявляют место затруднения и причины затруднения, пути решения проблемы; | анализировать, сравнивать различные явления: умение определять круг своего незнания Коммуникативн ые: оформлять свои мысли в устной речи: | |||||
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (5 мин.) | Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Сформулировать тему урока, определить цели-результаты. | фронтальная, индивидуаль ная | Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов:
называются предложения с одной грамматической основой? (простое) - А с двумя?....... | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют тему: «Простое и сложное предложение» С помощью учителя, ставят цель урока. - Узнать, что такое сложное предложение. | Личностные: освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута. Регулятивные: самостоятельное планирование своей деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельно | Заполнение листов самоконтро ля, ответы учеников |
сформулируем цели. – научиться различать простое предложение от сложного.
заполнять. Карта самоконтроля по теме
сложного предложения
сложное предложение от простого.
Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему? (грамотно писать, расставляя знаки препинания) | Высказывают собственное мнение, аргументируя его. | предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала анализировать, сравнивать различные явления. Коммуникативн ые: оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения другого, критично относится к своему мнению. | |||||
5. | Открытие нового знания (5 мин.) | Реализовать построенный проект. | фронтальная, индивидуаль ная | Предлагает провести исследование:
Прочитайте первое предложение, второе.
существовать друг без друга? Почему? (обсудите в паре…выражают законченную мысль, связаны по смыслу)
предложений? (запятой) Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу) Вывод: Сложные предложения, состоят из простых предложений, связанных между собой по смыслу, и они отделяются запятой. (первая цель достигнута) Заполнения листа контроля. |
обсуждают вопросы в парах.
достижению первой цели. | Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, давать самооценку своим достижениям Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять её на основе схем, алгоритмов Коммуникативн ые: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, аргументировать свою точку зрения, понимать другую точку зрения, критично относиться к своему мнению | Ответы учеников |
6 | Физкультминутка (3 мин.) | Снять физическое и психическое напряжение | фронтальная | Предлагает выполнить физкультминутку. (слайд 6) | Выполняют физкультминутку. | Переключение учебной деятельности на физическую и эмоциональную. | Наблюдение, выполнение |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин.) | Осознанность восприятия материала, первичное обобщение. | фронтальная, индивидуаль ная работа у доски | В целях первичного закрепления материала, предлагает работу в учебнике (Стр. 36 упр. 49): - Что вы заметили?
Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.
алгоритм наших действий. Вывод: по этому алгоритму мы научимся определять простые и сложные предложения, значит вторая цель нами тоже достигнута. Заполняют лист самоконтроля. |
алгоритм работы с предложениями.
грамматическую основу. Для чего?
- Подходят к достижению второй цели. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативн ые: сотрудничать в совместном решении задачи | Заполнение листов самоконтроля , ответы учеников |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) | Организовать деятельность детей для уточнения и закрепления вновь полученных знаний. | индивидуаль ная | В целях закрепления новых знанию, организует самостоятельную работу учащихся:
самостоятельно. Разноуровневые карточки Карточка № 1 1. Спиши, в простых предложениях найди и подчеркни грамматическую основу. Синей дымкой покрыты луга. На берегу горел костёр, около костра сидели туристы. Ранним утром мы отправились за грибами. Карточка № 2 2. Спиши. Поставь, где нужно, запятые. Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег. Карточка № 3 1. Составь из простых предложений сложные с союзами И, А, НО. Наступила весна. На пригорках показались подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь. Проверка по эталону. Вывод: оцените себя. |
самостоятельную работу, используя алгоритм;
сравнивая с эталоном. | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативн ые: сотрудничать в совместном решении задачи. | Самопроверк а, самооценка |
9 | Включение в систему знаний и повторения (6 мин.) | Применять знания в определенной ситуации. | парная | Предлагает выполнить творческое задание (Игра «Найди пару»): - На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах. | - Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, | Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка | Заполнение листов самоконтроля, взаимопровер ка |
| Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Пригрело солнце. Появились первые проталины. Сверкнула молния. Грянул гром. (слайд 7) Проверка. Чем отличаются на письме сложные предложения от простых? Вывод: научились ставить запятые? Третья цель достигнута. (листки контроля) Оцените работу вашей пары. | отстаивают своё мнение. | Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативн ые: сотрудничать в совместном решении задачи. | ||||
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | Информировать о содержании домашней работы | Фронтальная | Инструктирует о выполнении домашнего задания на материале учебника, внося коррективы в предложения детей (стр. 36 упр. 50) | Знакомятся с заданием, планируют свою деятельность. | Принимают учебную задачу. | Ответы детей, фиксация в дневнике |
11 | Рефлексия учебной деятельности (2 мин.) | Создать условия для осуществления самооценки своих действий и уровня присвоения предметных умений. | фронтальная | Предлагает оценить работу учащихся на уроке при помощи листов самоконтроля: - Подошёл к концу наш урок. Все цели нами достигнуты. Благодаря чему мы их достигли? (наблюдению, исследованию, рассуждению и т.д.) | - Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Познавательные: рефлексия деятельности. Коммуникативн ые: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: самооценка. | Заполнение листов самоконтро ля |
| На листках самоконтроля оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте свой результат.
Благодарю за хорошую работу. Похлопайте себе. | - Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | |||||
Самоанализ урока | Урок был проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Темп урока – высокий. Оказала помощь детям в самостоятельной формулировке темы урока, постановке задач урока постановкой системы вопросов в ходе беседы. Все этапы урока имели чёткие временные рамки, были логично связаны и объединены общей темой. В начале урока была организована словарная работа и минутка чистописания. Рациональное сочетание и чередование предложенных форм деятельности помогло учащимся держать внимание на протяжении всего урока и не уставать. Подобранные мною задания были разноплановыми, соответствовали возрастным особенностям и способностям учащихся, а также способствовали развитию у обучающихся мыслительных операций: внимания, памяти, речи (устной и письменной). На уроке использовались и чередовались различные методы обучения (словесный, наглядный, практический), стимулирования (устная оценка, отметка) и контроля (фронтальная проверка, выполнение заданий у доски). Каждый из методов был своевременен и обусловлен конкретным этапом урока. Детям были предложены фронтальная, индивидуальная и парная формы организации деятельности. Средства наглядности и ТСО работали в соответствии с требованиями СанПиН. Для успешного усвоения темы применила следующие технологии: информационно-коммуникативная технология, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, формирования коммуникативных компетенций. Гигиенические нормы были соблюдены. Во время урока была проведена физкультминутка. Поставленные задачи были реализованы. В конце урока была организована рефлексия учащихся. Объём и сложность домашнего задания соответствовали теме урока и требованиям к усвоению изученного материала на уроке. Был проведен инструктаж по выполнению домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знаки препинания в предложениях с одиночным союзом И"
Урок содержит материал для закрепления темы "Предложения"...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка " Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс
Данная технологическая карта урока разработана по программе " Начальная школа 21 века". Это урок новых знаний....
Технологическая карта урока русский язык по теме "Письмо слов и предложений с буквой Р (р)"
Закрепление. Второй урок....
Технологическая карта урока русского языка "Что такое распространенные и нераспространенные предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях распространенное и нераспространенное предложение.Задачи урока:Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с понятиями распространенн...
Технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс
В материале представлена технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс к учебнику Иванова С.В., Евдокимовой А.О. Это урок №52....