- Организационное начало урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте поприветствуем наших гостей. - И покажем как хорошо и успешно мы умеем работать. Я желаю вам творческой работы.
- Сегодня я вас приглашаю в путешествие по времени, побывать в прошлом и в будущем. Но вот беда, когда я включила машину времени – мне не открылся космический портал, т.к. компьютер показал вирус, и все программы сбились.
- Актуализация знаний.
- Давайте настроим программу и исправим ошибки. Осенний, ветер, качать, деревья.
- Что случилось в этом задании? (было предложение, а стала группа слов) - Составьте из этого набора слов предложение. (Осенний ветер качает деревья.)
- Найдите в этом предложений подлежащее и сказуемое.
- Какое это предложение по интонации? (невосклиц.)
- Какое это предложение по цели высказывания? ( повествов.)
- Скажите, а в каком поясе нашей планеты существует смена времён года? ( в умеренном поясе) - Молодцы! Вот мы и устранили вирус. - Хорошо, вот теперь мы можем при помощи машины времени отправиться в прошлое (в 1 класс) и вспомнить, что мы знаем о предложении. А для этого у вас на столах лежат таблицы. Давайте их заполним. Работа в паре Знаю | Хочу узнать | Узнал | - Предложение состоит из слов.
- Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, восклицательные и вопросительные.
- По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
- В предложении есть главные члены предложения.
|
|
|
Учащиеся заполняют с обсуждением в паре и озвучивают)
- Целеполагание.
- А теперь прочитайте слова: жёлтые, листочки, с, лететь, деревьев.
- Можно ли назвать эту группу слов предложением? Почему? (слова не связаны между собой) -Что значит «слова не связаны»? - Установите связь слов и составьте это предложение?
- Сформулируйте тему урока. ТЕМА: Связь слов в предложений.
- Исходя из темы урока, что мы хотим узнать и какая цель нашего урока? ( научиться устанавливать связь слов в предложении по вопросам)
- А для чего нам нужны эти умения?
- Давайте заполним 2 столбик нашей таблицы. (коллективное обсуждение )
Знаю | Хочу узнать | Узнал | - Предложение состоит из слов.
- Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, восклицательные и вопросительные.
- По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
- В предложении есть главные члены предложения.
| - Каким образом слова связаны в предложении.
- Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении?
|
|
- Работа в тетради.
- А теперь при помощи машины времени вернёмся в настоящее время и выполним задания по нашей теме.
- Прочитайте задание.
- Найдите среди букв слова и составьте из них предложения. Вапрнуслдеосеннийвкамт (Осенний ) Каордветеркпорг (ветер ) Злдпосрываетллтоанп (срывает) Жокнтролистьяенпи (листья)
Осенний ветер срывает последние листья.
- Найдите главные члены предложения. Как они связаны между собой? (вопросами)
Осенний ветер срывает листья.
- А теперь давайте посмотрим, как подлежащее связано с другими словами. Как вы думаете, с каким словом связано слово осенний? (Ветер)
- Поставьте вопрос. (Ветер какой? осенний)
- В предложении эту связь мы показываем стрелочками. От какого слова задаём вопрос от того и ведём стрелочку.
- Работа с правилом.
- Прочитайте правило в учебнике стр. 71 - Как связаны слова в предложении? (по смыслу) -Как нужно задавать вопрос в предложении? (от слова к слову) - Запомните это правило. Расскажите.
- Физминутка
Стоит в лесу избушка, Косули и еноты, А в ней живёт Петрушка Ежи и бегемоты, К нему идёт зверюшка Идут после охоты Попрыгать –поиграть! Попрыгать – поиграть! Олени, носороги, Малиновка, овсянка, Медведи из берлоги, Живая обезьянка, Приходят друг за дружкой У всех одно и тоже – Попрыгать – поиграть! Попрыгать – поиграть!
- Перевод информации из одной формы в другую.
- А теперь давайте составим алгоритм, который будет помогать нам, устанавливать связь слов в предложении.
- Что мы будем делать 1 шагом?2 шагом? 3 шагом?
- Находим подлежащее и сказуемое.
- Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
- Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.
- А теперь пользуясь этими шагами, и разберём предложение. (По вариантам. Два ученика у доски остальные в тетрадях.)
1 вар. на птицы летят Перелётные юг. 2 вар. звери зиме Лесные к готовятся.
- А теперь по картинке, используя схему, составьте своё предложение. .
- Самостоятельная работа на карточках. Разноуровневые задания.
- Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием. Выбери любое задание из предложенных.
1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами по алгоритму.
Тонкий лёд покрыл речку.
2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.
Яркое, лес, солнце, освещает.
3 уровень. Составить предложение на тему «Осень» и установить связь между словами по алгоритму.
|
Проверка: 1-2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.
- А теперь оцените как вы справились с заданием. -У кого оценка совпала? - у кого результаты оказались ниже? - Что у вас вызвало затруднения? - Значит на следующем уроке мы продолжим работать над этой темой? - Рефлексия.
- А теперь на нашей машине времени мы отправимся в будущее и посмотрим, где мы можем применять наши знания по сегодняшней теме. (составлять предложения, писать сочинения и т.д.) - Пришло время заполнить последнюю графу в таблице.
Знаю | Хочу узнать | Узнал | - Предложение состоит из слов.
- Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, восклицательные и вопросительные.
- По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
- В предложении есть главные члены предложения.
| - Каким образом слова связаны в предложении.
- Что нужно сделать, чтобы правильно связать слова в предложении?
| - Слова в предложении связаны по смыслу.
- Связь слов в предложении можно установить при помощи вопросов.
|
- Итак, чему мы сегодня научились на уроке? (учились устанавливать связь слов между словами в предложении) - Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов)
- Вы хорошо потрудились. Спасибо вам за хорошую работу.
|