разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя Гаврилкина Марина Владимировна
2. Класс: 4А Предмет: русский язык
3. Тема урока: Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.
4. Тип урока: ОНЗ
5. Цель: формирование навыков распознавания простых и сложных предложений и расстановки знаков препинания в сложном предложении с союзами и, а, но.
6. Задачи: познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении, развивать речь при конструировании сложных предложений, формировать умение составлять схемы сложных предложений.
7. Используемые технологии: технология деятельностного метода
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задание для учащихся, которое приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты (предметные) | УУД |
Мотивация к учебной деятельности. | Внимательно слушают учителя, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы. Записывают дату. | Читает стихотворение, задаёт вопросы ученикам, настраивает на успешную деятельность. | Начинается урок, - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (интересным,
(активными, Откройте тетради и запишите дату. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, настроиться на успешную деятельность. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Читают предложения.
Объясняют орфограмму в словах «солнце», «осветило», «окрестность», «озарилась». Записывают слова с проверочными, выделяют орфограммы. Высказывают свои предположения. Находят грамматическую основу. Высказывают свои предположения. | Предлагает прочитать предложения. Просит объяснить орфограмму в словах «солнце», «осветило», «окрестность», «озарилась». Записать слова с проверочными, выделить орфограммы. Задаёт вопросы, выслушивает ответы. Предлагает найти грамматическую основу предложений. Задаёт вопросы, выслушивает ответы. | (Предложения записаны на доске) Со_нце встало и осв_тило окрес_ность. Со_нце встало, и окрес_ность оз_рилась светом. Записать предложения в тетрадь Чем похожи эти предложения? (содержится одна и та же мысль) Чем отличаются? ( во втором предложении есть запятая, а в первом нет). Кто уверен в том, что может объяснить, почему во втором предложении стоит запятая? Кто сомневается? Кто не знает ответа на этот вопрос? Что у нас возникло? (затруднение) Как поступить в этой ситуации? Найдите грамматическую основу в первом предложении? (Солнце встало и осветило) (Подчеркнуть грамматическую основу) Найдите грамматическую основу во втором предложении? (Солнце встало, окрестность озарилась) Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое) Предположите, как называется предложение, в котором больше чем одна грамматическая основа? (сложное) | Формировать умение объяснять орфограммы, подбирать проверочные слова, выделять орфограммы. формировать умения применять изученные способы действий, достаточных для построения нового знания; |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Овладение умением включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
Постановка темы и цели урока. | Слушают вопрос, дает ответ на него. | Задает вопрос. | Предположите тему урока (Простые и сложные предложения). Какова цель урока? Чему будем учиться? | прогнозировать тему урока и цели урока | Планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации, формулировать тему и цель урока. |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | Строят схемы предложений. Отвечают на вопросы, делают выводы. | Предлагает построить схемы предложений. Задает вопросы, выслушивает ответы. | Вернемся к предложениям. Построим схему первого предложения. Назовите основу. и Сколько в предложении основ? (одна). Какое это предложение? (простое с однородными сказуемыми). Чем соединены сказуемые (союзом И) Нужна здесь запятая? (нет).Сделайте вывод. (В простом предложении с однородными сказуемыми, соединенными союзом И, запятая не ставится.) Построим схему второго предложения. , И Назовите первую основу (солнце встало), вторую (окрестность озарилась). Сколько здесь основ ( 2) Как называется такое предложение? (сложное) Чем соединены (союзом И). Где стоит запятая? (перед союзом И). Сделайте вывод. (В сложном предложении перед союзом И ставится запятая). Кто нам помогает в трудной ситуации на уроках русского языка? ( Профессор Самоваров). Давайте посмотрим, что он говорит по этому поводу. ( учебник с. 75). | Строить правильно схемы предложений, отвечать на вопросы , удерживая цель и задачи учебной деятельности, делать выводы. | Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Физминутка (зарядка для глаз) | Дети выполняют движения | Выполняет вместе с детьми. | 1 упражнение- «Сова» ( дети поочередно зажмуривают сильно глаза и открывают их) 2 упражнение - «Муха» ( дети поочередно вращают глазами по часовой стрелке и против часовой) 3 упражнение - «Паук» ( дети двигают глазами из правого верхнего угла в левый нижний, а из левого верхнего угла в правый нижний) | ||
Пробное действие. | Составляют самостоятельно алгоритм. Сверяют с эталоном Оценивают правильность составления алгоритма. | Предлагает самостоятельно составить алгоритм Предъявляет эталон на доске. Выслушивает ответы. | Групповая работа. Составить алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении» (алгоритм составляется из разрезанных частей, которые предлагаются детям) Сверьте свой алгоритм с эталоном. Кто составил алгоритм, согласно эталону. | Формировать умение работать в группе, составлять алгоритм, сверять с эталоном, оценивать правильность своей работы. | Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Записывают предложения в тетрадь, объясняют выбор знаков препинания по алгоритму. | Диктует предложения. Выслушивает объяснения выбора знаков препинания по алгоритму. | Дул легкий ветерок, и падал мелкий снежок. (сложное) Молодые побеги сморщились и завяли. (простое) Записываем (предложения в тетрадь) | Формировать умение определять тип предложения, объяснять выбор знаков препинания по алгоритму с проговариванием во внешней речи . | Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
Включение в систему знаний и повторение. | Работают в парах. Составляют предложения по схемам. | Наблюдает за происходящим. | И , НО , А | Формировать умение коллективной деятельности для достижения общей цели. | Определять общие цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | Выполняют тест Проверяют свой тест по эталону, выставляют себе отметку.. | Вывешивает шкалу оценивания. | Листья сорвались с деревьев и закружились в прозрачном воздухе. Ласточка день начинает а соловей вечер заканчивает. Лиса семерых волков проведет. Тучи сошлись и сверкнула молния. Гром грохотал но дождь не начинался. (предложения написаны ни листочках) «+» - запятая нужна «-» - запятая не нужна. - + - + + Пользуясь шкалой, поставьте себе отметку. (нет ошибок- «5» 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3» 3 и более - «2») | Формировать умения выполнять работу самостоятельно; по шкале оценивания осуществлять самоконтроль, понимать свои ошибки, осознавать шаги на перспективу. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Подводят итог урока, делают выводы. | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке с помощью цветных карандашей. | Зеленый- я хорошо понял тему урока. Желтый- я испытываю трудности в этой теме. Красный- я плохо понял эту тему. Спасибо за правдивые ответы. Если не все еще подняли красные карандаши, значит, у нас есть над чем работать. Какие советы можно дать себе и другим ребятам? | закреплять умение оценить свою работу на уроке. | Оценивать собственную и коллективную деятельность, выделять необходимую информацию, обосновывать выбор, умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха . |
Домашнее задание. | Записывают в дневник. | Записывает на доске. | с. 77 упр. 123, правило с. 75 | Формировать наличие мотивации к учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка УМК 2100 "Запятая в сложном предложении с союзами И,А,НО"
Урок открытия новых знаний....

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»
Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...
урок русского языка по теме "Запятая в сложном предложении" по "Школе 2100"
Цели урока: - развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и и исправлять ошибк...

Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"
Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"...

Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе
Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...

Презентация урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" 4 класс
Презентация урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы....

Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»
Методическая разработка к уроку русского языка на тему: «Простое и сложное предложение»...