КТП по русскому языку 4 класс по системе Занкова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

Волкова Мария Альбертовна

КТП по русскому языку 4 класс система Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_russkiy_yazyk_4_klass.docx107.41 КБ

Предварительный просмотр:

  4 класс русский язык

п/п

Наименование раздела, тем

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и контроль образовательных результатов

1

2

3

4

5

1 четверть

  1.  Что нужно для общения – 16 ч.

Формирование УУД:

Личностные:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

Регулятивные:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

Познавательные:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

– использовать речь для регуляции своего действия;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

1

1

Соответствие средств устного общения речевой ситуации.

(№ 1 – 4)

Ориентироваться в средствах устного общения, в справочном материале учебника.

Называть изученные части речи, члены предложения.

Находить в тексте словосочетания по заданной схеме, однородные члены.

Иметь представление о разделах языка, о средствах связи слов в предложении.

Уметь определять грамматические признаки существительного и глагола.

Уметь решать орфографические задачи (безударные гласные в корне слова).

2

2

Телеграмма как жанр текста.

(№ 5 – 9)

Знать признаки текста,  стиль, типы и жанры текста; понимать какой текст называется изложением; что окончание -  это средство связи слов в предложении и  грамматический показатель, алфавит.

 Иметь представление о составлении и редактировании текста телеграммы; о заимствованных словах, способах определения лексического значения заимствованных слов.

Уметь решать орфографические задачи: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова).

Поиск объяснения в словаре.

Доказательство утверждений.

Составление и редактирование текстов телеграмм.

Работа в группах по взаимопроверке.

3

3

Что такое тема.

(№ 10 – 12)

Иметь представление о грамматической и лексической сочетаемости.

Уметь находить словосочетания:  сущ. + прилаг.,  сущ. + сущ.,  гл. + сущ.

Знать, по каким грамматическим признакам прилагательные согласуются с существительными.

Знать падежные формы существительных и уметь приводить примеры.

Уметь проверять правописание безударных окончаний по таблице и используя слова с ударными окончаниями (с.11)

Работа в группах по составлению задания.

Работа со словарной статьей.

Поиск необходимого материала в справочнике учебника.

4

4

Стиль, тип и тема текста.

(№ 13 -  15)

Знать стиль, тип, признаки текста.

Уметь определять тему текста.

Выбор темы, написание сочинения.

Принимать участие в обсуждении.

Сочинение №1

5

5

Анализ сочинений.  Заголовок  и основная мысль текста.

(№ 16 – 20)

 Уметь определять склонение, падеж, число имен существительных.

Уметь отделять знание от незнания, подбирать синонимы.

Части слова.

Тема, заголовок, основная мысль текста.

Различать звук и букву.

Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного.

Уметь решать орфографические задачи: правописание безударных окончаний имени существительного и прилагательного.

Знакомство с работой над сочинением известных писателей.

Работа со словарной статьей. Знакомство с разными видами словарей.

6

6

Входная диагностическая работа

Контроль знаний

ДР № 1

7

7

Работа со словарем и словарной статьей.

(№ 21 – 24)

Работа со словарем, словарной статьей. Иметь представление о стилистически окрашенных словах.

Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы.

 Решение орфографических задач: слова

с непроверяемыми орфограммами. Словосочетание гл. + мест.

Знать, что имена существительные, могут иметь  форму только единственного (множественного) числа

Работа со словарем, словарной статьей.

Заполнение предложенной таблицы с анализом орфограмм.

Письменный анализ сказки с опорой на вопросы.

8

8

Анализ сочинений.  Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка.

(№ 25 – 28)

Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа».

Данные темы поддерживаются содержанием всего учебника, но возможны и другие те-

мы исследования (представление работ по мере их завершения). Словообразование. Глагол и отглагольные существительные. Падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения.

Актуализация знаний: существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих

Анализируют  текст, предложения.

Выбор и доказательство своего мнения.

Выбор темы исследования.

Старт проектно-исследовательской работы

9

9

Входной контрольный диктант

Диагностика логопедических и грамматических проблем.

Диктант

№ 1

10

10

Работа над ошибками. Словарь эпитетов.

(№ 29-31)

Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен сущ. и прил., буква удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парн. согл., непроизносимых согл., безуд. гласн. в корне слова.

Лексическая работа: эпитеты, их роль

Фонетический разбор.

Решение орфографических задач.

Работа со словарем.

11

11

Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании.

(№ 32 – 36)

Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но». Актуализация знаний: члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки существительных, глаголов. Морфологический и фонетический разбор

Анализируют, наблюдают, доказывают.

Письмо по памяти.

Решение орфографических задач.

12

12

Роль Ь и Ъ.

 (№ 36-40)

Роль Ъ и Ь. Стили: художественный и научно-популярный (назначение, признаки, сравнение) Глагол и отглагольные (без введения понятия) существительные. Морфологический и морфемный разбор имени существительного,

сложные слова.

 Сравнение текстов.

Определение типа текста.

Работа с репродукциями картин.

Анализ и группировка слов.

13

13

Правописание безударных окончаний имен существительных.

(№ 41 – 48)

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном

падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Словообразование. Чередование согласных звуков и их букв в корне слова при словообразовании. Актуализация знаний: алфавит, фонетический разбор. Лексическая работа: словарная статья, эпитеты, их роль в тексте, характеристика предмета или явления, составление характеристики, редактирование. Работа с репродукциями картин. Актуализация знаний: разбор слова по составу. Решение орфографических задач: гласные о ё после шипящих и ц, ы и после ц, словарные слова

Анализ и сокращение текста.

Разгадывание ребусов. Оценивание своих возможностей, знаний. 

14

14

Проверочная работа по теме «Что нужно для общения»

Контроль знаний учащихся  после обобщения и систематизации  орфограмм, изученных в 1 – 3 классах

ПР № 1

15

15

Работа над ошибками.

Синонимы, стилистические синонимы.

(№ 49 -54)

Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). Актуализация знаний: словосочетание, падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного

Работа со словарной статьей.

Решение орфографических задач.

Анализ работы над выбранной темой исследования.

16

16

Определение лексического значения слова. Фразеологизмы

(№ 55 – 59)

Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей.

Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач: правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова.

Фразеологизмы, их роль в языке.

Анализ, наблюдение, доказательство своего мнения.

  1.   Обращение - 10  часов

Формирование УУД:

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

 

Коммуникативные:

17

1

Выделение обращения в устной и письменной речи.

(№ 60 – 62)

Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова

Наблюдение за предложениями, моделирование предложений с обращениями. Работа с текстом правила.

18

2

Части речи, которыми возможно выразить обращение.

(№ 63 – 66 )

Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение.  Актуализация знаний: грамматические признаки существительного. Этимология слова. Устаревшие слова

Наблюдение за обращениями. Наблюдение за этимологией слова.

Составление таблицы пропущенных орфограмм.

19

3

Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки).

(№ 67 – 70)

Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Правописание парных согласных, суффикса - ек-. Лексическая работа: этимология слова.

Исследование текстов закличек и скороговорок.

Наблюдение за этимологией слова.

Групповая проектная работа (№ 68).

Работа со словарной статьей

Решение орфографических задач:

20

4

Средства устного общения.

(№ 71 – 75)

Контрольный словарный диктант

Средства устного общения: вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту,

в учебной ситцуации. Обособление обращений. Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл. + мест. Выбор предлога о и об.

Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Решение орфографических задач. Узнавание вида текста.

СД № 1

21

5

Восклицательный знак при обращении.  

(№ 76 – 81)

 Решение орфографических задач:, правописание суффиксов  -ек-, -ик-. Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов.  Восклицательный знак при обращении (упр. 78) Текст: тема, заголовок, стиль. Лексическая работа: стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно - ласкательных суффиксов)

Работа со словарной статьей.

Определение стиля текста, доказательство.

Определение темы, заголовка текста. Наблюдение за этимологией фамилий.

22

6

Виды обращения в зависимости от адресата и места общения.

(№ 82 – 84)

Актуализация знаний: фонетический анализ слова, склонение существительных. Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения.

Обращение, состоящее из нескольких слов.

Анализ заданий по трудности выполнения.

Работа с репродукциями картин. Решение орфографических задач: словарные слова.

Учебная игра (№ 83)

23

7

Открытка как вид текста.

(№ 85 – 86)

Лексическая работа: открытка как вид текста. Выделение обращения в устной и письменной речи. Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически

окрашенные обращение, условия их употребления. Актуализация знаний:  грамматические признаки существительного, разбор слова по составу, роль местоимений в речи, изменение местоимений по падежам; определение падежей, склонение существительных.

Анализ текста открытки.

Практическая работа по составлению текста открытки.

24

8

Обобщение  по теме: «Выделение обращения в устной и письменной речи».

(с. 51 – 53, Проверь себя, № 90 - 92)

Обобщение знаний по теме. Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь.

Исторические чередования звуков (букв) в слове

Объяснение своего мнения.

Инсценирование правил поведения, обращения к другому человеку.

Письмо по памяти.

25

9

Проверочная работа по теме «Обращение»

Контроль знаний по изученной теме.

ПР № 2

26

10

Работа над ошибками. Составление плана текста.

(№ 87 – 89)

План текста. Актуализация знаний:  грамматические признаки существительного и глагола, разбор слова по составу

Составление плана текста.

Доказательство своего мнения.

                               Части речи - 3  часа

27

1

 Части речи: самостоятельные и служебные.

(№ 93 – 94)

Части речи: самостоятельные и служебные (актуализация знаний и введение новой ин-

формации). Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: словарные слова.

Работа с текстом, выделение известных знаний, составление таблицы «Части речи и их грамматические значения»

Работа в группах: составление высказывания, таблицы или схемы по теме высказывания.

28

2

Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи.

(№ 95 – 99)

Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Сфера употребление фразеологизмов в речи. Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц).

Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ.

Работа с текстом правила.

Составление предложений в соответствии с заданием. Доказательство своего мнения.

Сравнение  предложений с фразеологизмами и без них.

29

3

Части речи и их грамматические признаки.

 (№ 100 – 103)

Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции.

Разбор предложений по частям речи и членам предложений.

Наблюдение за падежными вопросами местоимений. Решение орфографических задач.

Сравнение текстов.

Практическая  работа по составлению инструкции.

Склонение имен существительных в форме единственного числа - 14  часов

30

1

Имя существительное как часть речи.

(№ 104 – 106)

Актуализация знаний: имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Согласование существительного с прилагательным. Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Окончания существительных

1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей.: Правописание падежных окончаний существительных, словарные слова.

Выделение нужных знаний из художественного текста.

Работа с таблицей (см. У- 26).

Разгадывание «секрета» упражнения.

Решение орфографических задач. Лексическая работа.

31

2

Грамматические признаки имени существительного.

 (№ 107 – 109)

Правописание непроверяемых слов.  Падеж существительных.

Лексическая работа: текст, тип текста, переносное значение слова, многозначность, лексическая сочетаемость. Фонетический и грамматический анализ слова. Актуализация знаний: обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение.

Работа со словарем учебника. Работа с репродукцией картины.

Составление алгоритма действий.

32

3

Грамматические признаки имени существительного.

 (№ 110 – 112)

33

4

Контрольное списывание.

Контроль умения работать с текстом

КС № 1

34

5

Анализ результатов контрольного списывания. Правописание окончаний существительных.

(№ 113 – 117)

Окончания существительных 3 склонения в Т.п.

Средства устного общения: самостоятельное создание речевой ситуации на заданную

тему. Лексическая работа: значение слов и выражений, лексическая сочетаемость, синонимы. Описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний:

состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач

Решение о правильности оформления записи.

Взаимопроверка.

Работа со словарем синонимов.

Письменная работа: мини-сочинение.

Мини-сочинение

№ 2

35

6

 Анализ сочинений.  Наблюдение за правописанием безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах.

(№ 118 – 122)

Склонение существительных 1, 2 и 3 скл.

Согласование существительного и прилагательного. Актуализация знаний: обращение, выделение обращения в устной и письменной речи Окончание как грамматический показатель.

Работа со словообразовательным словарем.

Наблюдение за окончаниями существительных в Р., Д., П. падежах.

36

7

Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей.

(№ 123 – 127)

Окончание как грамматический показатель.

Составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей».

Решение орфографических задач.

37

8

Слова, оканчивающиеся на –ОЙ.

(№ 128 – 130)

Контрольный словарный диктант.

Окончание как грамматический показатель.

Группировка слов  разными способами.

СД № 2

38

9

Различие в склонении одушевленных и неодушевленных существительных 2 склонения.

(№ 131 – 134)

Текст повествование, текст – рассуждение.

Сочинение – рассуждение «Что человека приводит к успеху». Синонимы, эпитеты. Склонение. Разбор по членам и частям речи. Время глагола.

Работа с дополнительной литературой.

Решение проектной задачи.

Решение проектной задачи

№ 1

39

10

Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падежа.

(№ 137- 139)

Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Сравнение падежных форм в научном и художественном текстах.

Краткое изложение текста.

Работа с диаграммами.

Работа с таблицей. Анализ данных таблицы. Выведение правила.

Работа с правилом.

Изложение

№ 1

40

11

Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа»

Контроль знаний по изученной теме

КР № 1

41

12

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных.

(№ 140, 141, 136, 134)

Решение орфографических

задач. Актуализация знаний: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные существительные. Склонение одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных

Сравнение падежей слов с предлогом В.

Исследование по теме (№ 141)

42

13

Контрольный диктант за 1 четверть.

Контроль знаний учащихся.

КД № 2

43

14

Работа над ошибками. Развитие умений в решении орфографиче-ских задач.

Анализ допущенных ошибок

Склонение имен существительных в форме множественного числа (8 ч)

44

1

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

(№ 142 – 144)

Склонение существительных в форме множественного числа. Типы склонения.

Лексическая работа: синонимы, лексическая сочетаемость. Решение орфографических задач: безударная гласная в корне.

Работа со словарем синонимов.

Работа с репродукциями картин. Самостоятельное составление рассказа (устного или письменного) на основе текста и репродукций картин. Составление сводной таблицы склонений существительных мн. ч.

45

2

Склонение имён существительных в форме множественного числа.

(№ 145 -  147)

 Актуализация знаний: обращение,

знаки препинания при обращении. Морфологический

разбор имени существительного.

Лексическая работа:

 Решение орфографических задач.

Определение отношения к чему-либо.

2 четверть

46

3

Родительный падеж имен существительных в форме множественного числа.

(№ 148 – 151)

Окончание как грамматический показатель   Р.п. множественного числа существительных.

Решение орфографических задач.

47

4

Окончание как грамматический показатель.

(№ 152 – 154)

 Окончания имен существительных множественного числа в форме Р.п. и В.П

П. Лексическая работа: синонимы, переносное значение, антонимы, многозначность слова. Омонимы.

Средства устного общения.

 Инсценирование.

Работа со словарем синонимов.

Наблюдение за словами – синонимами.

48

5

Творительный падеж множественного числа имён существительных

(№ 155 – 157)

Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке.

Словообразование. Существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: о–ё после шипящих и ц. Употребление числительных «оба» и «обе».

Взаимопроверка.

49

6

Обучающее сочинение по картине К. Штейнбен «А.В. Суворов»

(№ 158 – 161)

Лексическая работа: подбор определений к слову «характер», «поза». Актуализация знаний: однородные члены предложения, знаки препинания при них; словосочетание; согласование существительного и прилагательного

Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции.

Работа со словарем эпитетов.

Сочинение (по № 158 в) № 3

50

7

Анализ сочинений.  Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных»

(с. 91 -93)

Обобщение знаний по теме

51

8

Контрольная работа по теме «Склонение  имен существительных во множественном числе»

Контроль знаний по изученной теме.

КР № 2

            Склонение имен прилагательных  - 15 часов

52

1

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного.

(№ 162 – 164)

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Окончания прилагательного в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Тема, абзац, тема абзаца

Работа с текстом (№ 162). Выделение необходимых знаний из текста.

Использование помощи справочного материала учебника.

Заполнение таблицы (см. начало У – 26).

Работа с текстом правила.

Сравнение окончаний.

Самостоятельная работа (№ 164)

53

2

Согласование имён прилагательных с существительным.

(№ 165 – 170)

 Образование имен прилагательных. Притяжательные прилагательные. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, разбор предложений; фонетический анализ слова. Сложное предложение, роль в предложении

личного местоимения в косвенной форме.

Удвоенные согласные, безударные гласные. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке

Проверка домашнего задания совмещается с № 165.

Решение орфографических задач.

Объяснение фразеологизмов.

Разбор предложений по членам и частям речи.

54

3

Правописание падежных окончаний прилагательных.

(№ 171 – 174)

Структурные части, повтор слов как стилистический прием. Правописание падежных окончаний прилагательных. Актуализация знаний: состав слова и части речи; части речи и члены предложения; алфавит; фонетический анализ слова. Морфологический разбор прилагательных. Окончание как грамматический показатель.

: словарные слова, безударные окончания прилагательных. Лексическая работа: слова, называющие цвета, роль прилагательных в речи

Работа с текстом.

 Решение орфографических задач.

Выбор заданий.

55

4

Роль прилагательных  в речи.

(№ 175 – 177)

Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным. Актуализация знаний: одно-коренные слова, части речи, их разбор. Связь личного местоимения  с существитель-ным, на которое оно указывает. Правописание безудар-ных окончаний прилагательного.

Работа с текстом (№177): эссе (размышление), написание эссе на основе данного текста и собственной информированнос-ти.

56

5

Разбор по составу слова имен прилагательных.

(№ 178 – 181)

Актуализация знаний: алфавит, разбор по составу, способы словообразования. Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Роль имен прилаг. и сущ. в предложении.

Работа с текстом: нахождение материала для выполнения задания.

Заполнение адреса на конверте.

57

6

Особенности склонения имен прилагательных мужского и среднего рода..

(№ 182 – 185)

Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных

м. и ср. рода. Правописание безударных окончаний прилаг. Т.п. и П.п. прилаг. м. рода. Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п. прилагательных

женского рода. Роль прилагательных в тексте. Сравнение текста описания и текста повествования; прием олицетворения. Актуализация знаний: орфограммы в корне и окончании, однородные члены предложения, знаки препинания при них, состав слова, грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола

Лексическая работа: анализ смысла пословиц, синонимы, многозначность, переносное значение.

Работа со словарной статьей из словаря эпитетов.

58

7

Особенности склонения имен прилагательных женского рода.

(№ 186 – 189)

Контрольный словарный диктант.

Правописание безударных окончаний прилагательных.

Роль прилагательных в речи. Текст-повествование: роль глаголов в речи. Актуализация знаний: части речи и члены предложения, разбор предложения

Работа с текстом: описание в научном и художественном стиле.

СД № 3

59

8

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

(№190 – 193)

Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Художественное и научное описание. Употребление числительных «оба» и «обе». Словарные слова.

Актуализация знаний: (непроизносимые согласные, словарные слова); алфавит

Работа с текстом: художественное и научное описание; сравнительное описание; тема каждой части. Составление научного описания на основе проанализированных текстов.

Создание алгоритма определения падежа у прилагательных в форме множественного числа.

Решение орфографических задач.

60

9

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа.

(№ 194 – 198)

 Решение орфографических задач в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: фонетический и морфологический анализ слова,.

Работа со словарем.

Составление предложений.

Решение орфографических задач.

61

10

Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончании прилагательных.

(№ 199 – 203)

о–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы,

лексическая сочетаемость. Работа с текстом: связное устное высказывание;

обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»;

лишние слова; синонимы

62

11

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.  (№ 204 – 207)

Лексическая работа: различение слов по смыслу.

Связь состояния человека с его речью.

Разбор по членам предложения и частям речи.

Письменная работа: рассказ о событии.

Работа со  словарем синонимов.

Мини- сочинение

№ 4

(по № 206)

63

13

Склонение прилагательных перешедших в существительные.

(№ 208 – 213)

Знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний:

решение орфографических задач (составление таблицы орфограмм), разбор предложения по членам и по частям речи. Субстантивация (переход прилагательных в существительные) – упр. 210. Повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: фонетический анализ слов

Наблюдение за ролью знаков препинания.

Составление таблицы орфограмм.

64

14

Сочинение – рассуждение по данному началу.

(с. 122 – 123)

Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных»

Работа с текстом. Доказательство выбранного типа текста.

Составление  собственного текста.

Сочинение

№ 5

(по № 3 с. 123)

65

15

Контрольная работа по теме «Склонение имён прилагательных»

Контроль знаний по изученным темам

КР № 3

Местоимение  -  8 ч

66

1

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.

(№ 214 – 217)

Местоимение как часть речи. Нахождение местоимений без различения их разрядов

в тексте.

Рассуждение над смыслом слова: местоимение.

Работа с правилом.

Составление таблицы (начало У – 26)

67

2

Роль местоимений  в речи.

(№ 218 – 220)

Лексическая работа: синонимы. Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения. Устранение стилистических ошибок, связанных с повтором слов. Грамматическая связь местоимения с

сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом

Работа с текстом: восстановление деформированного текста.

Работа со словарем синонимов.

68

3

Личные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений.

(№ 221 – 224)

Введение понятия «личные местоимения». Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает

Поиск признаков текста-рассуж-дения.

Исследование грамматических признаков личных местоимений.

Работа с текстом правила.

Заполнение таблицы «Личные местоимения».

69

4

Смысл личных местоимений.

(№ 225 – 229)

 Средства устного общения: инсценирование ситуаций, раскрывающих смысл личных местоимений. Анкета как вид текста официально-делового стиля. Заполнение анкеты.

Инсценирование «личных местоимений».

Работа с картиной.

Работа со справочником синонимов.

70

5

Синтаксическая роль личных местоимений.

(№ 230 – 233)

Лексическая работа: синонимы. Употребления местоимений в речи. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного

с прилагательным. Лексическая работа: переносное значение слов. Ошибки, связанные

с употреблением местоимений

Работа с репродукцией картины. Развитие устной речи: инсценирование.

Выбор правильно построенного предложения.

71

6

Грамматические признаки личных местоимений.

(№ 234 – 237)

Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений.

Грамматическая связь личных местоимений и глаголов настоящего времени. Актуализация знаний: окончания глаголов, фонетический разбор. Род несклоняемых существительных. Ошибки, связанные с употреблением местоимений.

Объяснение вариантов группировки.

72

7

Связь грамматических признаков личного местоимения и существительного.

(№ 238 – 240)

Связь грамматических признаков местоимения и существительного, на которое оно указывает. Работа с текстом: основная мысль автора; тип текста, особенности употребления частей речи в тексте-описании и в тексте-повествовании. Преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбор по членам предложения, разбор как части речи. Наблюдение зависимости: личное местоимение – окончание глагола

Поиск признаков типа текста.

73

8

Контрольная работа по теме «Личные местоимения»

Контроль знаний по изученной теме

КР № 4

                        Склонение личных местоимений  -  8 ч

74

1

Работа над ошибками. Склонение личных местоимений.

(№ 241 – 244)

Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141). Орфограммы, связанные

со склонением личных местоимений. Особенности склонения личных местоимений 3 лица.

Анализ таблицы, наблюдение за изменением личных местоимений.

Работа с репродукциями.

75

2

Правописание предлогов с личными местоимениями

(№ 245 – 247)

Правописание предлогов с личными местоимениями. Написание начальное буквы Н

у местоимений после некоторых предлогов. Лексическая работа: синонимы

Группировка словосочетаний.

Сравнение групп: отличие.

76

3

Грамматическая связь глагола с личными местоимениями

 (№ 248 – 251)

Словарный диктант.

Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных

местоимений (продолжение темы). Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного. Средства устного общения: инсценирование  речевой ситуации. Грамматическая связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личных местоимений

Анализ своего поведения.

Лексическая работа: правильно говори слова.

Создание своего текста в соответствии выбранной темы.

СД № 4

77

4

Правописание предлогов с личными местоимениями

 (№ 252 – 256) 

 Лексическая работа: многозначность слова. Грамматическая связь глагола с личным место- имением.

Решение орфографических задач (составление таблицы).

Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика

78

5

Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие.

Контроль знаний за 1 полугодие.

КД № 3

79

6

Контрольное списывание.

Контроль умения работать с текстом.

КС №2

80

7

Развитие умения в написании личных местоимений в косвенных падежах.

Актуализация знаний: обращение, характеристика предложений.

Решение орфографических задач. Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика

3 четверть

81

8

Обобщение по теме: «Склонение личных местоимений».

(с. 148-149)

Обобщение знаний по теме. Проверь себя.

Работа с текстом инструкции

                           Грамматические признаки глагола  -  23 ч

82

1

Части речи и типы текстов.

 (№ 260 -  263)

Текст – описание. Текст – повествование.  Время, число, род глагола.

Работа с репродукциями. Создание своих текстов по репродукциям.

83

2

Грамматические признаки глаголов.

(№ 264 – 269)

Представление о неопределенной форме глагола,  её отличительных признаках.  Основа неопределённой формы глагола. Грамматические признаки глагола: вид, время, лицо, число, род. Диалог. Разбор глаголов по составу. Роль глаголов в речи.

Наблюдение за видом глаголов.

Сравнение глаголов разных видов.

Исследование роли окончаний глаголов, отличии неопределенной формы глаголов от других форм.

Составление таблицы (начало У-26)

84

3

Совершенный и несовершенный вид глагола.

(№ 270 – 275)

Вид – как постоянный признак.  Законченное и  незаконченное действия. Роль глаголов в предложении. Зависимость  времени и вида глаголов.

Составление таблицы «Время и вид глагола».

Составление алгоритма образования форм времени глагола (№ 275).

85

4

Простое и составное сказуемое.

(№ 278 – 279, 276 -277)

Понятие о составном сказуемом. Глаголы-синонимы.

 Цитата. Звуко-буквенный анализ слов. Определение грамматических признаков глаголов.

Этапы проведения исследования на примере из упражнения 276.

Проведение исследования «Текст упражнения № 276 – рассуждение».

Знакомство с цитатой.

86

5

Образование совершенного и несовершенного видов глагола.

(№ 280 – 284)

Образование совершенного и несовершенного видов глагола от разных основ (на примерах).

Способы образования слов.  

Проведение эксперимента.

87

6

Обучающее изложение.

 

Основная мысль текста. Работа корректора.

Изложение текста.

Изложение

№ 2 (по № 285)

88

7

Анализ изложений.  Правописание глагольных суффиксов.

(№ 286 – 289)

Понятие о глагольном суффиксе. Разбор глаголов по составу. Глаголы-синонимы. Образование глаголов совершенного  и несовершенного видов.

Работа с текстом правила.

Работа со справочником синонимов.

89

8

Контрольная работа по теме «Неопределенная форма глагола. Вид глагола».

Контроль знаний по изученной теме.

КР № 5

90

9

Работа над ошибками. Прошедшее время глагола.

(№ 290 – 296)

Глаголы – антонимы. Разбор по составу глаголов. Простое предложение с однородными членами. Сравнение грамматических признаков подлежащего и сказуемого. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Правописание безударного окончания глаголов прошедшего времени. Справочник глаголов с безударными суффиксами.

Составление таблицы «Грамматические признаки глаголов прошедшего времени».

Формулирование правила написания безударного окончания у глаголов прошедшего времени».

Создание алгоритма определения безударного суффикса глагола прошедшего времени.

91

10

Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

(№ 297 – 301)

Схема предложения. Стили текста.  Разбор глаголов по составу. Морфологический анализ существительного, прилагательного и глагола.

Глаголы – синонимы.

Правильное произношение слов из рубрики «Говори правильно».  Составление таблицы орфограмм по упражнению.

Создание задания по упражнению № 298.

Доказательство определения стиля текста.

Работа со справочником синонимов.

92

11

Суффикс  -Л-  глаголов прошедшего времени.

(№ 302 – 306)

Глаголы – синонимы. Редкие формы  глаголов прошедшего времени (без суффикса –л-).  

Грамматические признаки глагола.

Актуализация знаний: суффиксы : -ик, -ек.

Наблюдение за образованием глаголов прошедшего времени. Группировка глаголов по форме времени.

93

12

Обучающее изложение.

Озаглавливание  текста.  Деление на части. Выделение  главной мысли  каждой части.  

Создание нового текста.

 Работа корректором – взаимопроверка.

Изложение

№ 3 (№ 306-307)

94

13

Анализ изложений. Настоящее и будущее время глагола.

(№ 308 – 313)

Написание  Ь в глаголах на –тся и –ться (предположение). Разбор слов по составу. Группирование глаголов по определенным грамматическим признакам. Однокоренныйе слова. Инсценирование  речевой ситуации. Распознавание глаголов на –ться и –тся на слух.

Актуализация знаний: удвоенные согласные.

Предположение о правописании глаголов на ТСЯ  и ТЬСЯ.

Групповая работа: вывод о написании ТСЯ и ТЬСЯ.

Работа с правилом.

Объяснение написания удвоенной согласной.

95

14

Правописание глаголов на

 –ться и –тся.

(№ 314 – 318)

Звуко-буквенный состав слов. Синонимы. Грамматические признаки существительных и глаголов. Слова из рубрики «Запомни»

Деление на группы по заданному основанию.

Разгадывание кроссворда. Составление словосочетаний.  

Работа по репродукциям.

96

15

Обобщение знаний по теме «Время глагола»

(С. 35-36)

Проверочная работа  по изучаемой теме.

Восстановление сказки. Справочник эпитетов.  Неопределенная форма глагола.  Глаголы настоящего и будущего времени. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки существительных, прилагательных и глаголов.

Работа со справочником эпитетов.

Группировка глаголов из текста.

ПР  № 3

97

16

Лицо глагола.

(319 – 321)

Окончание (напоминание). Связь окончаний слов и их грамматических признаков.  Роль окончаний.

Окончания глаголов. Связь глаголов с местоимениями. Личные формы глаголов. Глаголы-синонимы. Личные окончания глаголов.

Восстановление предложений.

Наблюдение за изменением глаголов по лицам.

Исследование, изменяется ли по лицам  глагол в форме прошедшего времени.

98

17

Личные окончания глаголов.

(№ 322 – 327)

Грамматические признаки глагола.  Работа над изученными орфограммами. Стихотворный текст.  Колыбельная. Олицетворение. Личные окончания глаголов. Изменение глагола звонить по лицам и его употребление в устной речи.

Группировка слов.

Работа с таблицей. Выделение известных ученику знаний.

Правильное  произношение форм  глагола ЗВОНИТЬ.

99

18

Подготовка к сочинению (Анализ текста и репродукции картины)

Употребление глаголов в речи. (Правильная постановка ударения) Определение формы времени глаголов.  Определение грамматических признаков глаголов.  Теме текста.  Орфограммы гласных и согласных.

Работа с текстом. Составление плана текста.

Работа с репродукцией.

100

19

Сочинение «Учитель и ученик» (по № 330)

Умение строить собственный текст.

Создание своего текста.

Сочинение

№ 6

101

20

Анализ сочинений.  

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

(№ 332 – 337)

Лицо глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.  Правописание Ь после шипящих  у существительных  3 склонения, у глаголов в неопределенной форме. Слова с удвоенной согласной.

Тема текста. Абзац. Части текста. План текста.

Нахождение грамматических признаков для объяснения написания  или отсутствия Ь.

Составление правила.

102

21

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

(№ 338 – 343) Словарный диктант.

Роль Ь при произношении глагола. Личные окончания глагола.  Изменение глаголов по лицам, наблюдение за окончаниями глаголов.  Чередование согласных в корне. Этапы исследования на примере текста-повествования. Звуко-буквенный анализ слов.

Работа со справочником правописания.

Определения признака группировки пословиц.

Определение этапов исследования.

Определение типа текста.

Решение орфографических задач.

СД № 5

103

22

Обобщение по теме  «Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа»

(с. 52 -53).

Составление словосочетания с глаголами.  Орфограммы личных глаголов. Грамматические признаки слов в тексте., объясняющие написание или отсутствие Ь. Характеристика предложения по цели высказывания. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Фонетический разбор слов.

104

23

Контрольная работа по темам  «Время  и лицо глагола»

Контроль знаний по изученным темам.

КР № 6

Спряжение глагола  -  9 часов

105

1

Работа над ошибками.  Спряжение глагола.

(№ 344 – 346)

Грамматические признаки глаголов. Личные местоимения. Сравнение окончаний однокоренных глаголов. Спряжение глаголов.  

Предположение о написании гласных Е или И в окончании глагола.

Работа с правилом, с таблицей спряжений глаголов.

Работа со словами – помощниками ЕдУ и ИрА.

106

2

Спряжение глагола. Определение спряжения по ударному  окончанию.

(347 – 352)

Личные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов. Ударное окончание глагола. Грамматические при знаки глагола.  Развитие речи – инсценирование речевой ситуации.  Разбор слов по составу.  Составление предложения. Чередование гласных в корне. Спряжение (этимологический словарь)

Работа с таблицей (по № 324).

Сравнение понятий «спряжение»  и  «склонение».

Работа со словами – помощниками ЕдУ и ИрА.

Работа со словарями.

107

3

Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием по неопределенной форме.

(№ 353 – 357)

Связь грамматических форм существительных, местоимений и глаголов. Безударные окончания глаголов. Звуко-буквенный анализ слов. Словарь. Правописание безударных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями. Глаголы – исключения.

Работа с правилом. Применение его при определении окончаний глаголов.

Инсценирование  диалогов с последующим придумыванием продолжения диалога.

108

4

Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа.

(№ 358 – 363)

Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов. Определение спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы-исключения.  Восстановление начала текста. Продолжение рассказа.

Составление плана с использованием глаголов в неопределенной форме. Создание рифмовки для  запоминания глаголов - исключений.

109

5

Алгоритм определения спряжения глаголов.  Сочинение по заданному началу. (№ 366)

(№ 364 – 367)

Толковый словарь – определение лексического значения слов по словарю. Составление словосочетаний. Определение грамматических признаков слов. Справочник эпитетов.

Составление текста с опорой на алгоритм.

Работа с пословицами.

Создание своего текста по заданному началу.

Мини-сочинение

№ 7

110

6

 Анализ сочинений.  Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием.

(№ 368 – 372)

Характеристика предложений по интонации. Составление ответа на вопрос текста от лица персонажа.

Ударение. Определение вида и спряжения глаголов

Составление устного высказывания от третьего лица.

Составление заданий по теме глагол на материале № 369. Работа с репродукциями картин.

111

7

Определение спряжения родственных глаголов.

(№ 373 – 376)

Определение спряжения родственных глаголов. Безударные гласные в корне. Фонетический разбор. Глаголы-синонимы. Глаголы-исключения. Способы образования слов. Определение вида и спряжения глаголов.

Работа со «Справочником глаголов…».

Работа с правилом. Работа с

Фразеологизмами.

112

8

Сочинение-рассуждение  по отрывку из произведения А.Чехова.

(с. 72 – 73)

Задания «Проверь себя»

Определение типа текста, доказательство.

Создание собственного текста.

Сочинение

 № 8

(№ 1 с. 72)

113

9

Проверочная работа   по теме «Спряжение глаголов».  

Контроль знаний по изученным темам.

ПР № 4

 Правописание безударных личных окончаний глаголов  - 8 часов

114

1

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов  единственного числа.

(№ 377 – 383)

Сравнение текстов по стилю.  Слова-синонимы. Разбор по составу сложных слов. Составление предложений. Определение окончаний глаголов 3-го лица единственного лица по алгоритму. Прилагательные в роли определений. Глаголы – исключения. Разбор по членам предложений.

Работа со «Справочником синонимов».

Сравнение текстов по стилю.

Подбор прилагательных в роли определений.

Составление таблицы орфограмм.

115

2

Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного  числа.

(№ 384 -  387)

Составление текста-рассуждения. Письмо по памяти. Звуко-буквенный анализ слов. Определение окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа. Лексическое значение слов. Составление словосочетаний.

Письмо по памяти.

Алгоритм рассуждений при записи глаголов 3-го лица множественного числа.

Рассуждение на тему «Для чего нужны памятники»

116

3

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

(№ 388 - 392

Небылица. Слова-синонимы.

Определение окончаний глаголов. Фонетический разбор слов. Основа предложения. Дополнение. Реплика. Грамматические признаки глагола. Признаки старой речи. Словообразование. Составление словосочетаний.  Грамматические признаки  существительных.

Рассуждение на тему «Кому и зачем нужны небылицы».

Воспроизведение алгоритма определения спряжения глаголов.

 Работа с репродукциями картин.

117

4

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

(№ 393 – 396)

Одушевленные и неодушевленные существительные. Определение спряжения глаголов с безударным  личным окончанием. Письмо по памяти. Роль глаголов в речи. Справочник эпитетов.  Образование глаголов от прилагательных. Определение спряжений глаголов. Образное выражение.

Составление грамматического задания на основе рисунка учебника.

Письмо по памяти.

Работа со справочником эпитетов.

118

5

Проверочная работа  по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

(с. 84-86)

Задания «Проверь себя»

Работа с загадками.

Восстановление отрывка из текста. Нахождение признаков текста-повествования.

ПР № 5

119

6

Правописание безударных окончаний  в словах различных частей речи.

 (№ 397 – 401)

Мини-сочинение.

Определение спряжения глагола. Составление словосочетаний с глаголами.  Личные окончания глаголов. Лексическое значение слов. Отрывок газетной статьи. Составление текста для газетной статьи.

Распознавание изученных орфограмм. Диалог. Инсценирование  речевой ситуации Сочинение о растении (жанр статьи).  

Мини -сочинение

№ 9 

120

7

Анализ сочинений. Правописание безударных личных окончаний глаголов

(№ 402 – 406)

Статья как жанр. Афоризмы. Определение спряжения глагола.

Обсуждение сочинений. Взаимопроверка.

121

8

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Контроль знаний по изученной теме.

КД № 4

                             Сложное предложение  - 12 часов

122

1

Работа над ошибками. Сложное предложение.

(№ 407 – 411)

Уточнение понятия «простое предложение». Характеристика простых предложений.  Главные члены предложения. Понятие «сложного предложения».

Распознавание предложения по схеме. Сравнение предложений по смыслу и интонации.  

Работа с правилом.

123

2

Роль союзов и, но в сложном предложении.

(№ 412 – 417)

Роль знаков препинания в предложении.  Роль союзов и, но в сложном предложении. Составление сложных предложений.  Разбор глагола по составу. Лексическое значение слова.  Орфограмма непроверяемого гласного. Грамматическая основа предложения.

Работа с репродукциями картин.

Восстановление сложных предложений. Сопоставление слова РЕЗКИЙ с персонажами картин.

Объяснение значения слова.

124

3

Развитие умения постановки запятой  в сложном предложении.

(№ 418 – 422) Словарный диктант.

Определение спряжения глаголов.  Падежные окончания существительных.  Запятая в сложном предложении. Слова – синонимы.  Слова – антонимы. Составление словосочетаний. Грамматически признаки слов при выборе пропущенной буквы.

 Восстановление текста.

 Письмо по памяти. Этапы исследовательской деятельности. Текст-рассуждение.  Сравнение сложного предложения и предложения с однородными членами.

СД № 6

125

4

Сравнение сложного предложения и  простого  с однородными членами.

 (№ 424 – 427)

Удвоенная согласная в слове. Разбор по членам сложных предложений. Определение средств связи в предложении. Спряжение глаголов. Классификация предложений.

Составление устного текста-рассуждения.

Нахождение в тексте этапов исследовательской деятельности.

Определение типа текста и доказательство.

126

5

Определение грамматической основы сложного предложения

(№ 428, 429,432)

Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений. Фонетический разбор слов. Многозначные слова.

127

6

Контрольное списывание с заданиями.

(по заданиям 1,,3 рубрики   «Проверь себя»)

Контроль изученных знаний.

КС № 3

128

7

Проверочная работа по теме «Сложное предложение.

Контроль знаний по изученной теме.

ПР № 6

129

8

Работа над ошибками. Текст – рассуждение. Развитие умения определять этапы исследовательской деятельности.

(№ 423)

Этапы исследовательской деятельности.  Текст-рассуждение.  Грамматические признаки разных частей речи. Роль запятых.

Определение этапов исследовательской деятельности. Подтверждение выдержками текста.

130

9

Постановка запятых в сложных предложениях и предложениях с однородными членами.  

(№ 433, 434)

Постановка запятых в сложных предложениях и предложениях с однородными членами.  Слова – синонимы.   Образование глаголов от существительных.

Высказывания по поводу живописи. Образование глаголов от существительных.

4 четверть

131

10

Сложное предложение. Живопись и стихи.

(№ 435 – 437)

Постановка запятых в сложном предложении.  Основы предложения.  Художественный образ. Поэтический образ. Живопись и стихи.

Работа с текстом о живописи. Составление  устного текста «Что нужно, чтобы быть хорошим музыкантом или художником»

132

11

Подготовка к сочинению  по картине А.К. Саврасова  «Грачи прилетели».

(№ 430)

Анализ картины. Работа над планом сочинения. Орфографическая работа.

133

12

Сочинение по картине А.К. Саврасова  «Грачи прилетели».

(№ 430)

Создание своего текста.

Сочинение

№ 10

Наречие  -  15 часов

134

1

Анализ сочинений. Употребление наречий в речи.

(№ 438 – 441)

Сравнение предложений по смыслу. Основа предложений. Согласование прилагательного с существительным по грамматическим признакам. Разбор слов по составу. Слова, обозначающие признак действия. Схема предложения. Грамматические признаки глагола.

Исследование на тему: «Грамматические признаки наречия».

135

2

Наречие как часть речи.

(№ 442 – 445)

Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи.  Роль наречий в речи. Роль наречий  в предложении. Составление словосочетаний с наречиями.

Составление предложений по иллюстрации. Работа с правилом. Подбор неизменяемых  слов.

136

3

Отличие наречия от существительного.

(№ 446 – 448)

Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных в наречия.  Ребусы. Однокоренные слова.

Работа с правилом.  

Работа со «Справочником синонимов».

Преобразование прилагательных в наречия.

Разгадывание ребусов.

137

4

Связь наречия с глаголом.

(№ 449 – 451)

Фразеологизмы – синонимы. Связь наречия с глаголом. Составление предложений с наречиями. Миниатюра. Орфограммы в наречиях. Характеристика предложения.

Работа с фразеологизмами. Работа с научно-популярным текстом.

138

5

Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.

(№ 452 – 455)

Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы.  Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.

Работа с пословицами.  Работа с текстом правила.  Определение значения наречий.

139

6

Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.

(№ 456  - 458)

Синонимы. Устойчивые выражения. Значения наречий. Редактирование текста.

Работа с репродукциями картин. Составление описания пейзажа с использованием наречий. Инсценирование  речевой ситуации. Редактирование письма.

140

7

Проверочная работа по теме «Наречие как часть речи».

Контроль знаний по изученной теме

ПР № 7

141

8

Работа над ошибками. Образование и правописание наречий.

(№ 459 – 462)

Однокоренные имена существительные и наречия. Роль существительных и наречий в предложении. Разбор слов по составу. Способ образования наречий от имен существительных. Составление предложений, разбор предложений по членам. Правило образования наречий.

Работа с научно-популярным текстом.

Сравнение состава слов прилагательных и наречий.

142

9

Образование наречий от прилагательных.

(№ 463 – 466)

Определение значения наречий.  Образование наречий с суффиксами  –о и –е от прилагательных. Замена прилагательных однокоренными наречиями в предложении. Наречия – как члены предложения.

Наблюдение за образованием наречий от прилагательных.

Наблюдение  за правописанием

-о, -е в окончаниях и суффиксе после шипящих у существительных, прилагательных и наречиях.

Работа с правилом.

143

10

Образование наречий от прилагательных.

(№ 467 – 471)

Образование наречий. Фразеологизмы. Справочник эпитетов. Преобразование прилагательных в наречия в предложении. Придумывание заданий к наречиям. Образование наречий от существительных.

Работа со «Справочником эпи-тетов». Инсценирование  походки человека по наречиям. Редактирование предложений.  

Выбор заданий.

144

11

Образование наречий от существительных. Обстоятельство

(№ 472 – 475)

 Определение части речи однокоренных слов. Разбор предложений. Падежные окончания существительных.  Однокоренные наречия к существительным.  Образование наречий.

Составление словосочетаний или предложений с наречиями. Взаимопроверка. Работа с репродукциями картин.  Исторический натюрморт.

Работа с правилом.

145

12

Образование наречий от существительных.

(№ 476 – 478)

Составление предложений с наречиями. Правило образования наречий с помощью приставок. Образование наречий по заданным частям слов.

Составление предложений с наречиями по заданным частям слов.

Работа с таблицей. Вывод правила.

146

13

Обобщение по теме «Образование и правописание наречий».

Задание «Проверь себя»

Нахождение наречий в тексте. Составление предложений с наречиями по заданным параметрам.

147

14

Проверочная работа по теме «Образование и правописание наречий».

Контроль знаний по изученной теме

ПР № 8

148

15

Контрольное

изложение  (по № 481).

(№ 479 – 483)

Ребусы. Буква безударного гласного. Текст-повествование. Художественный стиль. Орфограммы в наречиях. Антонимы.  Составление текста-описания.

Определение стиля и типа текста. Составление текста (выборочное изложение).

Составление заданий по теме «Наречие»

Изложение

№ 4

Законы языка в практике речи  -  21 ч

149

1

Анализ изложений. Средства выразительности речи.

(№ 484)

Сравнение текстов – поэзия и проза. Средства выразительности речи. Орфограмма безударного гласного. Склонение существительных.

Выбор частей речи при составлении поэтических и прозаических текстов.

150

2

Выбор заголовка текста.

(№ 485, 486)

Заголовок текста. Тема текста.  Слова –синонимы.  Справочник синонимов.  Звуко-буквеный анализ слов. Классификация изученных орфограмм. Склонение словосочетаний.

Работа со «Справочником синонимов».

Озаглавливание текста.

Группировка слов в соответствии с типом орфограмм.

151

3

Краткое изложение.

(по № 487)

Определение темы и главной мысли текста.

Создание своего текста на основе данного (краткое изложение)

Изложение

№ 5

152

4

Анализ изложения.  

Решение стилистических задач.

153

5

Определение главной мысли текста.

(№ 488, 489)

Лексическое значение слов.  Синонимы.  Звуко-буквенный анализ. Фонетический разбор слов. Характеристика предложения, члены предложения.

Составление высказывания с опорой на текст.

Работа с фразеологизмом.

Характеристика предложений.

154

6

Контрольный словарный диктант.

Средства связи между словами в предложении.

(№ 490, 491, 492)

Итоговый контроль  за курс начальной школы. Определение грамматических признаков по окончанию слова. Средства связи между словами в предложении. Составление словосочетаний. Антонимы. Многозначные слова. Составление предложений. Характеристика предложений.

Определение грамматических признаков по окончанию слова.

Выявление средств связи между словами в предложении.

СД № 7

155

7

Тип и стиль текста.

(№ 493, 494,495)

Орфограммы буквы гласного. Разбор слов по составу. Определение части речи слов по схемам разбора по составу.

Определение типа и стиля текста.

Эксперимент.

Работа с таблицей (орфограммы)

156

8

Слова-омонимы.

(№ 496,497)

Составление предложений. Слова-синонимы. Слова-омонимы.  Составление предложений со словами-омонимами.

157

9

Контрольный диктант по итогам года.

Итоговый контроль знаний.

КД № 5

158

10

Анализ работ. Работа над ошибками. Слова-омонимы.

(№ 498,  499)

Изменение лексического значения слов при перестановке ударения. Определение части речи слов по внешним признакам. (работа со словами не существующими в русской речи, а только похожими  на них)

Наблюдение за изменением значения слов при перестановке ударения. Определение частей речи слов по внешним признакам.

159

11

Контрольная  работа по итогам года.

Контроль знаний за курс начальной школы.

КР № 7

160

12

Анализ работ.  Сравнение содержания текстов разных жанров.

(№ 500, 501)

Сравнение текстов. Характеристика предложения, разбор по членам. Лексическое значение слов.  Фразеологизмы.

Сравнение текстов. Инсценирование придуманных ситуаций.

161

13

Обобщение знаний по теме «Части речи»

(№ 502, 503)

Грамматические признаки при выборе букв изученных орфограмм. Падежные формы слова. Склоняемые части речи. Характеристика предложения. Разбор частей речи. Работа с репродукциями картин. Признаки стихотворной и прозаической речи. Сложные предложения.

162

14

Обобщение знаний по теме «Предложение. Члены предложения»

(№ 504, 505)

Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ. Письмо по памяти.

163

15

Контрольное списывание.

Контроль знаний за курс начальной школы.

КС № 4

164

16

Анализ работ.  Обобщение знаний по теме «Орфограммы корня».

165

17

Обобщение знаний по теме «Орфограммы окончаний».

166

18

Обобщение знаний по теме «Значение языка»

(№ 507, 508)

Значение языка.

167 - 170

19

Презентация проектно-исследовательских работ по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

КТП уроков русского языка во 2 классе по системе Занкова

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по системе Л.В. Занкова....

рабочая программа по русскому языку 4 класс по системе Занкова

рабочая программа по русскому языку с ОУД...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Занкова

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме" "Безударные гласные в корне слова"...

Урок русского языка в 4 классе по системе Занкова "Не с глаголами"

Урок разработан по системе развивающего обучения Занкова., с учетом ФГОС НОО . Урок изучения нового материала....