КТП по русскому языку 4 класс по системе Занкова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
КТП по русскому языку 4 класс система Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk_4_klass.docx | 107.41 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | № | Наименование раздела, тем | Формирование предметных умений | Характеристика деятельности учащихся | Диагностика и контроль образовательных результатов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
1 четверть | |||||||||||
| |||||||||||
Формирование УУД: Личностные: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию русского языка; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание чувств одноклассников, учителей; – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – сопереживания другим людям; Регулятивные: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом; Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи; – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные: – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения – использовать речь для регуляции своего действия; – использовать речь для планирования своей деятельности. | |||||||||||
1 | 1 | Соответствие средств устного общения речевой ситуации. (№ 1 – 4) | Ориентироваться в средствах устного общения, в справочном материале учебника. Называть изученные части речи, члены предложения. Находить в тексте словосочетания по заданной схеме, однородные члены. Иметь представление о разделах языка, о средствах связи слов в предложении. Уметь определять грамматические признаки существительного и глагола. Уметь решать орфографические задачи (безударные гласные в корне слова). | ||||||||
2 | 2 | Телеграмма как жанр текста. (№ 5 – 9) | Знать признаки текста, стиль, типы и жанры текста; понимать какой текст называется изложением; что окончание - это средство связи слов в предложении и грамматический показатель, алфавит. Иметь представление о составлении и редактировании текста телеграммы; о заимствованных словах, способах определения лексического значения заимствованных слов. Уметь решать орфографические задачи: правописание слов с непроверяемыми гласными (словарные слова). | Поиск объяснения в словаре. Доказательство утверждений. Составление и редактирование текстов телеграмм. Работа в группах по взаимопроверке. | |||||||
3 | 3 | Что такое тема. (№ 10 – 12) | Иметь представление о грамматической и лексической сочетаемости. Уметь находить словосочетания: сущ. + прилаг., сущ. + сущ., гл. + сущ. Знать, по каким грамматическим признакам прилагательные согласуются с существительными. Знать падежные формы существительных и уметь приводить примеры. Уметь проверять правописание безударных окончаний по таблице и используя слова с ударными окончаниями (с.11) | Работа в группах по составлению задания. Работа со словарной статьей. Поиск необходимого материала в справочнике учебника. | |||||||
4 | 4 | Стиль, тип и тема текста. (№ 13 - 15) | Знать стиль, тип, признаки текста. Уметь определять тему текста. | Выбор темы, написание сочинения. Принимать участие в обсуждении. | Сочинение №1 | ||||||
5 | 5 | Анализ сочинений. Заголовок и основная мысль текста. (№ 16 – 20) | Уметь определять склонение, падеж, число имен существительных. Уметь отделять знание от незнания, подбирать синонимы. Части слова. Тема, заголовок, основная мысль текста. Различать звук и букву. Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Уметь решать орфографические задачи: правописание безударных окончаний имени существительного и прилагательного. | Знакомство с работой над сочинением известных писателей. Работа со словарной статьей. Знакомство с разными видами словарей. | |||||||
6 | 6 | Входная диагностическая работа | Контроль знаний | ДР № 1 | |||||||
7 | 7 | Работа со словарем и словарной статьей. (№ 21 – 24) | Работа со словарем, словарной статьей. Иметь представление о стилистически окрашенных словах. Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы. Решение орфографических задач: слова с непроверяемыми орфограммами. Словосочетание гл. + мест. Знать, что имена существительные, могут иметь форму только единственного (множественного) числа | Работа со словарем, словарной статьей. Заполнение предложенной таблицы с анализом орфограмм. Письменный анализ сказки с опорой на вопросы. | |||||||
8 | 8 | Анализ сочинений. Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка. (№ 25 – 28) | Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа». Данные темы поддерживаются содержанием всего учебника, но возможны и другие те- мы исследования (представление работ по мере их завершения). Словообразование. Глагол и отглагольные существительные. Падеж имен существительных, влияние изменения падежа существительного на смысл предложения. Актуализация знаний: существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Решение орфографических задач: роль мягкого знака, правописание Ь после шипящих | Анализируют текст, предложения. Выбор и доказательство своего мнения. Выбор темы исследования. | Старт проектно-исследовательской работы | ||||||
9 | 9 | Входной контрольный диктант | Диагностика логопедических и грамматических проблем. | Диктант № 1 | |||||||
10 | 10 | Работа над ошибками. Словарь эпитетов. (№ 29-31) | Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен сущ. и прил., буква удвоенного согласного, Ь в конце слова, в т.ч. после шипящих, буквы парн. согл., непроизносимых согл., безуд. гласн. в корне слова. Лексическая работа: эпитеты, их роль Фонетический разбор. | Решение орфографических задач. Работа со словарем. | |||||||
11 | 11 | Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании. (№ 32 – 36) | Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но». Актуализация знаний: члены предложения (главные, второстепенные), однородные члены предложения и знаки препинания при них, части речи. Решение орфографических задач: правописание безударных окончаний имен прилагательных. Грамматические признаки существительных, глаголов. Морфологический и фонетический разбор | Анализируют, наблюдают, доказывают. Письмо по памяти. Решение орфографических задач. | |||||||
12 | 12 | Роль Ь и Ъ. (№ 36-40) | Роль Ъ и Ь. Стили: художественный и научно-популярный (назначение, признаки, сравнение) Глагол и отглагольные (без введения понятия) существительные. Морфологический и морфемный разбор имени существительного, сложные слова. | Сравнение текстов. Определение типа текста. Работа с репродукциями картин. Анализ и группировка слов. | |||||||
13 | 13 | Правописание безударных окончаний имен существительных. (№ 41 – 48) | Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Словообразование. Чередование согласных звуков и их букв в корне слова при словообразовании. Актуализация знаний: алфавит, фонетический разбор. Лексическая работа: словарная статья, эпитеты, их роль в тексте, характеристика предмета или явления, составление характеристики, редактирование. Работа с репродукциями картин. Актуализация знаний: разбор слова по составу. Решение орфографических задач: гласные о ё после шипящих и ц, ы и после ц, словарные слова | Анализ и сокращение текста. Разгадывание ребусов. Оценивание своих возможностей, знаний. | |||||||
14 | 14 | Проверочная работа по теме «Что нужно для общения» | Контроль знаний учащихся после обобщения и систематизации орфограмм, изученных в 1 – 3 классах | ПР № 1 | |||||||
15 | 15 | Работа над ошибками. Синонимы, стилистические синонимы. (№ 49 -54) | Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия). Актуализация знаний: словосочетание, падеж и склонение имен существительных. Решение орфографических задач: словарные слова, орфограммы гласного и согласного | Работа со словарной статьей. Решение орфографических задач. Анализ работы над выбранной темой исследования. | |||||||
16 | 16 | Определение лексического значения слова. Фразеологизмы (№ 55 – 59) | Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, склонение и падеж, родственные слова, разбор слова по составу, способы словообразования. Решение орфографических задач: правописание приставок, буквы гласного и согласного в приставках. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова. Фразеологизмы, их роль в языке. | Анализ, наблюдение, доказательство своего мнения. | |||||||
| |||||||||||
Формирование УУД: Личностные: Регулятивные: Познавательные:
Коммуникативные: | |||||||||||
17 | 1 | Выделение обращения в устной и письменной речи. (№ 60 – 62) | Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания. Работа с репродукциями картин. Повелительное наклонение глагола в предложениях с обращениями. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова | Наблюдение за предложениями, моделирование предложений с обращениями. Работа с текстом правила. | |||||||
18 | 2 | Части речи, которыми возможно выразить обращение. (№ 63 – 66 ) | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Актуализация знаний: грамматические признаки существительного. Этимология слова. Устаревшие слова | Наблюдение за обращениями. Наблюдение за этимологией слова. Составление таблицы пропущенных орфограмм. | |||||||
19 | 3 | Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки). (№ 67 – 70) | Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Актуализация знаний: фонетический анализ слов, состав слова, разбор слова по составу. Правописание парных согласных, суффикса - ек-. Лексическая работа: этимология слова. | Исследование текстов закличек и скороговорок. Наблюдение за этимологией слова. Групповая проектная работа (№ 68). Работа со словарной статьей Решение орфографических задач: | |||||||
20 | 4 | Средства устного общения. (№ 71 – 75) Контрольный словарный диктант | Средства устного общения: вежливое поведение, слова вежливого обращения в быту, в учебной ситцуации. Обособление обращений. Актуализация знаний: члены предложения, части речи, местоимение как часть речи, роль местоимений. Существительные и местоимения, их заменяющие. Грамматическая связь: гл. + мест. Выбор предлога о и об. | Лексическая работа: характеристика человека, составление характеристики, происхождение фамилий. Решение орфографических задач. Узнавание вида текста. | СД № 1 | ||||||
21 | 5 | Восклицательный знак при обращении. (№ 76 – 81) | Решение орфографических задач:, правописание суффиксов -ек-, -ик-. Анализ предложений с обращениями. Этимология фамилий. Актуализация знаний: состав слова, чередование, возникающее при образовании новых слов; фонетический анализ слов. Восклицательный знак при обращении (упр. 78) Текст: тема, заголовок, стиль. Лексическая работа: стилистические особенности научного стиля, происхождение фамилий; стилистически окрашенная лексика (роль уменьшительно - ласкательных суффиксов) | Работа со словарной статьей. Определение стиля текста, доказательство. Определение темы, заголовка текста. Наблюдение за этимологией фамилий. | |||||||
22 | 6 | Виды обращения в зависимости от адресата и места общения. (№ 82 – 84) | Актуализация знаний: фонетический анализ слова, склонение существительных. Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения. Обращение, состоящее из нескольких слов. | Анализ заданий по трудности выполнения. Работа с репродукциями картин. Решение орфографических задач: словарные слова. Учебная игра (№ 83) | |||||||
23 | 7 | Открытка как вид текста. (№ 85 – 86) | Лексическая работа: открытка как вид текста. Выделение обращения в устной и письменной речи. Виды обращений в зависимости от ситуации общения. Стилистически окрашенные обращение, условия их употребления. Актуализация знаний: грамматические признаки существительного, разбор слова по составу, роль местоимений в речи, изменение местоимений по падежам; определение падежей, склонение существительных. | Анализ текста открытки. Практическая работа по составлению текста открытки. | |||||||
24 | 8 | Обобщение по теме: «Выделение обращения в устной и письменной речи». (с. 51 – 53, Проверь себя, № 90 - 92) | Обобщение знаний по теме. Решение орфографических задач. Средства устного общения: инсценирование. Лексическая работа: этимология слова, этимологический словарь. Исторические чередования звуков (букв) в слове | Объяснение своего мнения. Инсценирование правил поведения, обращения к другому человеку. Письмо по памяти. | |||||||
25 | 9 | Проверочная работа по теме «Обращение» | Контроль знаний по изученной теме. | ПР № 2 | |||||||
26 | 10 | Работа над ошибками. Составление плана текста. (№ 87 – 89) | План текста. Актуализация знаний: грамматические признаки существительного и глагола, разбор слова по составу | Составление плана текста. Доказательство своего мнения. | |||||||
Части речи - 3 часа | |||||||||||
27 | 1 | Части речи: самостоятельные и служебные. (№ 93 – 94) | Части речи: самостоятельные и служебные (актуализация знаний и введение новой ин- формации). Составление монологического устного или письменного сообщения с опорой на заданный текст. Однокоренные слова и части речи. Грамматические признаки частей речи. Решение орфографических задач: словарные слова. | Работа с текстом, выделение известных знаний, составление таблицы «Части речи и их грамматические значения» Работа в группах: составление высказывания, таблицы или схемы по теме высказывания. | |||||||
28 | 2 | Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи. (№ 95 – 99) | Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Сфера употребление фразеологизмов в речи. Грамматические признаки частей речи. Роль служебных частей речи (союзов, частиц). Лексическая работа: влияние приставки на значение слова. Относительные прилагательные (без введения понятия). Актуализация знаний: склонение, падеж имен сущ. | Работа с текстом правила. Составление предложений в соответствии с заданием. Доказательство своего мнения. Сравнение предложений с фразеологизмами и без них. | |||||||
29 | 3 | Части речи и их грамматические признаки. (№ 100 – 103) | Части речи, их грамматические признаки. Части речи и члены предложения. Лексическая работа: текст, инструкция как вид текста, стилистические особенности инструкции, составление инструкции. | Разбор предложений по частям речи и членам предложений. Наблюдение за падежными вопросами местоимений. Решение орфографических задач. Сравнение текстов. Практическая работа по составлению инструкции. | |||||||
Склонение имен существительных в форме единственного числа - 14 часов | |||||||||||
30 | 1 | Имя существительное как часть речи. (№ 104 – 106) | Актуализация знаний: имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Согласование существительного с прилагательным. Изменение существительных 1, 2, 3 склонения по падежам. Окончания существительных 1, 3 склонения в форме Р., Д., П. падежей.: Правописание падежных окончаний существительных, словарные слова. | Выделение нужных знаний из художественного текста. Работа с таблицей (см. У- 26). Разгадывание «секрета» упражнения. Решение орфографических задач. Лексическая работа. | |||||||
31 | 2 | Грамматические признаки имени существительного. (№ 107 – 109) | Правописание непроверяемых слов. Падеж существительных. Лексическая работа: текст, тип текста, переносное значение слова, многозначность, лексическая сочетаемость. Фонетический и грамматический анализ слова. Актуализация знаний: обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. | Работа со словарем учебника. Работа с репродукцией картины. Составление алгоритма действий. | |||||||
32 | 3 | Грамматические признаки имени существительного. (№ 110 – 112) | |||||||||
33 | 4 | Контрольное списывание. | Контроль умения работать с текстом | КС № 1 | |||||||
34 | 5 | Анализ результатов контрольного списывания. Правописание окончаний существительных. (№ 113 – 117) | Окончания существительных 3 склонения в Т.п. Средства устного общения: самостоятельное создание речевой ситуации на заданную тему. Лексическая работа: значение слов и выражений, лексическая сочетаемость, синонимы. Описание (устное или письменное) на заданную тему. Актуализация знаний: состав слова, разбор слова по составу. Решение орфографических задач | Решение о правильности оформления записи. Взаимопроверка. Работа со словарем синонимов. Письменная работа: мини-сочинение. | Мини-сочинение № 2 | ||||||
35 | 6 | Анализ сочинений. Наблюдение за правописанием безударных окончаний существительных в Р., Д., П. падежах. (№ 118 – 122) | Склонение существительных 1, 2 и 3 скл. Согласование существительного и прилагательного. Актуализация знаний: обращение, выделение обращения в устной и письменной речи Окончание как грамматический показатель. | Работа со словообразовательным словарем. Наблюдение за окончаниями существительных в Р., Д., П. падежах. | |||||||
36 | 7 | Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей. (№ 123 – 127) | Окончание как грамматический показатель. | Составление таблицы «Правописание безударных окончаний существительного в форме Р., Д., П. падежей». Решение орфографических задач. | |||||||
37 | 8 | Слова, оканчивающиеся на –ОЙ. (№ 128 – 130) Контрольный словарный диктант. | Окончание как грамматический показатель. | Группировка слов разными способами. | СД № 2 | ||||||
38 | 9 | Различие в склонении одушевленных и неодушевленных существительных 2 склонения. (№ 131 – 134) | Текст повествование, текст – рассуждение. Сочинение – рассуждение «Что человека приводит к успеху». Синонимы, эпитеты. Склонение. Разбор по членам и частям речи. Время глагола. | Работа с дополнительной литературой. Решение проектной задачи. | Решение проектной задачи № 1 | ||||||
39 | 10 | Различение существительных 2 склонения в форме Р. и В. падежа. (№ 137- 139) | Текст: частотность употребления падежей в текстах разных стилей. Сравнение падежных форм в научном и художественном текстах. Краткое изложение текста. | Работа с диаграммами. Работа с таблицей. Анализ данных таблицы. Выведение правила. Работа с правилом. | Изложение № 1 | ||||||
40 | 11 | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в форме единственного числа» | Контроль знаний по изученной теме | КР № 1 | |||||||
41 | 12 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных. (№ 140, 141, 136, 134) | Решение орфографических задач. Актуализация знаний: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные существительные. Склонение одушевленных и неодушевленных существительных, собственных и нарицательных | Сравнение падежей слов с предлогом В. Исследование по теме (№ 141) | |||||||
42 | 13 | Контрольный диктант за 1 четверть. | Контроль знаний учащихся. | КД № 2 | |||||||
43 | 14 | Работа над ошибками. Развитие умений в решении орфографиче-ских задач. | Анализ допущенных ошибок | ||||||||
Склонение имен существительных в форме множественного числа (8 ч) | |||||||||||
44 | 1 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. (№ 142 – 144) | Склонение существительных в форме множественного числа. Типы склонения. Лексическая работа: синонимы, лексическая сочетаемость. Решение орфографических задач: безударная гласная в корне. | Работа со словарем синонимов. Работа с репродукциями картин. Самостоятельное составление рассказа (устного или письменного) на основе текста и репродукций картин. Составление сводной таблицы склонений существительных мн. ч. | |||||||
45 | 2 | Склонение имён существительных в форме множественного числа. (№ 145 - 147) | Актуализация знаний: обращение, знаки препинания при обращении. Морфологический разбор имени существительного. Лексическая работа: | Решение орфографических задач. Определение отношения к чему-либо. | |||||||
2 четверть | |||||||||||
46 | 3 | Родительный падеж имен существительных в форме множественного числа. (№ 148 – 151) | Окончание как грамматический показатель Р.п. множественного числа существительных. | Решение орфографических задач. | |||||||
47 | 4 | Окончание как грамматический показатель. (№ 152 – 154) | Окончания имен существительных множественного числа в форме Р.п. и В.П П. Лексическая работа: синонимы, переносное значение, антонимы, многозначность слова. Омонимы. Средства устного общения. | Инсценирование. Работа со словарем синонимов. Наблюдение за словами – синонимами. | |||||||
48 | 5 | Творительный падеж множественного числа имён существительных (№ 155 – 157) | Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке. Словообразование. Существительные, имеющие одну форму числа. Решение орфографических задач: о–ё после шипящих и ц. Употребление числительных «оба» и «обе». | Взаимопроверка. | |||||||
49 | 6 | Обучающее сочинение по картине К. Штейнбен «А.В. Суворов» (№ 158 – 161) | Лексическая работа: подбор определений к слову «характер», «поза». Актуализация знаний: однородные члены предложения, знаки препинания при них; словосочетание; согласование существительного и прилагательного | Работа с текстом: тема, заголовок, план; составление характеристики человека на основе текста и репродукции. Работа со словарем эпитетов. | Сочинение (по № 158 в) № 3 | ||||||
50 | 7 | Анализ сочинений. Обобщение знаний по теме «Склонение имен существительных» (с. 91 -93) | Обобщение знаний по теме | ||||||||
51 | 8 | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе» | Контроль знаний по изученной теме. | КР № 2 | |||||||
Склонение имен прилагательных - 15 часов | |||||||||||
52 | 1 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. (№ 162 – 164) | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой). Окончания прилагательного в форме И., Р., В. падежей при их употреблении с одушевленным и неодушевленным существительным. Тема, абзац, тема абзаца | Работа с текстом (№ 162). Выделение необходимых знаний из текста. Использование помощи справочного материала учебника. Заполнение таблицы (см. начало У – 26). Работа с текстом правила. Сравнение окончаний. Самостоятельная работа (№ 164) | |||||||
53 | 2 | Согласование имён прилагательных с существительным. (№ 165 – 170) | Образование имен прилагательных. Притяжательные прилагательные. Актуализация знаний: члены предложения и части речи, разбор предложений; фонетический анализ слова. Сложное предложение, роль в предложении личного местоимения в косвенной форме. Удвоенные согласные, безударные гласные. Лексическая работа: фразеологизмы, их роль в языке | Проверка домашнего задания совмещается с № 165. Решение орфографических задач. Объяснение фразеологизмов. Разбор предложений по членам и частям речи. | |||||||
54 | 3 | Правописание падежных окончаний прилагательных. (№ 171 – 174) | Структурные части, повтор слов как стилистический прием. Правописание падежных окончаний прилагательных. Актуализация знаний: состав слова и части речи; части речи и члены предложения; алфавит; фонетический анализ слова. Морфологический разбор прилагательных. Окончание как грамматический показатель. : словарные слова, безударные окончания прилагательных. Лексическая работа: слова, называющие цвета, роль прилагательных в речи | Работа с текстом. Решение орфографических задач. Выбор заданий. | |||||||
55 | 4 | Роль прилагательных в речи. (№ 175 – 177) | Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным. Актуализация знаний: одно-коренные слова, части речи, их разбор. Связь личного местоимения с существитель-ным, на которое оно указывает. Правописание безудар-ных окончаний прилагательного. | Работа с текстом (№177): эссе (размышление), написание эссе на основе данного текста и собственной информированнос-ти. | |||||||
56 | 5 | Разбор по составу слова имен прилагательных. (№ 178 – 181) | Актуализация знаний: алфавит, разбор по составу, способы словообразования. Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Роль имен прилаг. и сущ. в предложении. | Работа с текстом: нахождение материала для выполнения задания. Заполнение адреса на конверте. | |||||||
57 | 6 | Особенности склонения имен прилагательных мужского и среднего рода.. (№ 182 – 185) | Грамматические признаки прилагательного. Особенности склонения прилагательных м. и ср. рода. Правописание безударных окончаний прилаг. Т.п. и П.п. прилаг. м. рода. Особенности склонения прилагательных женского рода. В.п. и Т.п. прилагательных женского рода. Роль прилагательных в тексте. Сравнение текста описания и текста повествования; прием олицетворения. Актуализация знаний: орфограммы в корне и окончании, однородные члены предложения, знаки препинания при них, состав слова, грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола | Лексическая работа: анализ смысла пословиц, синонимы, многозначность, переносное значение. Работа со словарной статьей из словаря эпитетов. | |||||||
58 | 7 | Особенности склонения имен прилагательных женского рода. (№ 186 – 189) Контрольный словарный диктант. | Правописание безударных окончаний прилагательных. Роль прилагательных в речи. Текст-повествование: роль глаголов в речи. Актуализация знаний: части речи и члены предложения, разбор предложения | Работа с текстом: описание в научном и художественном стиле. | СД № 3 | ||||||
59 | 8 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. (№190 – 193) | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Художественное и научное описание. Употребление числительных «оба» и «обе». Словарные слова. Актуализация знаний: (непроизносимые согласные, словарные слова); алфавит | Работа с текстом: художественное и научное описание; сравнительное описание; тема каждой части. Составление научного описания на основе проанализированных текстов. Создание алгоритма определения падежа у прилагательных в форме множественного числа. Решение орфографических задач. | |||||||
60 | 9 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа. (№ 194 – 198) | Решение орфографических задач в сочетании с лексической работой. Актуализация знаний: фонетический и морфологический анализ слова,. | Работа со словарем. Составление предложений. Решение орфографических задач. | |||||||
61 | 10 | Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончании прилагательных. (№ 199 – 203) | о–е после шипящих и ц в окончании прилагательных. Прилагательные-паронимы, лексическая сочетаемость. Работа с текстом: связное устное высказывание; обоснованное и необоснованное употребление стилистического приема «повтор»; лишние слова; синонимы | ||||||||
62 | 11 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных. (№ 204 – 207) | Лексическая работа: различение слов по смыслу. Связь состояния человека с его речью. Разбор по членам предложения и частям речи. | Письменная работа: рассказ о событии. Работа со словарем синонимов. | Мини- сочинение № 4 (по № 206) | ||||||
63 | 13 | Склонение прилагательных перешедших в существительные. (№ 208 – 213) | Знаки препинания как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: решение орфографических задач (составление таблицы орфограмм), разбор предложения по членам и по частям речи. Субстантивация (переход прилагательных в существительные) – упр. 210. Повтор как средство художественной выразительности. Актуализация знаний: фонетический анализ слов | Наблюдение за ролью знаков препинания. Составление таблицы орфограмм. | |||||||
64 | 14 | Сочинение – рассуждение по данному началу. (с. 122 – 123) | Обобщение знаний по теме «Склонение имен прилагательных» | Работа с текстом. Доказательство выбранного типа текста. Составление собственного текста. | Сочинение № 5 (по № 3 с. 123) | ||||||
65 | 15 | Контрольная работа по теме «Склонение имён прилагательных» | Контроль знаний по изученным темам | КР № 3 | |||||||
Местоимение - 8 ч | |||||||||||
66 | 1 | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. (№ 214 – 217) | Местоимение как часть речи. Нахождение местоимений без различения их разрядов в тексте. | Рассуждение над смыслом слова: местоимение. Работа с правилом. Составление таблицы (начало У – 26) | |||||||
67 | 2 | Роль местоимений в речи. (№ 218 – 220) | Лексическая работа: синонимы. Роль местоимений в речи. Местоимение – член предложения. Устранение стилистических ошибок, связанных с повтором слов. Грамматическая связь местоимения с сущ., на которое оно указывает. Грамматическая связь местоимения с глаголом | Работа с текстом: восстановление деформированного текста. Работа со словарем синонимов. | |||||||
68 | 3 | Личные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений. (№ 221 – 224) | Введение понятия «личные местоимения». Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает | Поиск признаков текста-рассуж-дения. Исследование грамматических признаков личных местоимений. Работа с текстом правила. Заполнение таблицы «Личные местоимения». | |||||||
69 | 4 | Смысл личных местоимений. (№ 225 – 229) | Средства устного общения: инсценирование ситуаций, раскрывающих смысл личных местоимений. Анкета как вид текста официально-делового стиля. Заполнение анкеты. | Инсценирование «личных местоимений». Работа с картиной. Работа со справочником синонимов. | |||||||
70 | 5 | Синтаксическая роль личных местоимений. (№ 230 – 233) | Лексическая работа: синонимы. Употребления местоимений в речи. Синтаксическая роль личных местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов. Актуализация знаний: грамматические признаки глагола, грамматическая связь существительного с прилагательным. Лексическая работа: переносное значение слов. Ошибки, связанные с употреблением местоимений | Работа с репродукцией картины. Развитие устной речи: инсценирование. Выбор правильно построенного предложения. | |||||||
71 | 6 | Грамматические признаки личных местоимений. (№ 234 – 237) | Грамматические признаки личн. местоимений. Синтаксическая роль личн. местоимений. Грамматическая связь личных местоимений и глаголов настоящего времени. Актуализация знаний: окончания глаголов, фонетический разбор. Род несклоняемых существительных. Ошибки, связанные с употреблением местоимений. | Объяснение вариантов группировки. | |||||||
72 | 7 | Связь грамматических признаков личного местоимения и существительного. (№ 238 – 240) | Связь грамматических признаков местоимения и существительного, на которое оно указывает. Работа с текстом: основная мысль автора; тип текста, особенности употребления частей речи в тексте-описании и в тексте-повествовании. Преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика. Актуализация знаний: разбор по членам предложения, разбор как части речи. Наблюдение зависимости: личное местоимение – окончание глагола | Поиск признаков типа текста. | |||||||
73 | 8 | Контрольная работа по теме «Личные местоимения» | Контроль знаний по изученной теме | КР № 4 | |||||||
Склонение личных местоимений - 8 ч | |||||||||||
74 | 1 | Работа над ошибками. Склонение личных местоимений. (№ 241 – 244) | Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с. 141). Орфограммы, связанные со склонением личных местоимений. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. | Анализ таблицы, наблюдение за изменением личных местоимений. Работа с репродукциями. | |||||||
75 | 2 | Правописание предлогов с личными местоимениями (№ 245 – 247) | Правописание предлогов с личными местоимениями. Написание начальное буквы Н у местоимений после некоторых предлогов. Лексическая работа: синонимы | Группировка словосочетаний. Сравнение групп: отличие. | |||||||
76 | 3 | Грамматическая связь глагола с личными местоимениями (№ 248 – 251) Словарный диктант. | Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений (продолжение темы). Синтаксическая роль личных местоимений. Употребление множественного числа в значении единственного. Средства устного общения: инсценирование речевой ситуации. Грамматическая связь глагола с личным местоимением; орфоэпические нормы; орфографические нормы написания личных местоимений | Анализ своего поведения. Лексическая работа: правильно говори слова. Создание своего текста в соответствии выбранной темы. | СД № 4 | ||||||
77 | 4 | Правописание предлогов с личными местоимениями (№ 252 – 256) | Лексическая работа: многозначность слова. Грамматическая связь глагола с личным место- имением. | Решение орфографических задач (составление таблицы). Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика | |||||||
78 | 5 | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие. | Контроль знаний за 1 полугодие. | КД № 3 | |||||||
79 | 6 | Контрольное списывание. | Контроль умения работать с текстом. | КС №2 | |||||||
80 | 7 | Развитие умения в написании личных местоимений в косвенных падежах. | Актуализация знаний: обращение, характеристика предложений. | Решение орфографических задач. Работа с текстом: преобразование текста в связи с заменой лица рассказчика | |||||||
3 четверть | |||||||||||
81 | 8 | Обобщение по теме: «Склонение личных местоимений». (с. 148-149) | Обобщение знаний по теме. Проверь себя. | Работа с текстом инструкции | |||||||
Грамматические признаки глагола - 23 ч | |||||||||||
82 | 1 | Части речи и типы текстов. (№ 260 - 263) | Текст – описание. Текст – повествование. Время, число, род глагола. | Работа с репродукциями. Создание своих текстов по репродукциям. | |||||||
83 | 2 | Грамматические признаки глаголов. (№ 264 – 269) | Представление о неопределенной форме глагола, её отличительных признаках. Основа неопределённой формы глагола. Грамматические признаки глагола: вид, время, лицо, число, род. Диалог. Разбор глаголов по составу. Роль глаголов в речи. | Наблюдение за видом глаголов. Сравнение глаголов разных видов. Исследование роли окончаний глаголов, отличии неопределенной формы глаголов от других форм. Составление таблицы (начало У-26) | |||||||
84 | 3 | Совершенный и несовершенный вид глагола. (№ 270 – 275) | Вид – как постоянный признак. Законченное и незаконченное действия. Роль глаголов в предложении. Зависимость времени и вида глаголов. | Составление таблицы «Время и вид глагола». Составление алгоритма образования форм времени глагола (№ 275). | |||||||
85 | 4 | Простое и составное сказуемое. (№ 278 – 279, 276 -277) | Понятие о составном сказуемом. Глаголы-синонимы. Цитата. Звуко-буквенный анализ слов. Определение грамматических признаков глаголов. | Этапы проведения исследования на примере из упражнения 276. Проведение исследования «Текст упражнения № 276 – рассуждение». Знакомство с цитатой. | |||||||
86 | 5 | Образование совершенного и несовершенного видов глагола. (№ 280 – 284) | Образование совершенного и несовершенного видов глагола от разных основ (на примерах). Способы образования слов. | Проведение эксперимента. | |||||||
87 | 6 | Обучающее изложение.
| Основная мысль текста. Работа корректора. | Изложение текста. | Изложение № 2 (по № 285) | ||||||
88 | 7 | Анализ изложений. Правописание глагольных суффиксов. (№ 286 – 289) | Понятие о глагольном суффиксе. Разбор глаголов по составу. Глаголы-синонимы. Образование глаголов совершенного и несовершенного видов. | Работа с текстом правила. Работа со справочником синонимов. | |||||||
89 | 8 | Контрольная работа по теме «Неопределенная форма глагола. Вид глагола». | Контроль знаний по изученной теме. | КР № 5 | |||||||
90 | 9 | Работа над ошибками. Прошедшее время глагола. (№ 290 – 296) | Глаголы – антонимы. Разбор по составу глаголов. Простое предложение с однородными членами. Сравнение грамматических признаков подлежащего и сказуемого. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Правописание безударного окончания глаголов прошедшего времени. Справочник глаголов с безударными суффиксами. | Составление таблицы «Грамматические признаки глаголов прошедшего времени». Формулирование правила написания безударного окончания у глаголов прошедшего времени». Создание алгоритма определения безударного суффикса глагола прошедшего времени. | |||||||
91 | 10 | Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени. (№ 297 – 301) | Схема предложения. Стили текста. Разбор глаголов по составу. Морфологический анализ существительного, прилагательного и глагола. Глаголы – синонимы. | Правильное произношение слов из рубрики «Говори правильно». Составление таблицы орфограмм по упражнению. Создание задания по упражнению № 298. Доказательство определения стиля текста. Работа со справочником синонимов. | |||||||
92 | 11 | Суффикс -Л- глаголов прошедшего времени. (№ 302 – 306) | Глаголы – синонимы. Редкие формы глаголов прошедшего времени (без суффикса –л-). Грамматические признаки глагола. Актуализация знаний: суффиксы : -ик, -ек. | Наблюдение за образованием глаголов прошедшего времени. Группировка глаголов по форме времени. | |||||||
93 | 12 | Обучающее изложение. | Озаглавливание текста. Деление на части. Выделение главной мысли каждой части. | Создание нового текста. Работа корректором – взаимопроверка. | Изложение № 3 (№ 306-307) | ||||||
94 | 13 | Анализ изложений. Настоящее и будущее время глагола. (№ 308 – 313) | Написание Ь в глаголах на –тся и –ться (предположение). Разбор слов по составу. Группирование глаголов по определенным грамматическим признакам. Однокоренныйе слова. Инсценирование речевой ситуации. Распознавание глаголов на –ться и –тся на слух. Актуализация знаний: удвоенные согласные. | Предположение о правописании глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ. Групповая работа: вывод о написании ТСЯ и ТЬСЯ. Работа с правилом. Объяснение написания удвоенной согласной. | |||||||
95 | 14 | Правописание глаголов на –ться и –тся. (№ 314 – 318) | Звуко-буквенный состав слов. Синонимы. Грамматические признаки существительных и глаголов. Слова из рубрики «Запомни» | Деление на группы по заданному основанию. Разгадывание кроссворда. Составление словосочетаний. Работа по репродукциям. | |||||||
96 | 15 | Обобщение знаний по теме «Время глагола» (С. 35-36) Проверочная работа по изучаемой теме. | Восстановление сказки. Справочник эпитетов. Неопределенная форма глагола. Глаголы настоящего и будущего времени. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки существительных, прилагательных и глаголов. | Работа со справочником эпитетов. Группировка глаголов из текста. | ПР № 3 | ||||||
97 | 16 | Лицо глагола. (319 – 321) | Окончание (напоминание). Связь окончаний слов и их грамматических признаков. Роль окончаний. Окончания глаголов. Связь глаголов с местоимениями. Личные формы глаголов. Глаголы-синонимы. Личные окончания глаголов. | Восстановление предложений. Наблюдение за изменением глаголов по лицам. Исследование, изменяется ли по лицам глагол в форме прошедшего времени. | |||||||
98 | 17 | Личные окончания глаголов. (№ 322 – 327) | Грамматические признаки глагола. Работа над изученными орфограммами. Стихотворный текст. Колыбельная. Олицетворение. Личные окончания глаголов. Изменение глагола звонить по лицам и его употребление в устной речи. | Группировка слов. Работа с таблицей. Выделение известных ученику знаний. Правильное произношение форм глагола ЗВОНИТЬ. | |||||||
99 | 18 | Подготовка к сочинению (Анализ текста и репродукции картины) | Употребление глаголов в речи. (Правильная постановка ударения) Определение формы времени глаголов. Определение грамматических признаков глаголов. Теме текста. Орфограммы гласных и согласных. | Работа с текстом. Составление плана текста. Работа с репродукцией. | |||||||
100 | 19 | Сочинение «Учитель и ученик» (по № 330) | Умение строить собственный текст. | Создание своего текста. | Сочинение № 6 | ||||||
101 | 20 | Анализ сочинений. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. (№ 332 – 337) | Лицо глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание Ь после шипящих у существительных 3 склонения, у глаголов в неопределенной форме. Слова с удвоенной согласной. | Тема текста. Абзац. Части текста. План текста. Нахождение грамматических признаков для объяснения написания или отсутствия Ь. Составление правила. | |||||||
102 | 21 | Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа. (№ 338 – 343) Словарный диктант. | Роль Ь при произношении глагола. Личные окончания глагола. Изменение глаголов по лицам, наблюдение за окончаниями глаголов. Чередование согласных в корне. Этапы исследования на примере текста-повествования. Звуко-буквенный анализ слов. | Работа со справочником правописания. Определения признака группировки пословиц. Определение этапов исследования. Определение типа текста. Решение орфографических задач. | СД № 5 | ||||||
103 | 22 | Обобщение по теме «Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа» (с. 52 -53). | Составление словосочетания с глаголами. Орфограммы личных глаголов. Грамматические признаки слов в тексте., объясняющие написание или отсутствие Ь. Характеристика предложения по цели высказывания. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Фонетический разбор слов. | ||||||||
104 | 23 | Контрольная работа по темам «Время и лицо глагола» | Контроль знаний по изученным темам. | КР № 6 | |||||||
Спряжение глагола - 9 часов | |||||||||||
105 | 1 | Работа над ошибками. Спряжение глагола. (№ 344 – 346) | Грамматические признаки глаголов. Личные местоимения. Сравнение окончаний однокоренных глаголов. Спряжение глаголов. | Предположение о написании гласных Е или И в окончании глагола. Работа с правилом, с таблицей спряжений глаголов. Работа со словами – помощниками ЕдУ и ИрА. | |||||||
106 | 2 | Спряжение глагола. Определение спряжения по ударному окончанию. (347 – 352) | Личные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов. Ударное окончание глагола. Грамматические при знаки глагола. Развитие речи – инсценирование речевой ситуации. Разбор слов по составу. Составление предложения. Чередование гласных в корне. Спряжение (этимологический словарь) | Работа с таблицей (по № 324). Сравнение понятий «спряжение» и «склонение». Работа со словами – помощниками ЕдУ и ИрА. Работа со словарями. | |||||||
107 | 3 | Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием по неопределенной форме. (№ 353 – 357) | Связь грамматических форм существительных, местоимений и глаголов. Безударные окончания глаголов. Звуко-буквенный анализ слов. Словарь. Правописание безударных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями. Глаголы – исключения. | Работа с правилом. Применение его при определении окончаний глаголов. Инсценирование диалогов с последующим придумыванием продолжения диалога. | |||||||
108 | 4 | Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа. (№ 358 – 363) | Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов. Определение спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы-исключения. Восстановление начала текста. Продолжение рассказа. | Составление плана с использованием глаголов в неопределенной форме. Создание рифмовки для запоминания глаголов - исключений. | |||||||
109 | 5 | Алгоритм определения спряжения глаголов. Сочинение по заданному началу. (№ 366) (№ 364 – 367) | Толковый словарь – определение лексического значения слов по словарю. Составление словосочетаний. Определение грамматических признаков слов. Справочник эпитетов. | Составление текста с опорой на алгоритм. Работа с пословицами. Создание своего текста по заданному началу. | Мини-сочинение № 7 | ||||||
110 | 6 | Анализ сочинений. Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием. (№ 368 – 372) | Характеристика предложений по интонации. Составление ответа на вопрос текста от лица персонажа. Ударение. Определение вида и спряжения глаголов | Составление устного высказывания от третьего лица. Составление заданий по теме глагол на материале № 369. Работа с репродукциями картин. | |||||||
111 | 7 | Определение спряжения родственных глаголов. (№ 373 – 376) | Определение спряжения родственных глаголов. Безударные гласные в корне. Фонетический разбор. Глаголы-синонимы. Глаголы-исключения. Способы образования слов. Определение вида и спряжения глаголов. | Работа со «Справочником глаголов…». Работа с правилом. Работа с Фразеологизмами. | |||||||
112 | 8 | Сочинение-рассуждение по отрывку из произведения А.Чехова. (с. 72 – 73) | Задания «Проверь себя» | Определение типа текста, доказательство. Создание собственного текста. | Сочинение № 8 (№ 1 с. 72) | ||||||
113 | 9 | Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов». | Контроль знаний по изученным темам. | ПР № 4 | |||||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов - 8 часов | |||||||||||
114 | 1 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов единственного числа. (№ 377 – 383) | Сравнение текстов по стилю. Слова-синонимы. Разбор по составу сложных слов. Составление предложений. Определение окончаний глаголов 3-го лица единственного лица по алгоритму. Прилагательные в роли определений. Глаголы – исключения. Разбор по членам предложений. | Работа со «Справочником синонимов». Сравнение текстов по стилю. Подбор прилагательных в роли определений. Составление таблицы орфограмм. | |||||||
115 | 2 | Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного числа. (№ 384 - 387) | Составление текста-рассуждения. Письмо по памяти. Звуко-буквенный анализ слов. Определение окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа. Лексическое значение слов. Составление словосочетаний. | Письмо по памяти. Алгоритм рассуждений при записи глаголов 3-го лица множественного числа. Рассуждение на тему «Для чего нужны памятники» | |||||||
116 | 3 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. (№ 388 - 392 | Небылица. Слова-синонимы. Определение окончаний глаголов. Фонетический разбор слов. Основа предложения. Дополнение. Реплика. Грамматические признаки глагола. Признаки старой речи. Словообразование. Составление словосочетаний. Грамматические признаки существительных. | Рассуждение на тему «Кому и зачем нужны небылицы». Воспроизведение алгоритма определения спряжения глаголов. Работа с репродукциями картин. | |||||||
117 | 4 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. (№ 393 – 396) | Одушевленные и неодушевленные существительные. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Письмо по памяти. Роль глаголов в речи. Справочник эпитетов. Образование глаголов от прилагательных. Определение спряжений глаголов. Образное выражение. | Составление грамматического задания на основе рисунка учебника. Письмо по памяти. Работа со справочником эпитетов. | |||||||
118 | 5 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (с. 84-86) | Задания «Проверь себя» | Работа с загадками. Восстановление отрывка из текста. Нахождение признаков текста-повествования. | ПР № 5 | ||||||
119 | 6 | Правописание безударных окончаний в словах различных частей речи. (№ 397 – 401) Мини-сочинение. | Определение спряжения глагола. Составление словосочетаний с глаголами. Личные окончания глаголов. Лексическое значение слов. Отрывок газетной статьи. Составление текста для газетной статьи. | Распознавание изученных орфограмм. Диалог. Инсценирование речевой ситуации Сочинение о растении (жанр статьи). | Мини -сочинение № 9 | ||||||
120 | 7 | Анализ сочинений. Правописание безударных личных окончаний глаголов (№ 402 – 406) | Статья как жанр. Афоризмы. Определение спряжения глагола. | Обсуждение сочинений. Взаимопроверка. | |||||||
121 | 8 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | Контроль знаний по изученной теме. | КД № 4 | |||||||
Сложное предложение - 12 часов | |||||||||||
122 | 1 | Работа над ошибками. Сложное предложение. (№ 407 – 411) | Уточнение понятия «простое предложение». Характеристика простых предложений. Главные члены предложения. Понятие «сложного предложения». | Распознавание предложения по схеме. Сравнение предложений по смыслу и интонации. Работа с правилом. | |||||||
123 | 2 | Роль союзов и, но в сложном предложении. (№ 412 – 417) | Роль знаков препинания в предложении. Роль союзов и, но в сложном предложении. Составление сложных предложений. Разбор глагола по составу. Лексическое значение слова. Орфограмма непроверяемого гласного. Грамматическая основа предложения. | Работа с репродукциями картин. Восстановление сложных предложений. Сопоставление слова РЕЗКИЙ с персонажами картин. Объяснение значения слова. | |||||||
124 | 3 | Развитие умения постановки запятой в сложном предложении. (№ 418 – 422) Словарный диктант. | Определение спряжения глаголов. Падежные окончания существительных. Запятая в сложном предложении. Слова – синонимы. Слова – антонимы. Составление словосочетаний. Грамматически признаки слов при выборе пропущенной буквы. | Восстановление текста. Письмо по памяти. Этапы исследовательской деятельности. Текст-рассуждение. Сравнение сложного предложения и предложения с однородными членами. | СД № 6 | ||||||
125 | 4 | Сравнение сложного предложения и простого с однородными членами. (№ 424 – 427) | Удвоенная согласная в слове. Разбор по членам сложных предложений. Определение средств связи в предложении. Спряжение глаголов. Классификация предложений. | Составление устного текста-рассуждения. Нахождение в тексте этапов исследовательской деятельности. Определение типа текста и доказательство. | |||||||
126 | 5 | Определение грамматической основы сложного предложения (№ 428, 429,432) | Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений. Фонетический разбор слов. Многозначные слова. | ||||||||
127 | 6 | Контрольное списывание с заданиями. (по заданиям 1,,3 рубрики «Проверь себя») | Контроль изученных знаний. | КС № 3 | |||||||
128 | 7 | Проверочная работа по теме «Сложное предложение. | Контроль знаний по изученной теме. | ПР № 6 | |||||||
129 | 8 | Работа над ошибками. Текст – рассуждение. Развитие умения определять этапы исследовательской деятельности. (№ 423) | Этапы исследовательской деятельности. Текст-рассуждение. Грамматические признаки разных частей речи. Роль запятых. | Определение этапов исследовательской деятельности. Подтверждение выдержками текста. | |||||||
130 | 9 | Постановка запятых в сложных предложениях и предложениях с однородными членами. (№ 433, 434) | Постановка запятых в сложных предложениях и предложениях с однородными членами. Слова – синонимы. Образование глаголов от существительных. | Высказывания по поводу живописи. Образование глаголов от существительных. | |||||||
4 четверть | |||||||||||
131 | 10 | Сложное предложение. Живопись и стихи. (№ 435 – 437) | Постановка запятых в сложном предложении. Основы предложения. Художественный образ. Поэтический образ. Живопись и стихи. | Работа с текстом о живописи. Составление устного текста «Что нужно, чтобы быть хорошим музыкантом или художником» | |||||||
132 | 11 | Подготовка к сочинению по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». (№ 430) | Анализ картины. Работа над планом сочинения. Орфографическая работа. | ||||||||
133 | 12 | Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». (№ 430) | Создание своего текста. | Сочинение № 10 | |||||||
Наречие - 15 часов | |||||||||||
134 | 1 | Анализ сочинений. Употребление наречий в речи. (№ 438 – 441) | Сравнение предложений по смыслу. Основа предложений. Согласование прилагательного с существительным по грамматическим признакам. Разбор слов по составу. Слова, обозначающие признак действия. Схема предложения. Грамматические признаки глагола. | Исследование на тему: «Грамматические признаки наречия». | |||||||
135 | 2 | Наречие как часть речи. (№ 442 – 445) | Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Роль наречий в предложении. Составление словосочетаний с наречиями. | Составление предложений по иллюстрации. Работа с правилом. Подбор неизменяемых слов. | |||||||
136 | 3 | Отличие наречия от существительного. (№ 446 – 448) | Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных в наречия. Ребусы. Однокоренные слова. | Работа с правилом. Работа со «Справочником синонимов». Преобразование прилагательных в наречия. Разгадывание ребусов. | |||||||
137 | 4 | Связь наречия с глаголом. (№ 449 – 451) | Фразеологизмы – синонимы. Связь наречия с глаголом. Составление предложений с наречиями. Миниатюра. Орфограммы в наречиях. Характеристика предложения. | Работа с фразеологизмами. Работа с научно-популярным текстом. | |||||||
138 | 5 | Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. (№ 452 – 455) | Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы. Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. | Работа с пословицами. Работа с текстом правила. Определение значения наречий. | |||||||
139 | 6 | Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. (№ 456 - 458) | Синонимы. Устойчивые выражения. Значения наречий. Редактирование текста. | Работа с репродукциями картин. Составление описания пейзажа с использованием наречий. Инсценирование речевой ситуации. Редактирование письма. | |||||||
140 | 7 | Проверочная работа по теме «Наречие как часть речи». | Контроль знаний по изученной теме | ПР № 7 | |||||||
141 | 8 | Работа над ошибками. Образование и правописание наречий. (№ 459 – 462) | Однокоренные имена существительные и наречия. Роль существительных и наречий в предложении. Разбор слов по составу. Способ образования наречий от имен существительных. Составление предложений, разбор предложений по членам. Правило образования наречий. | Работа с научно-популярным текстом. Сравнение состава слов прилагательных и наречий. | |||||||
142 | 9 | Образование наречий от прилагательных. (№ 463 – 466) | Определение значения наречий. Образование наречий с суффиксами –о и –е от прилагательных. Замена прилагательных однокоренными наречиями в предложении. Наречия – как члены предложения. | Наблюдение за образованием наречий от прилагательных. Наблюдение за правописанием -о, -е в окончаниях и суффиксе после шипящих у существительных, прилагательных и наречиях. Работа с правилом. | |||||||
143 | 10 | Образование наречий от прилагательных. (№ 467 – 471) | Образование наречий. Фразеологизмы. Справочник эпитетов. Преобразование прилагательных в наречия в предложении. Придумывание заданий к наречиям. Образование наречий от существительных. | Работа со «Справочником эпи-тетов». Инсценирование походки человека по наречиям. Редактирование предложений. Выбор заданий. | |||||||
144 | 11 | Образование наречий от существительных. Обстоятельство (№ 472 – 475) | Определение части речи однокоренных слов. Разбор предложений. Падежные окончания существительных. Однокоренные наречия к существительным. Образование наречий. | Составление словосочетаний или предложений с наречиями. Взаимопроверка. Работа с репродукциями картин. Исторический натюрморт. Работа с правилом. | |||||||
145 | 12 | Образование наречий от существительных. (№ 476 – 478) | Составление предложений с наречиями. Правило образования наречий с помощью приставок. Образование наречий по заданным частям слов. | Составление предложений с наречиями по заданным частям слов. Работа с таблицей. Вывод правила. | |||||||
146 | 13 | Обобщение по теме «Образование и правописание наречий». | Задание «Проверь себя» | Нахождение наречий в тексте. Составление предложений с наречиями по заданным параметрам. | |||||||
147 | 14 | Проверочная работа по теме «Образование и правописание наречий». | Контроль знаний по изученной теме | ПР № 8 | |||||||
148 | 15 | Контрольное изложение (по № 481). (№ 479 – 483) | Ребусы. Буква безударного гласного. Текст-повествование. Художественный стиль. Орфограммы в наречиях. Антонимы. Составление текста-описания. | Определение стиля и типа текста. Составление текста (выборочное изложение). Составление заданий по теме «Наречие» | Изложение № 4 | ||||||
Законы языка в практике речи - 21 ч | |||||||||||
149 | 1 | Анализ изложений. Средства выразительности речи. (№ 484) | Сравнение текстов – поэзия и проза. Средства выразительности речи. Орфограмма безударного гласного. Склонение существительных. | Выбор частей речи при составлении поэтических и прозаических текстов. | |||||||
150 | 2 | Выбор заголовка текста. (№ 485, 486) | Заголовок текста. Тема текста. Слова –синонимы. Справочник синонимов. Звуко-буквеный анализ слов. Классификация изученных орфограмм. Склонение словосочетаний. | Работа со «Справочником синонимов». Озаглавливание текста. Группировка слов в соответствии с типом орфограмм. | |||||||
151 | 3 | Краткое изложение. (по № 487) | Определение темы и главной мысли текста. | Создание своего текста на основе данного (краткое изложение) | Изложение № 5 | ||||||
152 | 4 | Анализ изложения. Решение стилистических задач. | |||||||||
153 | 5 | Определение главной мысли текста. (№ 488, 489) | Лексическое значение слов. Синонимы. Звуко-буквенный анализ. Фонетический разбор слов. Характеристика предложения, члены предложения. | Составление высказывания с опорой на текст. Работа с фразеологизмом. Характеристика предложений. | |||||||
154 | 6 | Контрольный словарный диктант. Средства связи между словами в предложении. (№ 490, 491, 492) | Итоговый контроль за курс начальной школы. Определение грамматических признаков по окончанию слова. Средства связи между словами в предложении. Составление словосочетаний. Антонимы. Многозначные слова. Составление предложений. Характеристика предложений. | Определение грамматических признаков по окончанию слова. Выявление средств связи между словами в предложении. | СД № 7 | ||||||
155 | 7 | Тип и стиль текста. (№ 493, 494,495) | Орфограммы буквы гласного. Разбор слов по составу. Определение части речи слов по схемам разбора по составу. | Определение типа и стиля текста. Эксперимент. Работа с таблицей (орфограммы) | |||||||
156 | 8 | Слова-омонимы. (№ 496,497) | Составление предложений. Слова-синонимы. Слова-омонимы. Составление предложений со словами-омонимами. | ||||||||
157 | 9 | Контрольный диктант по итогам года. | Итоговый контроль знаний. | КД № 5 | |||||||
158 | 10 | Анализ работ. Работа над ошибками. Слова-омонимы. (№ 498, 499) | Изменение лексического значения слов при перестановке ударения. Определение части речи слов по внешним признакам. (работа со словами не существующими в русской речи, а только похожими на них) | Наблюдение за изменением значения слов при перестановке ударения. Определение частей речи слов по внешним признакам. | |||||||
159 | 11 | Контрольная работа по итогам года. | Контроль знаний за курс начальной школы. | КР № 7 | |||||||
160 | 12 | Анализ работ. Сравнение содержания текстов разных жанров. (№ 500, 501) | Сравнение текстов. Характеристика предложения, разбор по членам. Лексическое значение слов. Фразеологизмы. | Сравнение текстов. Инсценирование придуманных ситуаций. | |||||||
161 | 13 | Обобщение знаний по теме «Части речи» (№ 502, 503) | Грамматические признаки при выборе букв изученных орфограмм. Падежные формы слова. Склоняемые части речи. Характеристика предложения. Разбор частей речи. Работа с репродукциями картин. Признаки стихотворной и прозаической речи. Сложные предложения. | ||||||||
162 | 14 | Обобщение знаний по теме «Предложение. Члены предложения» (№ 504, 505) | Разбор предложений по членам. Склоняемые части речи. Звуко-буквенный анализ. Письмо по памяти. | ||||||||
163 | 15 | Контрольное списывание. | Контроль знаний за курс начальной школы. | КС № 4 | |||||||
164 | 16 | Анализ работ. Обобщение знаний по теме «Орфограммы корня». | |||||||||
165 | 17 | Обобщение знаний по теме «Орфограммы окончаний». | |||||||||
166 | 18 | Обобщение знаний по теме «Значение языка» (№ 507, 508) | Значение языка. | ||||||||
167 - 170 | 19 | Презентация проектно-исследовательских работ по русскому языку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация
урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...
Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"
Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...
КТП уроков русского языка во 2 классе по системе Занкова
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по системе Л.В. Занкова....
рабочая программа по русскому языку 4 класс по системе Занкова
рабочая программа по русскому языку с ОУД...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Занкова
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме" "Безударные гласные в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4 классе по системе Занкова "Не с глаголами"
Урок разработан по системе развивающего обучения Занкова., с учетом ФГОС НОО . Урок изучения нового материала....