Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Занкова
план-конспект урока по русскому языку по теме
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме" "Безударные гласные в корне слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
безударные гласные в корне слова
Цель: формирование представлений о способах проверки безударных гласных в корне слова.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Разгадайте изографы:
Горох Коньки Огурец
– Какие это слова?
– Что общего в этих словах? (Безударная гласная О.)
– Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Это буква О.)
– С буквой О мы будем писать буквы, обозначающие непарные звонкие, мягкие согласные.
– Какие это согласные? (н к р.)
2. Определите порядок следования букв в этом ряду:
нокр окрн …
– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
II. Словарно-орфографическая работа.
Это интересно
Слову огурец предшествовало слово, уже давно исчезнувшее, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей – арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они еще не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот поэтому они и названы огурцами.
Горох – древнейшее культурное растение, известное уже в каменном и бронзовом веках. Не случайно говорят: «Это было при царе Горохе», – имея в виду события глубокой древности.
Горох назвали так не случайно – горох значит «лущеный», «тертый».
– Как проверить безударную гласную О в словах горох, коньки, огурец? (Проверить нельзя, нужно запомнить.)
Вдруг постигнет неудача:
Не решается задача,
Нужный гласный смог опять
Ударенья избежать –
Значит, уверяем мы,
Он – непроверяемый!
И тогда мы скажем дружно,
Что его запомнить нужно.
И добавим по секрету:
Не всегда зубрежка это!
Дома, в классе, на лужайке
Поиграй в «запоминайки»!
О. Соболева
– Запишите слова. Составьте схему по системе СУО.
– Но всегда ли безударную гласную нельзя проверить?
– Вот об этом сегодня и поговорим на уроке.
III. Работа над темой.
1. Учитель читает стихотворение В. Лукса «У доски».
Вызвал внезапно учитель к доске –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Только учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
Учитель записывает на доске слово «акно».
– Надо писать через О, через О!
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски.
– Почему мальчик считает, что он опозорился? (Слово «окно» пишется через О, а не через А.)
– Почему слово «окно» надо писать с буквой О? А слышно-то [а]? Докажите. (Поставить слово во множественное число.)
– В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова.)
– В какой позиции она стоит? (В слабой позиции, потому что безударная.)
– В какой позиции она стоит в проверочном слове? (В сильной позиции, потому что ударная.)
– Назовите тему нашего урока: «Безударная гласная в корне слова».
– Как же проверить безударную гласную в корне слова? Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: безударную гласную в корне слова можно проверить, если его поставить во множественное число, и чтобы эта гласная стояла в сильной позиции.
2. У п р а ж н е н и е 409, с. 83 – коллективный разбор.
– Прочитайте.
– Чего не понял Федя?
– Выпишите из текста похожие глаголы. (Спеши, спиши.)
– Чем они похожи? (Произносятся одинаково.)
– Чем они отличаются? (Слова разные по написанию и значению.)
– Можно ли считать эти глаголы однокоренными? Почему?
– Выделите корень в этих словах.
– В какой части слова буква вызвала сомнение?
– Подберите к этим словам однокоренные.
(Спиши – спешка, …, спиши – пишет, … .)
– Что заметили? (Однокоренные слова являются проверочными, потому что сомнительные буквы стоят в сильной позиции.)
– Каким еще способом можно проверить безударные гласные в корне слова? Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: безударную гласную в корне слова можно проверить, если к этому слову подобрать однокоренное так, чтобы эта гласная была в сильной позиции (под ударением).
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
3. У п р а ж н е н и е 414, с. 85 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Сравните выделенные слова. Произнесите их.
– Что заметили? (В одних словах написание с произношением совпадает, а в других – расходится.)
– В каком случае произношение совпадает с написанием? (Когда гласная стоит в сильной позиции.)
– Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные нужно проверять.)
IV. Итог урока.
– Над чем работали сегодня на уроке?
– Какое правило проверки безударных гласных в корне слова вы узнали?
Домашнее задание: упражнение 411, с. 84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
План-конспект урока по математике, 3 класс Развивающая система Занкова
урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...
План-конспект урока по математике, 3 класс.Развивающая система Занкова
урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...