Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Занкова
план-конспект урока по русскому языку по теме

Белякова Ольга Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме" "Безударные гласные в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

безударные гласные в корне слова

Цель: формирование представлений о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Разгадайте изографы:

         Горох                     Коньки                Огурец

– Какие это слова?

– Что общего в этих словах? (Безударная гласная О.)

– Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Это буква О.)

– С буквой О мы будем писать буквы, обозначающие непарные звонкие, мягкие согласные.

– Какие это согласные? (н  к  р.)

2. Определите порядок следования букв в этом ряду:

нокр     окрн …

– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

II. Словарно-орфографическая работа.

Это интересно

Слову огурец предшествовало слово, уже давно исчезнувшее, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей – арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они еще не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот поэтому они и названы огурцами.

Горох – древнейшее культурное растение, известное уже в каменном и бронзовом веках. Не случайно говорят: «Это было при царе Горохе», – имея в виду события глубокой древности.

Горох назвали так не случайно – горох значит «лущеный», «тертый».

– Как проверить безударную гласную О в словах горох, коньки, огурец? (Проверить нельзя, нужно запомнить.)

Вдруг постигнет неудача:

Не решается задача,

Нужный гласный смог опять

Ударенья избежать –

Значит, уверяем мы,

Он – непроверяемый!

И тогда мы скажем дружно,

Что его запомнить нужно.

И добавим по секрету:

Не всегда зубрежка это!

Дома, в классе, на лужайке

Поиграй в «запоминайки»!

                        О. Соболева

– Запишите слова. Составьте схему по системе СУО.

– Но всегда ли безударную гласную нельзя проверить?

– Вот об этом сегодня и поговорим на уроке.

III. Работа над темой.

1. Учитель читает стихотворение В. Лукса «У доски».

Вызвал внезапно учитель к доске –

Вот и стою у доски я в тоске.

Так неудобно стоять у доски,

Словно ботинки мне стали узки.

Все, что слегка подучил я вчера,

Все, как назло, позабыл до утра!

Только учитель диктует «окно»,

Мелом пишу на доске я «акно».

Учитель записывает на доске слово «акно».

– Надо писать через О, через О!

Мел я в смущенье крошу на куски…

Ох, опозорился я у доски.

– Почему мальчик считает, что он опозорился? (Слово «окно» пишется через О, а не через А.)

– Почему слово «окно» надо писать с буквой О? А слышно-то [а]? Докажите. (Поставить слово во множественное число.)

– В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова.)

– В какой позиции она стоит? (В слабой позиции, потому что безударная.)

– В какой позиции она стоит в проверочном слове? (В сильной позиции, потому что ударная.)

– Назовите тему нашего урока: «Безударная гласная в корне слова».

– Как же проверить безударную гласную в корне слова? Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: безударную гласную в корне слова можно проверить, если его поставить во множественное число, и чтобы эта гласная стояла в сильной позиции.

2. У п р а ж н е н и е  409, с. 83 – коллективный разбор.

– Прочитайте.

– Чего не понял Федя?

– Выпишите из текста похожие глаголы. (Спеши, спиши.)

– Чем они похожи? (Произносятся одинаково.)

– Чем они отличаются? (Слова разные по написанию и значению.)

– Можно ли считать эти глаголы однокоренными? Почему?

– Выделите корень в этих словах.

– В какой части слова буква вызвала сомнение?

– Подберите к этим словам однокоренные.

(Спиши – спешка, …, спиши – пишет, … .)

– Что заметили? (Однокоренные слова являются проверочными, потому что сомнительные буквы стоят в сильной позиции.)

– Каким еще способом можно проверить безударные гласные в корне слова? Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: безударную гласную в корне слова можно проверить, если к этому слову подобрать однокоренное так, чтобы эта гласная была в сильной позиции (под ударением).

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

3. У п р а ж н е н и е  414, с. 85 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Сравните выделенные слова. Произнесите их.

– Что заметили? (В одних словах написание с произношением совпадает, а в других – расходится.)

– В каком случае произношение совпадает с написанием? (Когда гласная стоит в сильной позиции.)

– Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные нужно проверять.)

IV. Итог урока.

– Над чем работали сегодня на уроке?

– Какое правило проверки безударных гласных в корне слова вы узнали?

Домашнее задание: упражнение 411, с. 84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План-конспект урока по математике, 3 класс Развивающая система Занкова

урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...

План-конспект урока по математике, 3 класс.Развивающая система Занкова

урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...