Урок русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок получения новых знаний с применением технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_teme_slozhnye_slova.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сложные слова».
Тип урока: получение новых знаний
Вид урока: проблемный
Технология: информационно-коммуникативная, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающая.
Цель урока: формирование понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.
Задачи:
- познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них) и написания.
- развивать устную и письменную речь аналитическое мышление, память, внимание;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся; формировать интерес к изучению русского языка, совершенствовать культуру речи;
Оборудование:
- презентация
- лист-конспект для учащихся
- учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.
- карточки для парной работы
- схемы слов
- рисунок горы, модели и рисунки снеговиков.
Ход урока.
I. Организационный момент
1. Эмоциональный настрой на урок.
Доброе утро! Начинаем урок русского языка.
Будем с вами мы писать,
Наблюдать и рассуждать,
Раскрывать секреты слов
Кто готов?
2. Разминка для рук.
Подготовимся к работе. Выполним разминку (массаж с проговариванием слов).
- Чтобы хорошо писать, надо пальчики размять,
А теперь ладошки потрём ещё немножко.
Ушки тоже не забудем,
Разминать их дружно будем.
Шейку помассируем, ручками подвигаем
II. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока
1. Чистописание.
Сегодня мы продолжим изучать тайны русского языка. И шаг за шагом подниматься на вершину знаний.
Работать будете на рабочих листах.
Сядьте правильно ( правила посадки при письме).
Запишите дату.
Долго мы в этом году ждали зиму. И вот она пришла со снегом и морозами.
А кто помог её заманить к нам? Русский Дед Мороз позвал на помощь саамского и финского Деда Мороза. (Слайд №1)
Недавно в Мурманске состоялся «съезд зимних волшебников
Посмотрите, какие узоры они нарисовали.
На доске: ое ое ое
Запишите узор.
2. Определение темы и целей урока.
Морозы, выполнили свою работу и отправились по домам, но оставили нам своих помощников – снеговиков. Уж очень им захотелось выучить получше русский язык. Давайте соберём для них целую гору знаний.
Прочитайте слова: спорт, ходики, переход, зал, походка. Разберите по составу.
Проверим (сигналы обратной связи)
Каким способом образованы эти слова? (с помощью суффикса, приставки)
Молодцы!
Сегодня мы узнаем новый способ образования слов.
Проблемная ситуация №1. Подумайте, можно ли образовать из этих слов новое слово?
Подсказка: Есть лужайка в нашей школе,
А на ней- козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (спортзал)
Что обозначает слово спортзал? (помещение для занятий физкультурой, спортом)
Запишите.
Что необычного в этом слове? ( 2 корня - спорт, зал)
Выделите корни.
Как назовём это слово? ( двукорневое, составное, сложное)
Определите тему урока (сложные слова)
Если в слове корня два – это сложные слова!
Сформулируйте цели урока, используя опорные слова.
Узнаем:
III. Открытие новых знаний
1.Образование сложных слов.
Как мы образовали слово спортзал? ( сложили две основы )
Какой вывод мы можем сделать? (сложные слова образуются сложением основ) (слайд №2)
2. Гимнастика для глаз. (под музыку П.И Чайковского «Вальс цветов)
3. Проблемная ситуация №2. Как соединяются основы в сложных словах?
Игра «Собери сложные слова » (работа в парах).
Финский снеговик предлагает поиграть в снежки.
Работать будете в паре. Повторим правила сотрудничества.
В снежках спрятались четыре слова. Достаньте. Прочитайте.
Море, ходит, лёд, колет (Слайд №3)
Из них надо собрать два сложных слова.
Как образуются сложные слова? (сложением основ)
Разберите слова по составу. Спрячьте окончания.
Назовите основу в слове море, колет, лёд, ходит.
Основы совпали с корнем.А теперь попробуйте сложить два сложных слова.
Получается? Почему? (не хватает гласных). Каких? (о,а,е,и) Добавьте.
Что получилось? ( Мореход, ледокол). Поставим ударение.
Какая позиция у этих гласных? (безударная)
Произнесите шёпотом друг другу слово ( мориход)
Какой звук слышите? (и)
Произнесите слово ледокол (лидакол)
Что будем делать? Обратимся к учебнику. Прочитаем правило в учебнике, с.39
Какую гласную добавим в слово мореход (е), ледокол (о)
Как назовём эти гласные? (соединительные)
Запишите слова. Выделите основы, корни. Подчеркните соединительные гласные. Поставьте ударение. Проверьте ( по записи на доске – сравнение с образцом)
Какие ещё орфограммы вам встретились? (ледокол - безударная гласная, проверяю - …..,)
Выделите.
Что обозначает слово ледокол? Прочитаем в «Толковом словаре» С.И.Ожегова
(Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды) (Слайд)
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» был построен в нашей стране и проработал 30 лет. Вы знаете, где он сейчас находится? А теперь поставлен на вечную стоянку в г.Мурманск. В нём расположен музей.
Что обозначает слово мореход ? (предположения детей). Прочитаем в словаре Ожегова.
(Мореход: путешественник по морям) (Слайд)
Молодцы!!! Финский снеговик узнал много интересного! Но он ещё плохо знает правила, давайте создадим модели сложных слов.
4.Творческий мини-проект (парная работа - составление модели «сложные слова»).
Достаньте из конвертов заготовки. Как образовали сложные слова? (сложили основы)
Что добавили? Сколько корней у сложных слов? Как соединяются основы в сложных словах?
Вывод: основы соединяются при помощи соединительных гласных о, е.
Теперь снеговику всё понятно!
5.Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
Для чего нужны сложные слова? Саамский снеговик предлагает поиграть в игру «Угадай слова»
Замените словосочетания одним сложным словом. (Слайд)
Рыбу ловит – … , варит кашу – … , пыль сосёт –…. , ходит по Луне -…..
Проверим: (читают дети образованное слово, показывают соединительную гласную.
Что удобнее использовать в нашей речи: слово или предложение?
Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
Вывод: сложные слова нужны для краткости речи. (Слайд)
Саамский снеговик благодарит вас!
IV.Физкультминутка (двигательно-речевая)
А сейчас вы отдохните
Сложные слова все назовите!
Пролетает самолёт
С ним собрался я в полёт.
Проплывает пароход,
Пусть меня с собой возьмёт.
Проезжает паровоз,
Вот бы он меня подвёз.
Вот идёт пешеход,
На дороге гололёд.
Осторожней пешеход!
Назовите сложные слова, и покажите движением соединительную гласную.
V Обобщение новых знаний
Какие секреты сложных слов вы узнали? (Слайд)
VI. Применение новых знаний
1. Работа с текстом. Дифференцированное задание.
Снеговики решили попробовать написать текст. Посмотрите, что у них получилось? (Слайд) Прочитайте задание.
1 группа. Вставьте в предложения слова из справки. Разберите их по составу.
2 группа. Образуйте из слов для справок сложные слова. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Разберите их по составу.
У 3 группы есть дополнительное задание. Озаглавьте текст. Кто может быть альпинистом? Составьте предложение. Запишите
Найдите слова для справок. Вспомните, как образуются сложные слова.
Проверим. Прочитайте текст со вставленными словами.
3 группа – как озаглавили?
Кто такие альпинисты? (Слайд)
Какие слова вы вставили? Что обозначает это слово. Какие соединительные гласные вы использовали? Покажите (карточки обратной связи)
3 группа. Как вы ответили на вопрос? Посмотрите, какая гора знаний выросла!
VII. Рефлексия.
Вы сегодня поднимались шаг за шагом на горку своих достижений.
Возьмите снеговичков и превратите их в скалолазов.
Если вы довольны своей работой на уроке, поместите снеговичка на вершину горы.
Если не совсем довольны – на склон.
Если совсем недовольны – оставьте снеговика у подножия горы.
VIII.Домашнее задание (по выбору ).
IХ. Выставление отметок за урок.
На следующем уроке мы продолжим работу над правописанием сложных слов.
Молодцы! Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"
технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...
Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".
Данные конспекты уроков помогут учителю изучить с учащимися данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....
Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
Дать представление о приставке как части слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 2 класс тема "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Технологическая карта урока. УМК "Начальная школа XXI века"....
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно писать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...