Урок русского языка во 2 классе " Конструирование текстов, предложений".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Покатова Наталья Аркадьевна

  Урок русского языка во 2-м классе по программе «Школа 2100», автор учебника Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, раздел «Текст», представлен по направлению «Разработка урока» и был проведен в МАОУ СОШ№ 68 в рамах школьного «Фестиваля метапредметных уроков» 17 октября 2013 года. Обязательным условием этого смотра уроков стало созданиепродуктаурока.
На уроке были использованы разнообразные формы и методы, направленные на реализацию целей урока и формирование универсальных учебных действий, компьютерных технологий (интерактивная доска, нетбуки для индивидуальной работы учащихся). Интересно была использована групповая форма работы для составления предложений, а так же для составления текста.

На уроке были созданы условия для активной деятельности учащихся, условия для самостоятельной добычи знаний, для высказывания аргументов и выводов по теме урока. Ребята были вовлечены в активную творческую деятельность, результатом которого стал продукт урока –текст.

  • Таким образом, урок достиг своих целей и получил высокую оценку педагогов  школы, администрации и родителей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrirovanie_tekstapredlozheniy.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Конструирование текстов, предложений.

Программа Школа «2100»

Класс: 2

Учитель начальных классов: Покатова Наталья Аркадьевна

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель:

   развитие первичных навыков работы с информацией (упорядочение предложений в тексте в соответствии с развитием действия).

Задачи:

обучающие:        

- Формировать умение ставить вопрос к словам разных частей речи.

развивающие:

- формировать умения анализировать звучащую речь;  

- развивать воображение, мышление, речь  учащихся;

воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, приобщать детей к ЗОЖ.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Используемое оборудование: 

- рабочая тетрадь,

- учебник Е.В.Бунеевой «Русский язык» 2 класс. – М,: Баласс, 2012;

- компьютер учителя;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

Ресурсы:

- мультимедийная презентация к уроку;

Цели использования ИД:

  • вызвать  интерес  учащихся к теме;
  • наглядность представления материала;
  • оперативность контроля  при выполнении заданий.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.(мотивация)

-- Дети, вам тепло? (Да)

-- В классе светло? (Да)

-- Прозвенел уже звонок? (Да)

-- Уже закончился урок? (Нет)

-- Только начался урок? (Да)

-- Хотите учиться? (Да)

-- Значит, можно всем садиться!

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и начнем урок.   Откройте тетради и запишите «число и классная работа»

- Хочу предложить вам самим определить каким, именно, делом вы будете заниматься.

Итак начнём.

  1. Актуализация знаний.

-Послушайте загадку. О каком времени года в ней говорится?

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

 В этой загадке говорится об осени.

-Какие изменения происходят в природе с приходом осени?

Идут дожди, дни становятся короче, опадают листья.

Как называют явление природы, когда опадают листья? Листопад.

-Представьте, что подул резкий ветер и опавшие листья закружились в танце.

-пропишем лл в круге безотрывно.

- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).

- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).

Запись словарных слов в тетрадь, обозначение орфограмм.

- У нас получилась целая корзина слов. Назовём их ещё раз.

- Что можно составить из слов? (Предложения.)

-Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)

-Что можно составить из  предложений? (Текст)

-Что вы знаете о тексте? (Ответы детей)

– Сравните с записью на доске.

На слайде презентации выводится таблица с признаками предложения и текста.

Предложение

Текст

1. Состоит из слов.

2. Слова связаны по смыслу.

3. Первое слово пишется с большой буквы.

4. В конце ставится знак препинания (точка, восклицательный знак,

вопросительный знак).

1. Состоит из предложений.

2. Предложения связаны по смыслу.

3. Предложения расположены в строгом порядке.

4. Имеет части (начало, середину, концовку).

5. Имеет заглавие.

– Установите, есть ли между названными признаками что-то общее. (Связаны по смыслу.)      

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения(открытие нового знания).

– Предположите, чем будем заниматься на уроке. (Составлять предложения, тексты из предложений. Располагать предложения в тексте в нужном порядке.)

 Работа в малых группах.

- У каждой группы 2 конверта.

- Возьмите конверт №1.Откройте. Что вы там увидели?

- Нужно из слов составить предложение.

 (Зачитывают получившиеся предложения).

- Прочитайте. Что это – текст или набор предложений?

- Что объединяет все предложения?

- Из них можно составить текст?

- Что для этого нужно сделать? (Нужно расставить предложения по порядку, по смыслу).

-Давайте составим текст.

-Возьмите конверт №2 и составьте текст (на выполнение работы 2 минуты)

-Как только, группа будет готова, ученик, выходит и читает текст, который  получился.

Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве.  Березки надели золотые платья . Листья клена разрумянились.  (Густая листва дуба стала как медь).  Сосны и ели остались зелеными. Как много осенних красок!

-Чего не хватает в тексте?

-О чём текст, который вы составили?

-Что именно говорится об осени, что о ней сообщается?

1. - Выберите подходящее заглавие к тексту.

( Осень. Долгожданная осень. Золотая осень. Краски осени.)

- Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно, чувства, которые передаёт автор)?

(- Запишите получившийся текст с заглавием, которое мы выбрали.)

Физминутка

Мы с вами собирали текст. Эту работу мы делали все вместе, а теперь попробуйте самостоятельно собрать текст из «рассыпанных» предложений. (У детей карточки с предложениями).

  1. Проверка усвоения изученного материала.

-- Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как вы выполните тест. Каждый ребенок получает лист с тестом.

          Тест.

1. Текст состоит из:

       у) предложений;

       б) звуков;

       в) слов.

   2.  Текст-это:

       а) отдельные предложения;

       м) группа предложений, расположенных в определённой       последовательности и связанных друг с другом

по смыслу;

   3.  По заглавию можно определить:

        а)сколько предложений в тексте;

        н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

        в) кто автор текста.

    4. Текст имеет:

        а) только заглавие;

        б) только части;

        и) заглавие и части.

    5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

        ц) да;

        б) нет.

    6. На конце предложения ставится:

        а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

        б)смайлик.

-- Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?

                УМНИЦА!

  1. Подведение итогов урока.

-- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (учились отличать текст от набора предложений, писали, вспоминали орфограммы, сами придумывали тексты и заголовки к ним.)

-- Как вы думаете, а в жизни всё это нам пригодится? Как?

  1. Д / з.  Составить текст на тему «Золотая осень»  .

             Золотая осень.

         1. Какое время года наступило?

         2. Какие листья опадают с деревьев?

         3. Какое осеннее явление началось?

         4. Куда пошли школьники?

         5. Что собирали дети?

         6. Рады ли они приходу осени?

Словарь:

Золотая, разноцветные, листопад, пошли, на экскурсию, собирали.

– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс

Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....

Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.

Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение...

Урок русского языка по теме "Связь предложений в тексте"

Конспект урока  русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа XXI век" с использованием групповой и фронтальных форм организации работы....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 класс ТЕМА: «Предложение и текст».

Материал рассчитан на формирование умения соотносить тексты и заголовки к ним; выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных, составлять устный рассказ с опорой на рисунок; узнавать знач...

Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.

Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...