Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка".
Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».
Цель: Формирование представлений о тексте.
Задачи:
- познакомить с главными признаками текста (ввести понятие и термин);
- выявить отличия текста от предложения и от набора предложений;
- развивать речь детей;
- воспитывать любовь к познанию нового.
Оборудование: «логическая цепочка»-набор слов, раздаточный материал - предложения, портрет А.С. Пушкина, рисунки Знайки и Незнайки, карточки для групповой работы.
На уроке осуществляется деятельностный метод обучения. Дети учатся применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass_Word.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 2 класса.
Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
(учитель: Занудина Л.Н)
Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».
Цель: Формирование представлений о тексте.
Задачи:
- познакомить с главными признаками текста (ввести понятие и термин);
- выявить отличия текста от предложения и от набора предложений;
- развивать речь детей;
- воспитывать любовь к познанию нового.
Оборудование: «логическая цепочка»-набор слов, раздаточный материал - предложения, портрет А.С. Пушкина, рисунки Знайки и Незнайки, карточки для групповой работы.
I. Мозговая гимнастика.
1. Качание головой.
2. «Ленивые восьмёрки».
3. «Шапка для размышлений».
4. «Зоркие глазки».
II. Поэтическая минутка.
На доске портрет А.С. Пушкина и стихотворение:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт-сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
Словарная работа:
Просвещение-образование;
Гений – очень одаренный человек;
Парадокс – мнение, противоречащее здравому смыслу.
Учитель:
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?
Дети:
-Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.
Учитель:
-Да, нас ждут открытия.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
- Восстановите логическую цепочку из слов:
Предложение – звуки – слова.
Дети на доске восстанавливают:
Звуки – слова – предложение.
Учитель:
- Повторим известные сведения о предложении.
Дети повторяют хором.
IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Учитель:
-А если одного предложения мало? Что тогда делать?
В учебнике с. 108, упр.234 дети читают предложение :
В одном сказочном городе жили коротышки.
Учитель:
-Вам всё понятно или вы ждете продолжения мысли?
Дети:
-Нет, не понятно. Мы ждем продолжение мысли.
Учитель:
-Если ждёте, то о чём бы вам хотелось узнать?
Дети:
-Почему их назвали коротышками?
V. Работа над новой темой.
Учитель:
-Может ли следующее предложение быть таким:
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
Объясни свой ответ.
Дети:
- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать почему их так назвали. Мысль не продолжается.
Учитель:
- Уточните и дополните своё рассуждение.
С.109, упр.235 Читаем хором.
Учитель:
- Вместе с Незнайкой побываем в городе коротышек.
Учитель:
-Решите в задачнике:
Задачник – с. 56, №236
- Теперь предложения продолжают мысль или нет?
Дети:
- Да.
Учитель:
- Если мысль развивается, покажите это стрелкой от предложения к предложению.
Дети показывают стрелкой.
Учитель:
- Что нового сообщает каждое предложение?
- А знаете ли вы этих коротышек?
Дети называют персонажей повести Н. Носова.
Учитель:
-Кто был самым умным?
Дети:
- Знайка.
Учитель:
-Знайка познакомит вас с новым научным словом.
Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором).
Открываем карточку со словом «ТЕКСТ», вставляем в логическую цепочку.
ЗВУКИ – СЛОВА – ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ТЕКСТ.
Учитель:
- Докажите правильность наших действий.
Дети:
- Текст-это несколько предложений.
VI. Физминутка доктора Пилюлькина – Точечный массаж.
VII. Первичное закрепление, работа в группах.
Учитель:
- А кто в городе коротышек был самым необразованным?
Дети:
- Незнайка.
Учитель:
- Карточки, которые лежат у вас на партах, принесли вам Знайка и Незнайка. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты. Ваша задача-узнать, верно ли выполнено.
№1.
Пришла морозная зима.
В лесу стало тихо.
Спят деревья.
№2.
Лес кормит людей, зверей и птиц.
Люди собирают ягоды, грибы.
И каждый зверёк тоже делает свои запасы.
№3.
Деревья в парке были большие.
За полем виднеется деревня.
Усталые путники отдыхали на скамейке.
№4.
На улице жара.
Глеб и Олег отправились на пляж.
Море было тёплым, а купание веселым!
№5.
Хорош осенний лес!
Клюква растет на болоте.
Мойте руки перед едой!
Дети:
- №3 и №5-это не тексты.
Учитель:
- Почему?
Дети:
- Нет продолжения мысли, в тексте должно говориться об одном и том же.
Учитель:
-Поможем Незнайке дополнить предложение, чтобы речь шла об одном и том же.
VIII. Физминутка – гимнастика для глаз.
IX. Включение нового знания в систему знаний.
Учитель:
- Что необходимо напомнить Незнайке о тексте?
На с.109 читаем сведения хором.
Учитель:
- А свои знания хотите испытать на практике, как Незнайка?
Дети выполняют упр.239, с. 109.
Учитель:
-Сравните две записи. Есть ли среди них текст.
Дети:
- Есть один текст.
Учитель:
- Пропустите строку и спишите текст.
Учитель:
- Озаглавьте. О чём? (о ком?) в нём говорится?
Дети записывают заголовок.
Учитель:
- Можно ли озаглавить другую запись? Почему?
Дети:
- Нет, нельзя. Это не текст.
X.Рефлексия.
Учитель:
- Какие открытия сделали на уроке? Что узнали нового, чего раньше не знали?
Использованная литература:
- О. Холодова «Юным умникам и умницам»-мозговая гимнастика.
- И.Н. Корбакова «Деятельностный метод обучения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Главные члены предложения"
Конспект урока для 3 класса по учебнику Соловейчик М.С. "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония", 3 класс). Урок ознакомления с новым материалом....
Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс
Урок составлен в соответствии требованиям ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование представлений о тексте....
урок русского языка во 2 классе по теме"А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "Текст".
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока русского языка по теме: "Предложение. Текст"
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России" составлен с учётом требований к ФГОС....
Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения", 3 класс
Урок русского языка с использованием групповой формы работы....
Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения"
Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения"...
А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "текст"
Разботка урока русского языка (конспект+презентация). 2 класс УМК "Гармония"....