Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ирина Евгеньевна Белозёрова

Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-aukcion_belozyorova_i.e._3.docx500.9 КБ

Предварительный просмотр:

Белозёрова Ирина Евгеньевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №3»

Открытый  урок - аукцион  русского языка в 4 классе

(Образовательная система «Школа 2100»)

Тема: «Предложение. Текст» (обобщение по разделу)

Цели и задачи:

1.Актуализировать, систематизировать и обобщить знания учащихся, приобретённые при изучении раздела «Предложение. Текст» («Простое предложение», «Предложение с однородными членами», «Сложные предложения с союзами И, А, НО», «Предложения с прямой речью»);

2.Дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

3.Продолжить формирование умения работать в группах;

Пособия и принадлежности:

  1. Запись на доске: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!». (И.С. Тургенев)
  2. «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости» (В.О. Ключевский)
  3. «Самое главное -  научить человека мыслить». (Б. Брехт)
  4. «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». (А.Н. Толстой)
  5. Буквы на доске: УРОК – АУКЦИОН;
  6. Названия команд: «Знатоки», «Грамотеи», «Умники», «Мудрецы» (на столах, на доске);
  7. «Вещи» на продажу (надписи на звёздах): «текст», «простое предложение», «сложное предложение», «однородные члены предложения», «предложение с прямой речью»;
  8. Маленькие звёздочки;
  9. «Грамматические шкатулки» у каждой команды;

Ход урока:

I Орг. момент

- Начать сегодняшнюю встречу мне хотелось бы словами великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (они помещены на доске). В своё время он написал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!».

- Эти слова как нельзя лучше подходят к нашей встрече. Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – «аукцион знаний по русскому языку». Сведения из толкового словаря (рассказывает ученик):

«Аукцион – публичная продажа чего-нибудь, при которой покупателем становится тот, кто предложит самую высокую цену».

- На продажу будут выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Отметку за свой труд получит каждый из вас, и каждый из вас примет участие в обсуждении отметки своему товарищу (заполнение таблицы на каждом этапе). Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

- Какие правила работы в группе необходимо помнить?

1.Вежливо обращаться друг к другу.

2.Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свою версию.

3.Быть внимательным друг к другу.

4.В группе работает каждый. Умеешь сам – научи другого.

II  Предварительный залог – задание.

- Прежде чем начать торги, каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе. Капитаны команд выберут задания (на столе 4 листа по количеству команд): используя все буквы, составить слово-название команды. Начинать торги вы будете в том порядке, в каком справитесь с заданием (команда, справившаяся первой, начнёт торги первой, вторая – второй и т.д.).

ОТКИЗНА

ИНМИУК

РЕГМИОТА

ДЫУЦЕМР

- Итак, команды получили названия и доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе. В аукционе знаний участвуют (команды по очереди встают, на стол команде выставляется её название, оно же вывешивается и на доску): команда «Знатоки» (аплодисменты), «Грамотеи», «Умники», «Мудрецы».

III  Открытие аукциона.

1. – На продажу выставляется первая «вещь» - ТЕКСТ.

Команды торгуются.

- «Вещь» продана команде…, она дольше других продержалась на торгах и дала последний ответ (команды по очереди сообщают, что они знают о «тексте», не повторяя друг друга; если у команды нет ответа, то она выбывает с торгов за данную «вещь») . (Звезда с надписью «текст» помещается на доску под названием команды, которая победила в этих торгах, эта звезда оценивается в 4 карата).

- Прежде чем будет выставлена па продажу вторая «вещь», у каждой команды будет возможность заработать звездочку поменьше в 2 карата, давайте заглянем в «Грамматическую шкатулку» (в ней задания для каждой команды):

1. Восстанови последовательность абзацев, чтобы получился связный рассказ.

    Придумай название и запиши его.

    Определи тип текста, докажи свою точку зрения.

                                    ------------------------------------------------

                                                     (заголовок)

        А черепаха всё шла да шла с ноги на ногу, и когда заяц проснулся, черепаха уже приползла к версте.

         Поспорили Заяц с Черепахой, кто кого обгонит.

         Заяц сразу обогнал Черепаху, так что её не видно стало. Он и подумал: «Куда мне торопиться? Дай посижу». Сел отдохнуть и заснул.

                                 

                                             Это текст - _______________________

2.                              -------------------------------------------------

                                                    (заголовок)

        Спинка и хвост у неё сизые, вокруг чёрное ожерелье, а на головке, грудке и брюшке нежно-розовый отлив в оперении. Лапки красные.

        Розовая чайка изумительна красива!

       

        Она не крупнее вороны.

                                               Это текст -_____________________________

3.                              -----------------------------------------------

                                             (заголовок)

         Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот.

         За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого смеха.

        Жители Весёлого царства всегда смеялись.                        

                                             Это текст - ________________________

4.                          --------------------------------------------------

                                       (заголовок)

       Действительно, у плодов репейника есть маленькие колючки. Пройдёт мимо человек, пробежит собака – семена репейника цепляются за них и «путешествуют».

       Многие не любят проходить мимо репейника: обязательно колючки прицепятся!

       Нетрудно понять, почему плоды любят путешествовать: если бы они все упали около растения, на котором образовались, они не смогли бы  вырасти – места не хватило бы.

                                           Это текст - ________________________________    

Проверка работ. Вручение звёздочек.

2. – На продажу  выставляется вторая «вещь» - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Торги.   

                       ГРАММАТИЧЕСКАЯ     ШКАТУЛКА №2

1.Придумайте предложения к схемам:     [        ,           ,             =]  ,

    Дайте характеристику одному из них.                                                      

                                                                      [ - = и        , и       , и         ].

 2. Придумайте предложения к схемам:     [    -         ,        ,         ].

    Дайте характеристику одному из них

                                                                           [          и            = ].

3. Поставьте, если надо, знаки препинания. Нарисуйте схему каждого предложения. Дайте характеристику одному из них.

Ливень за окном ещё шумел но постепенно стихал.

Мороз щипал и руки и лицо и уши.

4. Поставьте, если надо, знаки препинания. Нарисуйте схему каждого предложения. Дайте характеристику одному из них.

Месяц показался из-за горы и светит всему миру.

Бесшумно пролетели у края леса закричали голубоватые сойки.

Проверка работ. Вручение звёздочек.

3. На продажу выставляется третья «вещь» - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Торги.

4. На продажу выставляется четвёртая «вещь» - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Торги.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ     ШКАТУЛКА №3

Соедините предложение и схему, которая ему соответствует:

В нашей северной сторонке,                           [ - = ], [- = ].  

На берегу реки Двины                                          

Вырос город наш поморский,                         [ = -] ,  [ = - ].  

Где живём сегодня мы.                                          

        (Арсентьева Полина)                                [ - = ].      

(Задание всем группам одинаковое).

                                                                     

Проверка работ. Вручение звёздочек. Эти стихи сочинила ученица нашего класса Арсентьева Полина, они посвящены нашему городу, предстоящему юбилею.  (ученица читает стихи)

5.- На продажу выставляется последняя пятая «вещь» - ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ.

Торги.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ     ШКАТУЛКА №4

1.Поставь знаки препинания, нарисуй схему предложения.

На конверте Лиля написала большими буквами передать Никите.

2. Поставь знаки препинания, нарисуй схему предложения.

Подарите мне на день рождения щенка попросил мальчик.

3. Поставь знаки препинания, нарисуй схему предложения.

Дуб сказал тростинке как ты слаба!

4. Поставь знаки препинания, нарисуй схему предложения.

Что мне волны? не сдаётся рулевой.

Проверка. Вручение звёздочек.

IV Подведение итогов.

1. – Все «вещи» проданы. Аукцион завершается. Команды подведут итоги по участию каждого члена группы: посовещаются и выставят отметки, прокомментировав их.

2. Чтение стихотворения детьми:

- Наш урок-аукцион мы начали словами великого русского писателя И.С.Тургенева, а закончим стихотворением В. Шефнера «Устная речь», т.к. одна их целей и задач нашего урока – овладение грамотной и красивой речью.

«Устная речь»

                                                                                              В. Шефнер

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

3. Итоги: Выиграла аукцион команда…, она смогла купить наибольшее количество «вещей», т.е. показала отличное знание русского языка. (награждение у доски: вручаются медали «Знаток русского языка»)

- Есть ли ребята в других командах, кто получил за работу «5»? (встаньте, отметка в журнал)

4.- Всем спасибо за работу. Вы сегодня были молодцы!

Лист оценивая для каждой команды:

Фамилия и имя ученика

№1

№2

№3

№4

№5

итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме "Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом"

Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.Задачи: ·                  Развитие письменной р...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Открытый урок русского языка в 3 «в» классе по теме «Однородные члены предложения».

Урок русского языка в 3 классе.Тема: «Однородные члены предложения».    Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить...

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

открытый урок русского языка во 2-м классе

урок разаработан в контексте фГОС...

Конспект открытого урока русского языка в 3-Б классе УМК «Гармония» Тема: «Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Конспект  урока русского языка УМК «Гармония»  Тема:«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...