Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
− с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
− рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.А.Савинов. М.: Просвещение, 2010г. рекомендованной Минобрнауки РФ;
− с положениями Основной образовательной программы начального образования МБОУ СОШ №4 г.Лысково
− с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы С.В.Иванова и А.О.Евдокимовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». − 3-е изд. перераб. М.: Вентана-Граф, 2013);
− с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №__от «__»_______2014г. Руководитель методобъединения ___________________Е.А.Воронина | Согласовано зам. директора по УР _________С.А.Тесакова «__»___________2014г. | Утверждено приказом №__от «__»_________2014г. директор МБОУ СОШ №4 г.Лысково ______________Е.В.Зяблова «___»______________2014г. |
Рабочая программа по русскому языку
в 4 классе (VII вида)
на 2014/2015 учебный год.
Учитель: Малышева Ирина Александровна.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.А.Савинов. М.: Просвещение, 2010г. рекомендованной Минобрнауки РФ;
- с положениями Основной образовательной программы начального образования МБОУ СОШ №4 г.Лысково
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы С.В.Иванова и А.О.Евдокимовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». − 3-е изд. перераб. М.: Вентана-Граф, 2013);
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.1,2 / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. 3-е изд. Перераб. М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.1,2. М.: Вентана-Граф,2014.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранение его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса:
Программа включает в себя изучение четырех блоков: блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний); блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма); блок «Развитие речи»; Закрепление знаний, повторение пройденного, контрольные работы, диагностические работы.
Исходя, из уровня подготовки класса, считаю наиболее целесообразным следующее распределение часов по блокам:
- Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) − 56 часов;
- Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 44 часа;
- Блок «Развитие речи» − 29 часов;
- Закрепление знаний, повторение пройденного, контрольные работы, диагностические работы – 7 часов;
Тема «Повторение изученного в 3 классе» – (входит в состав всех блоков, изучается в начале 1 четверти в течение 15 часов: уроки 1-15).
Проект УМК «Начальная школа 21 века» направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им оценка выставляется не за все проверочные работы, а только за контрольные работы. Таким образом, главная цель контролирующе-оценочной деятельности − определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился.
II. Содержание курса в соответствии с ФГОС НОО
Слушание
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.)
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи
Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением ( ча − ща, чу − щу, жи − ши);
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
- раздельное написание слов;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости − глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный − согласный; гласный ударный − безударный; согласный твердый − мягкий, парный − непарный; согласный звонкий − глухой, парный − непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в слове корня, основы,
окончания, приставки, суффикса. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи − ши, ча − ща, чу − щу в положении под ударением;
- сочетания чк − чн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова ;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ( ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (пишешь, учишь);
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи
Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи.
Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные
высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных
текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов. Знакомство с основными видами сочинений и изложений
(без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами
сочинения; сочинения"повествования, сочинения"описания, сочинения"рассуждения.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
- умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
III. Содержание курса русского языка в 4 классе
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (56 ч)
Фонетика и графика
Повторение изученного в 1-3 классах на основе фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова
Повторение изученного в 3 классе на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа (1 ч).
Синтаксис (16 ч)
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Связи слов в словосочетании.
Различение простых и сложных предложений.
Морфология (36 ч)
Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора (6ч).
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении (22ч).
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий (5ч).
Имя числительное: общее значение (3ч).
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (44 ч)
Повторение правил, изученных в 1-3 классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
- не с глаголом,
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов,
- безударные личные окончания глаголов,
- суффиксы глаголов -ива-/-ыва-, -ова-/-ева-
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени,
- буквы а,о на конце наречий,
- мягкий знак на конце наречий,
- слитное и раздельное написание числительных,
- мягкий знак в именах числительных
«Развитие речи» (29 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой в3 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного в 3 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
IV. Критерии оценки
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания − динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
- две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
- при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
- дважды написано одно и то же слово в предложении;
- недописанное слово.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты − либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Организация и проведение диктанта.
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2-3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Оценки | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки |
"5" | 1 исправление |
"4" | 1 ошибка и 1 исправление |
"3" | 2 ошибки и 1 исправление |
"2" | 3 ошибки |
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений; умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе; умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1-2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3-4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).
В 4 классе проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера − примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов: 4 класс − 12-15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3-5 ошибок.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" − все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" − все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" − выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
менее 17 баллов | 18 - 22 балла | 23 - 26 баллов | 27 - 30 баллов |
"2" | "3" | "4" | "5" |
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.
Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.
V. Планируемые результаты обучения
- Предметные результаты:
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- начальную форму глагола,
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени,
- глаголы в формах 1,2,3 лица,
решать практические задачи:
- определять спряжение глагола,
- разбивать по членам простое двусоставное предложение,
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой,
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов план
применять правила правописания:
- непроизносимые гласные и согласные в корне слова,
- не с глаголом,
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов,
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться,
- безударные личные окончания глаголов.
- Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
- освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
- воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств − стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
- сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом;
- ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
- задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Коррек-тировка | |||
1 | Повторение. Пишем письма. | 1 | 2.09 | |
2 | Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | 3.09 | |
3 | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | 4.09 | |
4 | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | 6.09 | |
5 | Повторение. Пишем письма. Словарный диктант. | 1 | 9.09 | |
6 | Повторяем признаки имени существительного. | 1 | 10.09 | |
7 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | 11.09 | |
8 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения. | 1 | 13.09 | |
9 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения. | 1 | 16.09 | |
10 | Пишем письма. Словарный диктант. | 1 | 17.09 | |
11 | Пишем письма. | 1 | 18.09 | |
12 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 20.09 | |
13 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | 23.09 | |
14 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | 24.09 | |
15 | Текст. | 1 | 25.09 | |
16 | Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 | 27.09 | |
17 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | 1 | 30.09 | |
18 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 1.10 | |
19 | Входной диктант. | 1 | 2.10 | |
20 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 4.10 | |
21 | Текст. | 1 | 7.10 | |
22 | Буквы о-ё после шипящих и ц. | 1 | 8.10 | |
23 | Мягкий знак после шипящих. Словарный диктант. | 1 | 9.10 | |
24 | Повторяем местоимение. | 1 | 11.10 | |
25 | Орфограммы приставок. | 1 | 14.10 | |
26 | Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. | 1 | 15.10 | |
27 | Изложение. | 1 | 16.10 | |
28 | Разбор по членам предложения | 1 | 18.10 | |
29 | Синтаксический разбор предложения. Словарный диктант. | 1 | 21.10 | |
30 | Итоговая контрольная работа за 1 четверть. Тестирование | 1 | 22.10 | |
31 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 23.10 | |
32 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 25.10 | |
33 | Синтаксический разбор предложения. | 1 | 5.11 | |
34 | Текст. | 1 | 6.11 | |
35 | Глагол | 1 | 8.11 | |
36 | Глагол как часть речи. | 2 | 11.11 | |
37 | Правописание приставок в глаголах. | 1 | 12.11 | |
38 | Правописание не с глаголами. | 1 | 13.11 | |
39 | Текст. | 1 | 15.11 | |
40 | Вид глагола. Словарный диктант. | 1 | 18.11 | |
41 | Начальная форма глагола. | 1 | 19.11 | |
42 | Личные формы глагола. | 1 | 20.11 | |
43 | Лицо и число глагола. | 1 | 22.11 | |
44 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | 25.11 | |
45 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | 26.11 | |
46 | Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи» | 1 | 27.11 | |
47 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 29.11 | |
48 | Текст. | 1 | 2.12 | |
49 | Правописание ться и тся в глаголах. | 1 | 3.12 | |
50 | Правописание ться и тся в глаголах. Словарный диктант. | 1 | 4.12 | |
51 | Текст. | 1 | 6.12 | |
52 | Спряжение глаголов. | 1 | 9.12 | |
53 | Спряжение глаголов. | 1 | 10.12 | |
54 | Спряжение глаголов. | 1 | 11.12 | |
55 | Правописание глаголов. | 1 | 13.12 | |
56 | Текст. | 1 | 16.12 | |
57 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 17.12 | |
58 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 18.12 | |
59 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 20.12 | |
60 | Комплексная итоговая контрольная работа за первое полугодие. | 1 | ||
61 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | 23.12 | |
62 | Текст. Текущее изложение. | 1 | 24.12 | |
63 | Правописание глаголов. Словарный диктант. | 1 | 25.12 | |
64 | Правописание глаголов. | 1 | 27.12 | |
65 | Настоящее время глагола. | 1 | 13.01 | |
66 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | 14.01 | |
67 | Прошедшее время глаголов. | 1 | 15.01 | |
68 | Прошедшее время глаголов. | 1 | 17.01 | |
69 | Будущее время глагола. | 1 | 20.01 | |
70 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | 21.01 | |
71 | Изменение глаголов по временам. Проверочная работа. | 1 | 22.01 | |
72 | Анализ проверочной работы. Наклонение глагола. | 24.01 | ||
73 | Изъявительное наклонение. | 1 | 27.01 | |
74 | Условное наклонение. | 1 | 28.01 | |
75 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | 29.01 | |
76 | Правописание глаголов. Словарный диктант. | 1 | 31.01 | |
77 | Текст. | 1 | 3.02 | |
78 | Повелительное наклонение глагола. | 1 | 4.02 | |
79 | Повелительное наклонение глагола. | 1 | 5.02 | |
80 | Словообразование глаголов. | 1 | 7.02 | |
81 | Текст. | 1 | 10.02 | |
82 | Глагол в предложении. | 1 | 11.02 | |
83 | Правописание глаголов. | 1 | 12.02 | |
84 | Правописание глаголов. | 1 | 14.02 | |
85 | Текст. | 1 | 17.02 | |
86 | Морфологический разбор глагола. | 1 | 18.02 | |
87 | Текущий диктант по теме «Правописание окончаний и суффиксов глаголов». | 1 | 19.02 | |
88 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 21.02 | |
89 | Наречие. | 1 | 24.02 | |
90 | Наречие. Словарный диктант. | 1 | 25.02 | |
91 | Как образуются наречия. | 1 | 26.02 | |
92 | Правописание гласных на конце наречий. | 1 | 28.02 | |
93 | Правописание гласных на конце наречий. | 1 | 3.03 | |
94 | Текст. | 1 | 4.03 | |
95 | Морфологический разбор наречий. | 1 | 5.03 | |
96 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | 7.03 | |
97 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | 10.03 | |
98 | Списывание по теме «Гласные на конце наречий, мягкий знак после шипящих». | 1 | 11.03 | |
99 | Работа над ошибками. Текст. | 1 | 12.03 | |
100 | Имя прилагательное. | 1 | 14.03 | |
101 | Имя прилагательное. | 1 | 17.03 | |
102 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | 1 | 18.03 | |
103 | Изменение имен прилагательных. Словарный диктант. | 1 | 19.03 | |
104 | Слитное и раздельное написание прилагательных. | 1 | 31.03 | |
105 | Правописание мягкого знака в числительных. | 1 | 1.04 | |
106 | Правописание числительных. | 1 | 2.04 | |
107 | Текст. | 1 | 4.04 | |
108 | Повторяем правописание мягкого знака в словах. | 1 | 7.04 | |
109 | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 1 | 8.04 | |
110 | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | 9.04 | |
111 | Текст. | 1 | 11.04 | |
112 | Правописание слов в словосочетании. | 1 | 14.04 | |
113 | Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 | 15.04 | |
114 | Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 | 16.04 | |
115 | Правописание слов в словосочетании. | 1 | 18.04 | |
116 | Текст. Словарный диктант. | 1 | 21.04 | |
117 | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | 22.04 | |
118 | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 | 23.04 | |
119 | Словосочетание в предложении. | 1 | 25.04 | |
120 | Текст. | 1 | 28.04 | |
121 | Контрольная работа по теме «Словосочетание, слово и предложение». | 1 | 29.04 | |
122 | Работа над ошибками. Сложное предложение. | 1 | 5.05 | |
123 | Как связаны части сложного предложения. | 1 | 6.05 | |
124 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 7.05 | |
125 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 12.05 | |
126 | Текст. | 1 | 13.05 | |
127 | Как связаны части сложноподчиненного предложения. | 1 | 14.05 | |
128 | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. | 1 | 16.05 | |
129 | Запятые между частями сложного предложения | 1 | 19.05 | |
130 | Сложное предложение. | 1 | 20.05 | |
131 | Итоговая комплексная работа. | 1 | 21.05 | |
132 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 23.05 | |
133 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | 26.05 | |
134 | Текст. | 1 | 27.05 | |
135 | Запятые между частям сложного предложения. | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...