Урок русского языка 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Карибова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №46 c УИОП
города Калининграда.
Открытый урок русского языка 2 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 118.56 КБ |
urok_russkogo_yazyka.pptx | 283.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Карибова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №46 c УИОП
города Калининграда.
Открытый урок русского языка 2 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными.
Цель урока:
1. познакомить с новой корневой орфограммой
«непроизносимые согласные»
2. формировать умение видеть и различать корневую орфограмму,
подбирать проверочные слова.
УУД:
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: проверять слова с непроизносимыми согласными; подбирать родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм;
Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; уметь организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; обосновывать высказанное суждение; уметь задавать уточняющие вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Компетенция:
Учащиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
- видеть в словах изученные орфограммы,
-подбирать к ним проверочные слова,
-правильно списывать слова, предложения, проверять написанное.
-работать в парах, в группах.
Форма работы:
-фронтальная,
-индивидуальная,
-работа в группах, в парах
Оборудование:
-мультимедийный проектор
-интерактивная доска
-учебник
-словарик
-карточки для групповой работы.
Ход урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
В стране родного языка,
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём,
И сами до всего дойдём.
- И так, ребята, вы готовы к путешествию, к новым открытиям? (Да)
- Откройте тетради и запишите число.
- На следующей строке: «Классная работа».
2. Постановка проблемной ситуации. ЕЁ разрешение.
- Перед вами слова. Прочитайте их и разделите на группы.
На интерактивной доске слова:
Река, солнце, травка, вода, местность, плот, сердце, берега, рыбка.
река травка сердце
вода плот местность
берега рыбка солнце
-По какому признаку вы объединили слова ?
(первый столбик- безударная гласная в корне слова, второй столбик- парная согласная в корне слова, о словах третьего столбика мы пока ничего не знаем)
- Сравните написание и звучание слов в третьем столбике.
-Что вы заметили? (не произносятся некоторые буквы)
-Какие буквы пишутся, а звука мы не слышим? (д, л, т,)
-Как можно назвать выделенные согласные? ( непроизносимые)
-В какой части слова они находятся? (в корне)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными, в корне слова)
- Какова будет цель нашего урока? (Научиться писать слова с непроизносимыми согласными)
- Какие задачи стоят перед нами?
1. научимся находить слова с непроизносимой согласной;
2. подбирать проверочные слова;
3. развивать свою речь; 4. грамотно и красиво писать;
- С какими непроизносимыми согласными вы уже познакомились? (д, т, л)
Минутка чистописание
Запишите, продолжив закономерность. (1 мин.)
Лдт Дтл Тлд
-Вернемся к нашим слова .
- Докажите, что слова: сердце, солнце и местный записаны, верно. Что для этого нужно? (Подобрать проверочные слова)
- Запишите слова в тетрадь, но сначала подберите проверочные слова в которых бы непроизносимые согласные хорошо слышались. (сердце-сердечный; солнце-солнечный, солнышко; местность- место, местный
- Какой можно сделать вывод? ( Выскажите свои предположения)
Вывод: Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласный звук искать
- Или изменить слова так чтобы непроизносимый согласный произносился бы четко.
- Продолжим работу по освоению новых знаний.
3. Первичное усвоение полученных знаний.
Работа в парах.
- Вспомните правило работы в парах.
- Я предлагаю выполнить следующую работу. К словам первого столбика найдите проверочные слова из второго столбика и соедините их стрелками. (Двое работают у интерактивной доски)
прекрасный | уста | |
чудесный | счастье | |
праздник | опоздать | |
устный | прекрасен | |
поздно | устная | |
лестница | счастливая | |
счастливый | часть | |
честный | честь, | |
чувство | чудесен |
- К каким слова не удалось подобрать проверочные слова? ( Лестница, чувство, праздник)
- Да, таких слов нет, поэтому правописание слов лестница, чувство, праздник нужно запомнить.
- А как называются слова, правописание которых нужно запомнить? Правильно, словарные.
- Открывайте словарики и запишите эти слова
- Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.
- Лестница – произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) – то, с помощью чего лезут.
- Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.
- Чувство. Заимствовано из старославянского языка . Чувство от чувь(способность чувствовать). Суффик образова –в- (сравним . нрав, гнев и др.) от чути «чувствовать, слышать, ощущать, познавать». См. чу, чуть.
- Запомните правописание этих слов. Первый ряд составьте предложение со словом лестница. Второй ряд со словом праздник. А третий ряд со словом чувство.
- Зачитайте свои предложения.( Ответы учеников)
4.Физкультминутка.
5. Применение знаний на практике.
Работа в группах
– Сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы есть задание. (Выбор карточек)
1 и 3 группа. Прочитай . Допиши предложения. Используй слова подсказки
Лифт не работал, мы пошли пешком по _________________.
Новый год- это мой любимый ________. У меня такое ________, что в новом году нас ждёт много приятных сюрпризов. Как приятно услышать утром слово____________ и знать, что тебе желают здоровья.
Слова- подсказки: чувство, здравствуй, здравствуйте, лестница, праздник.
2 и 4 группа. Собрать пословицу, записать её в тетрадь. Найти слово с непроизносимой согласной. Подобрать к нему проверочное слово.
Сердце матери- лучше солнца греет.
Счастливым и красивым делает человека работа.
5 и 7 группа. Вставь где нужно, буквы.
капус__ный лес__ница чудес___ный
счас___ливый праз___ник вкус__ный
свис___нул чу___ствовать прекрас___ный
6 и 8 группа. Образуйте однокоренные прилагательные.
От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой согласной в корне слова.
ярость – __________________________
грусть – __________________________
ненастье – _______________________
несчастье – _______________________
капуста – ________________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – ______________________
Ответы по две группы сразу. Один отвечает, другой проверяет и на оборот.
6. Рефлексия.
С какой же орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
(с непроизносимой согласной)
- Как же проверить непроизносимую согласную?
- Какие словарные слова вы запомнили?
7. Шкала настроения
- Мне было интересно.
- Мне было трудно.
- Я не все понял.
Мои пожелания вам:
Пусть каждый день чудесный
Приносит только счастье,
Ненастье и несчастье.
Домашнее задание.
Пиши грамотно стр. 61. упр. 1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте слова и разделите их на группы р ека травка сердце вода берега плот рыбка местность солнце
СЕР Д ЦЕ СО Л НЦЕ МЕС Т НОСТЬ се [ рц ] е со [ нц ] е ме [ сн ] ость СЕР Д ЦЕ СО Л НЦЕ МЕС Т НОСТЬ
Тема урока: Учимся писать слова с непроизносимыми согласные в корне слова Цель: Научиться писать слова с непроизносимыми согласными Задачи : 1 . научимся находить слова с непроизносимой согласной; 2. подбирать проверочные слова ; 3. развивать свою речь; 4. грамотно и красиво писать.
Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.
прекрасный уста чудесный счастье опоздать устный прекрасен поздно устная счастливая счастливый часть честный честь, чудесен праздник лестница чувство
чу в ство лес т ница праз д ник
Правила работы в группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки русского языка УМК "Начальная школа 21 века"
Уроки русского языка УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка по программе "Школа 21 века" по теме "Личная форма глагола"
Конспект урока русский язык 4 класс по теме "Личные формы глагола" Соответствует реализации ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"
Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...
Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс
В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися....
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».
Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"
Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...