Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 913 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Род имён существительных»
Задачи: 1. Учить детей определять род имён существительных.
2. Развивать аналитическое мышление, речь обучающихся.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательского
поиска.
4. Воспитывать ответственное отношение к работе.
Оборудование: схема – опора «Род имён существительных»,
индивидуальные карточки для исследовательского
эксперимента,
таблицы с упражнениями на развитие внимания,
слова – отгадки,
рисунок с изображением торта,
музыка для физкультминутки «На зарядку становись!»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинаем урок русского языка.
Для урока вам нужен учебник, дневник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка.
- Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.
II. Мотивация.
Сегодня мы будем работать по разделу «Как устроен наш язык».
- Когда мы работаем по этому разделу, мы обычно что делаем? (Узнаём новое о русском языке).
- Чтобы узнать что-то новое, мы что делаем? (Проводим исследование).
- Что необходимо исследователям?
( 1. Быть внимательным, наблюдательным.
2. Уметь задавать вопросы.
3. Отбирать нужный материал.
4. Работать с литературой.)
Вывод: Значит, мы будем использовать в своей работе следующие
методы исследования:
1. Подумать самостоятельно.
2. Спросить у товарища.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
Исследование – это творческая работа. Относиться к ней надо ответственно.
III. Чистописание.
Проверим вашу внимательность, аккуратность и каллиграфию письма.
- Рассмотрите и назовите буквы.
В А К Л В
П С В У Б
В Р Н В О
Ю И Г З Ъ
Я В Е Ж В
- Какая буква повторяется много раз?
- Сколько раз повторяется эта буква?
Запись на доске и в тетрадях
Вв
Вежливость открывает все двери.
- Как понимаете пословицу?
- Как надо говорить вежливые слова? (Глядя человеку в глаза, спокойным, тихим голосом).
IV. Работа над новым материалом.
1. Постановка учебной задачи.
Отгадайте загадки.
- Кто грибы на ветках сушит,
Чтоб зимой не голодать?
В погребок пойдёт покушать
И в гнездо скорее спать? (Белка)
- Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
- Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок. ( Мороженое)
- Дремучий лес к стеклу прирос.
Нарисовал его …? (Мороз)
- Время лыж и санок? (Зима)
- Красавица какая
Стоит светло сверкая.
Как пышно убрана.
Скажите кто она? (Ёлка)
- Белая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождь ближе. (Облако)
- К какой части речи относятся слова-отгадки?
- Что вы знаете об имени существительном?
( Дети рассматривают картинку с изображением торта на с.125 в учебнике)
- Что вы не знаете? (Род имен существительных)
Сегодня узнаем, какого рода бывают имена существительные.
Научимся определять род имен существительных.
V. Физкультминутка.
Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
2. Исследовательская работа.
У нас возникла проблема. Нам надо выяснить:
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как можно определить род у имен существительных?
Предлагаю провести исследование.
Практическое задание «Мыслительный эксперимент»
мальчик девочка окно
она оно он
- Какое слово можно заменить словом она? он? оно?
Вывод:
Мальчик – м.р., т.к. это существительное
можно заменить словом он.
Девочка – ж.р., т.к. это существительное
можно заменить словом она.
Окно – с.р., т.к. это существительное можно заменить словом оно.
3.Чтение правила в учебнике (с.135).
-Какого рода могут быть имена существительные?
- Как можно определить к какому роду относится то или иное существительное?
4.Составление схемы-опоры.
Схема-опора.
Род имён существительных.
м.р. ж.р. с.р.
(он) (она) (оно)
Запоминание правила по схеме.
V. Упражнения в определении рода имён существительных.
1. Работа в парах.
Запишите имена существительные в 3-и столбика.
Белка, медведь, мороженое, мороз, зима, ёлка, облако.
М.р. Ж.р. С.р.
(он) (она) (оно)
Проверка.
2. Упр. 1 с.135 (учебник)- для тех, кто быстро выполнит 1 задание.
3. Упр. 3 с.136 (учебник) – подобрать подходящие по смыслу имена существительные и определить их род.(Выполняется самостоятельно I абзац)
Проверка.
VI. Домашнее задание.
Упр.3 с.136 (учебник II абзац)
VII. Рефлексия.
-Что понравилось на уроке?
- Просигнальте красным цветом, кто хорошо понял новый материал.
- Просигнальте зелёным цветом, кто ещё затрудняется в определении рода имен существительных.
VIII. Итог урока.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как определить род имён существительных?
- Что помогло хорошо запомнить новый материал? (Исследовательская работа и ответственное отношение к работе)
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 кл по теме "Определение имени прилагательного"
Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного ...
Урок русского языка в 3 кл. на тему: "Обобщение знаний об именах прилагательных"
Урок-обобщение об именах прилагательных...
Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...
Технологическая карта урока русского языка УМК " Школа России" 4 класс. Тема:" Три склонения имен существительных. Первое склонение."
Технологическая карта урока русского языка. УМК " Школа России" 4 класс....
Презентация к уроку русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Родовые окончания имен прилагательных"
Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....
конспект ук уроку русского языка в 3 кл на тему:мягкий знак после щипящих на конце имен существительных женского рода
мягкий знак на конце имен существительных после щипящих...
Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...