рабочая программа по русскому языку Канакина 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_russkomu_yazyku.docx | 82.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Болотниковская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании ММО учителей начальных классов Руководитель ММО _________Аникина М.Н./ Протокол №1 от | «Утверждаю» Директор МКОУ «Болотниковская ООШ» ____________/О.В. Ваняшкина/ № приказа____________ «______»___________2014 |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
в 4 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Пучкина Валентина Васильевна учитель начальных классов
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета:
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Общая характеристика учебного предмета.
Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.
В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводят 14 часов на развитие речи обучающихся.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, В. М. Бойкиной из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, отводятся 17 часов на развитие речи.
Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение», «Слово в языке и речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, поэтому знакомство с системой языка направлено на обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления более эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность, для чего обеспечивается: 1) привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса; 2) пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи; 3) усиление объяснительного (для детей) аспекта при рассмотрении системы языка; 4) одновременно с изучением языка обучение выбору языковых средств с учётом задач и условий общения, в целом культуре речи и речевого поведения; 5) обращение при обучении построению предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников; 6) обучение не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Освоение детьми русского языка, обучение его умелому использованию в процессе общения нацелено на осознание каждым ребёнком богатых возможностей языка для выражения мыслей и чувств и тем самым – на воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю. Так изучение языка рассматривается как средство формирования у учащихся языкового самосознания как элемента гражданственности.
3. Освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию; освоение русского языка способствует развитию мышления учащихся, их воображения, эстетических чувств, интеллектуальных и творческих способностей. Значением учебного предмета «Русский язык» определяется его ведущее место в системе общего образования младших школьников.
Планируемые результаты.
В процессе изучения русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Личностными результатами изучения русского языка являются:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметными результатами изучения русского языка являются:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложения;
- признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
- признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
- правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Контрольные работы | Уроки развития речи | Количество часов в рабочей программе |
1 | Повторение изученного за курс 3 класса | 1 | 3 | 11 |
2 | Предложение. | 4 | 9 | |
3 | Слово в языке и речи | 1 | 3 | 19 |
4 | Имя существительное | 2 | 6 | 41 |
5 | Имя прилагательное | 2 | 6 | 31 |
6 | Местоимение | 1 | 2 | 9 |
7 | Глагол | 1 | 1 | 32 |
8 | Повторение в конце учебного года | 1 | 2 | 18 |
ИТОГО | 9 | 27 | 170 |
Содержание дисциплины
Повторение изученного за курс 3 класса (11 ч)
Слово. Предложение. Текст. Знаки препинания в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Однокоренные слова. Корень слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Слова с непроизносимыми и двойными согласными. Приставки и предлоги. Разделительные Ъ и Ь. Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Род имен прилагательных. Глагол как часть речи. Время глаголов.
Учащиеся должны знать:
- что такое предложение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- общее значение главных и второстепенных членов предложения;
- звуко-буквенный анализ слов;
- состав слова;
- определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки;
- орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки;
- текст и его особенности.
Уметь:
- различать, выявлять, распределять части речи, виды предложений;
- давать определение частям речи;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- уметь делать звуко-буквенный анализ слов;
- морфемный анализ слов;
- уметь находить орфограммы и проверять их.
Предложения. (9 ч)
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Учащиеся должны знать:
- особенности однородных членов предложений и их отличительные при знаки;
- союзы при однородных членах;
- правило постановки знаков между однородными членами.
Уметь:
- находить в предложении однородные члены и различать их;
- соблюдать интонацию перечисления;
- уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами.
Слово в языке и речи (21 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание ь и ъ знаков
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать высказывания о русском языке;
- Определять значение слова;
- Распознавать многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы;
- Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм;
- Работать с орфографическим словарём.
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных. Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе и во множественном числе.
Учащиеся должны знать:
- правило, что такое имя существительное;
- род имен существительных;
- склонение существительных;
- число имен существительных;
- особенности каждого из падежей.
Уметь:
- различение имен существительных от других частей речи;
- находить имя существительное;
- различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам;
- давать определение;
- отвечать на вопросы по теме;
- уметь писать изложения и сочинения обучающего характера.
Имя прилагательное (30 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Учащиеся должны знать:
- что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;
- зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного;
- правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и мн. числе;
- правописание родовых окончаний.
Уметь:
- различать имя прилагательное от других частей речи;
- уметь точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
- уметь устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное от которого зависит прилагательное;
- уметь правильно ставить вопрос к имени прилагательному и сопоставлять окончание имен прилагательного с окончанием в вопросе;
- уметь писать безударные падежные окончания имен прилагательных;
- формулировать правила;
- отвечать на вопросы;
- уметь производить морфологический разбор имени прилагательного;
- применять знания в практике.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание местоимений с предлогами.
Учащиеся должны знать:
- что такое местоимение;
- личные местоимения;
- грамматические особенности личных местоимений 1,2 и 3-го лица;
- правописание личных местоимений с предлогами.
Уметь:
- отличать местоимения от других частей речи;
- уметь распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять в речи;
- устанавливать зависимость, сходства, различия местоимений с другими частями речи;
- уметь делать морфологический разбор местоимений;
- уметь правильно писать местоимения с предлогами 1, 2, 3 лица.
Глагол (34 ч)
Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). 1 и 2 спряжение глагола. Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Глаголы-исключения.
Учащиеся должны знать:
- что такое глагол;
- лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение по числам, временам;
- синтаксическую роль в предложении
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- знать глаголы-исключения.
Уметь:
- различать глагол от других частей речи;
- находить глагол в предложении;
- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать?
- уметь правильно (по образцу) работать над орфограммами;
- различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения;
- распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания;
- работать по алгоритму, строить морфемную модель глаголов.
Повторение в конце учебного года (15 ч)
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |||||||||
Контрольные работы | Творческие работы | планируемая | Фактическая | |||||||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | 45 | |||||||||||||
Повторение изученного за курс 3 класса | 11 | |||||||||||||
Вводный урок. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | Повторение изученного | |||||||||||||
Язык и речь. Формулы вежливости | Повторение изученного | |||||||||||||
Текст и его план. | Повторение изученного | |||||||||||||
Изложение «Первая вахта» | Развите речи | И | ||||||||||||
Анализ изложения. Типы текстов | Комбинированный | |||||||||||||
Предложение как единица речи. | Повторение изученного Повторение изученного | |||||||||||||
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | Повторение изученного | |||||||||||||
Диалог. Обращение. | Повторение изученного | |||||||||||||
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | Повторение изученного | |||||||||||||
Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | Контроль и учет знаний | Д | ||||||||||||
Словосочетание. | Повторение изученного |
| ||||||||||||
Предложение | 9 | |||||||||||||
Представление о предложениях с однородными членами. | Изучение нового материала | |||||||||||||
Однородные члены предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов. | Комбинированный | |||||||||||||
Запятая в предложении с однородными членами, соединёнными союзами. | Повторение изученного | |||||||||||||
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень». | Развитие речи, применение знаний на практике | С | ||||||||||||
Наши проекты. «Знаки препинания» | Урок-проект | П | ||||||||||||
Различение простых и сложных предложений. | Комбинированный | |||||||||||||
Различение сложного предложения от простого предложения с однородными членами. | Комбинированный | |||||||||||||
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Развитие речи, применение знаний на практике | И | ||||||||||||
Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» | Контроль и учет знаний | Д | ||||||||||||
Слово в языке и речи | 19 | |||||||||||||
Лексическое значение слова. | Комбинированный | |||||||||||||
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | Решение частных задач | |||||||||||||
Синонимы, антонимы, омонимы. | Решение частных задач | |||||||||||||
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | Обобщение знаний | |||||||||||||
Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. | Изучение нового материала | |||||||||||||
Значимые части слова. Значение суффиксов и приставок. | Решение частных задач | |||||||||||||
Значимые части слова. Разбор слова по составу. | Решение частных задач | |||||||||||||
Правописание гласных и согласных в корне слова. | Решение частных задач | |||||||||||||
Правописание гласных и согласных в корне слова, удвоенных согласных в словах | Решение частных задач | |||||||||||||
Правописание приставок и суффиксов. | Решение частных задач Решение частных задач | |||||||||||||
Правописание ъ и ь разделительных знаков. | Решение частных задач | |||||||||||||
Обучающее изложение | Развитие речи, применение знаний на практике |
| ||||||||||||
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Решение частных задач | |||||||||||||
Склонение имен существительных и имен прилагательных | Решение частных задач | |||||||||||||
Имя числительное. Глагол | Решение частных задач | |||||||||||||
Наречие. Общее представление. | Решение частных задач | |||||||||||||
Правописание наречий | Решение частных задач | |||||||||||||
Сочинение-отзыв по картине В. М. Васнецова. «Иван-царевич на Сером волке» | Развитие речи, применение знаний на практике | С | ||||||||||||
Контрольный диктант №3 по теме «Части речи» | Контроль и учет знаний | Д | ||||||||||||
Имя существительное | 41 | |||||||||||||
Распознавание падежей имен существительных | Решение частных задач | |||||||||||||
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | Решение частных задач | |||||||||||||
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, дательном и винительном падежах. | Решение частных задач |
| ||||||||||||
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | Решение частных задач | |||||||||||||
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | Решение частных задач | |||||||||||||
Три склонения имен существительных (общее представление) 1-ое склонение имён существительных) | Решение частных задач | |||||||||||||
II ЧЕТВЕРТЬ | 35 | |||||||||||||
| Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег» | Развитие речи, применение знаний на практике | С | |||||||||||
| 2-ое склонение имён существительных | Решение частных задач | ||||||||||||
| Упражнение в распознавании существительных 2-го склонения | Решение частных задач | ||||||||||||
| 3-ье склонение имён существительных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Упражнение в распознавании существительных 3-го склонения | Решение частных задач | ||||||||||||
| Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | Решение частных задач | ||||||||||||
| Обучающее изложение | Развитие речи, применение знаний на практике | И | |||||||||||
| Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных1,2 и 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | Решение частных задач | ||||||||||||
| Именительный и винительный падежи имён существительных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Родительный падеж имён существительных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Дательный падеж имён существительных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Решение частных задач | ||||||||||||
| Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Решение частных задач | И | |||||||||||
| Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | Решение частных задач | ||||||||||||
| Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | Решение частных задач | ||||||||||||
| Предложный падеж имён существительных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница» | Развитие речи, применение знаний на практике | С | |||||||||||
| Контрольный диктант №4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | Контроль и учет знаний | Д | |||||||||||
| Анализ контрольного диктанта. Повторение. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Именительный падеж имен существительных множественного числа | Решение частных задач | ||||||||||||
| Родительный падеж имен существительных множественного числа | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.. | Решение частных задач |
| |||||||||||
| Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | Решение частных задач | ||||||||||||
| Обучающее изложение | Развитие речи, применение знаний на практике | И | |||||||||||
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | Решение частных задач | ||||||||||||
| Контрольный диктант №5 за 1 полугодие | Контроль и учет знаний | ||||||||||||
| Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа | Решение частных задач | ||||||||||||
| Наши проекты «Употребление множественного числа имен существительных» | Урок-проект | П | |||||||||||
III ЧЕТВЕРТЬ | 50 | |||||||||||||
Имя прилагательное | 31 | |||||||||||||
| Роль имён прилагательных в языке. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Род и число имён прилагательных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Развитие речи, применение знаний на практике | С | |||||||||||
| Изменение по падежам имён прилагательных. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов» | Решение частных задач | С | |||||||||||
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Развитие речи, применение знаний на практике | ||||||||||||
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Именительный, винительный, родительный падежи. | Решение частных задач | ||||||||||||
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже | Решение частных задач | ||||||||||||
| Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | Решение частных задач |
| |||||||||||
93. 13 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | Развитие речи, применение знаний на практике | И | |||||||||||
94.14 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода | Решение частных задач | ||||||||||||
95. 15 | Склонение имён прилагательных женского рода прилагательных мужского и среднего рода | Решение частных задач | ||||||||||||
96. 16 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода | Решение частных задач | ||||||||||||
97. 17 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | Решение частных задач | ||||||||||||
98. 18 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | Решение частных задач | ||||||||||||
99. 19 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | Решение частных задач | ||||||||||||
100. 20 | Изложение повествовательного текста | Развитие речи, применение знаний на практике | И | |||||||||||
101. 21 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | Решение частных задач | ||||||||||||
102. 22 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | Решение частных задач | ||||||||||||
103. 23 | Сочинение по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | Решение частных задач | С | |||||||||||
104. 24 | Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | Решение частных задач | ||||||||||||
105. 25 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | Решение частных задач | ||||||||||||
106. 26 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | Решение частных задач | ||||||||||||
107. 27 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | Обобщение знаний | ||||||||||||
108. 28 | Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Развитие речи, применение знаний на практике | С | |||||||||||
109. 29 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний | Обобщение знаний | ||||||||||||
110. 30 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» | Контроль и учет знаний | Д | |||||||||||
111. 31 | Работа над ошибками. Систематизация знаний об имени прилагательном. | Решение частных задач | ||||||||||||
Местоимение | 9 | |||||||||||||
112. 32 | Роль местоимений в речи. | Решение частных задач | ||||||||||||
113. 33 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. | Решение частных задач | ||||||||||||
114. 34 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | Решение частных задач | ||||||||||||
115. 35 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | Решение частных задач | ||||||||||||
116. 36 | Окончания личных местоимений в косвенных падежах. | Решение частных задач | ||||||||||||
117. 37 | Изложение повествовательного текста с элементами описания | Развитие речи, применение знаний на практике | И | |||||||||||
118. 38 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении. | Обобщение знаний | ||||||||||||
119. 39 | Контрольный диктант №7 по теме «Местоимение» | Контроль и учет знаний | Д | |||||||||||
120. 40 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | |||||||||||||
Глагол | 32 | |||||||||||||
121. 41 | Роль глагола в языке | Решение частных задач | ||||||||||||
122. 42 | Изменение глаголов по временам | Решение частных задач | ||||||||||||
123. 43 | Неопределённая форма глагола. | Решение частных задач | ||||||||||||
124. 44 | Неопределённая форма глагола. | Решение частных задач | ||||||||||||
125. 45 | Изменение глаголов по временам. | Решение частных задач | ||||||||||||
126. 46 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Развитие речи, применение знаний на практике | И | |||||||||||
127. 47 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | Решение частных задач | ||||||||||||
128. 48 | Спряжение глагола. | Решение частных задач | ||||||||||||
129. 49 | 2 –е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | Решение частных задач | ||||||||||||
130. 50 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | Развитие речи, применение знаний на практике | С | |||||||||||
IV четверть | 40 | |||||||||||||
131. 1 | 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени | Решение частных задач | ||||||||||||
132. 2 | 1 и 2 спряжение глаголов будущего времени | Решение частных задач | ||||||||||||
133. 3 | Наши проекты. «Пословицы и поговорки». | Урок-проект | П | |||||||||||
134. 4 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Решение частных задач | ||||||||||||
135. 5 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Решение частных задач | ||||||||||||
136. 6 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Решение частных задач | ||||||||||||
137. 7 | Правописание безударных окончаний глаголов. Закрепление. | Решение частных задач | ||||||||||||
138. 8 | Возвратные глаголы | Решение частных задач |
| |||||||||||
139. 9 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | Решение частных задач | ||||||||||||
140.10 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | Решение частных задач | ||||||||||||
141. 11 | Закрепление знаний о возвратных глаголах. Составление рассказа по серии картинок | Решение частных задач | ||||||||||||
142. 12 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Решение частных задач | ||||||||||||
143. 13 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | Решение частных задач | ||||||||||||
144. 14 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | Решение частных задач | ||||||||||||
145. 15 | Изложение повествовательного текста по вопросам | Развитие речи, применение знаний на практике | И | |||||||||||
146. 16 | Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» | Контроль и учет знаний | Д | |||||||||||
147. 17 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | Обобщение знаний | ||||||||||||
148.18 | Обобщение по теме «Глагол» | Обобщение знаний | ||||||||||||
149. 19 | Обобщение по теме «Глагол» | Обобщение знаний | ||||||||||||
150. 20 | Изложение повествовательного текста | Развитие речи, применение знаний на практике | ||||||||||||
151. 21 | Проверка знаний по теме «Глагол» Тест | Контроль и учет знаний | Т | |||||||||||
152. 22 | Анализ изложения, тестовой работы | Решение частных задач | ||||||||||||
Повторение | 18 | |||||||||||||
153. 23 | Язык, речь, текс. | Повторение и обобщение знаний | И | |||||||||||
154. 24 | Предложение и словосочетание. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
155. 25 | Предложение и словосочетание. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
156. 26 | Предложение и словосочетание. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
157. 27 | Лексическое значение слова. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
158. 28 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь» | Развитие речи, применение знаний на практике | С | |||||||||||
159. 29 | Состав слова. | Повторение и обобщение знаний Повторение и обобщение знаний |
| |||||||||||
160. 30 | Состав слова. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
161. 31 | Состав слова. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
162. 32 | Состав слова. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
163. 33 | Части речи. | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
164. 34 | Части речи. | Повторение и обобщение знаний Повторение и обобщение знаний | И | |||||||||||
165. 35 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Развитие речи, применение знаний на практике | ||||||||||||
166. 36 | Анализ изложения. Части речи | Повторение и обобщение знаний | Д | |||||||||||
167. 37 | Итоговый контрольный диктант №9 | Контроль и учет знаний | Д | |||||||||||
168. 38 | Анализ контрольного диктанта. Повторение |
| Повторение и обобщение знаний | |||||||||||
169. 39 | Звуки и буквы | Повторение и обобщение знаний | ||||||||||||
170. 40 | Игра «по галактике Частей речи» | Урок-игра | ||||||||||||
Итого: | 170 | 9 | 27 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Материально – техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Репродукции картин. Учебно-методические комплекты по русскому языку для 4 класса (программа, учебник, рабочая тетрадь). Таблицы к основным разделам грамматического материала. Наборы сюжетных картинок. Словари по русскому языку. | Д К Д К Д | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор. Компьютер. | Д Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку. Слайды (диапозитивы) по русскому языку. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. | Д Д Д Д |
Учебно-методическое обеспечение предмета:
Основная учебно-методическая литература:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.
- Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2.
Дополнительная учебно-методическая литература:
- Закон РФ « Об Образовании»
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011
- Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.
- Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы
- Методическое пособие. Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс»
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку 4 класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (Канакина В.П.)
представлена рабочая программа по русскому языку (Канакина) в 3 классе в полном соответствии с требованиями ФГОС 2004г...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по учебнику Канакиной
Программа составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс автор В.П.Канакина
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК " Школа России" автор В.П.Канакина...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс автор В.П.Канакина
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" автор В.П.Канакина создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
рабочая программа по русскому языку 3 класс,по учебнику Канакиной В.П., ФГОС
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (к учебнику Канакиной В.П.) ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, ресурсное обеспечение образовательного процесса....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС В. П. Канакина
В архивном файле содержится рабочая программа учебного предмета «Русский язык», разработаная на основе учебно-методического комплекса «Школа России»: примерной программы начального общего образования ...