Рабочая программа по русскому языку 4 класс автор В.П.Канакина
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК " Школа России" автор В.П.Канакина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kanakina.doc | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрено Утверждено Введено в действие
на заседании на заседении педсовета Приказом № _____
МО Протокол № от « »_______ 2011 г
учителей от « » _____________2011 г Директор школы :
начальных классов _______ / /
Протокол №
от « »_______ 2011 г.
Руководитель МО
_______ /./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 4 КЛАССА
на 2011 – 2012 учебный год
Автор-составитель: учитель начальных классов - Иванова О.В.
с.Новоивановка
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ« Новоивановская основная общеобразовательная школа»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007года,годовым календарным графиком и учебным планом школы ,на основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2008 )
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ,календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся,нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально-техническое обеспечение, список литературы, приложение.
Общая характеристика учебного предмета
Учебно-методический комплект по русскому языку ( программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Цели обучения :
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорения, произношения слов ,грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 4классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.В соответствии с учебным планом школы уроки русского языка в 4 классе рассчитаны на 5 часов в неделю.Следовательно общее количество часов составило - 170 часов .
Общие учебные умения , навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Основное содержание
4 класс
Лексика,фонетика,грамматика,правописание и развитие речи ( 170 ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 ч)
Части речи (122 ч)
Повторение изученного за год (10 ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (38 ч)
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии стипом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова (8 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (122 ч)
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе(кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (32 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (40 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (10ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена,сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь,тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
День моей Родины Вспоминаем ,повторяем,изучаем... Язык и речь | 38 2 | |||
Знакомство с учебником Наша речь и наш язык | ||||
Язык и речь. Формула вежливости | ||||
Текст | 3 | |||
Текст.План текста | ||||
Подробное изложение «Расплата» | ||||
Текст.Типы текстов | ||||
Предложение | 15 | |||
Предложение как единица речи | ||||
Виды предложений по цели высказывания и по интонации | ||||
Диалог.Обращение | ||||
Словосочетания | ||||
Контрольный диктант « На рыбной ловле» | ||||
Работа над ошибками.Основа предложения. | ||||
Однородные члены предложения( общее понятие) | ||||
Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов | ||||
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||||
Знаки препинания в предложения с однородными членами | ||||
Обобщение знаний об однородных членах предложения | ||||
Простые и сложные предложения.Связь между простыми предложениями,входящими в состав сложного | ||||
Сложное предложение и предложение с однородными членами | ||||
Сложное предложение и предложение с однородными членами | ||||
Обобщение знаний о сложных и простых предложениях | ||||
Слово и его лексическое значение | 4 | |||
Слово и его лексическое значение | ||||
Многозначные слова.Прямое и переносное значение слов.Заимствованные слова.Устаревшие слова | ||||
Синонимы,антонимы,омонимы .Фразеологизмы. | ||||
Контрольное списывание « | ||||
Части речи | 6 | |||
Части речи.Морфологические признаки частей речи. | ||||
Части речи.Имя существительное | ||||
Имя прилагательное.Склонение имен существительных и имён прилагательных | ||||
Имя числительное .Глагол как часть речи | ||||
Наречие как часть речи | ||||
Творческое изложение по репродукции картины В .М.Васне цова « Алёнушка» | ||||
Состав слова | 8 | |||
Состав слова.Однокоренные слова.Корень слова | ||||
Состав слова.Суффиксы и приставки | ||||
Правописание гласных и согласных в корнях слов | ||||
Упражнение в написании приставок и суффиксов | ||||
Разделительный ъ и ь | ||||
Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе | ||||
Контрольный диктант «Осенняя пора» за 2 четверть | ||||
Анализ диктанта.Работа над ошибками | ||||
Имя существительное Склонение имён существительных | 43 | |||
Повторение сведений об имени существительном | ||||
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | ||||
Несклоняемые имена существительные | ||||
Упражнение в распознавании именительного,родительного винительного падежей неодушевленных имен существител | ||||
2 четверть ( 35) | ||||
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах,имен существительных в дательном падеже | ||||
Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах | ||||
Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова « Первый снег» | ||||
Работа над ошибками | ||||
Три склонения имен существительных | ||||
Три типа склонения имен существительных ( общее представление). 1-е склонение имен существительных | ||||
2 – е склонение имен существительных | ||||
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения | ||||
3 – е склонение имен существительных | ||||
Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений | ||||
Проверка знаний о типах склонения. | ||||
Контрольный диктант «Зимний лес» | ||||
Анализ диктанта.Работа над ошибками | ||||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | ||||
Падежные окончания имен существительных единственного числа 1,2,3 – го склонения. | ||||
Именительный и винительный падежи | ||||
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | ||||
Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже | ||||
Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | ||||
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | ||||
Упражнение в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах | ||||
Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | ||||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | ||||
Контрольное изложение « | ||||
Анализ изложения.Работа над ошибками | ||||
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже | ||||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | ||||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | ||||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | ||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | ||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном,датель ном и предложном падежах | ||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | ||||
Контрольный диктант « Редкая гостья» | ||||
Анализ диктанта.Работа над ошибками | ||||
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе | ||||
Множественное число имен существительных | ||||
Именительный падеж имен существительных множественного числа | ||||
Родительный падеж имен существительных множественного числа | ||||
З четверть | ||||
Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа | ||||
Дательный,творительный ,предложный падежи имен существительных множественного числа | ||||
Упражнения в написании имен существительных множественного числа | ||||
Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных | ||||
Имя прилагательное | 32 | |||
Повторение сведений об имени прилагательном как части речи Имя прилагательное как часть речи | ||||
Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов. | ||||
Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имен прилагательных | ||||
Составление описательного текста на тему « Любимая игрушка» | ||||
Склонение и правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | ||||
Склонение имен прилагательных | ||||
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | ||||
Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | ||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | ||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | ||||
Контрольное списывание « | ||||
Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именит.,родит,дат.,винит. падежах и правописании их падежных окончаний | ||||
Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родит. и винит.падежах | ||||
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | ||||
Контрольный диктант « Рыбалка» | ||||
Анализ диктанта. Работа над ошибками. | ||||
Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе | ||||
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе | ||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в именительном и винительном падежах | ||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном,дательном ,творительном и предложном падежах | ||||
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода | ||||
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | ||||
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | ||||
Контрольный диктант « | ||||
Анализ диктанта .Работа над ошибками. | ||||
Склонение имен прилагательных во множественном числе | ||||
Склонение имен прилагательных множественного числа | ||||
Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах | ||||
Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах | ||||
Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах | ||||
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных | ||||
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных | ||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных | ||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных | ||||
Обобщение знаний о роли имени прилагательного в тексте | ||||
Местоимение | 7 | |||
Местоимение как часть речи | ||||
Личные местоимения 1,2 и 3 –го лица | ||||
Изменение личных местоимений по падежам | ||||
Склонение личных местоимений 3 –го лица | ||||
Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи | ||||
Контролный диктант « Зимний лес» за 3 учебную четверть | ||||
Анализ изложение и работа над ошибками.Упражнение в правильном написании местоимений | ||||
Глагол | 40 | |||
Повторение сведений о глаголе | ||||
Глагол как часть речи ( повторение) | ||||
Изменение глаголов по временам | ||||
Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам | ||||
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Март» | ||||
Неопределенная форма глагола | ||||
Неопределенная форма глагола.Анализ ошибок допущенных в сочинении | ||||
Неопределенная форма глагола.Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | ||||
Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами | ||||
4 четверть | ||||
Возвратные глаголы ( общее представление) | ||||
Изложение повествовательного характера по опорным слов | ||||
Спряжение глаголов | ||||
Спряжение глаголов ( общее понятие) | ||||
Распознавание лица и числа глаголов.2 - е лицо глагола | ||||
Употребление мягкого знака (ь)в глаголах 2 – го лица единственного числа | ||||
Упражнение в правописании глаголов во 2 – ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | ||||
Ι и ΙΙ спряжения глаголов | ||||
Ι и ΙΙ спряжения глаголов | ||||
Окончания глаголов Ι и ΙΙ спряжения | ||||
Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями | ||||
Контрольный диктант « Праздник света» | ||||
Анализ диктанта.Работа над ошибками | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | ||||
Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопеделенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов | ||||
Контрольный диктант « Весна» | ||||
Анализ диктанта.Работа над ошибками | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||||
Правописание тся и ться в глаголах ( общее представление) | ||||
Упражнение в правописании безударных личных окончаний тся и ться в возвратных глаголах | ||||
Контрольное изложение | ||||
Анализ изложения и работа над ошибками.Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени | ||||
Правописание глаголов в прошедшем времени | ||||
Правописание глаголов в прошедшем времени | ||||
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | ||||
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | ||||
Изложение | ||||
Анализ изложения и работа над ошибками. | ||||
Упражнение в правописании глагольных форм | ||||
Итоговый контрольный диктант « Весеннее утро» | ||||
Анализ диктанта.Работа над ошибками | ||||
Повторение | ||||
Язык и речь. Текст.Типы текстов | ||||
Предложение и словосочетание .Главные и второстепеные члены предложения Виды предложений по цели высказывания. | ||||
Слово и его лексическое значение | ||||
Значимые части слова | ||||
Правописание гласных и соглавных в корне слов | ||||
Части речи.Морфологические признаки частей речи | ||||
Упражнение в правописании частей речи | ||||
Упражнение в правописании частей речи |
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Перечень учебно- методического обеспечения
Для обучающихся :
1.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2009 г 1 часть
2.Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2009 г 2 часть
3.Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс В.П.Канакина, 1 часть
В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2009 г.
4.Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс В.П.Канакина, 2 часть
В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2009 г.
Для учителя :
1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва,
«Просвещение», 2008г
2. Учебник : «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,
«Просвещение», 2010 г 2 части
3. Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс В.П.Канакина, 2 части
В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2010 г.
4. Методическое пособие « Русский язык 4 класс» В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2010 г.
Материально – техническое обеспечение
- Таблицы
- Плакаты
- Репродукции картин
- Карточки
Список литературы
1. Контрольные работы в начальной школе по русскому языку 1-4 класс
Москва « Дрофа» 2006 год
2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник 6.
3 класс .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).
3.Журнал «Начальная школа» № 10 2010год
4. Методическая газета для учителей начальной школы Начальная школа
« ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» № 10 2010 год
5. И учеба и игра : Русский язык Ярославль «Академия развития»2007
6. Занимательная грамматика.- М.,Омега,2004.
7.Волина В.В. Русский язык.- Екатеринбург: Изд- во « АРГО» 2008
8.Нефёдова Е.А. ,Узорова О.В. 350 правил и упражнений по русскому языку.-
М. : « Аквариум ЛТД» 2008
9. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы.
Издат – школа . Москва 2005 г
10.Я иду на урок в начальную школу: «Русский язык» :Книга для учителя
- М.: Издательство « Первое сентября» 2005 год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы курса | Количество часов | Из них: | ||
диктанты | списывание | изложение | |||
1 | Вспоминаем,повторяем, изучаем | 38 | 2 | 1 | - |
| 2 3 15 4 6 8 | 1 1 | 1 | ||
2. | Части речи | 122 | 8 | 1 | 2 |
2.1 Имя существительное 2.2 Имя прилагательное 2.3 Местоимение 2.4 Глагол | 43 32 7 40 | 2 2 1 3 | 1 | 1 1 | |
3. | Повторение изученного за год | 10 | - | - | - |
| ВСЕГО | 170 | 10 | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. 1 класс. ФГОС.
Данная программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику "Русский язык" 3 класс (автор - Канакина В.П.)
Программа по русскому языку для 3 класс разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, авторской програ...
Рабочая программа по русскому языку. "Школа России". В.П. Канакина
Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России". Автор В.П. Канакина...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русско...