Рабочая программа по русскому языку 3 класс (к учебнику Канакиной В.П.) ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, ресурсное обеспечение образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_.docx | 75.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений , Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программой В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2011г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово и т.д.)
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2012.
Содержание программы
Язык и речь (2ч.)
Виды речи. Речь и её назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи: составление текста по рисунку
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч.)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложение с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространенные предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией. Разбор по членам предложения. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи: составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме по модели.
Слово в языке и речи (19ч.)
Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; синонимы и антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов, антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы.
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи: Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам и коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова (16ч.)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи: сочинение по репродукции картины. Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова (29ч.)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умения ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
Развитие речи: составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (76ч.)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз.
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительнве, имеющие форму одного числа. Имена существительные общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм согласования. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени сущеситвительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи: подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти. Составление устного рассказы по серии картин. Сочинение по репродукции картин. Составление текста-описания растения в научном стиле. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма. Составление текста по сюжетным рисункам. Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение (14ч.)
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощию которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематиских проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др.
Основные виды работ по русскому языку: диктанты, списывания, обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Вид контроля/тема |
2 | Входная диагностическая работа | Констатирующий |
8 | Словарный диктант №1 | Констатирующий |
12 | Контрольный диктант №1 | Констатирующий |
16 | Проверочная работа №1 | Текст. Предложение. Словосочетание. |
27 | Проверочная работа №2 | Части речи |
33 | Словарный диктант №2 | |
34 | Проверочный диктант №1 | Слово в языке и речи |
38 | Контрольное списывание №1 | |
41 | Контрольный диктант №2 | |
50 | Проверочная работа №3 | Состав слова |
61 | Контрольное списывание №2 | |
72 | Словарный диктант №3 | |
76 | Промежуточная диагностическая работа | |
80 | Контрольный диктант №3 | |
88 | Контрольное списывание №3 | |
98 | Проверочный диктант №2 | Род и число имён существительных |
111 | Проверочный диктант №3 | Имя существительное |
126 | Словарный диктант №4 | |
127 | Проверочная работа №4 | Имя прилагательное |
130 | Контрольный диктант №4 | |
135 | Проверочная работа №5 | Местоимение |
155 | Проверочная работа №6 | Глагол |
156 | Контрольный диктант №5 | |
158 | Словарный диктант №5 | |
160 | Контрольный диктант №6 | |
164 | Контрольное спысывание №4 | |
166 | Итоговая диагностическая работа |
Учебно-тематический план
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки | Ресурсное обеспечение |
Язык и речь | |||||
1. | Виды речи и их разначение | 1 | Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи. Составлять текст по рисунку. | ЭОР к учебнику. | |
2. | Для чего нужен язык? Входная диагностическая работа | 1 | Объяснять назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия и прощания. | ||
Текст. Предложение. Словосочетание. | |||||
3. | Текст как единица языка и речи. | 1 | Называть признаки текста. Объяснять построение текста. | ЭОР к учебнику. | |
4. | Типы текстов. Работа с текстом | 1 | Называть типы текстов. | ||
5. | Предложение. Знаки препинания в конце предложений | 1 | Объяснять, что такое предложение. Разъяснять постановку разных знаков препинания в конце предложений. | ЭОР к учебнику. | |
6. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Называть виды предложений по цели высказывания. Объяснять постановку знаков препинания в конце предложений. | ЭОР к учебнику. | |
7. | Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | Называть виды предложений по интонации. | Репродукция картины | |
8. | Виды предложений по интонации Словарный диктант №1 | 1 | Называть виды предложения по цели высказывания, по интонации. Писать правильно слова с непроверяемым написанием. | Презентация «Картинный диктант» | |
9. | Обобщение знаний о видах предложений | 1 | Объяснять, что такое обращение. Находить и использовать обращения в тексте. | ЭОР к учебнику. | |
10. | Обращение. Предложения с обращением | 1 | Объяснять, что такое обращение. Находить и использовать обращения в тексте. | ЭОР к учебнику. | |
11. | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам | ||
12. | Контрольный диктант №1 | 1 | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропусков, искажения и замены букв. | ||
13. | Простое и сложное предложения | 1 | Различать простые и сложные предложения. | ЭОР к учебнику. | |
14. | Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении | 1 | Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. | ЭОР к учебнику. | |
15. | Словосочетание | 1 | Различать словосочетания и предложения | ЭОР к учебнику. | |
16. | Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» Проверочная работа №1 «Текст. Предложение. Словосочетание» | 1 | Составлять и оформлять предложения, записывать слова без пропусков, искажения и замены букв. | Репродукция картины. | |
Слово в языке и речи | |||||
17. | Слово и его лексическое значение | 1 | Понимать слов как единство звучания. Объяснять лексическое значение слова. | ЭОР к учебнику. | |
18. | Распознавание лексических групп слов в речи | 1 | Использовать синонимы и антонимы в речи, объяснять их лексическое значение. | ||
19. | Омонимы | 1 | Использовать омонимы в речи, объяснять их лексическое значение. | ЭОР к учебнику. | |
20. | Слово и словосочетание | 1 | Составлять словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса. | ||
21. | Фразеологизмы | 1 | Работать со словарём фразеологизмов. Использовать фразеологизмы в речи, объяснять их значение. | Презентация «Фразеологизмы» | |
22. | Подробное изложение с языковым анализом текста | 1 | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку в письме. | ||
23. | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи | 1 | Находить изученные части речи в тексте. Объяснять по каким признакам определяют части речи. | Таблица «Части речи». | |
24. | Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 | Составлять предложения и текст по репродукции картины. Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. | Репродукция картины. | |
25. | Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных | 1 | Различать в тексте изученные части речи. | ||
26. | Имя числительное. Общее представление | 1 | Находить в тексте имена числительные по значению и вопросу. | ЭОР к учебнику. | |
27. | Имя числительное. Проверочная работа №2 «Части речи» | 1 | Находить в тексте имена числительные по значению и вопросу. Различать в тексте изученные части речи. | ||
28. | Однокоренные слова | 1 | Выделить группы однокоренных слов, обозначать в них корень. | ЭОР к учебнику. | |
29. | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
30. | Согласные звуки и буквы | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
31. | Правописание разделительного мягкого знака | 1 | Объяснять написание разделительного мягкого знака. Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости. | Таблица «Мягкий знак». | |
32. | Слово и слог. Звуки и буквы | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ЭОР к учебнику. | |
33. | Изложение повествовательного текста. Словарный диктант №2 | 1 | Озаглавливать текст. Определять тему каждой части и подбирать к этим частям заголовки. | Презентация к изложению. | |
34. | Проверочный диктант №1 «Слово в языке и речи» | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
35. | Проект «Рассказ о слове» | 1 | Объяснять значение выбранного слова. | ||
Состав слова | |||||
36. | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Находить группы однокоренных слов, выделять в них корень. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить и выписывать слова с указанным корнем. | Таблица «Части слова». | |
37. | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Объяснять правописание сложных слов с соединительной гласной. | Таблица «Части слова». | |
38. | Контрольное списывание №1 | 1 | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. | ||
39. | Работа гад ошибками. Формы слова. Окончание. | 1 | Объяснять образование форм одного и того же слова. Понимать значение слова «окончание». | Таблица «Части слова». | |
40. | Формы слова. Окончание. | 1 | Выделять в словах окончание. | Таблица «Части слова». | |
41. | Контрольный диктант №2 | 1 | Находить о отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
42. | Работа над ошибками. Приставка. | 1 | Писать правильно приставки с гласной о и с гласной а. называть приставки, при помощи которых можно образовать однокоренные глаголы. | Таблица «Части слова». | |
43. | Приставка | 1 | Находить приставку с слове. Определять, какое значение имеют приставки. | Таблица «Части слова». | |
44. | Приставка | 1 | Находить глаголы, определять в них приставки. Находить слова с приставками. | Таблица «Части слова». | |
45. | Суффикс | 1 | Находить однокоренные слова, выделять в них суффиксы. Подбирать слова с одинаковым суффиксом. | Таблица «Части слова». | |
46. | Суффикс | 1 | Находить суффикс в слове. Определять, какое значение придают словам суффиксы. | Таблица «Части слова». | |
47. | Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | Репродукция картины. | |
48. | Основа слова | 1 | Находить и выделять в слове основу и окончание. | Таблица «Части слова». | |
49. | Обобщение знаний о составе слова | 1 | Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова. | Презентация «Состав слова». | |
50. | Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. Проверочная работа №3 «Состав слова» | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты своей работы. | |||
51. | Проект «Семья слова» | 1 | Называть слова по аналогии с данным объектом. | ||
Правописание частей слова | |||||
52. | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | 1 | Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. | ЭОР к учебнику. | |
53. | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | Объяснять, как правильно обозначать буквой гласный звук в корне. | Таблица «Правописание безударных гласных» | |
54. | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначать буквой безударный гласный звук в корне. | Таблица «Правописание безударных гласных» | |
55. | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначать буквой безударный гласный звук в корне. | Таблица «Правописание безударных гласных» | |
56. | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначать буквой безударный гласный звук в корне. | Таблица «Правописание безударных гласных» | |
57. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 | Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. | Таблица «Правописание парных согласных». | |
58. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 | Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. | Таблица «Правописание парных согласных». | |
59. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 | Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. | Таблица «Правописание парных согласных». | |
60. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 1 | Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы. | Таблица «Правописание парных согласных». | |
61. | Контрольное списывание №2 | 1 | Писать правильно слова на изученные орфограммы. | ||
62. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. | ЭОР к учебнику. | |
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Объяснять, как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне слова. | ЭОР к учебнику. | |
64. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. | ||
65. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Объяснять, как правильно обозначать буквой непроизносимый согласный звук в корне слова. | ||
66. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. Писать правильно слова на изученные орфограммы. | ||
67. | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса. | ЭОР к учебнику. | |
68. | Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | Составлять текст по опорным словам. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Репродукция картины. | |
69. | Правописание суффиксов и приставок | 1 | Объяснять написание приставок. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках. | ЭОР к учебнику. | |
70. | Правописание суффиксов –ек, -ик; -ок. | 1 | Выделять суффиксы. Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок. различать, в каких словах часть –ик является суффиксом, а в каких – частью корня. | ЭОР к учебнику. | |
71. | Правописание приставок | 1 | Находить в словах приставки. Объяснять написание приставок. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках. | ЭОР к учебнику. | |
72. | Правописание приставок и суффиксов. Словарный диктант №3 | 1 | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках. | Презентация «Картинный диктант» | |
73. | Правописание приставок и предлогов | 1 | Понимать, как отличать приставку от предлога. | ЭОР к учебнику. | |
74. | Правописание приставок и предлогов | 1 | Объяснять написание пропущенных букв в предлогах и в значимых частях слова. | ЭОР к учебнику. | |
75. | Правописание приставок и предлогов | 1 | Писать правильно слова на изученные орфограммы. Объяснять, как отличать приставку от предлога. | ||
76. | Промежуточная диагностическая работа | 1 | Писать правильно слова на изученные орфограммы. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | ||
77. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак. | ЭОР к учебнику. | |
78. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | Называть общие признаки произношения слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. | ЭОР к учебнику. | |
79. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака. | ||
80. | Контрольный диктант №3 | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
Части речи | |||||
81. | Части речи. | 1 | Называть известные части речи. Приводить их примеры. | ЭОР к учебнику. | |
82. | Имя существительное как часть речи | 1 | Находить в тексте имена существительные. Понимать, что обозначает имя существительное. | ЭОР к учебнику. | |
83. | Начальная форма имени существительного | 1 | Ставить слова в начальную форму. | ЭОР к учебнику. | |
84. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | Называть неодушевлённые и одушевлённые имена существительные | ЭОР к учебнику. | |
85. | Устаревшие слова | 1 | Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. | ЭОР к учебнику. | |
86. | Изложение по коллективно составленному плану | 1 | Определять тему текста и его частей. Излагать по самостоятельно составленному плану. | Презентация к изложению. | |
87. | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Различать собственные и нарицательные имена существительные. | ||
88. | Контрольное списывание №3 | 1 | Писать правильно слова на изученные орфограммы. | ||
89. | Проект «Тайна имени» | 1 | Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст. | ||
90. | Число имён существительных | 1 | Изменять имена существительные по числам. | ЭОР к учебнику. | |
91. | Имена существительные, имеющие форму одного числа | 1 | Называть имена существительные, имеющие форму одного числа. | ЭОР к учебнику. | |
92. | Род имён существительных | 1 | Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода. | ЭОР к учебнику. | |
93. | Род имён существительных | 1 | Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода. | ||
94. | Род имён существительных | 1 | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполенного задания. | ||
95. | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 | Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак. | Таблица «Правописание Ь на конце имен сущ.» | |
96. | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 | Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак. | ||
97. | Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин | 1 | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Презентация к изложению. | |
98. | Проверочный диктант №2 «Род и число имён существительных» | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
99. | Изменение имён существительных по падежам | 1 | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | Таблица «Падежи имен сущ.» | |
100. | Сочинение по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме . Оценивать результаты выполненного задания. | Репродукция картины. | |
101. | Именительный падеж | 1 | Находить имена существительные в именительном падеже и объяснять, каким членом предложения они являются. | ЭОР к учебнику. | |
102. | Родительный падеж | 1 | Находить имена существительные в родительном падеже. | ЭОР к учебнику. | |
103. | Дательный падеж | 1 | Находить имена существительные в дательном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются. | ЭОР к учебнику. | |
104. | Винительный падеж | 1 | Находить имена существительные в винительном падеже. Понимать, как различаются именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи. | ЭОР к учебнику. | |
105. | Творительный падеж | 1 | Находить имена существительные в творительном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются. | ЭОР к учебнику. | |
106. | Предложный падеж | 1 | Находить имена существительные в предложном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются. | ЭОР к учебнику. | |
107. | Изложение текста повествовательного типа. | 1 | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме . Оценивать результаты выполненного задания. | Презентация к изложению. | |
108. | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Определять начальную форму имени существительного. Выполнять морфологический разбор имени существительного. | Схема «Имя существительное» | |
109. | Сочинение по репродукции картины К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме . Оценивать результаты выполненного задания. | Репродукция картины. | |
110. | Проект «Зимняя страничка» | 1 | Проводить исследовательскую работу, составлять словарь слов. | ||
111. | Проверочный диктент №3 «Имя существительное» | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
112. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Находить имена прилагательные в предложении. | ЭОР к учебнику. | |
113. | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | Находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные. Распространять предложения с помощью имён прилагательных. | ЭОР к учебнику. | |
114. | Сложные имена прилагательные | 1 | Определять лексическое значение имён прилагательных. | ЭОР к учебнику. | |
115. | Составление текста-описания в научном стиле | 1 | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме . Оценивать результаты выполненного задания. | ||
116. | Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.И.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | Излагать текст. Оценивать результаты выполненного задания. | Репродукция картины. | |
117. | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | Понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное | Таблица «Изменение имен прилагательных по родам» | |
118. | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | Объяснять написание окончаний имён прилагательных. | Таблица «Изменение имен прилагательных по родам» | |
119. | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | Объяснять написание окончаний имён прилагательных. | Таблица «Изменение имен прилагательных по родам» | |
120. | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | Указывать число имён прилагательных. | ЭОР к учебнику. | |
121. | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | Находить в тексте словосочетания имён существительных с именами прилагательными. | ЭОР к учебнику. | |
122. | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | Называть падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, с которым оно связано. | ЭОР к учебнику. | |
123. | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | Называть падеж имени прилагательного. Называть начальную форму имени прилагательного. | ЭОР к учебнику. | |
124. | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | Называть род, число, падеж имени прилагательного. | Схема «Имя прилагательное» | |
125. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Выполнять морфологический разбор имени прилагательного. | Таблица «Морфологический разбор прилагательного». | |
126. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант №4 | 1 | Писать правильно слова с непроверяемым написанием. | ||
127. | Проверочная работа №4 «Имя прилагательное» | 1 | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме . Оценивать результаты выполненного задания. | ||
128. | Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме . Оценивать результаты выполненного задания. | Репродукция картины. | |
129. | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | Проводить исследовательскую работу, подбирать загадки с именами прилагательными. | ||
130. | Контрольный диктант №4 | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
131. | Личные местоимения. | 1 | Понимать, что такое местоимение. Называть личные местоимения. | Схема «Личные местоимения» | |
132. | Местоимения 3-го лица | 1 | Называть лицо и число местоимений в единственном числе. | ||
133. | Роль местоимений в предложении. Составление письма | 1 | Называть лицо и число местоимений в единственном числе. Редактировать текст. | ||
134. | Морфологический разбор местоимения | 1 | Выполнять морфологический разбор местоимения. | ЭОР к учебнику. | |
135. | Проверочная работа №5 «Местоимение» | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
136. | Глагол как часть речи. | 1 | Находить в предложениях глаголы. Называть, каким членом предложения является глагол. | ЭОР к учебнику. | |
137. | Глагол как часть речи. | 1 | Объяснить, что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает. | ||
138. | Значение и употребление в речи глаголов. | 1 | Находить в предложениях глаголы. Называть лексическое значение глаголов. | ||
139. | Составление текста по сюжетным картинкам. | 1 | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Сюжетные картинки. | |
140. | Начальная форма глагола. | 1 | Называть глаголы в неопределённой форме. | ||
141. | Начальная форма глагола. | 1 | Понимать значение фразеологизмов. | ||
142. | Изменение глаголов по числам | 1 | Изменять глаголы по лицам и числам. | ||
143. | Составление предложений с нарушенным порядком слов. | 1 | Составлять предложения. Оценивать результаты выполненного задания. | ||
144. | Изменение глаголов по временам. | 1 | Называть времена глаголов. Изменять глаголы по временам, лицам и числам. | Таблица «Времена глагола». | |
145. | Изменение глаголов по временам. | 1 | Изменять глаголы по временам, лицам и числам. | Таблица «Времена глагола». | |
146. | Изменение глаголов по временам. | 1 | Называть время и число глаголов. | ||
147. | Изложение повествовательного текста. | 1 | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Презентация к изложению. | |
148. | Изменение глаголов по временам. | 1 | Называть время и число глаголов. | ЭОР к учебнику. | |
149. | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | Понимать, что род глагола прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глаголы связаны по смыслу. Изменять глаголы прошедшего времени по родам. | ||
150. | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Составление предложений и текста. | 1 | Изменять глаголы прошедшего времени по родам. Составлять предложения. Оценивать результаты выполненного задания. | ||
151. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Понимать, что частица не с глаголами пишется раздельно. | ЭОР к учебнику. | |
152. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Находить в предложениях глаголы с частицей не. | ||
153. | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | Выполнять морфологический разбор глагола. | Таблица «Морфологический разбор глагола». | |
154. | Конференция на тему «Части речи в русском языке» | 1 | Находить все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки. | ||
155. | Проверочная работа №6 «Глагол». | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
156. | Контрольный диктант №5 | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
Повторение. | |||||
157. | Повторение по теме «Части речи» | 1 | Находить все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки. | Таблица «Части речи». | |
158. | Повторение по теме «Части речи». Словарный диктант №5 | 1 | Писать правильно слова с непроверяемым написанием. | Таблица «Части речи». | |
159. | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
160. | Контрольный диктант №6 | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
161. | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
162. | Составление предложений по рисунку. | 1 | Составлять предложения. Оценивать результаты выполненного задания. | Сюжетные картинки. | |
163. | Обобщение по курсу «Русский язык» | 1 | Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. | ||
164. | Контрольное списывание №4 | 1 | Называть правила правописания слов на изученные темы. | ||
165. | Обобщение по курсу «Русский язык» | 1 | Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. | ||
166. | Итоговая диагностическая работа. | 1 | Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Называть правила правописания слов на изученные темы. | ||
167. | Повторение изученного за год. | 1 | Называть правила правописания слов на изученные темы. | Презентация «Письмо по памяти. Снегирь». | |
168. | Викторина «Знаешь ли ты русский язык» | 1 | Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. | Презентация «Его величество русский язык». | |
169. | Повторение изученного за год. | 1 | Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. | ||
170. | Игра «Язык родной, дружи со мной». | 1 | Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы. |
Планируемые результаты
Личностные результаты
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
- Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс;
- Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.
- словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари;
- репродукции картинв соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе;
- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку;
- таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, правильной посадке;
- таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- аудиомагнитофон.
Экранно-звуковые пособия:
- цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы;
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
Модели:
- модели звукового состава слова;
- лента букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. 1 класс. ФГОС.
Данная программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной....
рабочая программа по русскому языку 3 класс,по учебнику Канакиной В.П., ФГОС
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан...
Рабочая программа по технологии 3 класс (к учебнику Роговцевой Н.И.) ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Канакина В.П."Русский язык.4 класс"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебнику В.П. Канакиной "Русский язык" 4 класс....
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...