Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС В. П. Канакина
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Цыгульская  Людмила Константиновна

В архивном файле содержится рабочая программа учебного предмета «Русский язык», разработаная на основе учебно-методического комплекса «Школа России»: примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, включающая курс обучения грамоте (автор В.Г. Горецкий и др.), прописи В.А. Илюхиной.Рабочая программа в полной мере соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения (утв. приказом  Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Также прилагается учебно-тематическое планирование, материально- техническое обеспечение образовательного процесса и образец титульного листа к рабочей программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_russkomu_1kl_fgos_rcnttu.rar191.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа России»: примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, включающая курс обучения грамоте (автор В.Г. Горецкий и др.), прописи В.А. Илюхиной. 

Рабочая программа в полной мере соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения (утв. приказом  Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
  2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
  3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней

начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).

  1. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
  2. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
  3. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от28.03.2002  г. № 199/13).
  4. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
  5. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
  6. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44)

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание курса

Письмо

Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

        

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1 класса

Учащиеся должны знать:

  • название букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие;
  • деление на слоги;
  • правила переноса;
  • правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу;

Учащиеся должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
  • обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком;
  • различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
  • производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;
  • вычленять слова из предложения;
  • правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
  • самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определенную тему;
  • приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.

Отличительная особенность программы

Данная программа предполагает:

  • индивидуальную форму проведения уроков в режиме дистанционного обучения. Дистанционное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья получить образование без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникаций;
  • программа содействует полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение предусматривает комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных по сравнению с традиционными принципами обучения. Так как есть сферы образовательной деятельности, где современные телекоммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступ обучаемых к учебной информации и образовательным ресурсам и дают неоспоримые преимущества по сравнению с традиционными;
  • система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Режим занятий:

Рабочая программа рассчитана на 165 рабочих часов. 

5 часа в неделю по 40 минут.

Срок реализации программы -1 год.

Виды деятельности.

  • Предпочтительными являются следующие виды учебной деятельности:
  • устный и письменный ответы;
  • наблюдение;
  • сравнительный анализ;

Формы контроля.

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

  • диктант;
  • контрольное списывание.

Контроль уровня знаний планируется осуществлять на занятиях с использованием функции «Общий экран», т.к. все занятия проходят в дистанционной форме.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(КИМы)

Контрольное списывание.

Цели: умение запоминать и воспроизводить зрительные образы слов и словосочетаний; развивать орфографическую зоркость.

Кот.

Во дворе гуляли куры. Саша дала им корм. Куры ели зерно и пили воду. Кот Пушка спал на крыльце. Вот он встал. Кот распугал всех кур.

Мой двор.

Вот мой двор. Я люблю играть во дворе. Зимой я катаюсь на санках товарища. Летом мы играем в прятки. Нам весело.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст с доски.

Объем текста: 15–20 слов.

* * *

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
По-ве-я-ла крылом.

(А.Фет)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать текст под диктовку, включающий слова простой слоговой структуры, написание которых не расходится с произношением.
В диктанты вошли слова с твердыми и мягкими согласными, с сочетаниями жи-ши, ча-ща, а также имена людей и клички животных.

Объем текста: 20–25 слов.

Перед дождем

Я гулял в парке. Глухо ударил гром. Застучали по земле крупные капли. Ветер закружил пыль. Собака Альма – в кусты. Туда залез и я.

Слова для справок: ветер, залез.

Белка

Вот роща. Там много ручных белок. Я стучу по веткам елки. Спустилась пушистая белка. Я дал ей орешки. Зверек схватил их.

Слова для справок: орешки, зверек, схватил.

Летом

Был теплый день. Алеша и мама пошли в поле. Треснула ветка. Это мышка юркнула в норку.

Слово для справки: пошли.

Собака

Собака жила в лесу. Она пошла искать товарища. Собака встретила человека. Она осталась жить у него.

(Из сказки)

Ландыши

Роща залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши. Рой пчел сел на куст. Мы поспешили домой.

Слова для справок: росли, поспешили, домой.

Теплый день

Настал теплый апрель. С крыши падает частая капель. На клене набухли почки. Кот Мурзик играет во дворе.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение выделять в сплошном тексте предложения, отвечать на вопросы.

I.

Роща

Был май Ольга и Петя пошли в рощу ель бросила тень на куст на куст сел шмель.

  • Сколько предложений в тексте?
  • Спиши, в конце предложения ставь нужный знак препинания.

II. Ответь на вопросы.

  • Где была нора? (У сосны, в поле, в саду, у куста.)
  • Кто ее вырыл? (Лиса, крот, мышка.)

III. Кто любит ловить мышей?

Кто любит ловить курочек?


Упражнения для физминуток

Упражнения для мышц шеи.

1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.

3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

4. Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевал сопротивление рук.

Физические упражнения и игры

для формирования правильной осанки.

1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытянув носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

Дыхательные упражнения.

  1. Вдох через нос — выдох через рот;
  2. Краткий глубокий вдох — замедленный выдох;
  3. Медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох;
  4. Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей; выдох толчками;
  5. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;
  6. Выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;
  7. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж... писк летающего комара: 3-3-3-3... рычание собаки: Р-Р-Р... воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С...
  8. «Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;
  9. «Погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох;
  10. На одном вдохе произнесите 5—10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! -ф!- ф!- ф!
  11. Произнесите скороговорку-считалку.

Скороговорки

  1. А мне не до недомогания.
  2. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  3. Была у Фрола, Фролу на  Лавра наврала. Подойду к Лавру, на  Флора Лавру навру.
  4. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  5. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  6. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  7. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  8. Наш  Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
  9. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  10. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  11. Около кола колокола, около ворот коловорот.
  12. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
  13. Осип охрип, Архип осип.
  14. От топота копыт пыль по полю летит.
  15. По семеро в сани уселися сами.

Комплексы упражнений для глаз

Вариант 1.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем рас-

крыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить

4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости

глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повто-

рить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на

счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом

проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повто-

рить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз,

потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2.

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко

раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль

на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые

движения глазами вверх – вправо – вниз - влево и в обратную сторону: вверх

– влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5

раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4

вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо,

вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и

другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3.

(после каждого упражнения закрывай глаза для отдыха, считай до 5)

  • Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 10 см под прямым углом.

Смотри на ладонь и медленно удаляй ее от себя до полного распрямления

локтя, так же медленно вернись в исходное положение (4 раза)

  • Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 15-20 см, делай ею кре-

стообразные движения, следи за движениями глазами (4 раза)

  • Поставь ладонь перед глазами на R 20-25 см, делай ее круговые спира-

левидные движения туда и обратно по 4 раза. Следи за движениями гла-

зами.

  • Найди глазами точку на R не менее 10 метров (например: ветка за

окном).

  • Повтори упражнения 1, 2, 3 на этом расстоянии, выполняй дви-

жения глазами в радиусе 2-х метров.

Массаж глаз.

  • Руки потереть, стряхнуть микробы. Тремя пальцами гладить, массировать лоб, моргание.
  • Массаж бровей, погладить, моргание.
  • Двумя пальцами массаж висков, погладить, моргание.
  • Тремя пальцами массировать скулы у глаз.
  • Одним пальцем массировать крылья носа.
  • Двумя пальцами массировать переносицу.
  • Одним пальцем массировать заднюю поверхность ушной раковины.
  • Массаж шеи сзади.
  • Потереть руки, массировать верхнее веко двумя пальцами.
  • Средним пальцем массировать наружный угол глаза.
  • Вибрировать двумя пальцами нижнее веко.
  • Средним пальцем вибрировать наружный угол глаза.
  • Четырьмя пальцами массировать весь глаз.
  • Упражнение "китайские глазки" - средними пальцами растянуть глаза за наружные уголки.

Работа с офтальмотренажерами.

  •  Наиболее сложными, но и наиболее полезными являются «матери-

ковые» офтальмотренажеры. Возьми глобус, обведи глазами выбранный

материал в обе стороны по 2-3 раза. Мысленно перенеси этот контур

вдаль (не менее, чем на 20 метров) и начерти его глазами, точно повторяя

его очертания 2-3 раза в обе стороны. Повтори это на других материках,

островах. Скоро ты станешь великим знатоком географии!

  • Для начала освой самые простые тренажеры. Их ты можешь начертить

на стене, плакате, доске. Медленно следуй глазами по направлению

стрелки 3-4 раза и обратно 3-4 раза.

Зрительный тренажер

Физкультминутки  для   пальчиков

Чтоб красиво всем писать

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

За письмо теперь пора.

1. Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

2. Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

3. Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

4. Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

1. Трём ладони, милый друг,

Закрывая пальцы рук.

2. Вот ладошки встретились,

А теперь разъехались.

3. Закрываем в кулачки

Друг за другом пальчики.

1. Пальцы вместе, пальцы врозь

2. Пальцы вытянули дружно,

А теперь сцепить их нужно.

3. Мяч в ладошки быстро взяли

И в ладошках повращали.

1. Встали прямо и прогнулись,

А теперь легко согнулись.

2. Головою вправо, влево,

Чтобы шея не болела.

3. Вверх ладони отвели.

Крепко сжали в кулачки.

4. Руки в стороны взметнули.

Быстро их в локтях согнули.

Материально- техническое обеспечение

образовательного процесса

 Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

Обучение грамоте

  1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1.
  2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник.1 класс. В 2 ч. Ч.2.

   

Русский язык

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.

Прописи(обучение грамоте)

  1. Илюхина В.А. Пропись 1.
  2. Илюхина В.А. Пропись 2.
  3. Илюхина В.А. Пропись 3.
  4. Илюхина В.А. Пропись 4.

Рабочие тетради (русский язык)

  1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.

 Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.

Методические пособия

Обучение грамоте

Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте.

Русский язык

  1.  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.
  2.  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
  3. . Канакина В.П., Фомичёва Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
  4. . Канакина В.П.,  Русский язык.

Методическое пособие. 4 класс.

Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала  и к организации деятельности учащихся;                                               представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке

 Выстраивать систему работы как с не читающими, так и с уже читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассника.

В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям  имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение.

В прописях представлена система работы по обучению письму, которая учитывает возрастные особенности первоклассников. Прописи содержат занимательный развивающий материал.

Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи, решение которых связано  с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы.

В пособии даны разнообразные тестовые задания по всем разделам курса русского языка в 1 классе. Они предназначены для совершенствования, проверки и контроля осознанности первоначальных представлений об изучаемых языковых единицах и формирующихся у первоклассников УУД.Задания можно использовать как на уроках русского языка, так и для индивидуальной работы дома.

В пособии представлена методическая система обучения грамоте; предложены поурочные разработки уроков чтения и письма.

Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включая систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.

В сборнике представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, творческие работы по основным разделам начального курса русского языка.

Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. 1 класс. ФГОС.

Данная программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку ПНШ ФГОС 1-4 классы

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 5 класс Ладыженская

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Программа  составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012...

Рабочая программа по русскому языку. "Школа России". В.П. Канакина

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России". Автор В.П. Канакина...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русско...