Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса «Русский язык» 1-4 классы. Авторы Л. Ю. Желтовская, Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_rus.yaz_.3_klass.doc | 267.5 КБ |
poyasnit_zapiska.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование изучения учебного материала по русскому языку 3 класс 170 ч (5 ч в неделю) | ||||||
№ | Название темы (раздела) | Содержание темы | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности учащихся (УУД) | Дата проведения | Корректировка |
1 2 | ЯЗЫК И РЕЧЬ (22 ч) (повторение изученного во 2 классе) | Использование речи при общении (вводные уроки) | 2 | Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей. Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи). Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно. Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника. Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики. Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова. Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки. Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради. Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении. Наводить справки в толковых словарях и справочниках. | 3.09.,4.09. | |
3 4 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) | 2 | 5.09.,6.09. | |||
5 | Основные типы записи слов | 1 | 9.09. | |||
6 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне | 1 | 10.09. | |||
7. | Обозначение твёрдых и мягких согласных на письме | 1 | 11.09 | |||
8. | Большая буква в именах собственных. Диктант. | 1 | 12.09 | |||
9. | Работа над ошибками. Слово: его значение, значимые части. | 1 | 13.09 | |||
10. | Значимые части слов. | 1 | 16.09. | |||
11. | Значимые части слов. Словарный диктант. | 1 | 17.09 | |||
12. 13 | Слово в предложении и тексте. | 2 | 18.09. 19.09. | |||
14 | Урок-тренинг. Письмо по памяти. | 1 | 20.09. | |||
15. | Передача текста по опорным словам. | 1 | 23.09 | |||
16. | Диктант по теме: «ЯЗЫК И РЕЧЬ» | 1 | 24.09. | |||
17. | Анализ диктанта. Работа над ошибками допущенными в диктанте. | 1 | 25.09. | |||
18. | Обучающее изложение «Свет осени». | Анализировать и составлять предложения и тексты. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. | 26.09. | |||
19. | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | 27.09. | |||
20. | Анализ изложения. Обобщение по теме: «Язык и речь» | 1 | 30.09. | |||
21. | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы. Сочинение. | 1 | Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера | 01.10. | ||
22. | Работа над ошибками Закрепление по теме «Язык и речь». | 1 | Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях. | 02.10 | ||
23. | ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (26 ч) | Слово, предложение, текст | 1 | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире. Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний. Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях | 03.10. | |
24. | Слово и словосочетание | 1 | 04.10. | |||
25. | Связь частей речи в словосочетании Словарный диктант. | 1 | 07.10 | |||
26. | Части речи. | 1 | 08.10. | |||
27 | Род имён существительных. | 1 | 09.10. | |||
28. | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. | 1 | 10.10. | |||
29. | Изменение имён прилагательных по родам. | 1. | 11.10 | |||
30. | Связь частей речи в словосочетаниях. Устойчивые сочетания слов. | 1 | 14.10. | |||
31. | Проверочная работа по теме «Проводники наших мыслей». | 1 | 15.10. | |||
32 | Анализ работы. Вопросительные и повествовательные предложения. | 1 | 16.10 | |||
33 | Употребление отрицательной частицы не | 1 | 17.10. | |||
34 | Побудительные предложения. | 1 | 18.10. | |||
35 | Восклицательные предложения. | 1 | 21.10. | |||
36 | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений. Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь. Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции) Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы | 22.10. | ||
37 | Контрольный диктант по теме «Слово, предложение, текст». | 1 | 23.10. | |||
38 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 24.10. | |||
39 | Закрепление по теме «Слово ,предложение, текст.» Инструктаж по проектным работам. | 1 | 25.10. | |||
40 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | 05.11. | |||
41 | Обобщение по теме «Знаки препинания в конце предложений». | 1 | 06.10. | |||
42 | Текст. | 1 | 07.10. | |||
43 | Типы текстов. | 1 | 08.10. | |||
44 | Изложение повествовательного текста на тему «Наступление зимы». | 1 | 11.11. | |||
45 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | 12.11. | |||
46 | Выполнение тестовых заданий на тему «Текст». | 1 | 13.11. | |||
47 | Обобщение по теме «Слово, предложение, текст», | 1 | 14.11 | |||
48 | Тестовые задания по теме «Слово, предложение, текст» | 1 | 15.11 | |||
49 | О ГЛАВНОМ (53 ч) (главные части в средствах языка) | Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) | 1 | Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Выявлять основную мысль высказывания. Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов. Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку. Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам). Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера. Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность). | 18.11. | |
50 | Главная (основная) мысль текста | 1 | 19.11 | |||
51 | Роль корня как смыслового ядра слова | 1 | 20.11 | |||
52 | Корень-значимая часть слова | 1 | 21.11. | |||
53 | Правописание корня. Словарный диктант. | 1 | 22.11. | |||
54 | Тест по теме « Корень-значимая часть слова». | 1 | 25.11. | |||
55 | Обучающее изложение по рассказу Н. Сладкова «Ухоронки». | 1 | 26.11. | |||
56 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | 27.11. | |||
57 | Если в корне две безударные гласные. | 1 | 28.11. | |||
58 | Тест «Правописание слов с безударными гласными». | 1 | 29.11. | |||
59 | Слова с непроверяемыми гласными в корне». | 1 | 02.12. | |||
60 | Слова с непроверяемыми гласными в корне. Словарный диктант. | 1 | 03.12 | |||
61 | Творческая работа. Составление текста загадки. | 1 | 04.12. | |||
62 | Анализ творческих работ. | 1 | 05.12. | |||
63 64 | Главное слово в словосочетании.… Главные структурные части слова и словосочетания. | 1 1 | 06.12. 09.12 | |||
65 | Главные члены предложения.. | 1 | 10.12. | |||
66 | Подлежащее- главный член предложения. | 1 | 11.12. | |||
67 | Сказуемое-главный член предложения. | 1 | 12.12. | |||
68 | Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения. | 1 | 13.12. | |||
69 | Обобщение по теме «Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения.» | 1 | 16.12. | |||
70 | Тест по теме « Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения». | 1 | 17.12. | |||
71 | Главная (основная) мысль текста. | 1 | 18.12. | |||
72 | Главная (основная)мысль текста. | 1 | 19.12. | |||
73 | Создание текста на основе его главной мысли. Процесс изготовления кормушки. | 1 | 20.12. | |||
74 | Анализ творческой работы. | 1 | 23.12. | |||
75 | Контрольное списывание. | 1 | 24.12. | |||
76 | Контрольный д-т по теме «Главные части в средствах языка». | 1 | 25.12. | |||
Готовить презентации результатов проектной деятельности. Выявлять замысел, основную мысль высказывания и выражать её соответствующими языковыми средствами. Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность). Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Составлять окончание текста по данному началу. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать | 26.12. | |||||
77 | Анализ диктанта. | 1 | ||||
78 | Обобщение по разделу «Главные части в средствах языка». | 1 | 27.12. | |||
79 | Итоговый урок Защита проекта по теме «Помощь птицам зимой». | 1 | 30.12. | |||
80 | Главные структурные части слова и словосочетания | 1 | 13.01 | |||
81 | Подлежащее и сказуемое. | 1 | 14.01 | |||
82 | Подлежащее ,выраженное личными местоимениями. | 1 | 15.01 | |||
83 | Подлежащее. Употребление личных местоимений. | 1 | 16.01 | |||
84 | Подлежащее.(обобщение) Проверочная работа по теме | 1 | 17.01 | |||
85 | Сказуемое. Употребление форм глагола. | 1 | 20.01 | |||
86 | Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени | 1 | 21.01 | |||
87 88 | Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени | 2 | 22.01,23.01 | |||
89 90 | Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени | 2 | 24.01,27.01 | |||
91 | Сказуемое (обобщение) | 1 | 29.01 | |||
92 93 | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения (обобщение) | 2 | 30.01,31.01 | |||
94 95 | Главные структурные части основных средств языка | 2 | 3.02,4.02 | |||
96 | Диктант по теме: «Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения» | 1 | собственные высказывания типа инструкции (как сделать…). Защищать (презентовать) результаты проектной работы по основной мысли: помогите птицам | 5.02 | ||
97 98 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Главная мысль в тексте (углубление, повторение) | 1 1 | 6.02 7.02 | |||
99 | Творческая работа. Сочинение «Зимний лес». | 1 | 10.02 | |||
100 | Анализ творческих работ | 1 | 11.02 | |||
101 | Тест . Глагол. | 1 | 12.02 | |||
102 | КОНКРЕТИ-ЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРА-НЯЕМ МЫСЛЬ… (48ч) | Состав слова с позиции его значимых частей | 1 | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления | 13.02 | |
103 104 | Слитное написание приставок. Приставки и предлоги. Приставки и предлоги. | 1 1 | 14.02 17.02 | |||
105 | Тест «Правописание приставок и предлогов» | 1 | 18.02 | |||
106 | Наблюдение над значениями приставок Словарный диктант. | 1 | 19.02 | |||
107 108 | Правописание гласных в приставках | 2 | 20.02,21.02 | |||
109 110 | Правописание согласных в приставках | 2 | 24.02,25.02 | |||
111 112 | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок | 2 | 26.02,27.02 | |||
113 114 115 | Употребление и написание слов с приставками Тест . Правописание слов с разделительными Ъ и Ь . | 2 1 | 28.02,3.03 4.03 | |||
116 | Обучение написанию текста объявления | 1 | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения. Обобщать средства, с помощью которых можно: а) конкретизировать значение слов, б) распространять мысли в предложениях и текстах Обобщать средства, с помощью которых можно: а) конкретизировать значение слов, б) распространять мысли в предложениях и текстах | 5.03 | ||
117 118 | Употребление слов с суффиксами | 2 | 6.03,7.03 | |||
119 | Обучающее изложение по теме: «Употребление слов с суффиксами» | 1 | 10.03 | |||
120 | Анализ изложения. | 1 | 11.03 | |||
121 | Синтаксический анализ словосочетания | 1 | 12.03 | |||
122 123 | Связь слов в словосочетании Словарный диктант. | 2 | 13.03,14.03 | |||
124 | Закрепление. Связь слов в словосочетании | 1 | 17.03 | |||
125 | Подготовка к контрольному диктанту | 1 | 18.03 | |||
126 | Диктант по теме: «Связь слов в словосочетании» | 1 | 19.03 | |||
127 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 20.03 | |||
128 | Закрепление. Связь слов в словосочетании | 1 | 21.03 | |||
129 130 131 | Понятие о предложениях с второстепенными членами | 3 | 3.04,4.04 7.04 | |||
132 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений | 1 | 8.04 | |||
133 134 | Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения | 2 | 9.04,10.04 | |||
135 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа рассуждения | 1 | 11.04 | |||
136 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания | 1 | 14.04 | |||
137 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа повествования | 1 | 15.04 | |||
138 | Обучающее изложение по теме: «Текст описания» | 1 | 16.04 | |||
139 | Анализ изложения Работа над ошибками. | 1 | 17.04 | |||
140 141 | Конкретизируем значение слова. | 2 | 18.04,21.04 | |||
142 143 | Распространяем мысли в предложениях, текстах | 2 | 22.04,23.04 | |||
144 | Подготовка к проверочному диктанту. | 1 | 24.04 | |||
145 | Диктант по теме: «Распространяем мысли в предложениях, текстах» | 1 | 25.04 | |||
146 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 28.04 | |||
147 148 | Обучающее изложение по теме: «Текст повествование» | 1 | 29.04 | |||
149 | Анализ изложения.Работа над ошибками. | 1 | 30.04 | |||
150 151 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (21 ч) | Основные средства языка | 2 | Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии. Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме. Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу, | 2.05,5.05 | |
152 | Фонетико-графические написания слов | 1 | 6.05 | |||
153 154 | Способы проверки слов с безударными гласными | 2 | 7.05,8.05 | |||
155 | Письмо слов с орфограммами-согласными Тест . Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными | 1 | 12.05 | |||
156 | Повторение постоянных признаков изученных частей речи | 1 | 13.05 | |||
157 158 | Контрольное списывание. Работа над ошибками. | 1 1 | 14.05 15.05 | |||
159 | Члены предложения. | 1 | презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать \ Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу. Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. | ,16.05 | ||
160 | Итоговый диктант по теме: »Повторение изученного в 3 классе». | 1 | 19.05 | |||
161 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 20.05 | |||
162 163 | Словарный диктант. Сочинение на основе фантазии (о чём могут общаться деревья ,цветы) | 1 1 | 21.05 22.05 | |||
164 165 | Контрольное изложение по теме: «Текст» | 1 | 23.05 | |||
166 | Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | 26.05 | |||
167 | Итоговая проверочная работа.. | 1 | 27.05 | |||
168 | Работа над ошибками. | 1 | 28.05 | |||
169 170 | Урок-игра .Путешествие в «Страну знатоков русского языка». Итоговый урок. | 1 1 | 29.05, 30.05 |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса «Русский язык» 1-4 классы. Авторы Л. Ю. Желтовская, Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану - 5
Учебных недель - 34
Общее количество часов -170
Ценностные ориентиры
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (170 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)
Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения (30 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис (34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по русскому языку
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само-и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Материально-техническое обеспечение программы по русскому языку
3 класс
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.
1-4 классы. – 2-е издание, доработано. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ; 2011.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011
- Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык. 3 класс: учеб, для четырехлетней нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1-2. - 2-е изд., перераб. – М.: АСТ: «Астрель», 2013;
- Желтовская, Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык: рабочая тетрадь 1, 2 к учебнику
Л. Я. Желтовской, Калинина О. Б. «Русский язык. 3 класс» для 3 кл. четырехлетней нач. шк. -М.: АСТ: «Астрель», 2013.
- Обучение в 3-м классе по учебнику «Русский язык Л. Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская. – М.: АСТ: «Астрель», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...