Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса «Русский язык» 1-4 классы. Авторы Л. Ю. Желтовская, Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_rus.yaz_.3_klass.doc267.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit_zapiska.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование изучения учебного материала по русскому языку

3 класс

170 ч (5 ч в неделю)

Название темы (раздела)

Содержание темы

Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности учащихся (УУД)

Дата

проведения

Корректировка

1

2

ЯЗЫК И РЕЧЬ (22 ч)

(повторение изученного во 2 классе)

Использование речи при общении (вводные уроки) 

2

Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей.

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи.

Выявлять назначение и особенности разных видов речевой деятельности (слушания, чтения — говорения, письма, внутренней речи).

Понимать смысл всех условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом, композиционно.

Выявлять суть вопросов и заданий к упражнениям учебника.

Точно следовать «шагам» инструкции, памятки, заданию.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики.

Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова.

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы.

Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.

Обобщать варианты использования большой буквы в словах.

Правильно оформлять титульный лист ученической тетради.

Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами.

Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных.

Наблюдать над употреблением в речи слов в переносном значении.

Наводить справки в толковых словарях и справочниках.

3.09.,4.09.

3

4

Речевые действия (особенности устной и письменной  речи)

2

5.09.,6.09.

5

Основные типы записи слов

1

9.09.

6

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в  корне

1

10.09.

7.

Обозначение твёрдых и мягких согласных на письме

1

11.09

8.

Большая буква в именах собственных. Диктант.

1

12.09

9.

Работа над ошибками. Слово: его значение, значимые части.

1

13.09

10.

Значимые части слов.

1

16.09.

11.

Значимые части слов. Словарный диктант.

1

17.09

12.

13

Слово в предложении и тексте.

2

18.09.  19.09.

14

Урок-тренинг. Письмо по памяти.

1

20.09.

15.

Передача текста по опорным словам.

1

23.09

16.

Диктант по теме: «ЯЗЫК И РЕЧЬ»

1

24.09.

17.

Анализ диктанта. Работа над ошибками допущенными в диктанте.

1

25.09.

18.

Обучающее изложение «Свет осени».                          

Анализировать и составлять предложения и тексты.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения,  текста.

Договариваться при  работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

26.09.

19.

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

27.09.

20.

Анализ изложения. Обобщение по теме: «Язык и речь»

1

30.09.

21.

Творческая  работа: зарисовка уголка родной природы. Сочинение.

1

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.

Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера

01.10.

22.

Работа над ошибками Закрепление по теме «Язык и речь».

1

Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях.

02.10

23.

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (26 ч)

Слово, предложение, текст

1

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира и речи как способа обмена мыслями и чувствами о мире.

Обнаруживать общее и различное в функциях слова и словосочетания.

Различать  функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.

Уместно пользоваться разными типами предложений при беседе (диалоге) в разных речевых ситуациях

03.10.

24.

Слово и словосочетание

1

04.10.

25.

Связь частей речи

в словосочетании Словарный диктант.

1

07.10

26.

 Части речи.

1

08.10.

27

Род имён существительных.

1

09.10.

28.

Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.

1

10.10.

29.

Изменение имён прилагательных по родам.

1.

11.10

30.

Связь частей речи в словосочетаниях. Устойчивые сочетания слов.

1

14.10.

31.

Проверочная работа по теме «Проводники наших мыслей».

1

15.10.

32

Анализ работы. Вопросительные и повествовательные предложения.

1

16.10

33

Употребление отрицательной частицы  не

1

17.10.

34

   Побудительные предложения.

1

18.10.

35

Восклицательные предложения.

1

21.10.

36

Знаки препинания в конце предложений.

1

Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства

«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь.

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов.

Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции)

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста, оценивать информативность плана.

Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением.

«Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин.

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы

22.10.

37

Контрольный диктант по теме «Слово, предложение, текст».

1

23.10.

38

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

24.10.

39

Закрепление по теме «Слово ,предложение, текст.» Инструктаж по проектным работам.

1

25.10.

40

Знаки препинания в конце предложения.

1

05.11.

41

Обобщение по теме «Знаки препинания в конце предложений».

1

06.10.

42

Текст.

1

07.10.

43

Типы текстов.

1

08.10.

44

Изложение повествовательного текста на тему «Наступление зимы».

1

11.11.

45

Анализ  изложения. Работа над ошибками.

1

12.11.

46

Выполнение тестовых заданий на тему «Текст».

1

13.11.

47

Обобщение по теме «Слово, предложение,  текст»,

1

14.11

48

Тестовые задания по теме «Слово, предложение, текст»

1

15.11

49

О ГЛАВНОМ (53 ч)

(главные части в средствах

языка)

Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте)

1

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их.

Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.

Выявлять основную мысль высказывания.

Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень.

Наблюдать факты чередования гласных и согласных в корнях слов.

Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.

Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).

Обобщать сведения о главных структурных частях слов и словосочетаниях.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения,  текста.

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.

Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера.

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).

18.11.

50

Главная (основная) мысль текста

1

19.11

51

Роль корня как смыслового ядра слова

1

20.11

52

Корень-значимая часть слова

1

21.11.

53

Правописание корня. Словарный диктант.

1

22.11.

54

Тест по теме « Корень-значимая часть слова».

1

25.11.

55

Обучающее изложение по рассказу Н.   Сладкова «Ухоронки».

1

26.11.

56

Анализ  изложения. Работа над ошибками.

1

27.11.

57

Если в корне две безударные гласные.

1

28.11.

58

Тест «Правописание слов с безударными гласными».

1

29.11.

59

Слова с непроверяемыми гласными в корне».

1

02.12.

60

Слова с непроверяемыми гласными в корне. Словарный диктант.

1

03.12

61

Творческая работа. Составление текста загадки.

1

04.12.

62

Анализ творческих работ.

1

05.12.

 63

64

Главное слово в словосочетании.…

Главные структурные части слова и словосочетания.

1

1

06.12.

09.12

65

Главные члены предложения..

1

10.12.

66

Подлежащее- главный член предложения.

1

11.12.

67

Сказуемое-главный член предложения.

1

12.12.

68

Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения.

1

13.12.

69

Обобщение по теме «Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения.»

1

16.12.

70

Тест по теме « Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения».

1

17.12.

71

Главная (основная) мысль текста.

1

18.12.

72

Главная (основная)мысль текста.

1

19.12.

73

Создание текста на основе его главной мысли. Процесс изготовления кормушки.

1

20.12.

74

Анализ творческой работы.

1

23.12.

75

Контрольное списывание.

1

24.12.

76

Контрольный д-т по теме «Главные части в средствах языка».

1

25.12.

Готовить презентации результатов проектной деятельности.

Выявлять замысел, основную мысль высказывания и

выражать её соответствующими языковыми средствами.

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).

Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

Сопоставлять временные формы глаголов по таблице.

Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Составлять окончание текста по данному началу.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать

26.12.

77

Анализ диктанта.

1

78

Обобщение по разделу «Главные части в средствах языка».

1

27.12.

79

Итоговый урок Защита проекта по теме «Помощь птицам зимой».

1

30.12.

80

Главные структурные части слова и словосочетания

1

13.01

81

Подлежащее и сказуемое.

1

14.01

82

Подлежащее ,выраженное личными местоимениями.

1

15.01

83

Подлежащее. Употребление личных местоимений.

1

16.01

84

Подлежащее.(обобщение)  Проверочная работа по теме

1

17.01

85

Сказуемое. Употребление форм глагола.

1

20.01

86

Сказуемое, выраженное глаголом в форме времени

1

21.01

87

88

Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени

2

22.01,23.01

89

90

Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени

2

24.01,27.01

91

Сказуемое (обобщение)

1

29.01

92

93

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения (обобщение)

2

30.01,31.01

94

95

Главные  структурные части основных средств языка

2

3.02,4.02

96

Диктант по теме: «Подлежащее и сказуемое

как главные члены предложения»

1

собственные высказывания типа инструкции (как сделать…).

Защищать (презентовать) результаты проектной работы по основной мысли: помогите птицам

5.02

97

98

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Главная мысль в тексте (углубление, повторение)

1

1

6.02

7.02

99

Творческая работа. Сочинение «Зимний лес».

1

10.02

100

Анализ творческих работ

1

11.02

101

Тест . Глагол.

1

12.02

102

КОНКРЕТИ-ЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРА-НЯЕМ  МЫСЛЬ…

 (48ч)

Состав слова с позиции его значимых частей

1

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления

13.02

103

104

Слитное написание приставок. Приставки и предлоги.                               Приставки и предлоги.        

1

1

14.02

17.02

105

Тест «Правописание приставок и предлогов»

1

18.02

106

Наблюдение над значениями приставок  Словарный диктант.

1

19.02

107

108

Правописание  гласных  в приставках

2

20.02,21.02

109

110

Правописание согласных в приставках

2

24.02,25.02

111

112

Употребление разделительного твёрдого знака после приставок

2

26.02,27.02

113

114

115

Употребление и написание слов с приставками

Тест . Правописание слов с разделительными Ъ и Ь .

2

1

28.02,3.03

4.03

116

Обучение написанию текста объявления

1

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора гласных, согласных в приставках.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления

Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании.

Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях

Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения.

Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения.

Квалифицировать предложение по совокупности его признаков.

Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения.

Обобщать средства, с помощью которых можно:

а) конкретизировать значение слов,

б) распространять мысли в предложениях и текстах

Обобщать средства, с помощью которых можно:

а) конкретизировать значение слов,

б) распространять мысли в предложениях и текстах

5.03

117

118

Употребление слов с суффиксами

2

6.03,7.03

119

Обучающее изложение по теме: «Употребление слов с суффиксами»

1

10.03

120

Анализ изложения.

1

11.03

121

Синтаксический анализ словосочетания

1

12.03

122

123

Связь слов в словосочетании

Словарный диктант.

2

13.03,14.03

124

Закрепление. Связь слов в словосочетании

1

17.03

125

Подготовка к контрольному диктанту

1

18.03

126

Диктант по теме: «Связь слов в словосочетании»

1

19.03

127

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

20.03

128

Закрепление. Связь слов в словосочетании

1

21.03

129  130  131

Понятие о предложениях

с второстепенными членами

3

3.04,4.04    7.04

132

Связь второстепенных членов с главными членами предложений

1

8.04

133

134

Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения

2

9.04,10.04

135

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа рассуждения

1

11.04

136

Наблюдение над способом, средствами развития мысли

в текстах типа описания

1

14.04

137

Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа повествования

1

15.04

138

Обучающее изложение по теме: «Текст описания»

1

16.04

139

Анализ изложения Работа над ошибками.

1

17.04

140

141

Конкретизируем значение слова.

2

18.04,21.04

142

143

Распространяем мысли в предложениях, текстах

2

22.04,23.04

144

Подготовка к проверочному диктанту.

1

   24.04  

145

Диктант по теме: «Распространяем мысли в предложениях, текстах»

1

25.04

146

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

28.04

147

148

Обучающее изложение по теме: «Текст повествование»

1

29.04

149

Анализ изложения.Работа над ошибками.

1

30.04

150

151

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ

(21 ч)

Основные

средства  языка

2

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

Использовать знания об особенностях языковых явлений для осознанного их использования  в практике речи.

Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию.

Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания с элементами фантазии.

Оценивать и корректировать высказывания в устной и письменной форме.

Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу,

2.05,5.05

152

Фонетико-графические написания слов

1

6.05

153

154

Способы проверки слов с безударными гласными

2

7.05,8.05

155

Письмо слов с орфограммами-согласными

Тест . Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

1

12.05

156

Повторение постоянных признаков изученных частей речи

1

13.05

157

158

Контрольное списывание.

Работа над ошибками.

1

1

14.05

15.05

159

Члены предложения.

1

презентовать, анализировать, находить достоинства и недостатки, корректировать

\

Работать в творческих группах при проектной деятельности: распределять роли, обязанности, добывать информацию, обобщать частные поиски в коллективную работу.

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

,16.05

160

Итоговый диктант по теме: »Повторение изученного в 3 классе».

1

19.05

161

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

20.05

162

163

Словарный диктант.

Сочинение на основе фантазии (о чём могут общаться  деревья ,цветы)

1

1

21.05

22.05

164

165

Контрольное изложение по теме: «Текст»

1

23.05

166

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

26.05

167

Итоговая проверочная работа..

1

27.05

168

Работа над ошибками.

1

28.05

169

170

Урок-игра .Путешествие в «Страну знатоков русского языка».                  

 Итоговый урок.

1

1

29.05,

30.05



Предварительный просмотр:

Русский язык

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса «Русский язык» 1-4 классы. Авторы Л. Ю. Желтовская, Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю по учебному плану  - 5

Учебных недель                                                      - 34

Общее количество часов                                        -170                                                                            

Ценностные ориентиры

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

 Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (170 ч)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)

Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения   (30 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)

Круг сведений о языке  как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис (34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по русскому языку

к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться

осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

осознавать слово, предложение как главные средства языка;

использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

озаглавливать текст по основной мысли текста;

подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

осуществлять само-и взаимопроверку работ;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Материально-техническое обеспечение программы по русскому языку

3 класс

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.

1-4 классы.  – 2-е издание, доработано. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ; 2011.

  1. Стандарты второго поколения. Примерные  программы начального общего образования. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011
  2. Желтовская  Л. Я., Калинина О. Б.  Русский язык. 3 класс: учеб, для четырехлетней нач. шк.: в 2 ч. Ч. 1-2. - 2-е изд., перераб. – М.: АСТ: «Астрель», 2013;
  3. Желтовская, Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык: рабочая тетрадь 1, 2 к учебнику

Л. Я. Желтовской,  Калинина О. Б. «Русский язык. 3 класс» для 3 кл. четырехлетней нач. шк. -М.: АСТ: «Астрель», 2013.

  1. Обучение в 3-м классе по учебнику «Русский язык Л. Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская. – М.: АСТ: «Астрель», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...