ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chereduyushchiesya_soglasnye_v_korne.doc | 75.5 КБ |
chereduyushchiesya_soglasnye_v_korne._prezentatsiya.pptx | 812.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В КОРНЕ
Урок 12.
Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа (1 ученик на доске, остальные в тетрадях) Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. Последний осенний месяц. 2. Введение в раздел и тему урока. – Прочитайте название раздела на с. 39. – Вспомните, что вы знаете о слове (см. с. 11). – Чем занят Афанасий? (Из конструктора построил слово.) – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки...) – Прочитайте тему (§ 2). Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.) – Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.) 3. Повторение изученного о корне слова. – Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»). Я у дуба, Я у зуба, Я у слов И у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (С. Бондаренко) – Запишите отгадку. Ученики записывают: корень. – О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.) – О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень. Ученики делают графическое обозначение корня. • Упр. 37 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова. Главная мысль – в двух последних строчках. Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова: Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада. • Упр. 38 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением. Образец записи: Свет, светлый, светло... (кроме с ветки). Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.) – Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.) – Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.) – Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.)
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. | 1. Постановка учебной проблемы. • Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 39). Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова: Свет, свеча, освещение. Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике. Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.) • Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?) – Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 2. Открытие нового знания. • Поиск решения. . 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением). После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы: – Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.) – Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.) – Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов. – Какой звук был исходным, основным? ([г]) – А каким он заменился? ([ж//з]) На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]: Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег – [г//ж]. Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг – [г//ж//з]. 3. Работа над определением. – Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42. Вопросы после чтения: – Что такое закон языка? – Что такое чередование согласных звуков? – Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш]) – Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ]) – Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | Работа по учебнику. • Упр. 42 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | |
ΙV. Итог урока. | – Какое ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | 1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52. 2. П Найти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем - Прочитайте стихотворение. - О чем это стихотворение? - Почему поэт называет сад странным? - Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
садовник, садовод, садик, рассада… Сад, посадили, Вспоминаем то, что знаем - Вспомните, что такое корень слова. - Выделите корень в словах, которые вы выписали. - Продолжите этот ряд. Выделите корень в словах. - Как называются эти слова? Почему?
Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть – корень. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Вспоминаем то, что знаем
- Эти слова однокоренные? - Выделите корень. - В какой части слова находятся буквы т, ч, щ ? - Какой вопрос возникает? Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Свет , свеч а, о свещ ение
- Однокоренные ли это слова? Почему? - Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.
Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания - Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? - Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. - Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? - Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]
Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков . Записывается оно так: бере г а – бережок [ г/ж ] у х о – у ш и [ х / ш ] Сравниваем свой вывод с авторским - Какие новые чередования вы узнали из определения? - Какое чередование наблюдали в корнях свет , свеч а о свещ ение? - Сколько согласных звуков могут чередоваться в корне?
пушок, пушинка, пуховик Книга, книжечка, книжный Луга, лужок, луговые, Лужники, лужайка. Круги, кругом, кружок, кружились Пух, пуховый … Применяем новые знания. Развиваем умения [ г/ж ] [ г/ж ] [ г/ж ] [ х / ш ] - Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это слова? Почему? - Допишите однокоренные слова в последнюю группу. - Найдите чередующиеся согласные звуки и запишите в конце каждой строки.
Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. Итог урока чередование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.
Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР. (базовый учебник: "Русский язык" автор Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...
Уроки русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»
На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с данной орфограммой. Дети учатся умению договаривать...
Конспект урока по теме : "Части слова. Корень. Чередование согласных букв в корне"
Урок русского языка, 3 класс. УМК "Школа-2100"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...
«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»
План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...
Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова
Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...
Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ
Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ...