Уроки русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с данной орфограммой. Дети учатся умению договариваться, работая в парах. Задания, которые предложены учащимя в течении урока направлены на развитие логического мышления, зрительной памяти и устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание слов с безударным согласным звуком в корне | 19.76 КБ |
pravopisanie_slov_s_bezudarnym_soglasnym_zvukom_v_korne.ppt | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»
Тип урока: урок закрепления знания.
Цели:
1. Закрепить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.
2. Развивать логическое мышление, письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
3. Воспитывать умение преодолевать трудности и бережно относиться к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 2 класс», листочки со словами, смайлики
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока.
Ход урока.
I . Самоопределение к деятельности.
Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.
Учитель: Вчера на урок к нам звонок приходил,
Друзей на урок к нам своих приводил.
Вы помните их имена хорошо
Снимаются все они в нашем кино.
Учитель: Назовите имена друзей звонка.
Дети: Степашка, Мишутка, Каркуша, Филя.
Учитель: А кто они такие?
Дети: Это сказочные герои. Они ведет передачу «Спокойной ночи, малыши!»
Учитель: А любите смотреть эту передачу.
Дети: Да.
Учитель: А в кино хотите сниматься?
Дети: Да
Учитель: Тогда приготовьтесь наш урок - это тоже небольшой отрывок из кино и его будет снимать кинорежиссер школы. А вы будите рассказывать все правила которые знаете. Готовы?
Дети: Да
Учитель: Съемку начать. Картина первая
II. Актуализация знаний.
Цели: повторить знания о пройденных правилах, которые могут понадобиться на уроке.
Минутка чистописания
Учитель: Внимание, девочки!
Внимание мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните ваши пальчики.
Им сейчас предстоит работа
Слова красиво написать настоящая забота.
Учитель: Друзья нашего звонка принесли вам слова для чистописания. Запишите их.
(На доске написаны слова: кар, ры, хрум, ох.)
Учитель: Как вы думаете, кому из друзей принадлежат эти слова?
Дети: Кар – Каркуша, ры – Филя, хрум – Степашка, ой – Мишутка.
Учитель: Они произносили эти слова от трудного задания, которое им задали. А мы с вами с любыми заданиями умеем справляться легко и быстро. Посмотрим же какое задание так озадачило друзей.
Словарная работа
Учитель: Вчера на уроке мы с вами вспоминали как пишутся некоторые словарные слова. А как по-другому их назвать?
Дети: Слова с непроверяемыми гласными.
Учитель: Одно из таких слов принесли наши друзья. Они просят отгадать, что это за слово. У девочки Надежды
Полно в шкафу … (одежды)
Учитель: А теперь обратите внимание, как объяснить что такое одежда. (Электронное пособие «Русский язык. 2 класс» тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова». Словарные слова)
Учитель: Запишите слово в тетрадь и подчеркните букву, которую надо запомнить.
Учитель: Посмотрите внимательно на буквы, из которых состоит слово. Запишите словарные слова на каждую букву из слова одежда. (слайд 2)
Учитель: Можете ли объяснить такие словосочетания.
Я одеваю одежду.
Я надеваю одежду. (Слайд 3)
Дети: Одеваю одежду, значит на себя, а надеваю одежду, значит на кого-то, на куклу.
Орфографическая минутка
Учитель: А на какую букву вы не нашли словарного слова?
Дети: На букву е.
Учитель: А что вы можете сказать об этой букве?
Дети: Если эта буква стоит в начале слова или после гласного, то она обозначает два звука. Еще она обозначает мягкость согласных. Если стоит в корне слова то может быть безударной.
Учитель: А какие еще буквы могут обозначать два звука?
Дети: Ё, я, ю.
Учитель: Посмотрим на сколько, вы внимательны. Я буду читать вам текст, а вы должны выписать те слова, в которых буква е обозначает два звука.
Срубил старик ель. Под этим деревом жил ёж. Он остался без дома. Пошёл он бродить по лесу. На полянке он увидел яблоню, а под нею много яблок. Обрадовался ёж. Ежа звали Яша.
Учитель: Какие слова вы записали?
Дети: Ель, ёж, яблоню, нею, яблок, Яша. (Слайд 4)
Учитель: Подчеркните слова, которые нельзя переносить? (ель, ёж, нею, Яша)
Учитель: Разделите слова, которые можно переносить вертикальной чертой для переноса.
Учитель: на сколько частей вы разделили слова? (Яблоню на три части, яблок - на две.)
Учитель: Сколько в каждом слове букв и звуков?
Учитель: Почему в этих словах звуков больше чем букв? (Потому что если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, то они обозначают два звука.)
Учитель: Вы не забыли мы снимаем кино. Картина вторая
III. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)
Цели: Создать ситуацию, когда дети должны доказать что они усвоили написание безударного гласного звука в корне слова.
Учитель: Вы умеете читать без сомненья,
Вот на экране пред вами стихотворение. (Слайд 5.)
Вы должны выписать из стихотворения пары слов, одно будет проверяемым, а втрое проверочным. В проверяемом слове пропустите букву, обозначающую безударный гласный звук.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звезды.
А на траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
А по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
И будет мягкая трава
Душистым мягким сеном.
Сгребать её пойдет мой дед
Точней, пойдем мы с дедом.
Учитель: Какие пары слов вы выписали? ( С…сна – сосны, зв…зда – звезды, р…СА – росы, к…са – косы.) (Слайд 6)
- В каких словах пропустили гласные буквы?
- Какую букву напишите в слове сосна? ( букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)
( Аналогично проверяются и остальные слова.)
Учитель: Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)
Учитель: А вот какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
Учитель: Съемки фильма продолжаются. Картина третья.
IV. Закрепление.
Цель: повторить алгоритм написания безударного гласного звука в корне слова
Учитель: Наши друзья учатся в лесной школе. Нелегко им приходится. А как вы думаете, чем мы можем помочь животным?
(Ответы детей)
Учитель: А беречь природу важно для человека?
Дети: Да.
Учитель: Почему необходимо беречь природу и что нужно для этого делать нам с вами?
(Ответы детей)
Учитель: Каркуша принесла нам слово – вода, Мишутка - леса, Филя – земля, Степашка –листок. Как вы думаете, почему именно эти слова они принесли? ( Слайд 7)
Дети: Эти слова говорят о природе. А ещё в них есть безударный гласный звук в корне слова.
Учитель: безударный гласный звук в корне слова есть и в словах из упражнения 146 на странице 96. Прочитайте задание про себя. Вслух.
- Что вы можете сказать про эти слов? (Это слова с безударным гласным звуком в корне слова)
- Назовите проверочные слова к каждому слову?
- В словах для проверки вы меняли форму или подбирали однокоренные слова?
- Запишите сначала проверочное слова, затем проверяемое.
- Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Ответы детей)
- Прочитайте правило и скажите, верный ли вы сделали вывод.
(Электронное пособие «Русский язык. 2 класс» тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» - Анимация, 3 часть.)
Учитель: Картина четвертая.
- Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Учитель: Идет съемка. Картина пятая.
VI. Закрепление.
Цель: повторить алгоритм написания безударного гласного звука в корне слова
Учитель: Помните какие слова принесли нам друзья. Слова: вода, леса, земля, листок.
Каждой паре я даю слово, а вы должны запись как можно больше однокоренных слов, выделить корень поставить ударение в словах, в конце цепочки записать проверочное слово. (Детям на выполнение работы дается 2 минуты. Затем задание проверяется)
Учитель: А вот ещё рисунки из упражнения 148 ждут, когда же мы обратим на них внимание.
- Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса)
- Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в конце слова.
- Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.
- Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?
Для учащихся, которые раньше всех выполнили упражнение, можно дать задание из электронного пособия «Русский язык. 2 класс» тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», игра «Собери пословицы» и игра «Каждому слову свое место»)
Учитель: В кино как в жизни надо быть внимательными. Картина шестая
VII. Включение нового правила в систему знаний.
Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.
Учитель: В нашу школу пришло письмо из соседнего леса, помогите его прочитать и запишите в тетрадь. Комментированное письмо. Один ученик работает у доски остальные в тетрадях.
Здравствуйте, р..бята! Мы л..сные ж..тели просим вас вести в л..су тихо. Не кр..чать, не шуметь, не пугать зв..рей и птиц.
Учитель: Подходим к концу фильма. Картина седьмая.
VIII. Рефлексия
Цели: осознание полученного знания и самооценка своей деятельности.
Учитель:
- Какой гласный звук называется безударным?
- Как правильно писать безударный звук в корне слова?
- Как подобрать слово для проверки безударного гласного звука в корне слова?
-Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне слова?
- как узнать, какую букву надо писать, на месте безударной гласной?
Учитель: Вы ставите знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «-« , если проверять не нужно.
Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи..
Проверим ваши знаки. Ответ. +,+, -, -,-,-, +. (Слайд 8)
- С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание
Страница 97, упражнение 147, 149. (Слайд 9)
Учитель: Фильм снят.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...
конспект урока по русскому языку 3 класс ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ
урок по русскому языку...
Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"
laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....