Уроки русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Киселева Наталья Васильевна

 На уроках учащиеся знакомятся с особенностями проверочных и проверяемых слов, учатся составлять алгоритм проверки написания слов с  данной орфограммой.  Дети учатся умению договариваться, работая в парах. Задания, которые предложены учащимя в течении урока направлены на  развитие логического мышления, зрительной памяти и устной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   

Тема «Правописание слов с безударным согласным звуком в корне»

Тип урока: урок закрепления знания.

Цели:

1. Закрепить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.

2. Развивать логическое мышление, письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

3. Воспитывать умение преодолевать трудности  и бережно относиться к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Русский язык. 2 класс»,  листочки со словами, смайлики

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока.

Ход урока.

 I . Самоопределение к деятельности.

Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.

Учитель: Вчера на урок к нам звонок приходил,

                 Друзей  на урок к нам своих приводил.

                Вы помните их имена хорошо

                Снимаются все они в нашем кино.

Учитель: Назовите имена друзей звонка.

Дети: Степашка, Мишутка, Каркуша, Филя.

Учитель: А кто они такие?

Дети: Это сказочные герои. Они ведет передачу «Спокойной ночи, малыши!»

     Учитель: А любите смотреть эту передачу.

     Дети: Да.

     Учитель: А в кино хотите сниматься?

Дети: Да

Учитель: Тогда приготовьтесь наш урок  - это тоже небольшой отрывок из кино и его будет снимать кинорежиссер школы. А вы будите рассказывать все правила которые знаете. Готовы?

Дети: Да

Учитель: Съемку начать. Картина первая

II. Актуализация знаний.

Цели: повторить знания о пройденных правилах, которые могут понадобиться на уроке.

Минутка чистописания

Учитель:  Внимание, девочки!

                 Внимание мальчики!

                 Приготовьте ваши ручки,

                Разомните ваши пальчики.

                Им сейчас предстоит работа

                Слова красиво написать настоящая забота.

Учитель: Друзья нашего звонка принесли вам слова для чистописания. Запишите их.

    (На доске написаны слова: кар, ры, хрум, ох.)

Учитель: Как вы думаете, кому из друзей принадлежат  эти слова?

Дети: Кар – Каркуша, ры – Филя, хрум – Степашка, ой – Мишутка.

Учитель: Они произносили эти слова от трудного задания, которое им задали. А мы с вами с любыми заданиями умеем справляться легко и быстро. Посмотрим же какое задание так озадачило друзей.

        Словарная работа

Учитель: Вчера на уроке мы с вами вспоминали как пишутся некоторые словарные слова. А как по-другому их назвать?

Дети: Слова с непроверяемыми гласными.

Учитель: Одно из таких слов принесли наши друзья. Они просят отгадать, что это за слово.            У девочки Надежды

                             Полно в шкафу … (одежды)

Учитель: А теперь обратите внимание, как объяснить что такое одежда. (Электронное пособие «Русский язык. 2 класс» тема «Правописание слов с безударным гласным звуком  в корне слова». Словарные слова)

Учитель: Запишите слово в тетрадь и подчеркните букву, которую надо запомнить.

Учитель: Посмотрите внимательно на буквы, из которых состоит слово. Запишите словарные слова на каждую букву из слова одежда. (слайд 2)

Учитель: Можете ли объяснить такие словосочетания.

                   Я одеваю одежду.

                   Я надеваю одежду. (Слайд 3)

Дети: Одеваю одежду, значит на себя, а надеваю одежду, значит на кого-то, на куклу.

Орфографическая минутка

Учитель: А на какую букву вы не нашли словарного слова?

Дети: На букву е.

Учитель: А что вы можете сказать об этой букве?

Дети: Если эта буква стоит в начале слова или после гласного, то она обозначает два звука. Еще она обозначает мягкость согласных. Если стоит в корне слова то может быть безударной.

Учитель: А какие еще буквы могут обозначать два звука?

Дети: Ё, я, ю.

Учитель: Посмотрим на сколько, вы внимательны. Я буду читать вам текст, а вы должны выписать те слова,  в которых буква е обозначает два звука.

               Срубил старик ель. Под этим деревом  жил ёж. Он остался без дома. Пошёл он бродить по лесу. На полянке он увидел яблоню, а под нею много яблок. Обрадовался ёж. Ежа звали Яша.

Учитель: Какие слова вы записали?

Дети: Ель, ёж, яблоню, нею, яблок, Яша.  (Слайд 4)

Учитель: Подчеркните слова, которые нельзя переносить? (ель, ёж, нею, Яша)

Учитель: Разделите слова, которые можно переносить вертикальной чертой для переноса.

Учитель: на сколько частей вы разделили слова? (Яблоню на три части, яблок  - на две.)

Учитель: Сколько в каждом слове букв и звуков?

Учитель: Почему в этих словах звуков больше чем букв? (Потому что если  буквы е, ё, ю, я  стоят в начале слова, то они обозначают два звука.)

Учитель: Вы не забыли мы снимаем кино. Картина вторая

III. Мотивация учебной деятельности (постановка проблемы)

Цели: Создать ситуацию, когда дети должны доказать что они усвоили написание безударного гласного звука в корне слова.

Учитель: Вы умеете читать без сомненья,

                 Вот на экране пред вами стихотворение. (Слайд 5.)

                Вы должны выписать из стихотворения пары слов, одно будет проверяемым, а втрое проверочным. В проверяемом слове пропустите букву, обозначающую безударный гласный звук.

На берегу растет сосна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда,

 А рядом с нею звезды.

А на траве лежит роса,

 А рядом с нею росы.

А по траве спешит коса,

А рядом с нею косы.

И будет мягкая трава

Душистым мягким сеном.

Сгребать её пойдет мой дед

Точней, пойдем мы с дедом.

Учитель: Какие пары слов вы выписали? ( С…сна – сосны, зв…зда – звезды, р…СА – росы, к…са – косы.)  (Слайд 6)

     - В каких словах пропустили гласные буквы?

     - Какую букву напишите в слове сосна? ( букву О, потому что в проверочном слове под ударением стоит эта буква.)

   ( Аналогично проверяются и остальные слова.)

Учитель: Сделайте вывод: как правильно написать букву на месте безударного гласного звука? (Подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая буква обозначала ударный гласный звук.)

Учитель: А вот какое слово может быть проверочным? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

Учитель: Съемки фильма продолжаются. Картина третья.

IV. Закрепление.

Цель: повторить алгоритм написания безударного гласного звука в корне  слова

Учитель: Наши друзья учатся в лесной школе. Нелегко им приходится. А как вы думаете, чем мы можем помочь животным?

(Ответы детей)

Учитель: А беречь природу важно для человека?

Дети: Да.

Учитель: Почему необходимо беречь природу и что нужно для этого делать нам с вами?

(Ответы детей)

Учитель: Каркуша принесла нам слово – вода, Мишутка  - леса, Филя – земля, Степашка –листок. Как вы думаете, почему именно эти слова они принесли? ( Слайд 7)

Дети: Эти слова говорят о природе. А ещё в них есть безударный гласный звук в корне слова.

Учитель: безударный гласный звук в корне слова есть и в словах из упражнения 146 на странице 96. Прочитайте задание про себя. Вслух.

        - Что вы можете сказать про эти слов? (Это слова с безударным гласным звуком в корне слова)

        - Назовите проверочные слова к каждому слову?

        - В словах для проверки вы меняли форму или подбирали однокоренные слова?

        - Запишите сначала проверочное слова, затем проверяемое.

        - Сделайте вывод, как подобрать проверочное слово? (Ответы детей)

        - Прочитайте правило и скажите, верный ли вы сделали вывод.

 (Электронное пособие «Русский язык. 2 класс» тема «Правописание слов с безударным гласным звуком  в корне слова» - Анимация, 3 часть.)

Учитель: Картина четвертая.

  1. Физкультминутка.

 Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Учитель: Идет съемка. Картина пятая.

VI. Закрепление.

Цель: повторить алгоритм написания безударного гласного звука в корне  слова

Учитель: Помните какие слова принесли нам друзья. Слова: вода, леса, земля, листок.

       Каждой паре я даю слово, а вы должны запись как можно больше однокоренных слов, выделить корень поставить ударение в словах, в конце цепочки записать проверочное слово. (Детям на выполнение работы дается 2 минуты. Затем задание проверяется)

Учитель: А вот ещё рисунки из упражнения 148 ждут, когда же мы обратим на них внимание.

     - Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса)

     - Запишите слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в конце слова.

    - Объясните, как проверить букву, вставьте букву в слово.

    - Вы проверяли слово, подбирая однокоренные слова или другую форму слова?

Для учащихся, которые раньше всех выполнили упражнение, можно дать задание из электронного пособия «Русский язык. 2 класс» тема «Правописание слов с безударным гласным  звуком в корне», игра «Собери пословицы» и игра «Каждому слову свое место»)

Учитель: В кино как в жизни надо быть внимательными. Картина шестая

VII. Включение нового правила в систему знаний.

Цель: дифференцировать задания от типа полученных знаний.

Учитель: В нашу школу пришло письмо из соседнего леса, помогите его прочитать и запишите в тетрадь. Комментированное письмо. Один ученик  работает у доски остальные в тетрадях.

Здравствуйте, р..бята! Мы л..сные ж..тели просим вас вести в л..су тихо. Не кр..чать, не шуметь, не пугать зв..рей и птиц.

Учитель: Подходим к концу фильма. Картина седьмая.

VIII. Рефлексия

Цели: осознание полученного знания и самооценка своей деятельности.

Учитель:

       - Какой гласный звук называется безударным?

       - Как правильно писать безударный звук в корне слова?

       - Как подобрать слово для проверки безударного гласного звука в корне слова?

       -Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне слова?

       - как узнать, какую букву надо писать, на месте безударной гласной?

Учитель: Вы ставите знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «-« , если проверять не нужно.

Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи..

Проверим ваши знаки. Ответ. +,+, -, -,-,-, +. (Слайд 8)

   - С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание

             Страница 97, упражнение 147, 149.  (Слайд 9)

Учитель: Фильм снят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Презентация к  уроку  русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....