Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
3 класс «Школа 2100»
СЛОВО
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В КОРНЕ
Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | Приветствует учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». -На доске картинки: корова, собака, заяц –Запишем эти слова –Какие гласные вставим? -Как называются эти слова? (словарные) 2. Введение в раздел и тему урока. – Прочитайте название раздела на с. 39. – Вспомните, что вы знаете о слове (см. с. 11). – Чем занят Афанасий? (Из конструктора построил слово.) – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки...) - Для того чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на рисунок - Кого вы видите? - Назовите всех членов этой семьи. (Заяц, зайчиха, зайчонок) - Что объединяет эти слова? (имена существительные, одушевленные, родственные или однокоренные) – Прочитайте тему (§ огласный чередуется, меняется2). Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.) – Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.) 3. Повторение изученного о корне слова. - Назовите два признака родственных слов. (сходны по значению, имеют общую часть - корень) - Назовите корни в этих словах? - Почему возникло разногласие? - Может быть слова не родственные? (в корне слова согласный чередуется, меняется - Какие цели мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться? (Будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим и закрепим орфограммы корня: безударную гласную и парные согласные) Ученики делают графическое обозначение корня. • Упр. 37 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова. Главная мысль – в двух последних строчках. Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова: Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада. • Упр. 38 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением. Образец записи: Свет, светлый, светло... (кроме с ветки). Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.) – Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.) – Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.) – Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. |
- Пожалуйста, поднимите правую руку, а теперь левую. (меняем несколько раз) - Что мы делали с руками? - Можно ли сказать, что мы меняли положение рук? - Можно менять каждый день платья? - Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их? - В словаре русского языка записано, что смена одного другим называется чередованием. Слайд: Чередование - последовательная смена одного другим. - Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. (с. 95 работа с правилом)(упр. 39). Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова: Свет, свеча, освещение. Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике. Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.) • Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?) VII. Физминутка. Мы пришли сегодня в лес, 2. Открытие нового знания. • Поиск решения. Работа в группах по упр. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением). После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы: – Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.) – Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.) – Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов. – Какой звук был исходным, основным? ([г]) – А каким он заменился? ([ж//з]) На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]: Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег – [г//ж]. Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг – [г//ж//з]. 3. Работа над определением. – Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42. Вопросы после чтения: – Что такое закон языка? – Что такое чередование согласных звуков? – Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш]) – Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ]) – Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | -Ребята, а вы заметили, как тихо в лесу. Давайте позовём эхо и спросим, что же случилось в лесу. Инсценирование стихотворения Н. Сладкова "Эхо" Эхо (ученица): - Ребята, помогите мне. Был сильный ветер и в предложениях пропали некоторые буквы. Помогите их вставить на место. - Ребята, прочитайте текст и скажите, с какой целью мы будем выполнять это задание? Текст: Тихо в . сеннем л.су. Птицы ул.тели в тёплые кр.я. В л.стве уснул ё . (ж//ш). Под н.гами шуршат сухие листья, нарушая т.шину. I группа выполняет работу самостоятельно и придумывает продолжение (1-2 предложение). II группа работает с учителем, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова. - Ребята, найдите в тексте слова с чередованием согласных в корне, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные. (тихо - тишина) Проверка работы I группы, II группа в это время обозначает орфограммы в словах.- Озаглавьте текст. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | |
ΙV. Итог урока. | – Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.) – Добавьте к моим словам однокоренные с чередующимися согласными: дорога (дороженька, дорожный), слух (слушать), круг (окружность, кружить). Я хочу узнать, довольны ли вы своей работой на уроке? На доске:
- высказывания учащихся. - Спасибо всем за работу. (оценивание работы учащихся) | |
V. Домашнее задание. | 1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52. 2. Найти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне. |
Деятельность учеников:
– Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.
– Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова
Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.
Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...

Конспект урока по теме : "Части слова. Корень. Чередование согласных букв в корне"
Урок русского языка, 3 класс. УМК "Школа-2100"...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме « Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»...

Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...