РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4kl.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
д. Екатериновка муниципального района Красноярский Самарской области
Рабочая программа по русскому языку
4 класс
Учитель начальных классов:
Великанова Е.Ю.
2014-2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;
•социокультурная цель-изучение русского языка- включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями...
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).Определениев словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные..
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое.
Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- непроизносимые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
- раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- непроизносимые согласные;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Учебно – методическoе обеспечение:
1. Печатные пособия.
Программа:
Канакина В. П. Русский язык. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 класс пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений С. А. Анащенкова (и др.) М. Просвещение 2011г.
Учебник «Русский язык» 4класс: учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений в 2-х частях – М: Просвещение, 2014 г.
авторы Канакина В. П. , Горецкий В. Г..
Пособие для учителя: русский язык, 4класс « Технологические карты уроков» по учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Учитель» 2014.
2. Информационно – коммуникативная среда.
Электронное приложение к учебнику « Русский язык» В. Г. Горецкий (CD)
3. Материально технические средства.
Компьютерная техника, интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.
4 Интернет – ресурсы.
1.Методическое пособие по обучению грамоте и письму книга для учителя В. П. Горецкий и др.
Русский язык: методическое пособие к комплекту В. П. Канакиной для 4 класса начальной школы. –
Режим доступа: http//www.prosv.ru/ebooks/
2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. –
Режим доступа: htt://standart. edy.ru/gatalog.aspx? Catalogid=443
3.Итоговые диагностические работы. Режим доступа: htt://rs.yartel.ru/
htt://szu.yartel.ru/
5. Наглядные пособия.
Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, карточки – образцы написания букв.
Календарно - тематический план
№п/п | № п/т | Дата | Тема | Планируемые результаты | |
Предметные знания | УУД |
Раздел « Повторение» (11час.)
1. | 1 | Диалогическая и монологическая речь. Р.р. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | уточнить представление о речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания Личностные: чувствовать красоту и выразительность русского языка, осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность сохранять чистоту языка Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата | |
2. | 2 | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. | уточнить представление об особенностях текста | ||
3. | 3 | Текст Р.р. Подробное изложение повествовательного текста «Первая охота» | Развивать умения определять тему текста | ||
4. | 4 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Р.р. Составление устного рассказа на выбранную тему. | Развивать умения определять тему текста, план текста. | ||
5. | 5 | Виды предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные. | Развивать умения распознавать предложения | ||
6 | 6 | Виды предложения по интонации | |||
7 | 7 | Знаки препинания в конце предложений. | Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями | ||
8 | 8 | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями | ||
9 | 9 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. | Развивать умения разбирать предложения по членам | ||
10 | 10 | Что такое словосочетание. Р.р. Восстановление деформированного текста. Проверочная работа. | Упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении | ||
11 | 11 | Входной диктант с грамматическим заданием |
Раздел «Предложение» (9час.)
12 | 1 | Представление о предложениях с однородными членами. | Научатся распознавать предложения с однородными членами и расставлять в них знаки препинания. | Познавательные: самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи. Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: составление плана и последовательности действий Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: .составление плана и последовательности действий Личностные: осознавать личностный смысл учения, владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми и сверстниками | |
13 | 2 | Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, союзов (и, а, но) | Дать представление о видах связи однородных членов предложения. | ||
14 | 3 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. | Развивать умения находить однородные члены в предложении. | ||
15 | 4 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. | Совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами | ||
16 | 5 | Р.р. Составление текста по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» | Развивать умения употреблять в речи предложения с однородными членами. | ||
17 | 6 | Как отличить сложное предложение от простого предложения? | Учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения | ||
18 | 7 | Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? | Учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения | ||
19 | 8 | Р.р. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Совершенствовать умения определять тему текста, тип, озаглавливать текст, устанавливать связь между предложениями. | ||
20 | 9 | Проверочная работа по теме «Предложение». Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания» | Проверить знания, умения и навыки по теме. |
Раздел «Слово в языке и речи» (21час.)
21 | 1 | Слово и его лексическое значение | Актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Личностные: осознавать личностный смысл учения, владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми и сверстниками Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи. Личностные: установление связи между учебной деятельности и её мотивом. | |
22 | 2 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | Актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов. | ||
23 | 3 | Синонимы, антонимы, омонимы. | Умение работать со словарями | ||
24 | 4 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | Развивать речь | ||
25 | 5 | Значимые части слова. Корень. Приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. | Определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов. | ||
26 | 6 | Состав слова. Однокоренные слова. | Развивать навыки разбора слов по составу. | ||
27 | 7 | Состав слова. Однокоренные слова. | |||
28 | 8 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, участвовать в диалоге соблюдая правила речевого этикета, слушать и понимать других. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Личностные: осознанно готовиться к урокам русского языка | ||
29 | 9 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. | Развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных. | ||
30 | 10 | Правописание двойных согласных в словах. | Повторить правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | ||
31 | 11 | Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик, -ек. | |||
32 | 12 | Правописание ъ и ь разделительных знаков. | |||
33 | 13 | Проверочный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слов» | |||
34 | 14 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. | |||
35 36 | 15 16 | Р.р. изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки. | Упражнять в различении частей речи. | ||
37 | 17 | Грамматические признаки частей речи. | |||
38 | 18 | Наречие как часть речи. | |||
39 | 19 | Наречие. Значение и употребление в речи. | |||
40 | 20 | Р.р. Сочинение - отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван- царевич на Сером Волке» | |||
41 | 21 | Проверочная работа по теме « Части речи» | |||
Раздел « Имя существительное»(43час.) |
42 | 1 | Как определить падеж имени существительного? | Формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Коммуникативные: владение формами речи, участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей | |
43 | 2 | Признаки падежных форм имён существительных | |||
44 | 3 | Упражнения в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имён существительных | Учить распознавать падежи имён существительных по вопросам. | ||
45 | 4 | Упражнения в распознавании дательного и творительного падежей имён существительных | Повторить понятие несклоняемые имена существительные | ||
46 | 5 | Упражнения в распознавании предложного падежа имён существительных | |||
47 | 6 | Как определить падеж неизменяемых имен существительных? | |||
48 | 7 | Три склонения имён . 1-скл. имён существительных. | Развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения | ||
49 | 8 | Упражнения в распознавании имён существительных первого склонения | Развивать умения писать безударные окончания имён сущ. 1 скл. | ||
50 | 9 | Р.р. составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова « Первый снег» | Развивать умения определять тему картины, описывать картину | ||
51 | 10 | Второе склонение имён существительных. | Познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения | ||
52 | 11 | Упражнения в распознавании имён существительных второго склонения | Развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными | ||
53 | 12 | Третье склонение имён существительных. | Познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения | ||
54 | 13 | Упражнения в распознавании имён существительных третьего склонения | |||
55 | 14 | Упражнения в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений | |||
56 | 15 | Р.р. составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника | ||
57 | 16 | Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | |||
58 | 17 | Именительный и Винительный падежи | Развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении. | ||
59 | 18 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | |||
60 | 19 | Упражнения в распознавании имён существительных в родительном падеже | |||
61 | 20 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | Развивать умения различать падежные формы имён существительных, имеющие одинаковые предлоги. | ||
62 | 21 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | |||
63 | 22 | Правописание имён существительных в дательном падеже | |||
64 | 23 | Упражнения в распознавании имён существительных в дательном и родительном падежах | |||
65 | 24 | Упражнения в распознавании имён существительных в дательном и родительном падежах | |||
66 | 25 | Творительный падеж. | |||
67 | 26 | Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | |||
68 | 27 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | |||
69 | 28 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | |||
70 | 29 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | Развивать умения правописания безударных окончаний имён существительных | ||
71 | 30 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | |||
72 | 31 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | |||
73 | 32 | Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в дательном, родительном и предложном падежах | |||
74 | 33 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Совершенствовать умения определять тему текста, передавать содержание текста, развивать речь. | ||
75 | 34 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | |||
76 | 35 | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. | Познакомить с изменениями имён существительных по падежам во множественном числе. | ||
77 | 36 | Именительный падеж | Познакомить с окончаниями имён существительных мн.ч. | ||
78 | 37 | Родительный падеж | Закреплять знание признаков р.п. имён существительных | ||
79 | 38 | Родительный падеж | |||
80 | 39 | Винительный падеж одушевлённых имён существительных. | Развитие умения распознавать имена существительные в в.п. | ||
81 | 40 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | Познакомить со способами различения имён существительных в д.п. ТВ.п. предл.п. | ||
82 | 41 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | Проверить знания умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | ||
83 | 42 | Проверочная работа по теме ««Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | Обобщить знания об имени существительном. | ||
84 | 43 | Защита проекта « Говорите правильно!» | Подготовка к выполнению проектной работы. | ||
Раздел «Имя прилагательное» (30час.) | |||||
85 | 1 | Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? | Научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата | |
86 | 2 | Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? | |||
87 | 3 | Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в ед.ч.). | Научатся определять род, число, падеж. | ||
88 | 4 | Упражнение в определение рода и правописание родовых окончаний имён прилагательных Р.р. сочинение- описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Учить составлять текст-описание игрушки. | ||
4 | |||||
89 | 5 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | Учить изменять прилагательные по падежам. | ||
90 | 6 | Р. р. Составление текста- рассуждения по репродукции картины В. Серова « Мика Морозов» | Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника | ||
91 | 7 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. | Учить писать падежные окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч. | ||
92 | 8 | Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имён прилагательных | |||
93 | 9 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | |||
94 | 10 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | |||
95 | 11 | Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах | |||
96 | 12 | Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах | Учить писать падежные окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч. | ||
97 | 13 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | |||
98 | 14 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | |||
99 | 15 | Защита проекта « Имена прилагательные в « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина | |||
100 | 16 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | Учить склонять имена прилагательные ж.р., и определять их падеж | ||
101 | 17 | Правописание имён прилагательных женского в именительном и винительном падежах. | Учить правильно писать окончания имён прилагательных ж.р. и .п и в.п. | ||
102 | 18 | Правописание имён прилагательных женского в родительном, дательном, творительном падежах.. | Учить правильно писать окончания ж.р.в р.п. д.п. т.п | ||
103 | 19 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода | |||
104 | 20 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода Р.р. письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка. | Развивать умение передавать содержание описательного текста | ||
105 | 21 | Р.р. подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану | Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника | ||
106 | 22 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | Развивать умения определять падеж имён прилагательных | ||
107 | 23 | Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха « Заморские гости» | |||
108 | 24 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | Учить распознавать имена прилагательные множественного числа в им.п. в.п. | ||
109 | 25 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. | |||
110 | 26 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах | |||
111 | 27 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Р. р. сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря « Февральская лазурь» | |||
112 | 28 | Контрольный диктант по теме « Падежные окончания имён прилагательных и имён существительных в единственном и множественном числе» | |||
113 | 29 | Работа над ошибками. Обобщение знаний. | |||
114 | 30 | Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» | Обобщить изученное по теме | ||
Раздел « Личные местоимения»(7час.) |
115 | 1 | Роль личных местоимений в речи | Познакомить с особенностями местоимения как части речи. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата | |
116 | 2 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа | Познакомить с грамматическими признаками личных местоимений. | ||
117 | 3 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | Познакомить с изменениями местоимений 1-,2-лица по падежам. | ||
118 | 4 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями | Развивать умения склонять личные местоимения. | ||
119 | 5 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями | |||
120 | 6 | Р.р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | |||
121 | 7 | Проверочная работа по теме « Изменение личных местоимений по падежам» | Проверить знания, умения навыки | ||
Раздел «Глагол» (34час.) | |||||
122 | 1 | Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов(настоящее, будущее, прошедшее) | Развивать умения распознавать глаголы | Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге соблюдая правила речевого этикета, слушать и понимать других. Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Личностные: осознавать и принимать базовые ценности «добро», «дружба», «сочувствие» Личностные: осознавать и принимать базовые ценности «добро», «дружба», «сочувствие» Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата | |
123 | 2 | Роль глаголов в языке | |||
124 | 3 | Изменение глаголов по временам. | Развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам. | ||
125 | 4 | Неопределённая форма глагола. | Развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним. | ||
126 | 5 | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами | Совершенствовать умения определять тему текста, составлять план текста, передавать содержание текста, развивать речь | ||
127 | 6 | Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме | |||
128 | 7 | Р.р. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | |||
129 | 8 | Спряжение глаголов | |||
130 | 9 | Распознавание лица и числа глаголов | |||
131 | 10 | Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа | |||
132 | 11 | Упражнение в правописании глаголов во втором лице единственного лица и правописание не с глаголами | |||
133 | 12 | Р. р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана « Весна. Большая вода» | Развивать умения определять тему картины описывать картину раскрывать замысел художника, передавать своё отношение, к картине. | ||
134 | 13 | Спряжение глаголов в настоящем времени. | Развивать умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к ним, писать окончания. | ||
135 | 14 | Спряжение глаголов в будущем времени. | |||
136 | 15 | Наши проекты «Пословицы и поговорки» | |||
137 | 16 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Учить правильно писать безударные личные окончания глаголов 1- 2- спр. | ||
138 | 17 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. | Познакомить с понятием возвратные глаголы развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами | ||
139 | 18 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |||
140 | 19 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |||
141 | 20 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |||
142 | 21 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | |||
143 | 22 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов | |||
144 | 23 | Возвратные глаголы | |||
145 | 24 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | |||
146 | 25 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | Развивать умение распознавать глаголы в форме 3-лица и в неопределённой форме, познакомить с правилом правописания –тся, -ться в возвратных глаголах. | ||
147 | 26 | Правописание глаголов в прошедшем времени . Р.р. Подробное изложение деформированного повествовательного текста | |||
148 | 27 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | Развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов прошедшего времени. | ||
149 | 28 | Правописание безударного суффикса в глаголах в прошедшем времени. Р.р. составление текста на спортивную тему ( по выбору) | |||
150 | 29 | ||||
151 | 30 | Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе | |||
152 | 31 | Упражнение в правописании глагольных форм. Морфологический разбор глаголов. | |||
153 | 32 | Р.р. подробное изложение повествовательного текста. | Совершенствовать умения определять тему текста, составлять план текста, передавать содержание текста, развивать речь | ||
154 | 33 | Проверочная работа по теме «Глагол» | |||
155 | 34 | Контрольный диктант за год | Проверка знаний умений по теме. | ||
Раздел « Повторение» (15 час.) | |||||
156 | 1 | Язык. Речь. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге соблюдая правила речевого этикета, слушать и понимать других. Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Личностные: осознавать и принимать базовые ценности «добро», «дружба», «сочувствие» | ||
157 | 2 | Текст. Типы текстов | |||
158 | 3 | Предложение и словосочетание. | |||
159 | 4 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. | |||
160 | 5 | Лексическое значение слова Р.р. составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» | |||
161 | 6 | Значимые части слова. Словообразование | |||
162 | 7 | Значимые части слова. Словообразование | |||
163 | 8 | Правописание гласных и согласных в корне слов | |||
164 | 9 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | |||
165 | 10 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | |||
166 | 11 | Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | |||
167 | 12 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | |||
168 | 13 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | |||
169 | 14 | Звуко-буквенный и звуковой разбор слов | |||
170 | 15 | Игра « По галактике Частей Речи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...
Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"
рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык...
рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование...