Конспект урока во 2 классе: Тема урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тема  урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща,

                       чу-щу.

Цель   урока: повторить и закрепить знания и умения учащихся по данной теме; создать условия для закрепления   правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 

Задачи урока:

 

  1. образовательные
  •  систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • установить внутрипредметные связи: литература, окружающий мир, калмыцкий язык, физкультура.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_na_temu_zhi-shi_cha-shcha.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 2013г. 2 класс Русский язык.

Тема  урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща,

                       чу-щу.

Цель   урока: повторить и закрепить знания и умения учащихся по данной теме; создать условия для закрепления   правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока:

  1. образовательные
  •  систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • установить внутрипредметные связи: литература, окружающий мир, калмыцкий язык, физкультура.

             2). развивающие

  • развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова, расширить тематический словарь, речевое творчество детей;
  •  совершенствовать  коммуникативные умения, способствовать развитию интереса к предмету;
  • развитие  навыка выразительного чтения.
  • развивать внимание, память, восприятие на слух, умение работать с тестом, умение работать в паре,  формировать орфографическую зоркость;

      3).  воспитывающие

  • воспитывать  интерес к предмету; воспитывать умение   работать в коллективе; культуру общения, ответственность;
  • воспитывать критическое отношение к результатам своей работы  и результатам работы одноклассников.
  • учить умению общаться;

4).  Здоровьесберегающие

создать благоприятные условия для сохранения здоровья учащихся на уроке. Организовать двигательную                      активность посредством занимательных заданий, физпауз, гимнастикидля глаз. Вести контроль за позой учащихся во    время работы за партой.

Оборудование: проектор, презентация, учебник, кружочки, рисунки, карточки  сигнальные.

                             

                                 Ход урока

  1.Оргмомент

         Здравствуйте ребята! Урок  русского языка проведу я, меня зовут Валентина Александровна

 

Дети нам тепло? ( Да)

 В классе светло? ( Да)

 Прозвенел уже звонок? ( Да)

             Уже закончился урок? ( Нет)

 Только начался урок? ( Да )

 Хотите учиться? ( Да)

 

  Прозвенел и смолк звонок.

  Всех собрал нас на урок.

  Все у парты ровно встали.

  Улыбнулись, подравнялись

              Тихо сели все за парты.

Начинается урок русского языка. Сегодня к нам на урок  собралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное  исполняет  чьи-то желания. Придётся начать урок без неё.

 

   2. Чистописание  ( Слайд)

        У: Отгадайте загадку

         

             Покружилась  звездочка

             В воздухе немножко

             Села и растаяла

             На моей  ладошке. ( снежинка)

      А Какая буква похожа на снежинку?

       Д:-   На  букву ж

       

           У : Стала снежинка буквою « ж»

             Солнце её не растопит уже.

     и , ш , ч, у, щ, ж   ( слайд. рисунок снежинки на них эти буквы)

 К нам прилетели снежинки, а на них буквы, которые мы будем прописывать. Какие это буквы?

 Д: называют.

 У: Почему прописываем именно эти буквы?

 Д: Изучаем буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу –щу.

 

 Показ правописания  букв  ( слайд )

      И, Ш, Ч, У , Щ Ж.

У: Откройте тетради запишите число и классная работа .

       Давайте  запишем эти буквы в тетрадках.

       Положите тетради под наклоном, как мы должны сидеть при письме.

 Д:    правило  при письме ( говорят)

 

  У: Правильно. Молодцы!

3.Словарная работа

    - Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок.

  а) Найдите ошибки в написании безударной гласной. Исправь их.( слайд)

   

           Катенок                        зимляной

             

           Молыш                         лисная

            Кливать                       снигири

       

       У: Какое правило, мы с вами повторили, делая это задание.

           б)  с.ва, в..сна, гр..чи, сн..гири, скв..рец, кр.сна.   ( Слайд )

       У: Прочитайте слова.

   

           - Что можете о них сказать?

           - Что необходимо сделать?

         Д: Вставить  пропущенные  буквы.

       

          У:    Покажите  сигнальные карточки  

               Какую букву вставим в первом слове?

   

            Д: Показывают карточку  с букой  О.

            У: в слове в.сна, какую букву вставим? е. и т.д

             У: Подчеркните буквы карандашом, которые вставили вместо  точек.

                  Запишите их  тетрадь.

                - Что можно сказать о значении этих слов.

               Д: Что пришла весна. Прилетели перелетные птицы.

                У: Молодцы! Какое время года ?

                  Д: Весна

                 

                   У:  Правильно. А кто из вас знает, как весна на калмыцком?

                   Д: Хавр

               

                    У: Молодцы! Правильно.

               

           Составьте 2-3 предложения  о весне по картинке (устно) ( Слайд)

   

            4.Сообщение цели и темы урока.

     

     У: Кто мне скажет, что мы сегодня будем делать на уроке?

         

            - К нам пришла гостья. В её названии есть одно из буквосочетаний.

     5. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

                     

          У:     Отгадайте загадку:  ( Слайд)

                       

                        Стой, плотва и караси!

                        И пощады не проси!

                         Я хозяйка  здесь в пруду,

                         На охоту я иду.

          - Догадались, кто у нас в гостях?   ( Щука) Рисунок щуки

          - Ребята, кто знает слово щука на калмыцком

           Д:

             

              Физминутка ( на калмыцком языке)

6. Коллективная работа

Дети:  по очереди дети записывают на доске.

         Подберите однокоренные слова

   

 Щука, щучка, щурёнок, щучий, щукарь ,щуковый, щурок.

  У: Выделите корень. Подчеркнём графически  орфограмму.

       - Долго мы ждали нашу гостью.

       - Давайте расскажем ей , что мы про  неё   знаем.

 

 Д: Рассказывают про щуку.( рассказы детей про щуку)

У: А как вы  думаете. Приносит ли щука пользу, какую- либо пользу?

     Можно ли про неё сказать что-то хорошее?

     

  Щука ее нашими предками наделялась мудростью и хитростью.

 Щука необходима для нормальной жизни водоёма. Она – его санитар ,так как нападает,      прежде всего, на больную рыбу. А ещё щуку называют « речным волком».Как настоящий волк ,она затаивается в камышах и молнией  налетает  на жертву .

   Недаром говорят: «На то и щука в реке , чтобы карась не дремал»

   Есть такая пословица.

     7. Работа с  деформированным предложением.

   

    У:  Щука остается с нами , а мы покажем ей, чему  научились  и что  про неё знаем.

              Прочитайте слова составьте предложение.

   

         в, щука, жила, озере. ( слайд)

     

 Какое  предложение получилось?( Слайд)

  - Жила в озере щука.

   - В озере   жила  щука.

   -  В озере щука жила.

   - Щука в озере жила.

 

- Пропустите строчку запишите последнее предложение с красной строки.

- А как жила наша щука?

 - Чем занималась? Об этом узнаем из стихотворения.

 - Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение.

 

   8. Работа в парах.( на листочках написаны предложения , учащиеся проставляют цифры.)

 

  3. Наварила щука щей.

  2. Червячка с крючка сняла.

  1  Щука в озере жила.

  5  Говорили всем ерши:

  6  « Щи у щуки хороши!»

  4. Пригласила трёх ершей.

У:Теперь давайте проверим. ( слайд с  ответом)

Прочитаем хором .Что заметили?

 Д: Читают хором.

  У:  А кто сделал по - другому?

       

 - Почему записали именно предложение « Щука в озере жила»,

         - А не какое-то другое?

    Д: Стих-ие  начинается с этого предложения. В предложении должна быть рифма.

    У: Говорили, что щука- хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее   приветливой  радушной  хозяйкой. Почему?

     Д: Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое- либо произведение, нужно уметь придумывать , фантазировать.

  У:  Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке.

      (   « Щукины щи», « Радушная хозяйка» )

    - Запишите  стихотворение, которое у нас получилось, столбиком.

     - Сколько предложений? Прочитайте второе предложение.

   - Начнём  со второго предложения.  ( запись  с комментированием.)

   - Третье и четвертое предложение запишите по памяти.

    - Проверка.

    - Пятую и шестую строчку, спишите самостоятельно.

  - Обратите внимание на последнее предложение, как оно записано.

    -Д: восклицательное

    У: - Выделите орфограммы.

        - Какие буквосочетания  встретились. ( ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,)

        -  Сделайте вывод о написании буквосочетаний.

     Д:  Вывод: Слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, достаточно часто.

         Поэтому мы должны хорошо усвоить написание.

 

          9. Закрепление.

                а) Самостоятельная работа. Работа по учебнику.

           У: Откройте учебники на стр. 123

                  Упр183.Прочитайте задание.

              Выполните самостоятельно. Проверка.

          Б)  Угадать и записать слово   ( Слайд, маркером написать слова )

                     По полям бегут ручьи,

                      На дорогах …   (  лужи)

                     Кто живет у нас на крыше,

                     А в чулане живут… ( Мыши)    

                      Не поедет без бензина

                      Ни автобус, ни…           ( машина)

            В) Составьте слова  ( слайд)   ( Резерв)

                   Ча                Чу                                                      

                ща                 Щу      

     10. Итог урока:

   - Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?

   -Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?

  -Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали?       Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?

  По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы…

-Закончите предложение.

 - Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно. Если вы сами  приложите немного усилий.

 - Какие буквосочетания  она помогла нам повторить?

   - Что интересного было на уроке?

   Д/З : упр.181. стр. 122.Оценки.

Где ваши знания можно применить? ( на русского яз,окруж.мира,калм.яз, и физкультуры.)

   11. Рефлексия.

       - Что было трудно?

       - В чем требовалась помощь?

       -- Как вы оцените свою работу?

       - С каким настроением вы уходите? (покажите  настроение свое на смайликах)

     Наша гостья уходя оставила вам подарки и попросила меня вручить и поблагодарить  всех  вас за хорошую работу на уроке.( вручаю блокнотики всем).

 У: Благодарю  и я вас . Желаю вам дальнейших успехов!

                     

                           3.   Наварила щука щей.

                          2.   Червячка с крючка сняла.

       1.    Щука в озере жила.

       5.   Говорили всем ерши:

       6.   « Щи у щуки хороши!»

       4.     Пригласила трёх ершей.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Закрепление правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу" с использованием интерактивной презентации.

Урок русского языка "Закрепление правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу" проведен в форме сюжетной игры. Ребята отправляются на поиски пропавшего снеговика. Использование интерактивной пр...

Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".

Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Русский язык.Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных ...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс

Конспект урока может пригодиться при повторении или закреплении данной темы....

Конспект урока по трусскому языку «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова»» в 3 классе

На уроке ребята совершат путешествие на корабле  в страну Знаний. Побывают на разных остравах, попадут в плен к пиратам .Пройдя все испытания, окажутся в городе Умников и Умниц....

план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН" 2 класс

Урок закрепления знаний по теме "Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЩ.."...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с "ь" знаком на конце и в середине слова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: находить слова, в котрых мягкость согласных обозначена буквой "ь" в конце и в середине слова, писать слова с этой орфиграммой. Планируемые результаты: Пр...