Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих." 3 класс УМК "Перспективная начальная школа "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема урока: «Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих»
Класс: 3
Цель урока: Создание условий для формирования знаний учащихся в написании суффикса -ок- после шипящих в именах существительных.
Задачи урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению написания суффикса -ок- после шипящих в именах существительных;
Развивающая: создать условия для развития коммуникативных умений, творческих способностей
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к языку, культуры
интеллектуального труда.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска; презентация, учебник ,раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | Личностные | |||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности | Словесный | - Добрый день. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Я рада видеть ваши добрые глаза! Желаю, чтоб на душе у вас было тепло и радостно! Успех ждёт тех, кто будет любознателен, внимателен, активен. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. -Мы отправимся в грамматическое царство, орфографическое государство. Правит там королева Орфография. Нам предстоит разгадать много секретов этого государства. | Проверяют рабочие места. Слушают внимательно. | Ф | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции. М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. | ||
2.Минутка чистописания 3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, чёткое безотрывное письмо. Цель: подготовка мышления учащихся организация фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Словесный, наглядный Словесный (беседа), наглядный | Для начала давайте Откроем тетради , запишем число и классная работа. Затем пропишем по строчке Ое ео Ео ое Давайте сейчас с вами образуем словосочетания, подобрав подходящее по смыслу слово к данному. Воспользуйся словами из справки. Состав_______, состав_______, состав_____. Группа, слово, поезд Запиши полученные словосочетания в тетрадь. - Какое из этих словосочетаний имеет отношение к уроку русского языка? - Почему? - Что мы понимаем под составом слова? (Части, из которых состоит слово) - Какие части слова вы знаете? Назовите. -Что такое корень? -Сформулируйте определение о той части слова, которая служит для образования новых слов (приставка и суффикс). -Как вы думаете, есть ли другой способ образования новых слов? Попробуем разрешить эту проблему. - На экране написаны слова: 2. Прочитайте слова. 3. Выделите корень в словах -Мы видим, что у нас расходятся мнения .- Что вы заметили? | Записывают число, классная работа. Затем прописывают по строчке соединения. состав поезда; состав группы; состав слова состав слова изучается на уроке русского языка, это языковое понятие Отвечают на вопросы.
В слове листопад количество корней выделено по-разному (Слово одно, а мнения разные) | Ф И Ф | Интерактивная доска | Основы научных знаний | Р: Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. | |
4. Выявление места и причины затруднения | Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и осознание того в чем именно состоит недостаточность из знаний и умений. | Словесный (беседа) | -Почему возникло затруднение? Чего мы не знаем? | Мы не знаем, как правильно выделить корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове. Как они называются. | Ф | Р: умение анализировать свои знания | |||
5. Построение проекта выхода из-за труднения | Цель: постановки целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализаций | Словесный | -Какую учебную задачу ставим? На доске открыты 3 вопроса Узнать: 1.Как называются новые слова? 2.Как выделить корень? 3.Как образуются? | Ф | Р: умение формулировать цель и учебную задачу | Умение формулировать мысли в устной форме | |||
6. Реализация построенного проекта Физминутка | Цель: реализация построенного проекта или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий | Словесный, наглядный | -Давайте с вами откроем учебник на странице 37 и прочитаем упражнение 36. -Найдите слова ,выделенные цветом. Давайте выделим корень в этих словах. Что означает первое из них? Каких людей так называют? -Кто прочитает правило в рамке на стр. 37? -Значит, еще можно сказать «Слова, у которых два корня, называются сложными» Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? - Сформулируйте тему нашего урока. Давайте выяснять, как соединяются корни в сложных словах? 1 группа 2 группа 3 группа лесоруб землекоп лежебока самолет пешеход теплоход сталевар птицелов -Выпишите слова, выделите корни. -Подчеркните гласную между корнями. -Обозначьте точкой последний звук в первом корне. -Когда пишется о, е? Если первый корень оканчивается на:
- Сформулируйте вывод. Физминутка «Палочка-выручалочка». -Услышав сложное слово, вы должны присесть. Чтобы стать мне краснощёким, Полежу на солнцепёке. Чтобы быть сильномогучим Длинноруким и прыгучим, До полудня буду прыгать И конечностями двигать. Широкоплеч я, длинноног, Спорт мне в этом так помог! | Читают упр.36 (стих) У бабушки внучка- не белоручка! Со стола посуду собрала. Подметать учится- Хозяйка получится! -Белоручка-та, что избегает любого физического труда, то есть "белые руки", нетронутые какой либо тяжелой работой. -Мясору́бка — механическое или электромеханическое приспособление для изготовления мясного фарша и измельчения других видов продуктов. Читают правило. Потому что слова образовались от сложения корней Образование сложных слов. Читают слова, выписывают их и выделают корень. Слова, у которых два корня, называются сложными, корни соединяются гласными о, е; о-после твердых согласных, е-и-после мягких). Выполняют физминутку. | Ф Ф | Учебник | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом | К: умение взаимодействовать | Смыслообразование |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: применение нового способа действий при решении типовых заданий | Словесный | Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначить корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные. Ходит пешком – пешеход Чистит трубы - трубочист Предмет для ловли мышей - мышеловка Лазит по скалам - скалолаз Этот тот, кто любит читать –книголюб Корабль, который колет лед – ледокол -Как образовали новое слово? -Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительный гласный - О, а в других Е? | Выполняют задание. -Два корня соединили гласными –О-,-Е- - Гласный О пишется после твёрдого согласного, гласный Е – после мягкого согласного и согласных ж, ш, ц. | Ф И | Основы научных знаний | К: умение работать в группах Р: умение оценивать свою работу, работу товарищей | Положительное отношение к процессу познания | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: исполнительская рефлексия достижения цели учебной деятельности; применение нового знания в типовых заданиях | Практический | Упр.37 на стр 38 Работа в парах. На столе у вас лежат карточки. Прочитайте текст, найдите и подчеркните сложные слова. Самый высокий водопад в Росcии - Тальниковский водопад. Он очень красивый. Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её. Только в чистых водоёмах растёт растение, которая называется - водокрас. Чтобы охранять подводный мир, водолазы изучают его. И нам необходимо любить и охранять природу. Проверка. - Чему учит нас этот текст? - Назовите, какие слова вы подчеркнули? - От каких слов они образованы. Мы понимаем, что они обозначают? Водопад - падающая вода. Водоём - водяная ёмкость, бывают водоёмы природные и искусственные, которые построили люди. Водолаз - человек, который работает под водой. Водокрас - это растение, которое растёт в воде. - Какой соединительный гласный пишется в этих словах? Почему? - Какую роль сложные слова играют в русском языке? | Выполняют самостоятельную работу и самопроверку по эталону.
-Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её, нам необходимо любить и охранять природу. -Буква о, потому что д - твердый согласный) -Они нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний | И | интерактивная доска | Опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению научных знаний | Р: умение оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) | Смыслообразование |
9. Итог урока | Цель: повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующего курса | Словесный (беседа) | Какие задачи мы перед собой ставили? -Как вы считаете, мы справились с задачей? Тест “Верные и неверные высказывания”. Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите зеленый карандаш, если не согласны – красный. 2. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О- 3. Слова, у которых 2 корня, называются сложными. 4. Соединительные буквы – О- и –Е в сложных словах - это орфограммы. 5. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-. | Отвечают на вопросы Зеленый Красный Зеленый Зеленый Зеленый | Ф | Основы системы научных знаний | К: умение проявлять активность в коллективной деятельности | ||
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель: самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности | Наглядный, словесный | -Чему научились сегодня на уроке? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями) -Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.) -Для чего нужны сложные слова? ( для краткости речи ,вместо словосочетаний) - Закончи фразу: Мне понравилось… Было сложно… Было интересно… Спасибо за урок, до свидания ! | Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф | Анализ своих собственные достижения, неудачи, поиск способов решения проблем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....
Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.
Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".
2 класс, УМК "Перспектива" Цели: Образовательная : -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков -...
Конспект урока русского языка по теме "Написание О И Ё после шипящих (в корнях существительных)"
конспект урока русского языка...
Конспект урока русского языка по теме: "Существительное. Обобщение" (2 класс, УМК "Перспектива")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Обобщение существительное»»Цели деятельности учителя : обобщение и систематизация знаний учащихся о существительном, совершенствовать...
Конспект урока русского языка на тему: «Существительные третьего склонения»
Конспект урока Русского языкаНа тему: «Существительные третьего склонения»Технологическая картаКласс: 3...