Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с глаголами; создавать условия для формирования умения слитного написания частицы "не" с глаголами; уметь применить полученные знания о правописании частицы "не" с глаголами в предложениях; развивать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные способности. На уроке используется учебник "Русский язык" А.В.Поляковой, мультимедийный проэктор, презентация по теме, компьютер, сигнальные карточки, технология "Пометки на полях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhema_konspekta_uroka.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог: Малимонова Татьяна Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 4 «А»
Тема урока: «Правописание частицы не с глаголами»
Дата проведения: 03.12.2013 г.
Цель: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы не с глаголами.
Задачи:
- выявить степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы не с глаголами;
- создавать условия для формирования умения слитного написания частицы не с глаголами;
- уметь применить полученные знания о правописании частицы не с глаголами в предложениях;
- развивать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные способности.
Оборудование: учебник «Русский язык» А.В.Полякова, мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, «Пометки на полях».
Этапы урока | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент. Цель для учителя: - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока. Цель для обучающихся: - подготовиться к продуктивной работе. Методы: - приветственное слово учителя; - создание ситуации успеха. | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Душу и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. - А ваш труд – это учёба. Трудимся так, чтобы всем было интересно. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся и с хорошим настроением начнём урок русского языка. |
2. | Актуализация опорных знаний. Цель для учителя: - выявить степень усвоения обучающимися знаний о глаголе как части речи и его грамматических признаках; - выявить степень усвоения обучающимися раздельного написания частицы не с глаголами; - побуждать обучающихся к активности при систематизации знаний о глаголе как части речи. Цель для обучающихся: - распознавать раздельное написание глаголов в предложениях; - определять грамматические признаки глагола. Методы: - активизация познавательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; - самостоятельной работы по осмыслению и закреплению пройденного материала с использованием приема знаков и символов «Пометки на полях»; - создание ситуации успеха; - развитие эмпатии, самооценки, выявление познавательных затруднений, коррекция деятельности, рефлексия. | Слайд 1. Проведение минутки чистописания с использованием информационно-коммуникационных технологий. И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово. (А.Ахматова) Беседа по вопросам. - Прочитайте высказывание поэтессы А.Ахматовой о великом русском слове. - Как вы понимаете смысл этих строк? (ответы детей) - Почему мы должны сохранить русскую речь? (ответы детей) Задание школьникам: записать это высказывание в тетрадь. Обратить внимание на посадку, наклон и высоту букв. Работа в парах по карточкам с заданиями. Задания на карточках
Проверка задания. - Какая информация является правильной? - Есть ли для вас новая информация? - Какая информация, на ваш взгляд, неверная? Проверка домашнего задания ( упр.123 на стр.90) - При выполнении задания на какое правило опирались? Расскажите это правило. |
3. | Изучение нового материала. Цель для учителя: - организовать и направить познавательную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, систематизацию и обобщение знаний о слитном написании частицы не с глаголами; - побуждать обучающихся к активности при изучении нового материала; - создать условия для ознакомления обучающихся со слитным написанием частицы не с глаголами; - организовать работу с обучающимися по развитию речевой деятельности. Цель для обучающихся: - уметь правильно писать частицу не с глаголами, понять слитное и раздельное написание данной частицы. Методы: - устное изложение учебного материала с использованием информационно-коммуникационных технологий; - формирование познавательного интереса у обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий; - работа с учебником и словарём; - работа с текстом проблемно-поискового характера; - эвристическая беседа; - создание ситуации успеха; - поощрение, формирование ответственности, самооценке, рефлексия, коррекция. | Беседа по вопросам. - Вы повторили правило о том, что частица не с глаголами пишется раздельно. А как быть с такими примерами? Слайд 2. Чтение пословиц с использованием информационно-коммуникационных технологий. Потчевать велено, а неволить грех. Кто кого обидит, тот того и ненавидит. Плохо можется, коли нездоровится. Беседа по вопросам. - Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей) - Назовите выделенные глаголы. - Что можете сказать о правописании частицы не? - Назовите тему урока? Формулировка темы урока: «Слитное написание частицы не с глаголами» - Чем мы будем заниматься на уроке? Формулировка цели урока: рассмотреть случаи слитного написания частицы не с глаголами. Слайды 4,5.Задание учащимся с использованием информационно- коммуникационных технологий: прослушать шуточное стихотворение и исправить ошибки, допущенные в нём.
Побывал я однажды в стране Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с _ доуменьем: Что за _ лепое положенье? Кругом было тихо-тихо, И во всём была _разбериха, И на _взрачной клумбе у будки Голубые росли _забудки. И погода стояла _настная, И гуляла собака _счастная. А из школы взявшись за ручки, Сонным шагом шли _доучки. - Что вас рассмешило в этом стихотворении? Назовите эти слова. Словарная работа. Задание детям: объяснить лексическое значение слов: недоуменье, нелепое, неразбериха, невзрачный, незабудки, ненастная, несчастная, недоучки. (Состояние сомнения, странное, отсутствие порядка, непривлекательный. травянистое растение с мелкими голубыми цветами, дождливая, пасмурная, горестное состояние). Беседа по вопросам. - Обратите внимание на части речи. - Да, это существительные и прилагательные. - Как пишется частица не с этими словами? - Почему? -Как проверить, где писать частицу не слитно, а где раздельно? Обобщение правила: если слово без частицы не не употребляется, значит она пишется слитно, а если употребляется, значит она пишется раздельно. - Опираясь на ваш личный опыт и знания, которые вы уже имеете, можно применить этот вывод к глаголам?
|
4. | Физкультурная минутка. Цель для учителя: - создать условия для снятия перенапряжения, успешного обучения школьников и сохранения их здоровья. Цель для обучающихся: - получить эмоциональную разгрузку | Как живёшь? – Вот так! (показывают большой палец) Как идёшь? – Вот так!( прошагать на месте) Как бежишь? – Вот так! ( пробежать на месте) Ночью спишь? – Вот так! (ладошки под голову) Как берёшь? – Вот так! ( ладонь в кулачок) Как даёшь? – Вот так! ( ладонь раскрыть) Как молчишь? – Вот так! ( прикрыть рот ладошкой) Как садишься? – Вот так! ( тихо сесть) |
5. | Закрепление учебного материала. Цель для учителя: - организовывать и направлять учебную деятельность младших школьников на систематизацию знаний в правописании частицы не с глаголами; - определить степень заинтересованности обучающихся в умении распознавать раздельное и слитное написание частицы не с глаголами; - создавать условия для выполнения коллективной работы. Цель для обучающихся: - учиться работать в парах, группах по алгоритму; - уметь различать слитное и раздельное написание частицы не с глаголами. Методы: - активизация познавательной деятельности обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий ; - работа с учебником и словарём; - выявление познавательных затруднений, коррекция, рефлексия; - создание ситуации успеха, аргументированное оценивание с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; - формирование навыков самооценки, взаимооценки. | Слайд 7. Беседа по вопросам с использование информационно-коммуникационных технологий. - Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нём есть слова, которые не употребляются без частицы не и пишутся слитно. Не с глаголами пиши раздельно Например, не хотел, не знал. Только помни об исключениях: Ненавидел, негодовал. - Где можно посмотреть правописание таких слов-исключений? Работа с орфографическим словарём. Задание школьникам: выписать глаголы с частицей не слитно (негодовать, неволить, ненавидеть). Проверка. Объяснить лексическое значение этих слов ( возмущаться, заставлять, принуждать, испытывать неприязнь). Работа с учебником. Задание школьникам: на стр. 91 найти и зачитать сведения о языке. Найти упражнение 125 на стр.92. Беседа по вопросам. - Прочитайте текст. - О ком говорится в тексте? Задание. - Найти в тексте предложение, в котором частица не пишется слитно с глаголом. (Володя не стал её неволить). - Почему Володя не стал неволить птичку? - Что заметили в этом предложении? - Запишите это предложение к себе в тетрадь. Творческая работа в группах. - Правила работы в группах. - Чтение задания: 1. Составить два предложения по теме «В библиотеке», используя глаголы с частицей не раздельно. 2. Вставить в предложение пропущенные глаголы, используя слова для справок. 3. Вставить частицу не, объяснить написание. - Выполнение задания. - Проверка. Подведение итогов этапа урока. |
6. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель для учителя: - содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности; - организовать развитие самооценки и взаимооценки обучающихся; Цель для обучающихся: - учиться применять знания, полученные на уроке в практической деятельности. Методы: -информационно-обобщающий; - формирование рефлексивности и прогнозирование будущей деятельности, самоконтроля; - мотивирования и стимулирования; поощрение, создание ситуации успеха. | Беседа по вопросам. - Какую тему рассматривали на уроке? - Какую цель поставили себе? - Как пишется частица не с глаголами? - Что показалось трудным? - Кто был активным на уроке? - Где могут пригодиться знания? - Чему нам надо учиться на следующем уроке? -Спасибо за активную работу на уроке. Вы справились со всеми заданиями. Оцените свое настроение при помощи сигнальных карточек. |
7. | Домашнее задание. Цель для учителя: - обеспечить возможность успешного выполнения домашнего задания; - развивать у обучающихся познавательный интерес при выполнении творческого задания; - побудить к самостоятельному поиску необходимых знаний. Цель для обучающихся: - закрепить знания о слитном и раздельном написании частицы не с глаголами. Методы: - концентрация внимания детей на требованиях к творческой работе; - четкое пояснение выполнения домашнего задания; - формирование ответственности, коррекция своей деятельности, рефлексия. | Домашнее задание. - Изучить теоретический материал на стр.91. - Выполнить упражнение 127 на стр.93 - По желанию выполнить упражнение творческого характера 126, придумать и записать три предложения, в которых были бы глаголы с отрицательной частицей не. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правопис...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Правописание НЕ с глаголами" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать правила правописания не ...
Конспект урока по русскому языку Тема: «Правописание НЕ с глаголами» Школа России 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами, формирование умения писать не с глаголом.Планируемые результаты: Предметные:- знать определение глагола;- уме...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- зн...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами». Закрепление (3 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать прав...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Цели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздельно; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные.знать: к...
Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».
Конспект урока по русскому языку , 4 класс...