Урок русского языка "Состав слова" для 2 класса по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Муразян Оксана Викторовна

Данный урок является обобщающим по теме «Состав слова», направлен на закрепление понятий: «словообразование», «морфемы», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», на обобщение особенностей каждой группы, на развитие умений образовывать слова разными способами и правильно употреблять их в связной речи. Учебный материал является предметом активных действий ученика, формирует у детей потребность активно относиться к учебному процессу, побуждает учащихся к поиску альтернативных решений, обеспечивает возможность для творчества. Использование презентации позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоциональнее, богаче, повысить качество знаний. Тема урока «Состав слова» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Образовательное учреждение: МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога Ростовской области Цели и задачи: Образовательные:  Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.  Повторить изученные орфограммы, которые находятся в корне слова.  Закрепить умение разбирать слова по составу. Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы; Развивающие задачи: 1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке. 2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений: личностных  Умение слушать и слышать собеседника.  Умение формулировать свою позицию. Коммуникативных Слушать и понимать речь других.  Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.  Умение редактировать (совершенствовать) текст.  Умение выражать свои мысли.  Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательных3  Осознавать познавательную задачу.  Читать и слушать, извлекая нужную информацию.  Делать обобщения, выводы. Регулятивных (рефлексивных)  Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.  Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу. 1) Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний. 2) Формировать интерес к изучению родного языка. 3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки. 4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность. Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk_sostav_slova.zip546.59 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку урока

 «Я работаю по ФГОС»

Разработка урока русского языка

по теме «Состав слова»

Автор: Муразян Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 24 г.Таганрога

эл. адрес: salvi-rose@yandex.ru

Данный урок является обобщающим по теме «Состав слова»,  направлен  на закрепление  понятий: «словообразование», «морфемы», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа», на обобщение  особенностей  каждой группы, на развитие умений  образовывать слова разными способами и правильно употреблять их в связной речи. Учебный материал является предметом активных действий ученика, формирует  у детей потребность активно относиться к учебному процессу,  побуждает  учащихся к поиску альтернативных решений, обеспечивает  возможность для творчества. Использование презентации  позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоциональнее, богаче, повысить качество знаний.

Тема урока «Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

 Образовательное учреждение: МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога Ростовской области

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
  • Повторить изученные орфограммы, которые находятся в  корне слова.
  • Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
  2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

личностных

  • Умение слушать и слышать собеседника.
  • Умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных

Слушать и понимать речь других.

  • Умение строить связные высказывания в устной и письменной  форме.  
  • Умение редактировать (совершенствовать) текст.
  • Умение выражать свои мысли.
  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных

  • Осознавать познавательную задачу.
  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
  • Делать обобщения, выводы.  

Регулятивных (рефлексивных)

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

 1) Воспитывать  любознательность, пытливость при получении знаний.

 2) Формировать интерес к изучению родного языка.

 3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

 4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:  ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация,  карточки с  заданиями.

Ход урока:

  1. Организационное начало.  Эмоциональный настрой.

( На доске три лица, выражающие  разные  настроения: радость, удивление, грусть)

- Какое настроение выражает каждое лицо?

- Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное)

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление. Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями.  Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится!  А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.

  1. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач  урока.

 А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова)

Дерев-     -н-   - о  - ями  а   человек  труд-   -ом   корн-   силь-   -о

- Какое задание вы можете предложить? (Составить слова и из слов предложение)

 Давайте его выполним.

- Какое предложение у  вас получились?

 (Дерево сильно корнями, а человек - трудом)

К  какому жанру устного народного творчества  относится это предложение?

 (Это пословица).

- Объясните, как вы понимаете эти слова.

Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.

(Тема нашего урока – состав слова)

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

  1. Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.
  2. Проверим наши знания о значимых частях слова.
  3. Будем учиться  рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.

- Сегодня  с нами снова наш старый друг – профессор Отвечайкин.

Профессор Отвечайкин:

Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давайте сядем мы в ракету

И прямо в космос полетим.

Ведь и для нас осталось

Еще немало мест,

Пока что не открытых,

Или давно забытых.

Учитель: 

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.

- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел?  Что он изучает?

- Какие части слова словообразование помогли  вам ответить на данный вопрос?

Давайте обратимся к словарям (групповая работа)

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ  - способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

 1) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.

 2)Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.
- Из чего же состоят слова? (
Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)

- Слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.

Профессор Отвечайкин:

Друзья! Моя задача такова —

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

Учитель:

-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?

 (Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)

  1. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков

1) Главная планета -  планета Корней.

- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень? 

(Корень — «подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»).

- А почему ученые использовали   именно это слово для названия одной из части   слова?  

- Да,  корень является  сердцевиной   слова,   его   смысловым   центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.

- Подберите фразеологизм со словом корень.

 «Смотри в корень!» или «Зри в корень!»

-Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин.

«Смотри в корень!» означает: «Выдели самое главное» (Фразеологический словарь). У слов корень — это самое важное, самое главное.

Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.

- Как правильно выделить в слове корень?

2) - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве?  (На доске изображены деревья, в корнях которых  даны слова лес, сад.) Ребята работают по  вариантам.

 - Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?

(Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова).

Профессор Отвечайкин:

- Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем  –лес - целых 29.

Учитель:

- Ребята, а кто бы  хотел узнать о словах с корнем  -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.

3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.

СТОЛ — СТОЛБЫ    

КОЗА — КОЗЛЕНОК

КОЗА — СТРЕКОЗА

АЗБУКА — АЛФАВИТ

ДЕНЬ — ДЕНЬГИ

ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ

ВОДА — ВОДИТЕЛЬ

ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК

4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу.

(Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски).

Р...кета, косм…с, пол…тел, космолёт.

Проблемная ситуация:

- Какие части вы выделили в слове «космолёт»? Почему? Обоснуйте свой ответ.

(Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова).

-Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов. Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.

Планета Грамотности.

А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.

  1. Тренажёр «Безударная гласная»
  2. Задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления.

- Какое качество мы будем сегодня развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?

(Развивая мышление, мы  учимся  лучше думать, размышлять, понимать; учимся находить разные способы решения заданий; учимся сравнивать разные понятия).

На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!

Задание. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.

Буквы

Лишнее

1.  (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б

 

Проверьте себя по ответу.

Физкультминутка.

Планета Приставок

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

- Подготовьтесь рассказать,  что вы знаете о приставке как части слова?

Девочка Приставочка.

1) Ребята,  посмотрите,  пожалуйста,  мультфильм  и  образуйте   новые  слова  при  помощи  приставок  от  слова  «шёл» 

(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл,  вышел,  перешёл, прошёл,  ушёл)

С помощью чего вы образовали новые слова?  Изменились  ли  значения  слов?

2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

 (Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.

- Предлагаю вам задание на выбор.

 Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.

Второй вариант. Найдите и выпишите  слова с приставками, обозначьте орфограмму.
- Почему нужно различать приставки и предлоги?

Планета Суффиксов

После корня он стоит,

Перед окончанием

Его если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называя суффиксом.

- Расскажите,   что  вы  знаете  о  суффиксах.   Какую  «строительную»    работу   они выполняют? (Образуют новые слова:  придают словам различные смысловые оттенки.) 

-Как найти в слове суффикс?

Мальчик Суффикс:

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

  1. Рыбка, дубок, горка, норка.
  2. Тракторист, пианист, танкист, печник.
  3. Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

- Какие значения придают здесь  суффиксы?

Планета Окончаний и Основ.

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Какую работу в языке выполняют окончания?

Подружки Окончание и Основа.  

   Если я покажу слово с окончанием а, вы хлопаете в ладоши над головой.

  • Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.
  •         Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием - а.

Слова: река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа.

2) Упражнение в определении роли окончаний в предложениях (резерв)

 Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:

Что написано (перо), то не вырубишь (топор).

За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

  • Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.
  • Выделите окончания.

-  Объясните смысл пословиц.

Профессор Отвечайкин:

  - Вот и заканчивается наше путешествие,  возвращаемся в класс.

Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.

Тест. Взаимопроверка.

Вопрос

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

№ прав-го варианта

балл за ответ

1

Изменяемая  часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

Окончание

Корень

Суффикс

 

2

Часть слова без окончания

Основа

Корень

Подлежащее

 

3

Часть слова, которая является общей для родственных слов

Основа

Приставка

Корень

 

4

Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

Приставка

Корень

Суффикс

 

5

Найди слова с приставками:

Принести  

Печь    

Катать  

 

6

Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:

Зима

Пригород-

ный  

Дорожка                    

 

7

Какое слово - “лишнее”

Мышка

Мышонок

Смышлёный

 

Отвечайкин:

-Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными.  Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка!

  1. Итог

А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Что сегодня вам удалось?

- Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..

VI. Домашнее задание:

Придумайте и запишите 10 слов к схеме

Анализ

Данный урок проведен во 2  классе  по  УМК «Школа 2100», автор учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Вид: урок-путешествие.

На уроке были поставлены  задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
  2. Повторить изученные орфограммы в корне слова
  3. Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача:  воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
  2. Способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений

Для реализации поставленных задач я использовала  методы: 

1) Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку;

2) Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала;

3) Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике;

4) Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.

В процессе подготовки к уроку я опиралась на  принципы здоровьесберегающей педагогики:

1) принцип наглядности, от которого зависит эффективность обучения, т. к. привлекаются к восприятию различные органы чувств;

2) принцип доступности;

3) принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого интереса и осмысленного отношения к учебной задаче;

4) принцип оздоровительной направленности.

На первом этапе урока мною была визуально проверена подготовка учащихся к занятию и установлен первый эмоциональный контакт с целью создания благоприятной психологической и эмоциональной обстановки для дальнейшей работы, снятия стрессовой ситуации, в которой оказались дети.

При актуализации опорных знаний дети по  самостоятельно собранной  пословице  обозначают  тему урока, ставят задачи.

Для формирования познавательного мотива, повышения интереса к уроку на этапе целеполагания  используется  интрига  -   игра-путешествие, появляется сказочный герой- помощник  урока, применяется  звуковая  наглядность.

Для уточнения понятия «Словообразование» используется групповая работа, дети обращаются к различным словарям и самостоятельно  дают определение понятию «морфема».

Далее в форме игры-путешествия по планетам Морфологии идёт обобщение и закрепление полученных знаний на предыдущих уроках, где ребята выполняют задания различных сказочных персонажей.

На протяжении всего урока ведётся работа над развитием речи:  дети подбирают фразеологизмы,  в форме соревнования подбирают однокоренные слова, работают над лексическим значением слов.

Через проблемную ситуацию было введено понятие «сложных слов», ребята самостоятельно смогли выделить признаки таких слов и научились разбирать их по составу.

На  различных этапах урока  проводилась  словарная работа, орфографическая работа, а также работа с однокоренными словами.  

Музыкальная  физминутка  позволила частично нейтрализовать физическую усталость, а так же ввести учащихся в мир художественного слова и фантазии, поддержать эмоциональный настрой.

На уроке были использованы методы проблемно-диалогического  обучения. Ребята работали по тренажёру «Безударная гласная», выполняли задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления, выполняют задания по выбору (по уровню сложности).

Обобщение урока проходило в несколько этапов. Первым этапом было тестовое задание с целью проверки прочности усвоения нового материала и поддержания заинтересованности в качестве выполнения.

Рефлексия в конце урока позволила увидеть эмоциональное состояние детей. В уроке были использованы:  презентация, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, что делало урок интересным,  эмоциональным, повышало мотивацию учащихся.  

Развитие учащихся происходит  на всех этапах урока. Учащиеся получают новые знания, анализируют  и классифицируют  учебный материал, учатся  обобщать и строить предложения, самостоятельно получать  и открывать  новую учебную информацию. Коммуникативность учащихся проявляется  в умении вести учебный диалог, рассуждать и отвечать на поставленные вопросы, проводить самооценку, активно взаимодействовать в паре с товарищем.

Образовательная задача является  стержневой на протяжении всего урока. Учащиеся знакомятся  с новыми понятиями, учатся  определять корень родственных слов и выделять его графически, усваивать  принципы родственных слов. В процессе урока учащиеся практикуются  в применении новых знаний: подбирают однокоренные слова, классифицируют их, пополняют  свой словарный запас.

В ходе урока используются  проблемные и поисковые задания, осуществляются  коллективные и групповые формы работы. В течение всего урока поддерживается  благоприятный эмоциональный настрой и активность учащихся.

Думаю, что данный урок надолго сохранится в памяти учеников и завтра они будут готовы совершать новые открытия на уроках русского языка.

Методическая литература:

  1. Русский язык в начальной школе. Методические рекомендации. УМК «Шола 2100», - изд. Баласс, 2014 г.
  2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников УМК  «Школы 2100».
  3. Теплякова С. О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка. -  ж-л Начальная школа № 4 (2006), с 36.
  4. Тюрина И. А. Игра на уроках русского языка. -  ж-л Начальная школа № 2 (2008), с 28.
  5. Языканова Е. В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников.- М.: Чистые пруды, 2006. (Библиотека «Первого сентября»)

Интернет-ресурсы:

  1. Тест по русскому языку (2 класс) по теме: Части слова. Тестовая работа...  nsportal.ru›nachalnaya-shkola…chasti-slova…2-klass
  2. Части речи | Русская грамматика   http://rusgram.ru/main 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"

Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...

Урок русского языка 2 класс УМК « Школа 2100"

Тема: Слова, отвечающие на вопрос КТО? Слова, отвечающие на вопрос ЧТО?Цель:познакомить со словами, обозначающими предметы;отработка навыков определения слов – предметов, умение задавать к ним п...

технологическая карта урока русского языка. 3 класс. ОС "Школа 2100"

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...